Образцовые проекты Всероссийского конкурса «Учимся выбирать»

По многочисленным просьбам наших конкурсантов публикуем в качестве примера конкурсных работ проекты «Инновационно-технический конкурс «ТехнИК» председателя Молодежной избирательной комиссии Тамбовской области Сергея Краюхина и «Живая» книга «Дети войны: истории мужества и надежды» добровольца Российского фонда свободных выборов из Вологодской области Юлии Пегановой, которые были представлены для участия в Четвертом Всероссийском конкурсе «Учимся выбирать» и успешно реализованы в течение 2024-2025 годов.
05 марта, 2025
Уважаемые участники, обращаем ваше внимание, что согласно Положению о Пятом Всероссийском конкурсе электоральных молодежных проектов «Учимся выбирать» в этом году структура проекта была оптимизирована. Так, в нынешнюю структуру конкурсной работы добавлен элемент «новизна проекта» и исключен – «команда проекта».
Напомним, проект «Инновационно-технический конкурс «ТехнИК» был представлен председателем Молодежной избирательной комиссии Тамбовской области Сергеем Краюхиным в финале Четвертого Всероссийского конкурса «Учимся выбирать» и отмечен специальным призом Российской телекоммуникационной компании «За лучший проект в сфере цифровизации избирательного процесса».
Инициатива проведения командного состязания школьников по разработке идей в сфере автоматизации и цифровизации электорального процесса была успешно реализована молодежной избирательной комиссией региона при поддержке Избирательной комиссии Тамбовской области и Российского фонда свободных выборов. В конце февраля 2025 года состоялся финал конкурса «ТехнИК», в ходе которого обучающиеся старших классов общеобразовательных учреждений Тамбовщины презентовали модельные технические устройства, разработанные для упрощения процедур сортировки бюллетеней и подсчета голосов, создания дополнительных возможностей для голосования избирателей с ограниченными возможностями здоровья.
Конкурсная работа «Живая» книга «Дети войны: истории мужества и надежды» добровольца Российского фонда свободных выборов из Вологодской области Юлии Пегановой стала победителем Четвертого Всероссийского конкурса «Учимся выбирать» в номинации «Памяти достойны».
Инициатива, направленная на создание книги, содержащей истории и судьбы, воспоминания и размышления людей, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны, также одержала победу в Областном конкурсе молодежных проектов Правительства Вологодской области, получив грантовую поддержку на ее реализацию. В настоящее время осуществляется обработка собранных материалов, выпустить печатную книгу планируется к 9 мая 2025 года.
Конкурсная работа Сергея Краюхина (Тамбовская область)
Название проекта: «Инновационно-технический конкурс «ТехнИК»
Краткая аннотация проекта
Инновационно-технический конкурс «ТехнИК» (далее – Проект) представляет собой соревнование среди обучающихся общеобразовательных учреждений г. Тамбова и Тамбовской области по проектированию и созданию лучших робототехнических систем, а также разработке лучших прикладных программ, адаптированных к сфере избирательного права и процесса.
Проект направлен на правовое просвещение и развитие электоральной культуры молодых и будущих избирателей, выявление инновационных идей в сфере автоматизации и цифровизации избирательного процесса, формирование патриотических чувств и осознанное участие молодёжи в общественной и политической жизни региона и страны.
На территории г. Тамбова и Тамбовской области в рамках реализации национальных проектов для обучающихся общеобразовательных учреждений создана высокотехнологическая профессиональная техническая база, нацеленная на подготовку новых кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей в робототехнике, 3D-моделировании и программировании.
Проект состоит из следующих этапов:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Подготовительный этап. В рамках конкурса для участников разработан специальный курс подготовки, позволяющий приобрести:
- ключевые теоретические знания в сфере избирательного права и процесса (история и задачи избирательного процесса, особенности голосования, современные технологии, применяемые на выборах);
- практические навыки работы с действующими системами и комплексами для голосования и оптимизации процедуры выборов (КОИБ, система ДЭГ).
Курс подготовки представлен лекционно-практическими занятиями, проводимыми как в очных, так и онлайн форматах.
Основной этап. С учётом полученных теоретических и практических знаний участники должны представить свои работы по двум направлениям:
- Робототехнические системы;
- Прикладные программы.
Изобретения должны быть направлены на решение совокупности либо отдельных задач, возникающих в рамках процедуры выборов.
Заключительный этап. По завершению конкурса все работы будут представлены на открытой для посещения выставке «Молодёжные избирательные инновации». С учетом мнения жюри и зрителей выставки будут определены победили по номинациям.
В рамках Проекта с целью повышения интереса к институту выборов будет реализован конкурс на лучший медиарепортаж и публикацию о проводимых этапах.
Участники инновационно-технического конкурса «ТехнИК» получат дипломы, сертификаты и памятные подарки в соответствии с занятыми местами.
Актуальность проекта
Повышение правовой культуры и электоральной активности молодых и будущих избирателей является одним из приоритетных направлений деятельности избирательных комиссий Российской Федерации.
Реализация мероприятий по повышению правовой культуры избирателей получила новый импульс с введением в практику работы молодёжных избирательных комиссий. Одной из функций молодёжных избирательных комиссий является продвижение электоральной культуры среди молодых и будущих избирателей через различные формы взаимодействия с молодёжью.
Эта работа имеет огромное значение для уровня электоральной активности в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Значительной особенностью избирательной системы современной России является активное способствование внедрению новых, совершенных информационных технологий на каждом этапе избирательного процесса.
Одновременно наблюдается возрастающий интерес у молодёжи к IT–сфере, проектированию и конструированию, 3D-моделированию и веб-дизайну.
С 2015 года в рамках национальных проектов РФ образовательные учреждения Тамбовской области для своих обучающихся активно совершенствуют материально-техническую базу и преподавательский состав, позволяющие школьникам успешно разрабатывать, конструировать и программировать инновационные проекты во всех отраслях жизни.
Примером этого являются два крупнейших «Кванториума», распложенные на территории г. Тамбова, 2 класса цифрового образования, размещённые на базе двух крупнейших образовательных организаций города, на территории области развёрнуты более 170 центров «Точка роста», которые находятся в сельских школах и малых городах. Все перечисленные объекты дополнительного образования оснащены соответствующим оборудованием, в том числе ноутбуками, цифровыми лабораториями и робототехническими комплектами.
Учитывая расширенную научно-техническую базу образовательных учреждений области и подготовку обучающихся, имеется необходимость интегрировать накопленный потенциал в сферу избирательного права и процесса.
В этой связи актуальным является организация и проведение соревнований среди обучающихся общеобразовательных учреждений г. Тамбова и Тамбовской области по проектированию и созданию лучших робототехнических систем, а также разработке лучших прикладных программ, адаптированных к сфере избирательного права и процесса.
Детальный анализ и учет индивидуальных особенностей получения и восприятия молодёжью информации, ее форм и разновидностей позволил Молодёжной избирательной комиссии Тамбовской области разработать курс подготовки для участников конкурса, направленный на освоение теоретических и практических навыков необходимых в процедуре выборов.
При содействии педагогов – наставников и кураторов из Молодёжной избирательной комиссии, участники конкурса, с учетом приобретенных на курсах навыков, должны разработать робототехническую систему либо прикладную программу, адаптированную для решения совокупности либо отдельных задач возникающих в рамках процедуры выборов.
В соответствии с Соглашением, заключённым между Молодёжной избирательной комиссией Тамбовской области и Министерством образования Тамбовской области о взаимном сотрудничестве, инновационно-технический конкурс «ТехнИК» будет синхронизирован с образовательной программой обучающихся образовательных учреждений.
Конкурс позволит выявить лучших конструктов, разработчиков и программистов в указанной сфере. Осветит взгляд молодёжи на инновации в избирательной системе, а также позволит привлечь внимание к тематике выборов большую аудиторию молодых и будущих избирателей.
Реализация проекта позволит в долгосрочной перспективе значительно расширить площадку взаимодействия с молодыми и будущими избирателями для проведения мероприятий по повышению правовой грамотности и электоральной активности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – развитие правового образования и воспитание грамотного и заинтересованного молодого поколения, обеспечение получения знаний в области избирательного права и избирательного процесса, выявление лучших изобретателей и программистов, а также их разработок, направленных на цифровизацию и автоматизацию избирательного процесса, вовлечение молодёжи в научно-техническое и инновационное творчество в области избирательного права и процесса.
Задачи проекта:
- популяризация демократических принципов участия молодёжи в управлении делами государства;
- вовлечение молодёжи в конструкторскую деятельность, направленную на цифровизацию и автоматизацию процедуры выборов;
- совершенствование творческих и коммуникативных навыков молодёжи, активизация ее личного потенциала;
- формирование навыков осознанного, активного участия в выборах, референдумах;
- повышение уровня информированности молодых и будущих избирателей об институте выборов.
Команда проекта
Команда проекта включает в себя членов Молодёжной избирательной комиссии Тамбовской области в количестве 15 человек, сотрудников аппарата Избирательной комиссии Тамбовской области, а также научных руководителей общеобразовательных учреждений.
Целевая аудитория проекта
Целевую аудиторию Проекта составляют обучающиеся общеобразовательных учреждений Тамбовской области (учащиеся 5-11 классов).
Механизм реализации проекта
I этап (Подготовительный)
На данном этапе проводится подготовительная работа, а именно: определяются участники Проекта, разрабатывается алгоритм реализации Проекта с календарным планом, разрабатывается и утверждается брендбук Проекта, раздаточный и наградной материал, проводится работа по написанию сценариев всех этапов Проекта, составляется перечень расходных материалов, заказ сувенирной и наградной продукции.
В образовательные организации Тамбовской области направляются приглашения для участия в Проекте.
По результатам принятых заявок формируются учебные группы участников и составляется план-график для проведения базового курса подготовки, по двум направлениям:
- теоретические аспекты избирательного права и процесса, в которые входят история и задачи избирательного процесса, особенности голосования, современные технологии, применяемые на выборах;
- практические навыки работы с действующими системами и комплексами для голосования и оптимизации процедуры выборов (КОИБ, система ДЭГ).
Курс подготовки представлен лекционно-практическими занятиями, проводимыми как в очных, так и онлайн форматах.
При этом формируется состав экспертов по избирательному праву и избирательному процессу для проведения практических и теоретических занятий с конкурсантами и их наставниками.
С руководством образовательных организаций, заявленных в конкурсе при содействии Министерства образования и науки Тамбовской области, согласовывается программа дошкольного образования с учетом требований настоящего проекта.
Определяется программа и содержание, по которым пройдет «Основной» этап Проекта.
Формируются основы для организации «Заключительного» этапа Проекта.
Проводится работа по информационному сопровождению инновационно-технического конкурса «ТехнИК».
II этап (Основной)
После получения теоретических и практических навыков функционирования избирательной системы РФ участники, на базе своих образовательных учреждений, приступят к разработке моделированию и программированию робототехнических систем и прикладных программных комплексов по завяленном направлениям:
- Робототехнические системы;
- Прикладные программы.
К участию принимаются любые системы и программы, предназначенные для оптимизации процедуры выборов и совершенствованию её отдельных элементов, в частности:
- процедуры подсчета голосов;
- доставки и хранения бюллетеней и отчетных документов;
- обеспечения голосования в труднодоступной местности;
- обеспечения безопасности на избирательных участках;
- информирования избирателей.
Для изобретений и конструкций допускаются любые материалы и декорации.
С целью решения отдельных вопросов теоретического значения за каждым образовательным учреждением, принимающем участие в конкурсе, будет закреплен куратор из состава Молодёжной избирательной комиссии Тамбовской области.
По окончанию разработки участники должны будут подготовить презентацию своего изобретения и программы для защиты в рамках заключительного этапа.
На всем протяжении реализации Проекта будет проходить конкурс на лучший медиарепортаж и публикацию о проводимых этапах.
III этап (Заключительный)
По завершению основного этапа, организаторами конкурса будет открыта выставка «Молодёжные избирательные инновации», на которой участники разместят с целью презентации свои разработки.
Выставка будет открыта для посещения обучающихся иных образовательных учреждений. При этом информация о конкурсе и конкурсных работах с их описанием будет размещена на официальном портале Конкурса в сети Интернет и социальных сетях.
Экспертное жюри по результатам тестирования и презентации представленных работ определит победителей и призёров конкурса.
При этом посетители выставки (зрители) путем голосования выберут наиболее отличившие работы по их мнению.
В рамках Проекта, с целью повышения интереса к институту выборов, будет реализован конкурс на лучший медиарепортаж и публикацию о проводимых этапах.
Участники инновационно-технического конкурса «ТехнИК» получат дипломы, сертификаты и памятные подарки в соответствии с занятыми местами.
На данном этапе подводятся итоги реализованного Проекта, работа над «ошибками» по всем проведенным мероприятиям, формируется макет сборника методических материалов по итогам реализации Инновационно-технического конкурса «ТехнИК».
Награждаются партнёры Проекта и наиболее отличившиеся члены команды.
Период реализации проекта
I этап (Подготовительный) – с 26.08.2024 по 06.10.2024;
II этап (Основной) – с 07.10.2024 по 30.11.2024;
III этап (Заключительный) – с 01.12.2024 по 12.12.2024.
География и масштабируемость проекта
География проекта: Тамбовская область.
Учитывая, что информация о конкурсе и конкурсных работах будет размещена в сети Интернет и социальных сетях, доступ к информации о разработках и участниках будет доступно широкой аудитории граждан на территории Российской Федерации.
Инновационно-технический конкурс «ТехнИК» будет реализован при поддержке общеобразовательных учреждений, Министерства образования и науки Тамбовской области, региональных средств массовой информации (презентация проекта, новостные сюжеты о ходе проведения мероприятий в рамках проекта).
Информирование потенциальных участников Проекта будет также осуществляться через официальный сайт Избирательной комиссии Тамбовской области, Министерства образования и науки Тамбовской области и структурных подразделений, через социальные сети Избирательной комиссии Тамбовской области и Молодежной избирательной комиссии Тамбовской области.
Информация о реализации инновационно-технического конкурса «ТехнИК» будет размещена на официальных сайтах Избирательной комиссии Тамбовской области и Министерства образования и науки Тамбовской области.
Сборник методических материалов по результатам реализованного Проекта и его электронная версия будут размещены на официальном сайте Избирательной комиссии Тамбовской области в разделе «Молодежь и выборы».
Календарный план реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Дата начала | Дата окончания |
I этап (Подготовительный) | |||
1. | Направление приглашения в образовательные организации Тамбовской области для участия в Проекте | 26.08.2024 | 20.09.2024 |
2. | Разработка брендбука Проекта, дизайна раздаточных материалов и наградной продукции | 30.08.2024 | 15.09.2024 |
3. | Анализ образовательных программ, по которым конкурсанты пройдут обучение | 30.08.2024 | 20.09.2024 |
4. | Организация работы по информационному сопровождению Проекта | 26.08.2024 | 12.12.2024 |
5. | Формирование учебных групп участников и составление плана-графика для проведения базового курса подготовки | 21.09.2024 | 22.09.2024 |
6. | Проведение базового курса подготовки с конкурсантами | 23.09.2024 | 06.10.2024 |
7. | Формирование состава экспертов Проекта | 26.08.2024 | 07.09.2024 |
8. | Формирование материальной базы, изготовление печатной продукции, приобретение (изготовление) сувенирной продукции с символикой проекта | 29.08.2024 | 20.09.2024 |
9. | Подготовка программ и содержания этапов Проекта | 30.08.2024 | 10.09.2024 |
II этап (Основной) | |||
1. | Разработка, моделирование и программирование робототехнических систем и прикладных программных комплексов конкурсантами на базе своих образовательных учреждений | 07.10.2024 | 30.11.2024 |
2. | Реализация конкурса на лучший медиарепортаж и публикацию о проводимых этапах Проекта | 20.09.2024 | 12.12.2024 |
III этап (Заключительный) | |||
1. | Организация выставки «Молодёжные избирательные инновации» | 20.10.2024 | 12.12.2024 |
2. | Тестирование и презентация представленных работ, подведение итогов конкурса | 11.12.2024 | 11.12.2024 |
3. | Подведение итогов конкурса на лучший медиарепортаж и публикацию о проводимых этапах Проекта | 10.12.2024 | 11.12.2024 |
4. | Подведение итогов Проекта | 11.12.2024 | 12.12.2024 |
5. | Формирование сборника методических материалов | 11.12.2024 | 23.12.2024 |
6. | Награждение партнёров Проекта и членов команды Проекта | 11.12.2024 | 12.12.2024 |
Ожидаемые результаты
Количественные показатели:
В инновационно-техническом конкурсе «ТехнИК» планируется участие более 150 конкурсантов, более 500 молодых и будущих избирателей в роли зрителей и участников выставки.
Качественные показатели:
Повышение популярности института выборов среди молодёжи. Устойчивое формирование позиции среди молодых и будущих избирателей о возможности и доступности открытых механизмов управления делами государства.
Формирование основных навыков осознанного, активного участия в выборах и референдумах у участников Проекта.
Выявление лучших изобретателей и программистов, а также их разработок, направленных на цифровизацию и автоматизацию избирательного процесса
Повышение и совершенствование творческих и коммуникативных навыков молодёжи, активизация её личного потенциала.
Смета проекта
№ | Наименование расходов | Кол-во (шт.) | Цена за 1 ед.(руб) | Итого (руб) |
1. | Печать Памятки для участников Проекта | 150 | 140,00 | 21 000,00 |
2. |
Изготовление сувенирной продукции для активных участников проекта: - кружка керамическая. |
100 |
280,00 |
28 000,00 |
3. | Изготовление (приобретение) сертификатов | 150 | 45,00 | 6 750,00 |
4. |
Приобретение (изготовление) Кубков для победителей и призёров |
5 |
1500,00 |
7500,00 |
5. |
Изготовление сувенирной продукции для победителей и активных участников конкурса за лучший медиарепортаж и публикацию: - блокнот А5; - ручка. |
50 50 |
95,00 38,00 |
4750,00 1900,00 |
6. |
Приобретение расходных материалов: - пленка для ламинирования Fellowes 216x303 мм формат А4, 80 мкм глянцевая (100 штук в упаковке) |
1 |
1300 |
1300,00 |
ИТОГО: | 71 200,00 |
Конкурсная работа Юлии Пегановой (Вологодская область)
Название проекта: «Живая» книга «Дети войны: истории мужества и надежды»
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на создание „живой“ книги «Дети войны: истории мужества и надежды», содержащей истории и судьбы, воспоминания и размышления людей, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Книга названа «живой» не случайно: на ее страницах будут размещены QR-коды со ссылками на электронные материалы (видеозаписи бесед с ветеранами-детьми войны, аудиозаписи их воспоминаний, фотоматериалы, материалы о Великой Отечественной войне из открытых источников и т.д.). Такой формат позволит «оживить» книгу, привлечь внимание детей и молодежи к описанным событиям и историям, упростить восприятие информации, а главное – увековечить именно «живые» воспоминания.
На первом этапе планируется создание книги о детях войны Югского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области. В дальнейшем опыт будет распространен на территории всего Череповецкого муниципального района и далее - Вологодскую область. Также идея и опыт могут быть внедрены и использованы на любом уровне (локальном, региональном, федеральном) в Российской Федерации.
Сбор материалов для книги будет производиться посредством проведения встреч с ветеранами-детьми войны, записи бесед с ними, их воспоминаний в текстовом, видео-и аудиоформате. При необходимости дополнения и уточнения данных планируется работа в архивах.
Актуальность проекта
В 2025 году наша страна отметит 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне (далее также – ВОв). Одной из самых трагичных страниц ВОв является опаленное войной детство. Судьбы людей, встретивших войну детьми или родившихся в военные годы, разные, но в то же время похожи: голод, лишения, гибель родителей, тяжелый труд…Наш долг и святая обязанность – чтить и хранить память о них, а также передавать эту память новым поколениям.
С каждым годом получение и сохранение данных о ВОв из уст свидетелей тех событий становится всё сложнее – с нами всё меньше остается как ветеранов ВОв и тружеников тыла, так и детей войны. В связи с этим особую ценность и значимость приобретает личное общение с ветеранами-детьми войны, сбор их воспоминай.
Представляется актуальным и своевременным вовлекать в деятельность по сбору таких сведений школьников, молодежь, а также самих родственников детей войны. Это позволить создать условия как для развития системы патриотического воспитания, так и для сохранения и передачи истории семей. Данный тезис подтверждается и современными направлениями государственной политики. Так, 8 мая 2024 года президентом РФ утверждены Основы государственной политики РФ в области исторического просвещения. В данном стратегическом документе среди задач определено повышение исторической грамотности граждан посредством поддержки исторического краеведения, содействие в укреплении значимости семьи в процессе изучения истории детьми и молодёжью, включая передачу памяти о предках и обеспечение связи между поколениями.
Учитывая уровень развития технологий, особенности восприятия информация современными детьми и молодежью, проектом предусматривается не простое опубликование текста в книге, а с элементами интерактивного материала: на страницах будут размещены QR-коды, содержащие ссылки на электронные материалы (видеозаписи бесед с ветеранами, аудиозаписи из воспоминаний, фотоматериалы, материалы о ВОв из открытых источников и т.д.). Такой формат позволит «оживить» книгу, привлечь внимание детей и молодежи к описанным событиям и историям, упростить восприятие информации, а главное – увековечить именно «живые» воспоминания, эмоции героев.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – создание условий для сохранения памяти о судьбах детей войны, общения представителей различных поколений как инструмента воспитания чувства патриотизма и сопричастности к героическому наследию земляков.
Задачи:
- организация встреч, бесед с ветеранами-детьми войны;
- создание Rutube-канала проекта;
- создание видео-и аудиозаписей бесед с ветеранами, их воспоминаний, размещение материалов на Rutube-канале проекта;
формирование книги с воспоминаниями ветеранов-детей войны, историями их судеб, историческими справками, а также QR-кодами на материалы Rutube-канала проекта, выпуск книги в свет.
Команда проекта
Участник |
Описание роли в проекте |
Опыт участия в реализации проектов |
Пеганова Юлия |
Руководитель проекта. Функционал: общее руководство командой проекта, ведение отчетности, организация записи видео и аудио, ведение Rutube-канала проекта, работа с типографией, партнерами проекта.
|
Опыт в подготовке заявок на грантовые конкурсы, в реализации общественно полезных проектов при поддержке Правительства Вологодской области и Фонда президентских грантов более 5 лет, успешно реализовано 8 проектов. Опыт в организации и проведении патриотических и научных мероприятий. Многолетний опыт в проведении научных исследований, исторического краеведения. Опыт 5 лет в ведении редакционно-издательской деятельности: редактор научно-практического журнала «PRO.Право», редактор и составитель научных изданий. |
Пеганова Марина |
Координатор проекта. Функционал: организация и проведение встреч с ветеранами, запись их воспоминаний, историй, подготовка исторических справок для книги, работа в архиве (при необходимости), взаимодействие с родственниками героев книги, общее редактирование макета книги.
|
Зам.директора школы с. Воскресенское по воспитательной работе, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории; имеет опыт в проведении научных и культурно-образовательных мероприятий, в том числе патриотической направленности, опыт разработки и реализации общественно полезных проектов, проектов по программе «Народный бюджет». Многолетний опыт в области исторического краеведения. Имеет архив записей воспоминаний ветеранов. Создатель музея «Комната боевой и трудовой славы» в д.Шалимово Череповецкого района Вологодской области. |
Демичева Варвара |
Интервьюер. Функционал: проведение встреч с ветеранами, запись их воспоминаний, историй. |
Обучающаяся школы с. Воскресенское, командир школьного юнармейского отряда «Вымпел». Победитель и призер краеведческих конкурсов и конференций. Опыт участия в общественного полезных проектах, в т.ч. патриотических. |
Серова Оксана |
Интервьюер, контентмейкер. Функционал: проведение встреч с ветеранами, запись их воспоминаний, историй, фото и видео-запись, содействие в ведении Rutube-канала проекта, продвижение проекта, взаимодействие с родственниками героев книги. |
Директор Дома Культуры д.Шалимово, индивидуальный предприниматель в сфере традиционной народной культуры, фотограф. Опыт разработки и реализации общественно полезных проектов, проектов по программе «Народный бюджет». Опыт организаций патриотических мероприятий. |
Суслова Тамара |
Ответственный за взаимодействие с советами ветеранов. Функционал: проведение встреч с ветеранами, запись их воспоминаний, историй, подготовка архивной и справочной информации для книги, взаимодействие с родственниками героев книги. |
Член Общественного совета Череповецкого района; один из создателей музея «Комната боевой и трудовой славы» в д.Шалимово Череповецкого района Вологодской области. Опыт разработки и реализации общественно полезных проектов, проектов по программе «Народный бюджет»; опыт в проведении мероприятий патриотической направленности. |
Целевая аудитория проекта
1) Ветераны-дети войны – пожилые люди, родившиеся в период с 1928 г. по 03.09.1945 г., уроженцы или проживающие на территории Югского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области;
2) Родственники героев книги, дети, молодежь, взрослое население Череповецкого района, Вологодской области, проявляющие интерес к военной истории своей семьи и малой Родины.
Механизм реализации проекта
Создание „живой“ книги «Дети войны: истории мужества и надежды» предполагается путем сбора данных о судьбах детей войны, записи их воспоминаний.
Материал будет собираться командой проекта путем проведения встреч с ветеранами поколения детей войны, записи бесед с ними, их воспоминаний в текстовом, видео-и аудиоформате. К встречам также будут привлечены родственники ветеранов, школьники (школ с. Воскресенское и Домозерово) с целью приобщения детей к истории Великой Победы, краеведению, патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Записанные в текстовом виде материалы станут основой книги. Видео и аудио будут размещены на специально созданном для проекта Rutube-канале, а далее – в книге в форме QR-кодов.
Созданная книга будет напечатана (первоначально в количестве 100 экз.), фрагменты книги также будут доступны в электронном виде.
Период реализации проекта
Июль 2024 года – май 2025 года
География и масштабируемость проекта
Создание первой книги планируется на локальном уровне – Югское сельское поселение Череповецкого района Вологодской области. Посредством использования QR-кодов география проекта расширится в сети «Интернет».
В дальнейшем опыт будет распространен на территории всего Череповецкого муниципального района и далее - Вологодскую область.
Также идея и опыт могут быть внедрены и использованы на любом уровне (локальном, региональном, федеральном) в Российской Федерации.
Календарный план реализации проекта
Сроки |
Описание мероприятия, его результатов |
15 июля 2024 г. – 04 ноября 2024 г. |
Проведение встреч с ветеранами, запись их воспоминаний, историй, запись видео и аудио на встречах. Беседы с их родственниками (при необходимости). Результат: сформирована база материала для обработки и дальнейшей публикации в книге. |
15 июля 2024 г. – 12 января 2025 г. |
Создание видео и ауди-записей бесед с ветеранами, размещение на Rutube-канале проекта. Результат: сформирована база цифрового контента для размещения в книги путем QR-кодирования. |
5 ноября 2024 г.– 12 января 2025 г. |
Обработка записанного во время встреч материала, работа в архивах (при необходимости уточнения данных), подбор фото-, видео-, аудиоматериала. Результат: подготовлен материал для опубликования в книге. |
13 января 2025 г. – 10 апреля 2025 г. |
Изготовление книги (разработка и согласование макета, редактирование материала и т.д., выпуск книги в свет). Результат: опубликовано 100 экземпляров книги для дальнейшего распространения. |
Апрель 2025 г. |
Период для возможных доработок. Подготовка презентации книги. |
9 мая 2025 г. |
Проведение торжественной презентации книги с участием героев книги (по возможности), руководства Череповецкого района и Вологодской области, детей, молодежи, жителей Югского поселения. |
Май 2025 г. |
Распространение экземпляров книги среди родственников героев книги, школ, музеев Череповецкого района Вологодской области. |
Ожидаемые результаты
Количественные результаты:
1) Количество изданных книг – 100 печатных экземпляров.
2) Количество проведенных встреч с ветеранами – не менее 10.
3) Количество созданных видеозаписей – не менее 10.
4) Количество созданных аудиозаписей – не менее 5.
Качественные результаты:
Издание и распространение книги позволило создать условия для сохранения памяти о судьбах ветеранов-детей войны. Общение представителей различных поколений для сбора материалов к книге послужило инструментом воспитания чувства патриотизма и сопричастности к героическому наследию земляков. Использование QR-кодов в книги помогло распространить истории наших земляков в разные уголки России, а также привлечь внимание к трагическим страницам истории ВОв со стороны детей и молодежи.
Смета проекта
Наименование расходов |
Необходимая сумма и обоснование |
Услуги по разработке и выпуску в свет книги |
171 000, 00 руб Планируется подготовка и выпуск в свет 100 печатных экземпляров книги. В сумму включено: изготовление макета, присвоение международного книжного идентификатора ISBN, печать на мелованной бумаге, тираж – 100 экземпляров. Формат 60х90/16, объем до 150 страниц. Цена определена с учетом анализа рынка в Вологодской области на основе коммерческих предложений типографий. Экземпляры книги будут переданы в библиотеки, школы Череповецкого района, музеи, родственникам героев книги. |
ИТОГО: |
171 000, 00 руб |
Софинансирование |
На собственные средства команды проекта будет приобретено оборудование для более качественного ведения аудио- и видеозаписей:
На средства благотворителей* будет изготовлен дизайн обложки книги (3000, 00 руб). На средства благотворителей и команды проекта будут производится оплата проезда к ветеранам и их родственникам, в архив (при необходимости), оплата расходов на рассылку печатных экземпляров книги. * Благотворители – КФХ Демичева Э.В., ООО «Вектор». |
Эксперт Российского фонда свободных выборов Вероника Фатхутдинова