Ответственность за незаконное обращение с избирательными бюллетенями: зарубежная практика

Ответственность  за незаконное обращение с избирательными бюллетенями: зарубежная практика

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

12 июля, 2024

Законодательство некоторых государств при проведении выборов в ряде случаев особое внимание уделяет вопросам обращения и заполнения избирателей с выданными им для голосования бумажными избирательными бюллетенями, в том числе выдачей им нового (бумажного) избирательного бюллетеня взаимен испорченного, а также установлением ответственности за незаконное обращение с избирательными бюллетенями, которые являются избирательными документами строгой отчетности, обеспечивающими, в частности, реализации одного из принципов избирательного права и избирательного процесса – «один избиратель – один голос»1.

Законодательство ряда государств с целью обеспечения сохранения тайны голосования предусматривает ответственность избирателей за незаконное фотографирование и публичную демонстрацию содержания заполненного избирательного бюллетеня, в том числе электронного избирательного бюллетеня.

Законодательство предусматривает привлечение виновного избирателя в ответственности в виде наложения штрафа, а также лишения свободы по приговору суда на срок, например, до 10 лет (например, ЮАР).

В отдельных государствах законодательство вводит наложение на виновного избирателя, в частности, штрафа за вынос из помещения избирательного участка незаполненного избирательного бюллетеня, либо за его умышленную порчу, повреждение или уничтожение (например, Индия, Ирландия, Литва, Молдова, Нигерия, Словакия, Эстония), либо привлечение к уголовной ответственности в идее лишения свободы за изготовление и распространение фальсифицированных избирательных бюллетеней для голосования (например, Исландия), либо за распространение недостоверной информации об использовании избирательных бюллетеней (например, Таиланд).

В отдельных государствах законодательство предусматривает значительные сроки лишения свободы лица, виновного в совершении электорального преступления с незаконным использованием избирательных бюллетеней: до одного года (например, Индия) до свыше 10 лет (например, Нигерия).

Законодательство подавляющего большинства государств регулирует вопросы выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, некоторые из них закрепляют ответственность избирателя за незаконное получение нового избирательного бюллетеня взамен испорченного (например, США – отдельные штаты).

В отдельных государствах законодательство предусматривает ответственность за незаконное многократное голосование избирателей, в том числе уголовную ответственность (например, (например, Армения, Болгария, Ирландия, Кыргызстан, Молдова, Оман, Румыния, Таджикистан, Турция, Хорватия).

В некоторых государствах отдельные участники выборов, а также средства массовой информации призывали избирателей – в знак политического и электорального протеста – голосовать незаполненными избирательными бюллетенями, опуская их в ящики для голосования (например, Монголия).

Законодательство некоторых государств прямо не предусматривает ответственность организаторов выборов за изготовление и выдачу избирателям для голосования фактически недействительных избирательных бюллетеней, когда организаторами выборов изготавливаются и выдаются избирателям для голосования избирательные бюллетени с включением в них фамилий и имен, а также иных сведений о фактически незарегистрированных кандидатах на должность Президента Португалии (т.е. лицах, которые сняли свои кандидатуры либо регистрация которых была отменена, о чем в избирательных бюллетенях не содержится соответствующей видимой и ясной информации) (например, Португалия).

1. В рамках модели установления ответственности избирателей за незаконное обращение с избирательными бюллетенями (например, Беларусь, Индия, Ирландия, Исландия, Литва, Молдова, Нигерия, Словакия, США – отдельные штаты, Таиланд, Эстония) в Беларуси в статье 52 Избирательного кодекса закреплено положение о том, что запрещается выносить выданный избирательный бюллетень за пределы помещения для голосования.

В Индии в соответствии с законодательством любое лицо, которое на любых выборах берет или пытается вынести избирательный бюллетень с избирательного участка, либо умышленно помогает или подстрекает к совершению любого такого действия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, либо штрафом до пятисот рупий, либо и тем, и другим.

При этом если у председателя избирательного участка есть основания полагать, что какое-либо лицо совершает или совершило указанное электоральное преступление, такое должностное лицо может до того, как такое лицо покинет избирательный участок, арестовать или направить сотрудника полиции арестовать такое лицо, и может обыскать такое лицо или заставить сотрудника полиции обыскать его (при этом при необходимости вызвать на обыск женщину – обыск должна производить другая женщина со строгим соблюдением приличий).

Избирательный бюллетень, обнаруженный у задержанного при обыске лица, передается на ответственное хранение сотруднику полиции председательствующим, а при обыске, проводимом сотрудником полиции, хранится у него на ответственном хранении.

В Ирландии в соответствии с частью XXII Закона о выборах 1992 года лицо считается виновным в совершении преступления, если, в частности, умышленно и без законных полномочий берет, уничтожает избирательные бюллетени, которые использовались при голосовании, либо любой неиспользованный избирательный бюллетень.

Кроме того, законодательство предусматривает, что лицо считается виновным в совершении преступления, если злонамеренно уничтожает, рвет или портит избирательный бюллетень, либо подделывает или фальсифицирует избирательный бюллетень или официальную отметку на избирательном бюллетене, либо без законных оснований выносит избирательный бюллетень из помещения для голосования.

На виновное лицо может быть наложен в порядке упрощенного судопроизводства штраф в размере не более 1.000 фунтов стерлингов, или по усмотрению суда, к тюремному заключению на срок не более 6 месяцев или к штрафу и тюремному заключению одновременно, или, в случае осуждения по обвинительному акту (приговору) – к штрафу в размере не более 2.500 фунтов стерлингов, или по усмотрению суда, к тюремному заключению на срок не более 2 лет или к такому штрафу и такому тюремному заключению.

В Литве в соответствии с пунктом 7 статьи 135 Избирательного кодекса избирателям запрещается выносить избирательные бюллетени, конверты для голосования или передавать их другим лицам с места для голосования.

В Молдове в соответствии со статьей 79 Кодекса о выборах вынос выданного для голосования избирательного бюллетеня из помещения избирательного участка запрещен.

В Нигерии в соответствии со статьей 118 (3) Законом о выборах 2010 года лицо, незаконно завладевшее избирательным бюллетенем, либо осуществившее незаконное изготовление избирательного бюллетеня подлежит привлечению к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50.000.000 нигерийских найра, либо лишению свободы на срок не менее 10 лет, либо одновременно наложению штрафа и лишению свободы.

В Словакии в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ, содержащимися в Итоговом отчете о международном наблюдении на парламентских выборах 2010 года, при проведении парламентских и президентских выборов законодательно запрещен вынос избирателем неиспользованного избирательного бюллетеня с предусмотренной законодательством ответственностью за совершение указанного правонарушения в виде наложения штрафа в размере 33 евро.

Неиспользованные избирателем избирательные бюллетени должны быть опущены в специальный стационарный ящик с надписью: «Для неиспользованных избирательных бюллетеней».

Так, при проведении 5 марта 2016 года очередных парламентских выборов Министерство внутренних дел Словакии проинформировало избирателей о том, что в соответствии с обновленным законодательством запрещен вынос избирателем из помещения для голосования избирательного участка неиспользованного избирательного бюллетеня, которые в таком случае должны были быть опущены в специальный стационарный ящик с надписью: «Для неиспользованных избирательных бюллетеней».

В соответствии с обновленной процедурой голосования избиратель должен был поставить свою подпись в списке избирателей о получении избирательного бюллетеня, и в случае нежелания заполнения избирательного бюллетеня он должен был опустить его в специальный стационарный ящик с надписью: «Для неиспользованных избирательных бюллетеней».

При проведении указанных выборов ящики для голосования, а также ящик для неиспользованных избирательных бюллетеней, которые имели идентичный дизайн (за исключением вышеуказанной надписи) размещались на некоторых избирательных участках в непосредственно близости друг от друга, что – в этих условиях – это создавало условия для ошибочного опускания избирателями и заполненных, и неиспользованных избирательных бюллетене в ненадлежащий ящик.

После проведения указанных парламентских выборов и в целях дальнейшего совершенствования законодательства в части порядка голосования избирателей БДИПЧ ОБСЕ было рекомендовано, чтобы ящики для голосования и ящики для неиспользованных избирательных бюллетеней имели отчетливые и видимые надписи и не располагались в непосредственной близости друг от друга с тем, чтобы не создавать условий для ошибочного опускания избирателями и заполненных и неиспользованных избирательных бюллетене в ненадлежащий ящик.

При проведении 30 сентября 2023 года досрочных парламентских выборов законодательство по-прежнему запрещало вынос избирателями незаполненных избирательных бюллетеней из помещений для голосования участковых избирательных комиссий, и их обязательное опускание в специальный стационарный ящик с надписью: «Для неиспользованных избирательных бюллетеней».

При этом, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, члены участковых избирательных комиссий не всегда осуществляли надлежащий контроль за выполнением избирателями указанной электоральной обязанности.

В США в законодательстве штата Нью-Мексико закреплено, в частности, положение о том, что никто не имеет права выносить бумажный избирательный бюллетень с любого избирательного участка, если это не разрешено законом2.

В Эстонии в соответствии статьей 733 Закона о парламентских выборах нарушение запрета на вынос избирательного бюллетеня из комнаты для голосования избирательного участка влечет наложение штрафа в размере до 20 штрафных единиц.

В Исландии в соответствии со статьей 137 Закона о парламентских выборах, в частности, лицо, изготавливающее и (или) распространяющее для целей голосования фальсифицированные (до степени смешения с подлинными) избирательные бюллетени подлежит привлечению к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до четырех лет.

В Таиланде при проведении 24 марта 2019 года парламентских выборов за распространение в социальной сети Facebook «фейковой» информации (в частности, постов о якобы 600.000 фиктивных избирательных бюллетенях, использованных при подсчете голосов избирателей) 9 человек были привлечены к уголовной ответственности – до пяти лет лишения свободы и наложения штрафа в размере 3.100 американских долларов.

Указанные лица были осуждены в соответствии с положениями нового Закона «О компьютерных преступлениях».

2. В рамках модели установления ответственности избирателей за незаконное фотографирование и публичную демонстрацию содержания заполненного избирательного бюллетеня, в том числе электронного избирательного бюллетеня законодательство ряда государств допускает при проведении президентских, парламентских и иных выборов фото- и видеофиксацию хода голосования и подсчета голосов избирателей (например, Боливия), при этом в некоторых государствах законодательно либо в иной форме запрещено проведение видеофотосъемки хода голосования и подсчета голосов избирателей, а также использование в помещении для голосования избирательных участков либо в кабинах для тайного голосования кем бы то ни было мобильных телефонов с тем, чтобы не допустить «виртуальный вынос избирательного бюллетеня (бумажного либо электронного) и обеспечить сохранение тайны голосования избирателя (например, Беларусь, Бразилия, Бутан, Великобритания, Канада, Мальдивская Республика, Молдова, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Сан-Марино, Сербия, США, Фиджи, Финляндия, ФРГ, ЮАР).

Так, в Беларуси в соответствии со статьей 52 Избирательного кодекса запрещается осуществлять фото- и видеосъемку заполненного избирательного бюллетеня.

В Молдове в соответствии со статьей 79 Кодекса о выборах фотографирование или намеренная публичная демонстрация заполненного избирательного бюллетеня запрещены.

В ряде государств прямо законодательно запрещено избирателям брать с собой в кабины для голосования мобильные телефоны или технические устройства для фотографирования или передачи мобильных данных (например, Австралия, Монголия, Сан-Марино, Сербия, ФРГ), при этом аналогичный запрет имеется в некоторых государствах, в которых голосование избирателей производится не с использованием традиционных бумажных избирательных бюллетеней, а технических средств подсчета голосов (например, Бразилия).

Так, в ФРГ в 2017 году в законодательство был внесен запрет избирателям брать с собой в кабины для голосования мобильные телефоны или технические устройства для фотографирования заполненных избирательных бюллетеней или передачи с их помощью мобильных данных.

В отдельных государствах проведение видеофотосъемки, использование мобильных устройств, в том числе мобильных телефонов в процессе голосования и подсчета голосов избирателей законодательно запрещено, однако корреспондирующая административная либо уголовная ответственность в законодательстве не установлена (например, Украина).

В ряде государств проведение видеофотосъемки, использование мобильных устройств, в том числе мобильных телефонов в процессе голосования и подсчета голосов избирателей запрещено и является административным правонарушением или преступлением (например, Бразилия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, отдельные штаты в США (например, Айова, Алабама, Аризона, Западная Вирджиния, Джорджия, Иллинойс, Мэриленд, Мичиган, Невада, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Огайо, Северная Каролина, Теннесси, Техас, Флорида, Южная Дакота, Южная Каролина), Филиппины, ЮАР).

Так, в Великобритании при проведении 12 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов не допускалось делать избирателем электорального селфи на мобильный телефон: Избирательная комиссия Великобритании уведомила избирателей, что данный запрет связан с тем, чтобы не допустить вольного или невольного нарушения тайны голосования любого избирателя, находящегося в помещении для голосования избирательного участка.

Кроме того, избирательная документация участковых избирательных органов содержит конфиденциальную информацию (в частности, персональные сведения об избирателях), и в этих условиях Избирательная комиссия Великобритании не рекомендовала также фотографировать в помещениях для голосования избирательных участков.

Нарушение указанного запрета может повлечь удаление виннового лица из помещения для голосования и последующему наложению штрафа в размере 5.000 фунтов либо лишение свободы на срок до шести месяцев.

При проведении указанных выборов в помещениях для голосования избирательных участков размещались надписи и пиктограммы, запрещающие фотографирование в помещениях для голосования («no photography»), в том числе в кабинах для тайного голосования.

В Канаде Акт о парламентских выборах устанавливает, что демонстрация заполненного избирательного бюллетеня является незаконной.

Ведомство по выборам Канады рекомендует избирателям делать селфи за пределами помещения для голосования избирательного участка, и предупреждает о невозможности фотографирования заполненного избирательного бюллетеня.

Так, при проведении 18 октября 2019 года парламентских выборов Ведомство по выборам Канады разместило на своем сайте в сети Интернет напоминание избирателям о невозможности фотографирования в помещении для голосования избирательного участка, в том числе заполненного избирательного бюллетеня.

Кроме того, избиратели не должны иметь с собой в помещении для голосования избирательного участка какие-либо записывающие технические средства (например, видео и фотокамеры).

Контроль за соблюдением указанных законодательных положений осуществляет контролер за голосованием на избирательных участках (в одном помещении размещаются помещения для голосования избирателей нескольких избирательных участков и для координации работы указанных избирательных участков по проведению голосования избирателей окружным руководителем выборов назначается указанный контролер).

В случае если кто-либо фотографирует в помещении для голосования контролер за голосованием на избирательных участках вправе сделать замечание и попросить удалить незаконно сделанные снимки.

В случае намеренного нарушения вышеуказанных положений на виновное лицо может быть наложен штраф в размере 5.000 канадских долларов, либо оно может быть привлечено к ответственности в виде лишения свободы на срок до шести месяцев, либо к виновному лицу одновременно могут быть применены вышеуказанные виды наказания – штраф и лишение свободы.

В Новой Зеландии при проведении парламентских выборов законодательство запрещает совершение избирателями электорального селфи.

Законодательство запрещает фотографирование в помещениях для голосования, в том числе в кабинах для тайного голосования, избирательных участков за три дня до дня голосования на парламентских выборах (т.е. при проведении досрочного голосования), а также в день голосования.

На лиц, виновных в нарушении законодательства, может быть наложен штраф в размере 20.000 новозеландских долларов.

В США в соответствии с законодательством если в большинстве штатов за совершение электорального селфи (т.е. самофотографирование на мобильный телефон или иное устройство, в том числе содержание избирательного бюллетеня) может быть наложен штраф, то в штате Иллинойс за совершение электорального селфи виновное лицо по приговору суда может быть подвергнуто лишению свободы на срок от одного до трех лет.

Так, в штате Иллинойсе, одном из самых «строгих» штатов в части запрета на фотографирование в помещениях для голосования избирательных участков, законодательно закреплено положение о том, что если при голосовании с помощью бумажного избирательного бюллетеня или технического средства подсчета голосов избиратель каким-либо образом в ходе своего голосования допустит, что его волеизъявление (выбор) становиться известен любому другому избирателю, подлежит уголовной ответственности за совершение правонарушения по Class 4 felony (лишение свободы на срок от одного до трех лет).

В штате Огайо законодательство в течение многих лет законодательно запрещает фотографирование и передачу для всеобщего сведения (обнародования) в какой-либо форме заполненного избирательного бюллетеня.

За нарушение законодательство на виновных лиц может быть наложен штраф либо они могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде лишения свободы.

На Филиппинах при проведении 9 мая 2016 года выборов Избирательная комиссия Филиппин 5 апреля дополнительно проинформировала избирателей о запрете использования в помещениях для голосования избирательных участков мобильных телефонов для фотографирования процесса голосования, в том числе избирательных бюллетеней (т.е. избиратель вправе иметь при себе мобильный телефон, но не должен использовать его для совершения вышеуказанных действий).

Фотографирование избирательных бюллетеней рассматривается в качестве одного из элементов механизма подкупа избирателей, неправомерного воздействия на их свободное волеизъявление.

Электоральные селфи избирателей с заполненными избирательными бюллетенями запрещены.

В соответствии с законодательством неправомерное фотографирование в помещении для голосования избирательного участка, в том числе избирательного бюллетеня, может повлечь привлечение виновного лица к ответственности в виде лишения свободы по приговору суда на срок от одного года до шести лет, а также права занимать должности государственной службы; кроме того, такие избиратели лишаются активного избирательного права.

Так, при проведении указанных выборов Избирательная комиссия Филиппин инициировала привлечение к ответственности девяти зарубежных филиппинских избирателей3, которые совершили электоральное селфи (с демонстрацией избирательных бюллетеней) при голосовании с помощью открепительного удостоверения (голосование таких избирателей проводилось в течение одного месяца до дня проведения общего голосования на выборах).

В ЮАР законодательство о выборах предусматривает запрет на совершение электоральных селфи.

При проведении выборов Избирательная комиссия ЮАР принимает соответствующие разъяснения о запрете использования видеофотокамер или мобильных телефонов избирателями при голосовании в кабине для тайного голосования.

В случае нарушения указанного запрета виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде лишения свободы от одного года до 10 лет.

В итоговых отчетах некоторых миссий международных наблюдателей содержались рекомендации о необходимости внесения в законодательство положений о запрете внесения избирателем в кабину для тайного голосования мобильного телефона, фото- и видеокамеры, иных технических средств (например, Восточный Тимор).

В отдельных государствах центральные избирательные органы принимают организационные решения о создании условий для недопущения фотографирования избирателями заполненных избирательных бюллетеней (например, Босния и Герцеговина).

Так, в Боснии и Герцеговине при проведении 2 октября 2022 года очередных всеобщих выборов Центральная избирательны комиссия Боснии и Герцеговины приняла решение о том, что расположенные в помещении для голосования избирательного участка столы-места для заполнения избирательных бюллетеней, оборудованные индивидуальными стенками-экранами (так называемые индивидуальные настольные кабинки для голосования) для заполнения избирателем избирательных бюллетеней, должны располагаться своей открытой частью к столу (местам), за которым располагаются члены участковой избирательной комиссии, наблюдатели и таким образом, чтобы тайна голосования избирателя, при этом, не была нарушена, а избиратель не мог незаметно использовать какие-либо технические средства для фотографирования заполненного избирательного бюллетеня..

3. В рамках модели законодательного регулирования вопросов выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взаимен испорченного законодательство закрепляет, как правило, положение о том, что избирательный бюллетень должен содержать информацию (разъяснение) о порядке его заполнения, которая должна находиться в начале текста избирательного бюллетеня перед сведениями об участниках выборов и месте проставления отметки (отметок) о выборе избирателя (например, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Литва, Узбекистан); при этом законодательство ряда государств, наоборот, не предусматривает размещение в избирательном бюллетене информации о порядке заполнения избирательного бюллетеня (например, Великобритания, Латвия, Туркменистан).

В случае совершения ошибки при заполнении избирательного бюллетеня законодательство ряда государств предусматривает – при проведении соответствующих выборов и использовании при голосовании стандартных бумажных избирательных бюллетеней – возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного (например, Австралия, Австрия, Азербайджан, Андорра, Армения, Бангладеш, Беларусь, Великобритания, Греция, Исландия, Италия, Канада, Кыргызстан, Латвия, Литва, Мальта, Молдова, Папуа – Новая Гвинея, Словения, США – отдельные штаты, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Чехии, Эстония).

В некоторых государствах, в которых в рамках соответствующей избирательной системы и процедуры голосования избирателей законодательно предусмотрено вкладывание избирателем заполненного избирательного бюллетеня в специальный электоральный конверт перед опусканием их в ящик для голосования, законодательно закреплено право избирателя не только на получение нового (новых), взамен испорченного (испорченных), не только избирательного бюллетеня, но также и специального электорального конверта (например, Грузия, Латвия).

Законодательство отдельных государств предусматривает возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного не только в помещении для голосования избирательного участка, но также – при соблюдении соответствующего порядка возвращения испорченного избирательного бюллетеня и иных избирательных документов (материалов) – при голосовании избирателя по почте (например, Великобритания, США), в том числе при проведении досрочного голосования.

При этом в отдельных государствах в законодательстве особо оговаривается, что выдача избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного может быть произведена только один раз, т.е. одноразово (например, Венгрия, Кипр, Молдова, Украина), либо не более двух раз (например, США – отдельные штаты).

Законодательство ряда государств прямо не закрепляет право избирателя на замену испорченного избирательного бюллетеня новым избирательным бюллетенем (например, Казахстан, Мальдивская Республика, Швеция)4.

В некоторых государствах в соответствии с законодательством при проведении выборов выдача избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного не допускается, при этом законодательство прямо и ясно запрещает совершение данного электорального действия (например, Польша, Турция, Филиппины).

Законодательство некоторых государств закрепляет ответственность избирателя за незаконное получение нового избирательного бюллетеня взамен испорченного (например, США – отдельные штаты).

Так, в США в соответствии с законодательством штатов при проведении выборов и голосования, в том числе по почте, избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного (например, штаты Виргиния, Канзас, Техас).

Для получения нового избирательного бюллетеня взамен испорченного избиратель, принимающий участие в голосовании по почте, должен не позднее окончания официального времени голосования на соответствующих выборах подать в избирательный орган графства непосредственно лично, либо по почте или в электронном виде заявление по установленной форме (например, штат Монтана).

Так, в штате Монтана в соответствии с законодательством в указанном заявлении избиратель должен указать, в частности, о том, что при заполнении избирательного бюллетеня он совершил ошибку, либо что избирательный бюллетень поврежден, испорчен.

В указанном заявлении избиратель также подтверждает, что он осознает ответственность, предусмотренную законодательством, за многократное голосование, в том числе с использованием нового избирательного бюллетеня, выданному ему взамен испорченного.

4. В рамках модели законодательного закрепления ответственности за незаконное многократное голосование законодательство отдельных государств предусматривает уголовную ответственность лица за совершение электорального преступления, связанного с незаконным многократным голосованием (например, Ирландия, Оман).

Так, в Ирландии в соответствии с законодательством многократное голосование избирателя является уголовным преступлением.

В Омане законодательством предусмотрена ответственность, в том числе уголовная, за совершение ряда электоральных правонарушений, в том числе за двойное (многократное) голосование.

Лица, виновные в совершении указанного электорального преступления, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 10 дней до одного года и (или) наложению штрафа в размере от 1.000 до 4.000 оманских риалов.

5. В некоторых государствах отдельные при проведении выборов отдельные их участники, а также некоторые средства массовой информации призывали избирателей – в знак политического и электорального протеста – проголосовать незаполненными избирательными бюллетенями, опуская их в ящики для голосования без проставления каких-либо в них отметок (например, Монголия).

Так, в Монголии при проведении 26 июня (первого тура голосования) и 7 июля (второго тура) 2017 года на очередных президентских выборах отдельные участники указанных выборов, а также средства массовой информации, в частности, телерадиовещательная организация «TV 9» – под видом проведения предвыборной агитации – призывали избирателей в знак политического и электорального протеста – проголосовать во втором туре президентских выборов с помощью незаполненных избирательных бюллетеней, опуская их в ящики для голосования без проставления каких-либо в них отметок.

Такая «предвыборная агитация» сопровождалась «разъяснениями» о том, что ни один из двух кандидатов, вышедших во второй тур голосования, не сможет получить 50% и более действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании и, кроме того, явка избирателей будет также ниже 50%, – в этом случае, по мнению организаторов данной «агитационной кампании», президентские выборы будут признаны несостоявшимися, и на этой основе должны будут быть назначены новые выборы Президента Монголии.

Вместе с тем, в соответствии с законодательством, незаполненные избирательные бюллетени, опущенные избирателями в ящики для голосования, учитываются при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании и, таким образом, участники указанной акции получили противоположный эффект – явка избирателей, наоборот, возросла на число незаполненных избирательных бюллетеней, опущенных избирателями в ящики для голосования в знак протестного голосования.

К тому же явка избирателей не закреплена в законодательстве в качестве одного их оснований признания президентских выборов состоявшимися.

Вместе с тем, во втором туре голосования для признания избранным кандидат должен получить не менее 50% действительных голосов избирателей.

Необходимо, однако, отметить, что, если в первом туре голосования в ящиках для голосования оказалось 18.663 незаполненных избирательных бюллетеня (или 1.37%), то во втором туре голосования их число выросло почти в четыре раза и составило в совокупности 99.494 незаполненных избирательных бюллетеней (или 8.24%).

В соответствии с законодательством указанная «предвыборная агитация» с использованием технологии призыва к избирателям проголосовать незаполненными избирательными бюллетенями являлась противоправной, поскольку была направлена, юридически и фактически, на воспрепятствование свободному участию избирателей в голосовании и их волеизъявлению: в этом случае законодательство предусматривает применение мер ответственности, в том числе уголовной, к лицам, осуществлявшим воспрепятствование свободному участию избирателей в голосовании и их волеизъявлению.

6. Законодательство некоторых государств прямо не предусматривает ответственность организаторов выборов за изготовление и выдачу избирателям для голосования фактически недействительных избирательных бюллетеней (например, Португалия).

Так, в Португалии при проведении 24 января 2021 года очередных президентских выборов были изготовлены и выданы избирателям для голосования избирательные бюллетени с включением в них фамилий и имен, а также иных сведений о фактически незарегистрированных кандидатах на должность Президента Португалии (т.е. лиц, которые сняли свои кандидатуры либо регистрация которых была отменена, о чем в избирательных бюллетенях не содержалась соответствующая видимая и ясная информация).

Так, в избирательный бюллетень было включено 8 кандидатов на должность Президента Португалии, тогда как, фактически, было зарегистрировано только 7 кандидатов.

При этом в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ данная «электоральная оплошность» организаторов президентских выборов была охарактеризована всего лишь как факт, могущий ввести в заблуждение избирателей.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В отдельных государствах, в которых в соответствии с законодательством при проведении голосования избирателей используются электронные избирательные бюллетени, указанных проблем, в том числе в части признания недействительных избирательных бюллетеней, либо погашения неиспользованных бумажных избирательных бюллетеней, практически не имеется.

В отдельных государствах наблюдается тенденция перехода к небумажному (машинному или электронному) голосованию избирателей как к одному из магистральных направлений совершенствования избирательного процесса и процедуры голосования избирателей.

Так, 26 апреля 2024 года Верховный суд Индии принял решение, которым отклонил удовлетворение петиции об обязательном проведении повторного подсчета голосов избирателей, проголосовавших с помощью технических средств подсчета голосов с анонимным бумажным подтвердителем голоса избирателя (VVPAT - Vorter Verifiaible Paper Audit Trail), а также об использовании при голосовании – в качестве альтернативного способа – только бумажных избирательных бюллетеней, основывая свое решение на многократно подтвержденной достоверности машинного (электронного) голосования избирателей.

[2] В США в соответствии с федеральным и штатным законодательством голосование избирателей с помощью так называемого «условного» избирательного бюллетеня допускается в случаях, если у избирателя нет при себе или вообще надлежащего удостоверения личности, регистрационные данные об избирателе не были им изменены после изменения места жительства или фамилии, избиратель явился для голосования не на свой избирательный участок или кто-либо оспаривает право избирателя голосовать.

Так называемые «условные» бумажные избирательные бюллетени используются при голосовании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством штата.

Закон 2002 года устанавливает, что условные избирательные бюллетени должны выдаваться избирателям, которые считают себя зарегистрированными, но по прибытии на участок не обнаружили своего имени в списке избирателей; кроме того, условный избирательный бюллетень выдается в случае, если сотрудник избирательной комиссии принимает решение о том, что данный избиратель не имеет права голоса.

Указанный Закон гласит: «…если лицо заявляет о том, что оно является зарегистрированным избирателем в той юрисдикции, где желает голосовать ... то в таком случае этому лицу разрешается проголосовать с помощью условного избирательного бюллетеня»; в то же время подсчет условных избирательных бюллетеней может осуществляться только после завершения дня голосования, когда будет выяснено, находился ли избиратель в правильной «юрисдикции».

Вышеуказанный Закон содержит положение о предоставлении избирателю возможности узнать (через систему свободного доступа), был ли учтен его условный избирательный бюллетень при подсчете голосов, и если нет, то по какой причине.

При этом избиратель подписывает декларацию о том, что имеет право принимать участие в голосовании и не проголосовал на каком-либо ином избирательном участке.

«Условные» избирательные бюллетени признаются действительными только в случае, если в установленный в штате срок после голосования избиратель представит в избирательную комиссию необходимый документ, иное подтверждение своего избирательного права.

Так, в штатах Висконсин и Вирджиния избиратели, не имевшие надлежащего удостоверения в день выборов и проголосовавшие условно, для того, чтобы их голоса были засчитаны, мог предъявить нужный документ до пятницы, следующей за днем выборов; в штате Пенсильвания на это дается шесть дней, а в штате Огайо – 10 дней, в штате Флорида избиратель, прибывший для участия в голосовании без соответствующего документа, должен расписаться на конверте для «условного» бюллетеня, потом избирательные органы будут сличать эту подпись с подписью в списке зарегистрированных избирателей.

Подсчет условных избирательных бюллетеней занимает – в соответствии с законодательством штатов – от двух (штат Флорида) до 35 дней (штат Калифорния).

При этом установлена ответственность лица за незаконное голосование с использованием так называемого «условного» избирательного бюллетеня.

[3] Такие избиратели голосовали во Вьетнаме, Брунее, Гонконге, Испании, Лаосе, Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре.

Всего при проведении указанных выборов было зарегистрировано около 230.000 зарубежных филиппинских избирателей.

[4] В частности, законодательство ряда государств закрепляет процедуру голосования избирателей, в рамках которой избиратель берет самостоятельно со стола или специального стенда участкового избирательного органа те и столько избирательных бюллетеней, которые и сколько посчитает нужным, один из которых, затем, вкладывается избирателем в кабине для голосования в специальный конверт и, по выходе из кабины для голосования, опускается в ящик для голосования; остальные избирательные бюллетени, как электоральный мусор, выбрасываются в мусорную корзину, которая установлена в кабине для голосования.

На этой основе законодательство не предусматривает закрепления положений и процедуры получения избирателем нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

Так, в Швеции при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратели «заполняют» избирательные бюллетени в кабинах для голосования, а именно: избиратель вкладывает в специальный электоральный конверт с прорезью листок с отпечатанным наименованием политической партии (избирательный бюллетень) и через сотрудника участкового избирательного совета опускает специальный электоральный конверт в стационарный ящик для голосования; остальные избирательные бюллетени, которые им были взяты со стола участковой избирательного совета, выбрасываются в мусорную корзину, которая размещена в кабине для голосования.

В США при проведении 8 ноября 2022 года промежуточных выборов Конгресс США в целом около 30% избирателей не должны заполнять избирательные бюллетени вручную, они голосуют при помощи технических средств подсчета голосов (например, в штатах Арканзас, Делавэр, Джорджия, Южная Каролина, Луизиана) и, следовательно, процедура выдачи нового избирательного бюллетеня взамен испорченного законодательством не предусмотрена.

Соответствующие технические средства проставления отметок в электронных избирательных бюллетенях позволяют избирателю проставлять соответствующие отметки в отношении своего электорального выбора, вносить изменения в указанные отметки, распечатывать избирательный бюллетень и, затем, опускать его в комплекс обработки избирательных бюллетеней для учета волеизъявления избирателей.