Парламентские выборы в Кыргызстане 4 октября 2020 года

Парламентские выборы в Кыргызстане 4 октября 2020 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.

17 сентября, 2020

В соответствии с Конституцией Кыргызстан является унитарным государством.

Кыргызстан является полупрезидентской республикой, в которой Президент Кыргызстана является главой государства.

Однопалатный парламент Кыргызстана – Жогорку Кенеш – является высшим законодательным органом государственной власти Кыргызстана, в состав которого на всеобщих и прямых выборах по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе избираются 
120 депутатов.

Конституционный срок полномочий парламента составляет пять лет.

Прошлые парламентские выборы были проведены 4 октября (воскресенье) 2015 года1.

В соответствии с Конституцией Кыргызстана и Конституционным законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» парламентские выборы назначаются главой государства не ранее чем за 100 календарных дней и не позднее чем за 90 календарных дней до дня голосования на выборах; днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва.

В условиях пандемии коронавируса Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков 2 июля 2020 года издал Указ № 139 о назначении на 4 октября (воскресенье) 2020 года очередных парламентских выборов – выборов 120 депутатов Жогорку Кенеша седьмого созыва.

К особенностям организации парламентского избирательного процесса при проведении указанных выборов можно отнести, в частности, следующее:

1. Обновленное законодательство сохранило высокий двойной заградительный барьер для допуска политических партий к участию в распределении депутатских мандатов: для участия в таком распределении политическая партия должна получить не менее 7% (ранее – 5%) действительных голосов зарегистрированных избирателей в национальном масштабе, а также не менее 0,7% (ранее – 0,5%) действительных голосов зарегистрированных избирателей в каждой из семи областей и городах Бишкек и Оша.

При этом с целью недопущения политической монополии одной политической партии Конституция Кыргызстана содержит ограничение, согласно которому ни одна политическая партия не может получить при распределении депутатских мандатов более 65 депутатских мандатов в 120-местном однопалатном парламенте (Жогорку Кенеш).

На этой основе голоса избирателей, поданные за список кандидатов соответствующей политической партии, сверх указанной 65-мандатной квоты, являются электорально недействительными.

2. Проведение парламентских выборов возложено на трехуровневую систему избирательных комиссий: Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, 54 территориальные избирательные комиссии, 2.462 участковые избирательные комиссии, а также 44 участковые избирательные комиссии, образуемые в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызстана в соответствующих иностранных государствах.

При этом строк полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий был увеличен с 2 до 5 лет, что должно повысить профессиональный уровень членов избирательных комиссий, эффективность процесса их электорального обучения, понизить влияние негативного эффекта постоянного и существенного обновления персональных составов избирательных комиссий перед каждым циклом проведения выборов.

3. Законодательством предусмотрена биометрическая регистрация избирателей, являющаяся необходимой предпосылкой для включения гражданина Кыргызстана в список избирателей и реализации активного избирательного права.

При этом не все избиратели, находящиеся за пределами территории Кыргызстана (около 500.000 человек), включены в списки избирателей, поскольку для включения в список зарубежных кыргызских избирателей гражданин Кыргызстана должен первоначально пройти биометрическую регистрацию в качестве избирателя, что в условиях пандемии коронавируса и ограниченности транспортного сообщения представляется затруднительным.

Для участия в голосовании зарегистрировано 13.422 зарубежных кыргызских избирателя (в 2015 году – 15.312): в ряде иностранных государств, где находятся граждане Кыргызстана, в целях оказания помощи в биометрической регистрации для последующего включения в списки избирателей, работают специальные мобильные группы, осуществляющие биометрическую регистрацию избирателей (для голосования зарубежных кыргызских избирателей образовано 44 избирательных участка в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызстана в 26 иностранных государствах).

4. ЦИК Кыргызстана зарегистрировала списки кандидатов 16 политических партий (всего Министерством юстиции Кыргызстана в республике зарегистрировано 259 политических партий).

При этом впервые в парламентских выборах участие не принимает правящая Социал-демократическая партия Кыргызстана, возглавляющая парламентскую четырехпартийную коалицию, которая в преддверии проведения парламентских выборов 4 октября 2020 года раскололась на две самостоятельные политические партии.

5. В соответствии с законодательством проводятся теледебаты представителей политических партий, при этом на указанных выборах проводятся три отдельных сеанса теледебатов с участием лидеров политических партий, три отдельных сеанса теледебатов с участием женщин-представителей политических партий, а также три отдельных сеанса теледебатов с участием молодых кандидатов политических партий.

6. Политические партии должны изготавливать и распространять аудиовизуальные агитационные материалы, содержащие в обязательном порядке либо сурдоперевод, либо бегущую строку, при этом агитационные печатные материалы должны быть изготовлены в удобном для избирателей формате, а также на языке Брайля или с использованием иных специальных средств коммуникаций с избирателями с ограниченными физическими возможностями.

Законодательство предусматривает, что указанные адаптивные агитационные материалы должны составлять не менее одного процента от общего объема агитационных материалов политической партии.

7. Законодательство не предусматривает государственного бюджетного финансирования политических партий; для участия в парламентских выборах политические партии должны открыть специальные счета в банковском учреждении для формирования избирательного фонда, внесения добровольных пожертвований и финансирования предвыборной агитации.

Физическое лицо может внести в избирательный фонд добровольное пожертвование в размере 200.000 кыргызских сомов, юридическое лицо – 3 млн. сомов, при этом кандидат может внести собственные денежные средства в размере, не превышающем 1,5 млн. сомов, политическая партия – не более чем 100 млн. сомов.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда составляет 500 млн. кыргызских сомов и по сравнению с 2015 годом увеличен на 200 млн. сомов (ранее предельный размер расходования средств избирательного фонда составлял 300 млн. сомов).

8. В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в двух основных формах: в помещениях для голосования избирательных участков, а также на дому, при этом голосование избирателей на дому проводится в день, предшествующий дню проведения общего голосования избирателей на парламентских выборах: таким образом, в день проведения общего голосования избирателей голосование избирателей на дому законодательно не допускается.

9. Законодательство предусматривает применение при проведении парламентских выборов, наряду со стационарными и, как правило, прозрачными ящиками для голосования, в рамках избирательной автоматизированной системы «Шайлоо» (Выборы) технических средств подсчета голосов – автоматически сканирующих урн – с последующей распечаткой протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссий после окончания официального времени голосования избирателей.

10. В избирательном бюллетене имеется графа «Против всех», которая имеет юридического значения для признания парламентских выборов несостоявшимися (в случае если число голосов избирателей, поданных за список кандидатов, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим спискам кандидатов, меньше числа голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов): в этом случае проводятся повторные парламентские выборы.

11. ЦИК Кыргызстана планирует размещать на своем сайте в сети Интернет (www.shailoo.gov.kg) в онлайн режиме предварительные итоги голосования и результаты парламентских выборов, в том числе в интерактивном формате, а также в формате размещения сканированных протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий.

12. При проведении указанных парламентских выборов ЦИК Кыргызстана создал и ведет электронную базу данных электоральных жалоб и обращений.

13 Право назначения наблюдателей предоставлено непосредственным участникам парламентских выборов (политическим партиям), а также общественным организациям; при этом статус наблюдателей не является единообразным и равным.
При этом законодательство предусматривает право политических партий назначать одного и того же наблюдателя одновременно на несколько избирательных участков, тогда как общественные организации могут назначать одного и того же наблюдателя только на один избирательный участок.

14. В соответствии с законодательством только кандидаты, политические партии и их уполномоченные представители, а также партийные наблюдатели имеют право обжаловать результаты парламентских выборов, избиратели и общественные (национальные) наблюдатели таким правом законодательством не наделены.

Конституционно-правовая база парламентских выборов. Проведение парламентских выборов регулируется положениями Конституции Кыргызстана от 27 июня 2010 года (с изменениями, в частности, от 28 декабря 2016 года, внесенными по результатам проведения национального референдума), единого Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» 2011 года (с изменениями, в частности, 2020 года), Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов» 2011 года (с изменениями, в частности, 2019 года), Законом о политических партиях, Законом о мирных собраниях, Законом о биометрической регистрации, Кодексом об административной ответственности Кыргызстана, Уголовным кодексом Кыргызстана, другими смежными законодательными актами, а также решениями Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

Кыргызстан является участником «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах Содружества Независимых Государств» от 7 октября 2002 года.

Как известно, в Кыргызстане в 2011 году было принято решение о замене действовавшего с 1999 года Кодекса о выборах в Кыргызской Республике другим нормативным правовым актом, а именно: Конституционным законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», т.е. был осуществлен переход от кодифицированного законодательного акта к иной правовой форме регулирования президентских и парламентских выборов.

После проведения в 2015 году парламентских выборов и в преддверии проведения 4 октября 2020 года очередных парламентских выборов в законодательство, в том числе в Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», были внесены существенные изменения.

При этом был учтен ряд прежних рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, в том числе в части установления ответственности за злоупотребление административным ресурсом, усиления противодействия подкупу избирателей, повышения прозрачности финансирования предвыборной агитации, облегчения доступа избирателей с ограниченными физическими возможностями в помещения для голосования избирательных участков.

25 июня 2020 года были приняты законодательные поправки, усиливающие ответственность за нарушение законодательства о выборах, в том числе подкуп избирателей2, предусматривающие календарные сроки для подачи и рассмотрения электоральных жалоб и обращений на нарушения избирательных прав и свобод.

Кроме того, законодательные поправки регулируют, в частности, вопросы обеспечения гендерного квотного представительства в списках кандидатов политических партий, порядка составления списков избирателей, восстановления отмененного в 2017 году 7% заградительного барьера для допуска политических партий к участию в распределении депутатских мандатов (в 2017 году был введен 9% заградительный барьер).

Парламентская избирательная система. В соответствии с Конституцией Кыргызстана и законодательством парламентские выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе, единому (национальному) избирательному округу и «жестким» спискам кандидатов политических партий.

Для участия в распределении депутатских мандатов политическая партия должна получить не менее 7% голосов (ранее (в 2010 году) – 5%, затем (в 2015 году) – 7%, далее (до июля 2020 года) – 9%) зарегистрированных избирателей в национальном масштабе, а также не менее 0,7% (ранее – 0,5%) голосов зарегистрированных избирателей в каждой из семи областей и городах Бишкек и Оша.

С целью недопущения политической монополии одной политической партии Конституция Кыргызстана содержит ограничение, согласно которому ни одна политическая партия не может получить при распределении депутатских мандатов более 65 депутатских мандатов в 120-местном однопалатном парламенте.

На этой основе голоса избирателей, поданные за список кандидатов соответствующей политической партии, сверх указанной 65-мандатной квоты, являются электорально недействительными.

Система избирательных комиссий при проведении парламентских выборов. Проведение парламентских выборов возложено на трехуровневую систему избирательных комиссий: Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (ЦИК Кыргызстана), 54 территориальные избирательные комиссии, 2.462 участковые избирательные комиссии, а также 44 участковые избирательные комиссии в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызстана в 26 иностранных государствах3.

ЦИК Кыргызстана является постоянным коллегиальным органом, ответственным за организацию и проведение выборов и референдумов.

В 2011 году был принят Закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов» (с изменениями, в частности, 2019 года).

Состав и срок полномочий ЦИК Кыргызстана – 12 членов, которые назначаются на пятилетний срок парламентом по квотному представлению Президента Кыргызстана, парламентского партийного большинства и парламентской партийной оппозиции, каждый из указанных субъектов номинирует четырех членов4.

Обновленное законодательство предусматривает гендерные квоты в составе ЦИК Кыргызстана: так, не менее 30% членов Комиссии должны быть женщины (в состав Комиссии назначено пять женщин, включая Председателя Комиссии).

Председатель Комиссии избирается на первом заседании Комиссии из числа ее членов путем проведения тайного голосования.

Заседания ЦИК Кыргызстана являются открытыми.

В соответствии с Регламентом ЦИК Кыргызстана решения принимаются большинством голосов назначенных членов ЦИК Кыргызстана, при этом в соответствии со статьей 18.2 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов» некоторые решения (например, регистрация списков кандидатов) требуют одобрения двумя третями голосов членов Комиссии.

Законодательство предусматривает обязательное участие всех членов в заседаниях Комиссии, при этом, однако, в соответствии со статьей 25 Регламента ЦИК Кыргызстана члены Комиссии, отсутствующие по уважительной причине, могут заранее ознакомиться с повесткой дня и проектами решений и оставить свое решение («за» или «против») в письменном виде: в таких случаях считается, что этот член Комиссии проголосовал.

Согласно законодательству, решения ЦИК Кыргызстана должны быть размещены на сайте ЦИК Кыргызстана (www.shailoo.gov.kg) в течение 
24 часов.

В связи с эпидемией коронавируса в Регламент ЦИК Кыргызстана были внесены изменения, предусматривающие возможность проведения заседаний Комиссии в онлайн режиме на сайте Комиссии в сети Интернет.

В соответствии с обновленным законодательством территориальные избирательные комиссии (ТИК) и участковые избирательные комиссии (УИК), как нижестоящие избирательные комиссии, формируются сроком на пять лет (ранее – на два года).

Увеличение срока полномочий избирательных комиссий должно повысить профессиональный уровень членов избирательных комиссий, эффективность процесса их электорального обучения, понизить влияние негативного эффекта постоянного и существенного обновления персональных составов избирательных комиссий перед каждым циклом проведения выборов.

Законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании ТИК и УИК (в отличие от гендерного квотного формирования состава ЦИК Кыргызстана).

ТИК формируется ЦИК Кыргызстана в составе не менее 11 членов; УИК формируется соответствующей ТИК в составе не менее 7 членов.

Половина членов каждой избирательной комиссии назначается по предложениям политических партий, а другая половина – по предложениям местных советов.

Каждая политическая партия может быть представлена в ТИК и в УИК только одним членом соответствующей комиссии.

ТИК и УИК были сформированы в январе 2020 года.

При проведении указанных парламентских выборов ЦИК Кыргызстана организовала дистанционное обучение членов избирательных комиссий, в том числе с использованием видеоматериалов.

Кроме того, ЦИК Кыргызстана разместила на своем сайте в сети Интернет, а также в средствах массовой информации информационно-разъяснительные материалы в отношении широкого круга участников парламентского избирательного процесса, а также избирателей с целью информирования об основных стадиях избирательного процесса и избирательных процедурах, особенностях проведения парламентских выборов и порядка голосования избирателей в условиях пандемии коронавируса.

Регистрация избирателей. При проведении 4 октября 2020 года очередных парламентских выборов избиратели, достигшие возраста 18 лет и старше на день голосования, вправе принимать участие в голосовании на указанных выборах.

В голосовании не вправе принимать участие лица, признанные недееспособными по решению суда, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда независимо от тяжести совершенного уголовного преступления.

Законодательством предусмотрена биометрическая регистрация избирателей.

Регистрация избирателей является пассивно-активной (в связи с необходимостью прохождения избирателями, находящимися как на территории Кыргызстана, так и за рубежом, биометрической регистрации в качестве избирателей)5.

Списки избирателей основываются на национальном (едином) регистре населения и являются извлечением из него, ведение которого возложено на Государственную регистрационную службу при Правительстве Кыргызстана.

В национальный регистр населения включаются сведения о гражданах Кыргызстана, поступающие от органов записи актов гражданского состояния, адресных служб, паспортных служб, а также биометрические регистрационные данные избирателей.

Так, в национальном регистре населения Кыргызстана содержатся персональные сведения об избирателях, а также их биометрические данные (фотография и отпечатки пальцев), которые используются в день голосования для идентификации избирателей в помещении для голосования избирательного участка.

В 2019 году в соответствии с законодательными поправками, регистрация избирателей, уточнение информации об избирателях, изготовление списков избирателей, возложены на ЦИК Кыргызстана (ранее эти обязанности были возложены на Государственную регистрационную службу при Правительстве Кыргызстана).

Списки избирателей уточняются на ежемесячной основе (до начала избирательной кампании), а в период проведения избирательной кампании – на ежедневной основе6.

В соответствии с законодательством списки избирателей составляются в электронном и бумажном виде и передаются участковым избирательным комиссиям в установленные сроки: электронный список избирателей находится в специальном устройстве.

При проведении указанных парламентских выборов, начиная с 16 июля, избиратели могли проверить включение сведений о себе, а также о местонахождении помещений для голосования, в онлайн режиме в предварительном электронном списке избирателей, размещаемом на сайте ЦИК Кыргызстана.

Участковые избирательные комиссии должны предоставлять для всеобщего сведения списки избирателей: с 26 июля списки избирателей, изготовленные на бумажном носителе, были предоставлены для всеобщего сведения в помещении каждой участковой избирательной комиссии, внесения в них необходимых уточнений и дополнений.

Не позднее 30 августа ЦИК Кыргызстана внесла необходимые изменения в списки избирателей по результатам проведенного избирателями уточнения и не позднее 4 сентября направила списки избирателей в соответствующие участковые избирательные комиссии.

При этом избиратели не позднее 20 сентября могли внести необходимые уточнения и дополнения в предварительно уточненный список избирателей.

В период проведения уточнения списков избирателей избиратель вправе изменить место своего пребывания и принять участие в голосовании по месту фактического нахождения, подав соответствующее заявление о включении в список избирателей соответствующего избирательного участка.

В целом при подготовке к проведению указанных парламентских выборов ЦИК Кыргызстана разработала цифровой сервис «Кабинет избирателя», который предназначен для улучшения условий реализации активного избирательного права граждан Кыргызстана путем расширения возможностей подачи заявлений: так, цифровой сервис содержит информацию, необходимую для подачи и регистрации электронного заявления избирателя, информацию о статусе обработки поданных избирателями заявлений, об избирательном участке, к которому приписан избиратель, памятку избирателю, а также историю электоральных перемещений избирателя.

При проведении указанных парламентских выборов не все избиратели, находящиеся за пределами Кыргызстана (около 500.000 человек), включены в списки избирателей, поскольку для включения в список зарубежных кыргызских избирателей гражданин Кыргызстана должен первоначально пройти биометрическую регистрацию в качестве избирателя, что в условиях пандемии коронавируса и ограниченности транспортного сообщения представляется затруднительным.

Для участия в голосовании зарегистрировано 13.422 зарубежных кыргызских избирателя (в 2015 году – 15.312), т.е. в списки избирателей включены только те граждане Кыргызстана, которые встали на консульский учет и сдали персональные биометрические данные.

В ряде иностранных государств, где находятся граждане Кыргызстана, в целях оказания помощи в биометрической регистрации для последующего включения в списки избирателей, с 12 сентября работают специальные мобильные группы, осуществляющие биометрическую регистрацию избирателей (мобильные группы сформированы ЦИК Кыргызстана во взаимодействии с МИД Кыргызстана и Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызстана).

Для голосования зарубежных кыргызских избирателей образовано 44 избирательных участка в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызстана в 26 иностранных государствах.

Включение избирателей в список избирателей в день голосования на парламентских выборах законодательством не допускается

В списки избирателей включено 3.465.415 избирателей (по состоянию на 4 сентября), что на 704.118 избирателей (или на 25.5%) больше, чем при проведении прошлых парламентских выборов в 2015 году.

Выдвижение и регистрация списков кандидатов политических партий. При проведении парламентских выборов пассивное избирательное право предоставляется гражданину Кыргызстана, достигшему возраста 21 года, не имеющему гражданства иного государства, неснятой или непогашенной судимости.

В соответствии с законодательством выдвижение списков кандидатов производится только политическими партиями: кандидаты выдвигаются в составе «жестких» списков кандидатов, при этом одно и то же лицо может быть включено только в список кандидатов только одной политической партии7.

В списках кандидатов должны быть соблюдены четыре вида представительских квот – квоты по половой (гендерной) принадлежности, по наличию представителей национальных меньшинств, молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями.

Политические партии должны обеспечить квотное представительство в списках кандидатов в следующих пропорциях: не менее 30% представителей одного из полов (гендера), не менее 15% кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам, не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет, а также не менее двух лиц с ограниченными физическими возможностями.

При этом в соответствии с законодательством кандидат в списке кандидатов политической партии каждый четвертый должен быть представителем одного из полов, кроме того, не менее пяти кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам и кандидатов в возрасте до 35 лет должны быть среди первых 65 кандидатов списка кандидатов, а один кандидат с ограниченными физическими возможностями, как минимум, – в числе первых 50 кандидатов этого списка.

При этом, однако, квоты в списках кандидатов должны соблюдаться на момент регистрации списков кандидатов, но не на этапе распределения депутатских мандатов в соответствии с результатами парламентских выборов, что, в определенной мере, нивелирует эффективность мер, направленных на повышение уровня представительства менее представленных социальных групп.

При этом, однако, в случае образования вакантного депутатского мандата (после избрания депутатов) депутатский мандат подлежит замещению представителем соответствующей гендерной квоты.

При проведении указанных выборов первоначально 44 политические партии (из 259 политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Кыргызстана) уведомили ЦИК Кыргызстана о своем намерении принять участие в парламентских выборах (в выдвижении списков кандидатов)8.

ЦИК Кыргызстана зарегистрировала уполномоченных представителей 43 политических партий (из 44), которые должны были представлять в Комиссию для регистрации документы о выдвижении списков кандидатов, при этом отказала в регистрации уполномоченного представителя одной из политических партий (впоследствии в соответствии с решением суда от 28 июля ЦИК Кыргызстана 3 августа зарегистрировала указанного уполномоченного представителя политической партии)9.

В соответствии с законодательством документы для регистрации списков кандидатов должны быть представлены в ЦИК Кыргызстана не позднее 40 дней до дня голосования на парламентских выборах: в соответствии с Календарным планом по подготовке и проведению парламентских выборов – не позднее 24 августа), в течение 10 дней Комиссия должна была принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации представленных списков кандидатов.

Кроме того, в соответствии с законодательством для регистрации списков кандидатов политические партии должны были также внести избирательный залог в размере 5 млн. кыргызских сомов10.

Избирательный залог возвращается в следующих трех случаях:

1. если политическая партия получила не менее 5% действительных голосов избирателей, принимавших участие в голосовании (в таком случае политическая партии должна представить в ЦИК Кыргызстана отчет о размере и источниках создания избирательного фонда, а также о произведенных расходах из избирательного фонда; указанный финансовый отчет должен быть представлен не позднее 10 дней со дня голосования избирателей на парламентских выборах);

2. если ЦИК Кыргызстана отказала в регистрации списка кандидатов политической партии;

3. если политическая партия приняла решение об отказе от дальнейшего участия в парламентских выборах до утверждения ЦИК Кыргызстана текста и формы избирательного бюллетеня.

Невозращаемые избирательные залоги поступают в доход государственного бюджета.

Сведения об избирательных залогах, поступивших и возвращенных, а также о перечисленных в доход государственно бюджета, размещаются ЦИК Кыргызстана на своем сайте в сети Интернет.

Для регистрации списков кандидатов 16 политических партий подали документы в ЦИК Кыргызстана, в которых было 1.957 кандидатов.

Первоначально ЦИК Кыргызстана отказала ряду политических партий в регистрации выдвинутых ими списков кандидатов (политические партии подали соответствующие жалобы в судебные органы).

Так, 25 августа ЦИК Кыргызстана приняла решение об отказе в регистрации списка кандидатов политической партии «Кыргызстан», которая подала жалобу в соответствующий суд первой инстанции (Административный суд города Бишкека), который признал решение ЦИК Кыргызстана незаконным и допустил политическую партию к участию в указанных парламентских выборах.

При этом политическая партия «Бутун Кыргызстан» также была зарегистрирована ЦИК Кыргызстана в соответствии с решением Административного суда города Бишкека (первоначально 3 сентября ЦИК Кыргызстана не зарегистрировала список кандидатов указанной политической партии якобы в связи тем, что представленный список кандидатов не соответствовал списку кандидатов, утвержденному на партийном съезде и, к тому же, на съезде политической партии была нарушена тайна голосования при принятии соответствующего решения; однако, Суд не нашел оснований для отказа в регистрации списка кандидатов политической партии «Бутун Кыргызстан»).

Политической партии «Актив» также было отказало в регистрации списка кандидатов в связи с тем, что в соответствии с законодательством политическая партия не уведомила ЦИК Кыргызстана о дате проведения партийного съезда, из-за чего представители Комиссии не смогли принять контролирующего участия в его работе; кроме того, политическая партия не внесла избирательный залог.

В конечном счете, 4 сентября ЦИК Кыргызстана первоначально зарегистрировала списки кандидатов 15 политических партий, в том числе политической партии «Кыргызстан» (по решению суда); всего в списках кандидатов 15 политических партий было зарегистрировано 
1.912 кандидатов (45 человек отозвали свои кандидатуры из первоначально выдвинутых 1.957 кандидатов); среди зарегистрированных кандидатов – 618 женщин (32,32%).

Самым молодым кандидатом являл кандидат в возрасте 21 года (в 10 политических партиях), самый пожилым – в возрасте 80 лет (политическая партия «Мекен Ынтымагы»).

Среди зарегистрированных кандидатов 1.718 кандидатов (84%) имели высшее образование (314 кандидатов – среднее или средне-профессиональное образование), при этом указанный показатель варьируется от 61% (например, политическая партия «Партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов») до 95% (например, политическая партия «Бир Бол»); из 1.912 первоначально зарегистрированных кандидатов 1.641 кандидат не имели судимости.

После регистрации списка кандидатов политической партии ««Бутун Кыргызстан», в который было включено 120 кандидатов, ЦИК Кыргызстана зарегистрировала в списках кандидатов 16 политической партий 2.032 кандидата.

Наибольшее число кандидатов (200) включено в списки кандидатов двух политических партий («Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан»), наименьшее (78) – в список кандидатов Партии ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов.

В целом среди 2.032 зарегистрированных кандидатов 84 депутата действующего состава Жогорку Кенеша, которые включены в списки кандидатов 10 политических партий («Ата-Мекен», «Биримдик», «Бир Бол», «Бутун Кыргызстан», «Замандаш», «Кыргызстан», «Мекенчил», «Республика», «Социал-демократы»).

В соответствии с результатами жеребьевки, проведенной ЦИК Кыргызстана, политические партии были расположены в избирательном бюллетене в следующем порядке:

1. «Биримдик» (200 кандидатов); 

2. «Мекенчил» (138 кандидатов);

3. «Ыйман Нуру» («Справедливость и развитие») (102 кандидата);

4. «Мекеним Кыргызстан» (200 кандидатов);

5. «Реформа» (85 кандидатов);

6. «Ата Мекен» (150 кандидатов);

7. «Замандаш» (156 кандидатов);

8. «Бутун Кыргызстан» (120 кандидатов);

9. «Cоциал-демократы» (101 кандидат);

10. «Мекен Ынтымагы» (151 кандидат);

11. Партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов (78 кандидатов);

12. «Ордо» (100 кандидатов),;

13. «Бир Бол» (108 кандидатов);

14. «Республика» (166 кандидатов);

15. «Кыргызстан» (102 кандидата);

16. «Чон Казат» (82 кандидата)11.

В соответствии с законодательством текст и форма избирательного бюллетеня утверждается ЦИК Кыргызстана не позднее чем за 25 дней до дня голосования на парламентских выборах (утверждены 9 сентября 2020 года).

Информационное обеспечение парламентских выборов и предвыборная агитация. В соответствии с законодательством для участия в информационном освещении деятельности избирательных комиссий (их заседаний) представители средств массовой информации должны быть аккредитованы ЦИК Кыргызстана.

В целом ЦИК Кыргызстана при проведении указанных выборов аккредитовала 210 средств массовой информации: 57 телевизионных станций, 52 газеты и журнала, 26 радиостанций и 75 онлайн изданий средств массовой информации.

В соответствии с законодательством агитационный период начался за 30 дней до дня голосования на парламентских выборах, т.е. с 00:00 по местному времени 4 сентября 2020 года.

Проведение предвыборной агитации в общественных зданиях, а также размещение агитационных печатных материалов вне общественных мест, перечисленных в законодательстве, запрещено.

В соответствии с обновленным законодательством политические партии должны изготавливать и распространять аудиовизуальные агитационные материалы, содержащие в обязательном порядке либо сурдоперевод, либо бегущую строку.

Агитационные печатные материалы должны быть изготовлены в удобном для избирателей формате, а также на языке Брайля или с использованием иных специальных средств коммуникации с избирателями с ограниченными физическими возможностями.

Законодательство предусматривает, что указанные адаптивные агитационные материалы должны составлять не менее одного процента от общего объема агитационных материалов политической партии.

В соответствии с законодательством политическим партия предоставляется бесплатное эфирное время в средствах массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Государственные средства массовой информации должны выделять не менее одного часа бесплатного эфирного времени в течение каждого рабочего дня для предоставления в равном объеме времени каждой политической партии, принимающей участие в предвыборной агитации, при этом не менее половины из указанного объема эфирного времени должно быть использовано для участия в теледебатах.

Кроме того, в государственных печатных средствах массовой информации и онлайн изданиях средств массовой информации каждой политической партии должна быть бесплатно предоставлена печатная площадь в объеме не менее одного листа бумаги формата А4.

При этом политические партии могут за плату приобрести эфирное время в государственных и частных электронных средствах массовой информации, а также в печатных и онлайн изданиях средств массовой информации.

Расценки должны быть обнародованы средствами массовой информации заблаговременно и представлены в ЦИК Кыргызстана.

В рамках выделенного бесплатного эфирного времени агитационные выступления представителей политических партий состоялись в первой декаде агитационного периода, а именно: 7, 9 и 11 сентября.

При этом была предусмотрена организация прямой линии связи телезрителей с кандидатами, выступавшими в прямом эфире.

Каждый представитель политической партии имел 10 минут эфирного времени.

В соответствии с законодательство и решением ЦИК Кыргызстана три сеанса теледебатов состоятся непосредственно перед днем голосования избирателей на парламентских выборах, а именно: 28, 30 сентября и 2 октября.

Для проведения теледебатов на национальном телевидении выделено прайм-тайм: с 20:00 до 23:00.

Кроме того, 21, 23 и 25 сентября должны состояться отдельные теледебаты с участием женщин-представителей политических партий.

Предусмотрено также проведение отдельных теледебатов с участием молодых кандидатов политических партий, которые состоялись 14,16 и 18 сентября.

Для участия в теледебатах 16 политических партий, представители которых принимают участие в теледебатах, были распределены по трем группам (как правило, по пять политических партий в каждой группе участников соответствующего сеанса теледебатов); при этом в теледебатах могут принимать участие только лидеры политических партий.

Законодательство запрещает проведение предвыборной агитации с использованием иностранных средств массовой информации, при этом в период избирательной кампании иностранные средства массовой информации не могут осуществлять онлайн вещание, т.е. осуществлять трансляцию в прямом эфире.

ЦИК Кыргызстана образовала специальную рабочую группу для мониторинга средств массовой информации, состав которой входят члены и сотрудники аппарата Комиссии, представители средств массовой информации и эксперты.

За нарушение порядка проведения предвыборной агитации ЦИК Кыргызстана могут быть применены меры воздействия к электоральным нарушителям.

Так, среди перечня мер воздействия – возложение на политическую партию обязанности, например, демонтировать баннер с правонарушающим агитационным материалом, содержащим, в частности, изображение несовершеннолетнего ребенка.

Законодательство не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации в социальных сетях, в сети Интернет12.

При этом в условиях пандемии коронавируса проведение предвыборной агитации частично видоизменено и перемещается в социальные сети, с сохранением возможности проведения не массовых публичных агитационных мероприятий.

В соответствии с законодательством день электоральной тишины начинается за сутки до дня голосования избирателей на парламентских выбора13.

Законодательство предусматривает проведение опросов общественного мнения, в том числе экзитполов, и обнародование их результатов только после окончания официального времени голосования избирателей.

Финансирование парламентских выборов и предвыборной агитации. В связи с эпидемией коронавируса первоначальные бюджетные средства, выделенные на проведение парламентских выборов в размере 732 кыргызских сомов (около 8 млн. евро) были сокращены до 446 млн. сомов, из которых около 60 млн. сомов должно быть целевым назначением израсходовано на поведение противоэпидемиологических и санитарных мероприятий при проведении голосования избирателей.

Законодательство не предусматривает государственного бюджетного финансирования политических партий.

В соответствии с законодательством политические партии должны открыть специальные счета в банковском учреждении для формирования избирательного фонда, т.е. открыть избирательный фонд политической партии для внесения добровольных пожертвований и финансирования предвыборной агитации.

В соответствии с законодательством физическое лицо может внести пожертвование в избирательный фонд политической партии в размере 200.000 кыргызских сомов, юридическое лицо – 3 млн. сомов.

При этом кандидат может внести в избирательный фонд свои собственные денежные средства в размере, не превышающем 1,5 млн. сомов, политическая партия – не более чем 100 млн. сомов.

Внесение пожертвований в наличной денежной форме, в натуральном виде, от иностранных физических и юридических лиц, анонимных пожертвований, пожертвований от религиозных организаций, государственных органов и учреждений, благотворительных организаций законодательно запрещено.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии составляет 500 млн. сомов и по сравнению с 2015 годом увеличен на 200 млн. сомов (ранее – 300 млн. сомов).

ЦИК Кыргызстана осуществляет контроль за соблюдением политическим партиями положений законодательства о финансировании предвыборной агитации.

Банковские учреждения на еженедельной основе представляют ЦИК Кыргызстана сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий.

ЦИК Кыргызстана размещает указанные сведения на своем сайте в сети Интернет.

При проведении указанных парламентских выборов ЦИК Кыргызстана приняла инструкцию, в соответствии с которой политические партии должны до дня голосования на указанных выборах представить два промежуточных финансовых отчета, а после дня голосования – итоговый финансовый отчет.

Так, первый финансовый отчет представляется в ЦИК Кыргызстана вместе с документами о регистрации списка кандидатов политической партии14, второй финансовый отчет – не позднее 24 сентября, итоговый финансовый отчет должен быть представлен не позднее 10 дней со дня голосования избирателей на парламентских выборах.

Все финансовые отчеты должны быть размещены на сайте Комиссии в сети Интернет, а также предварительно пройти аудиторскую проверку специальной рабочей группой, образованной при ЦИК Кыргызстана.

Современные информационные технологии и электоральная кибербезопасность. В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов применяется избирательная информационная система (избирательная автоматизированная система «Шайлоо» (Выборы)15, а также новые информационные ресурсы и технологии.

При проведении указанных парламентских выборов применяется биометрическая регистрация национальных и зарубежных кыргызских избирателей и идентификация избирателей в день голосования в помещениях участковых избирательных комиссий, впервые введенная в 2015 году, что обеспечивает достоверность списков избирателей.

В соответствии с законодательством списки избирателей составляются в электронном и бумажном виде и передаются участковым избирательным комиссиям в установленные сроки: при этом электронный список избирателей находится в специальном устройстве.

В соответствии с Указом Президента Кыргызстан о назначении парламентских выборов перед Правительством Кыргызстана поставлена, в частности, задача оказать содействие ЦИК Кыргызстана в обеспечении кибербезопасности информационных электронных систем, применяемых в парламентском избирательном процессе, обмена данными посредством системы электронного межведомственного взаимодействия, а также в обеспечении бесперебойными и безопасными каналами связи для проведения установленных законодательством процессов передачи данных, в формировании списка избирателей и его актуализации на основе Единого государственного реестра населения.

Для обеспечения прозрачности, справедливости и достоверности результатов парламентских выборов ЦИК Кыргызстана внедряет в избирательный процесс цифровые технологии.

Так, при проведении указанных выборов впервые применяется портал избирателей «Тизме», который содержит информацию о списках избирателей в разрезе областей, гендерной принадлежности, возрастных групп, а также оперативные статистические сведения о списках избирателей, которые в период избирательной кампании обновляются ежедневно, а в межвыборный период – ежемесячно.

ЦИК Кыргызстана также разработал цифровой сервис «Кабинет избирателя», который предназначен для улучшения условий реализации активного избирательного права граждан Кыргызстана путем расширения возможностей подачи заявлений: цифровой сервис содержит информацию, необходимую для подачи и регистрации электронного заявления избирателя, информацию о статусе обработки указанных заявлений, об избирательном участке, к которому приписан избиратель, памятку избирателю, а также историю электоральных перемещений избирателя.

При проведении указанных выборов ЦИК Кыргызстана также впервые сформировала интернет-ресурс («Талапкер» (Talapker), на котором избиратели могли получить соответствующую информацию о политических партиях и списках кандидатов, а также кандидатах, включенных в них, ознакомиться с предвыборными программами политических партий, а также сведениями о пожертвованиях и расходовании средств избирательных фондов политических партий на проведение предвыборной агитации.

При голосовании и подсчете голосов избирателей используются автоматически считывающие урны (считывающие отметки избирателей в избирательных бюллетенях), а также ручной подсчет стандартных избирательных бюллетеней.

Так, для голосования избирателей законодательством предусмотрено применение технических средств подсчета голосов – автоматически считывающих урн с последующей распечаткой протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссий после окончания официального времени голосования избирателей (при этом с помощью иностранных «доноров» ЦИК Кыргызстан провела обновление программного обеспечения и тестирование указанных технических средств, а также обучение эксплуатационного персонала)16.

В преддверии проведения парламентских выборов ЦИК Кыргызстана обеспечила обновление одной четверти технических устройств, предназначенных для идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным, а также обновила программное обеспечение.

С целью предотвращения электоральных киберугрозы указанные технические средства (автоматически считывающие урны) и система биометрической идентификации избирателей работают в оффлайн режиме, т.е. в формате локальной сети.

При проведении указанных парламентских выборов видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей законодательно не предусмотрено.

Порядок голосования избирателей, итоги голосования и результаты парламентских выборов. В соответствии с законодательством избирательные бюллетени изготавливаются на государственном и официальных языках не позднее 10 дней до дня голосования на парламентских выборах и которые не позднее одного дня до дня голосования передаются в участковые избирательные комиссии.

Текст и форма избирательного бюллетеня были утверждены ЦИК Кыргызстана 9 сентября 2020 года (до 3 октября избирательные бюллетени должны быть переданы в участковые избирательные комиссии).

В избирательном бюллетене имеется графа «Против всех», которая имеет юридическое значение для признания парламентских выборов несостоявшимися (в случае если число голосов избирателей, поданных за список кандидатов, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим спискам кандидатов, меньше числа голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов): в этом случае проводятся повторные парламентские выборы.

В соответствии с законодательством голосование проводится в двух основных формах: в помещениях для голосования избирательных участков, а также на дому (т.е. вне помещения для голосования избирательного участка), при этом досрочное голосование, голосование по почте, иные виды голосования законодательством не предусмотрены.

Голосование избирателей в помещении для голосования стационарного избирательного участка проводится в один (воскресный) день с 08:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 12 часов.

Голосование избирателей на дому проводится с 08:00 до 20:00 по местному времени за день до дня общего голосования на парламентских выборах – 3 октября (таким образом, голосование избирателей на дому в день проведения общего голосования избирателей законодательно не допускается).

В условиях пандемии коронавируса в помещении для голосования избирательного участка избиратели должны соблюдать социальную дистанцию, члены участковых избирательных комиссий, наблюдатели, избиратели должны носить медицинские маски и иные защитные индивидуальные медицинские средства.

Помещение для голосования избирательного участка должно быть снабжено санитайзерами, а также периодически дезинфицироваться (обрабатываться специальными растворами).

При проведении указанных выборов часть избирательных участков оборудованы для доступа избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в помещениях для голосования избирательных участков размещаются специальные кабины для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (в частности, для голосования избирателей, являющихся инвалидами-колясочниками).

В день голосования на парламентских выборах перед получением избирательного бюллетеня первоначально производится биометрическая идентификация избирателя по отпечаткам пальцев его рук.

Идентификация избирателя основывается на сравнении отпечатков пальцев избирателя с отпечатками пальцев в записи (в случае несовпадения данных после пяти попыток, используется личный идентификационный номер и фотография избирателя).

С целью предотвращения электоральных киберугрозы система биометрической идентификации избирателей работает в оффлайн режиме, т.е. в формате локальной сети.

Для участия в голосовании избиратель должен предъявить действующую ID карту или паспорт.

Голосование избирателей в помещении для голосования избирательного участка производится с использованием прозрачных стационарных ящиков для голосования либо автоматически считывающих урн.

После заполнения избирательных бюллетеней в кабине для тайного голосования избиратель опускает их в стационарный ящик для голосования либо автоматически считывающую урну.

В соответствии с разъяснениями ЦИК Кыргызстана с момента начала и до окончания официального времени голосования избирателей фотографирование заполненного избирательного бюллетеня недопустимо; в противном случае избирательный бюллетень может быть признан недействительным в связи с несоблюдением тайны голосования избирателя.

Законодательством предусмотрено применение при проведении парламентских выборов технических средств подсчета голосов – автоматически считывающих урн (АСУ) с последующей распечаткой протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссий после окончания официального времени голосования избирателей.

В помещение для голосования – при проведении голосовании я избирателей с использованием автоматических считывающих урн – должно быть не менее двух автоматически считывающих урн (одна – основная, другая – запасная).

После завершения официального времени голосования избирателей в автоматическом режиме данные отправляются с АСУ участковой избирательной комиссии на центральный сервер ЦИК Кыргызстана по защищенным каналам связи: как показывает практика, данные с 97% АСУ участковых избирательных комиссий поступают в ЦИК Кыргызстана в течение 1,5 часов после завершения времени голосования избирателей (в течение всего дня голосования данные постоянно обновляются в избирательной автоматизированной системе «Шайлоо» и доступны всем пользователям).

На этой основе ЦИК Кыргызстана размещает на своем сайте в сети Интернет в онлайн режиме предварительные итоги голосования и результаты парламентских выборов, в том числе в интерактивном формате, а также в формате размещения сканированных протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий.

В соответствии с законодательством ЦИК Кыргызстана не позднее трех дней со дня голосования размещает итоги голосования и списки избирателей, принявших участие в голосовании по каждому избирательному участку на официальном сайте Комиссии и обеспечивает вывешивание указанных сведений на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий.

Официальные результаты парламентских выборов должны быть определены ЦИК Кыргызстана не позднее 20 календарных дней со дня голосования избирателей на парламентских выборах.

Электоральные жалобы и обращения, обжалование результатов парламентских выборов. При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством электоральные жалобы, обращения и апелляции на решения избирательных комиссий могут подаваться избирателями, политическими партиями, кандидатами, их уполномоченными представителями, некоммерческими (общественными) организациями, а также наблюдателями.

По избирательным спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействие) избирательных комиссий предусмотрен досудебный порядок рассмотрения избирательных споров в рамках которого, решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие права участников парламентского избирательного процесса, подлежат первоначальному обжалованию в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии.

При этом решения ЦИК Кыргызстана, иных органов, а также нарушения избирательных прав граждан могут быть поданы в соответствующий суд первой инстанции по административным делам (Административный суд города Бишкека) и затем могут быть обжалованы в Верховный суд Кыргызстана, решение которого является окончательным.

В соответствии с законодательством жалобы, в том числе по вопросам оспаривания результатов парламентских выборов, должны быть поданы в сжатые календарные сроки – не позднее трех дней со дня, когда заявителю стало известно о соответствующем правонарушающем решении или действии.

Жалобы (апелляции) на решения по жалобам, принятые по первой инстанции, могут быть поданы не позднее трех дней со дня вынесения обжалуемого решения.

Избирательная комиссия или суд первой инстанции должны принять решение по поступившей жалобе (апелляции) в срок, не превышающий трех суток, при этом этот срок может быть продлен до пяти дней в случае, если факты, на которые ссылается заявитель, нуждаются в дополнительной проверке.

В случае если жалоба (апелляция) подана в день, непосредственно предшествующий дню голосования, либо в день голосования, она подлежит незамедлительному рассмотрению.

Жалобы (апелляции), поданные в Верховный суд Кыргызстана, подлежат рассмотрению в срок, не превышающий пяти дней.

Рассмотрение жалоб (апелляций) является публичным, решения судебных органов подлежат опубликованию.

В условиях пандемии коронавируса суды вправе рассматривать жалобы (апелляции) в дистанционном режиме (в режиме видеоконференций).

Избирательные комиссии и суды должны принимать решения по жалобам и апелляциям в течение трех дней, этот срок может быть продлен до пяти дней в случае, если факты, на которые ссылается заявитель, нуждаются в дополнительной проверке.

При проведении указанных парламентских выборов ЦИК Кыргызстана создала и ведет электронную базу данных электоральных жалоб и обращений.

В соответствии с законодательством только кандидаты, политические партии и их уполномоченные представители, а также наблюдатели от политических партий имеют право обжаловать результаты парламентских выборов, избиратели и общественные (национальные) наблюдатели таким правом законодательством не наделены.

Национальное (общественное) и международное наблюдение на парламентских выборах. Институт национального (общественного) наблюдения на парламентских выборах прямо закреплен в законодательстве Кыргызстана.

Законодательство содержит детальные положения о правах и обязанностях наблюдателей, предоставляет им доступ ко всем стадиям парламентского избирательного процесса.

Право назначения наблюдателей предоставлено непосредственным участникам парламентских выборов (политическим партиям), а также некоммерческим (общественным) организациям.

При этом, однако, законодательство предусматривает право политических партий назначать одного и того же наблюдателя одновременно на несколько избирательных участков, тогда как некоммерческие (общественные) организации могут назначать одного и того же наблюдателя только на один избирательный участок.

Законодательством также предусмотрен институт международного наблюдения на парламентских выборах.

В соответствии с законодательством ЦИК Кыргызстана утверждает положение о порядке деятельности, статусе и полномочиях международных (иностранных) наблюдателей на выборах и референдумах Кыргызской Республики.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу 11 миссий международного наблюдения на президентских, парламентских выборах и конституционном референдуме: пяти миссий на президентских выборах – 20 октября 2000 года, 10 июля 2005 года, 23 июля 2091 года, 30 октября 2011 года, 15 октября 2017 года, пяти миссий на парламентских выборах – 20 февраля (первый тур голосования) и 12 марта (второй тур голосования) 2000 года, 27 февраля и 13 марта 2005 года, 16 декабря 2007 года, 10 октября 2010 года, 4 октября 2015 года, одной миссии на конституционном референдуме 27 июня 2010 года.

При проведении 4 октября 2020 года очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ также направила миссию международного наблюдения на указанных парламентских выборах, в том числе в составе 24 долгосрочных наблюдателей и 350 краткосрочных наблюдателей.

Международное наблюдение на указанных выборах осуществляют также миссия международного наблюдения Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Молдовы, миссия международного наблюдения Тюркского совета.

ПРИМЕЧАНИЯ: 

[1] В 2015 году в Жогорку Кенеш были избраны представители шести политических партий: Социал-демократическая партия Кыргызстана, Республика-Ата Журт, Кыргызстан, Онугуу-Прогрсс, Бир Бол, Социалистическая партия «Ата-Мекен».

Депутатами были избраны 20 женщин, при этом в составе правительства только 2 женщины (из 22 министров), при этом одна женщина занимала должность Вице-премьера правительства Кыргызстана; вместе с тем среди 9 губернаторов областей не было ни одной женщины.

В 2018 году в состав парламентской партийной коалиции, возглавляемой Социал-демократической партией Кыргызстана и включающей политические партии «Бир Бол» и «Кыргызстан», вошла политическая партия «Республика-Ата Журт; на этой основе правящая парламентская партийная коалиция имела 95 депутатских мандатов (из 120).

[2] Законодательство предусматривает ответственность как за подкуп, так и за продажу голоса, т.е. к соответствующей ответственности привлекаются не только кандидаты и их уполномоченные представители, но и избиратели.

Так, в Уголовном кодексе Кыргызстана также имеется статья 192 «Подкуп избирателей», под которым понимается не только передача денег и материальных ценностей, но и «способствование в получении какой-либо должности или иных благ»: подкуп избирателя наказывается наложением уголовного штрафв в размере от 180.000 сомов до 220.000 сомов.

Если подкуп совершает кандидат, его супруг (супруга), близкий родственник, уполномоченный представитель или доверенное лицо, на виновное лицо может быть наложен уголовный штраф в размере от 220.000 сомов до 260.000 сомов либо оно может быть приговорено к лишению свободы на срок до двух лет и шести месяцев.

В Кодекс об административных правонарушениях Кыргызстана включена новая статья 42(3) «Получение избирателем (участником референдума) денежных средств и материальных ценностей», которая предусматривает, что в случае если избиратель получает лично или через посредника деньги и (или) материальные ценности, на него может быть наложен штраф в размере 1.000 сомов.

При этом, однако, если избиратель добровольно сообщил о факте подкупа, он освобождается от административной ответственности.

[3] По сравнению с президентскими выборами 2017 года при проведении данных парламентских выборов образовано на 90 УИК больше: на 85 УИК больше на территории Кыргызстана и на 5 УИК больше – за пределами территории Кыргызстана.

[4] 3 сентября 2020 года парламентом был назначен новый член ЦИК Кыргызстана взамен выбывшего.

[5] С 2013 года прежняя система регистрации избирателей претерпела существенные изменения: списки избирателей составляются ЦИК Кыргызстана на основе единого общенационального реестра населения, который ведется Государственной регистрационной службой Кыргызстана, и в который дополнительно были внесены данные из реестра документов, удостоверяющих личность, и паспортов, а также из записей жилищных контор и актов гражданского состояния.

В качестве дополнительного требования, направленного, в том числе, на устранение неточностей при составлении списков избирателей, граждане обязаны пройти биометрическую регистрацию; в противном случае, они не вносятся в списки избирателей.

Биометрическая регистрация включает сканирование отпечатков всех десяти пальцев граждан, фотографии и подписи.

Биометрическую регистрацию можно пройти в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызстана в соответствующих иностранных государствах, центрах регистрации населения на территории Кыргызстана, в период избирательной кампании – в аэропортах или на железнодорожных вокзалах.

[6] Разработан Государственный портал избирателей «Тизме» (https://tizme.gov.kg/), который содержит информацию о списках избирателей в разрезе областей, гендерной принадлежности, возрастных групп, а также оперативные статистические сведения о списках избирателей, которые в период избирательной кампании обновляется ежедневно, в межвыборный период – ежемесячно.

[7] В Кыргызстане зарегистрировано 259 политических партий (по состоянию на 7 июля 2020 года), из них в 2019 году было зарегистрировано 14 новых политических партий, в 2020 году – еще пять политических партий.

[8] В связи с расколом в 2020 году правящей Социал-демократической партии Кыргызстана на две новые политические партии, которые в связи с регистрацией менее чем за год дня голосования на указанных парламентских выборах и незавершенными судебными процессами, ни одна из политических партий не была вправе принимать участие в указанных парламентских выборах.

[9] В частности, в связи с расколом в парламентских выборах не принимает участия Социал-демократическая партия Кыргызстана, кроме того, еще четыре политические партии отказались от участия в парламентских выборах (Партия труда (Эмгек), Бирик, Народно-демократическая партия Кыргызстана, Власть народу (Бийлик элге).

Уведомления об отзыве уполномоченных представителей поступили в ЦИК Кыргызстана от трех политических партий: Аграрной партии Кыргызской Республики; политической партии «Демократ», Партии коммунистов Кыргызстана.

Кроме того, в установленные законодательством сроки не открыла расчетный счет в банковском учреждении для создания избирательного фонда политическая партия «Жаратман эл», что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов политической партии.

[10] В 2010 году при проведении парламентских выборов размер избирательного залога составлял 500.000 кыргызских сомов; в выборах принимало участие 29 политических партий, к распределению депутатских мандатов было допущено 5 политических партий.

В 2015 году при проведении парламентских выборов размер избирательного залога был увеличен в 10 раз и составлял 5.000.000 сомов; в выборах принимало участие 14 политических партий, к распределению депутатских мандатов было допущено 6 политических партий.

[11] В соответствии с законодательством зарегистрированные кандидаты вправе подать заявление об исключении из зарегистрированного списка кандидатов соответствующей политической партии; такое же заявление может быть подано самой политической партии.

Кандидат исключается из списка кандидатов политической партии также в случае вступления в силу в отношении него обвинительного приговора суда.

[12] При этом в соответствии с решением Совета Безопасности Кыргызстана от 1 сентября 2020 года органы прокуратуры осуществляют мониторинг социальных сетей в части недопущения нарушения законодательства при проведении предвыборной агитации.

По состоянию на 11 сентября органы прокуратуры уже рассмотрели более 30 публикаций и восемь обращений граждан по поводу нарушений избирательного законодательства, в частности, подкупа избирателей в Кара-Сууйском районе Ошской области.

[13] В соответствии с итогами онлайн встречи Председателя ЦИК Казахстана с представителями регионального представительства Facebook в Кыргызстане, состоявшейся 7 сентября 2020 года, рассматривается вопрос о возможности недопущения размещения в кыргызстанском сегменте Facebook политической рекламы в день электоральной тишины.

Как известно, в настоящее время Facebook проводит на территории США в преддверии проведения 3 ноября 2020 года очередных выборов Президента США и Конгресса США специальную электоральную политику, а именно: в целях противодействия распространению недостоверной информации, а также фейковых агитационных материалов, в том числе об избранных кандидатах до официального обнародования итогов голосования и результатов выборов, могущих оказать влияние на явку избирателей и доверие к результатам выборов, Facebook в сентябре 2020 года принял решение, что в течение недели, предшествующей дню голосования на выборах (3 ноября), в социальной сети не будут размещаться какие-либо платные агитационные материалы, а также информационно-разъяснительные материалы избирательных органов, в том числе разъясняющие порядок голосования избирателей в условиях пандемии коронавируса.

Таким образом, Facebook осуществляет, в частности, проведение мер по верификации аккаунтов, из которых исходит политическая реклама (данная мера является вкладом в обеспечение чистоты выборов).

Как известно, вся политическая реклама добавляется в «Библиотеку рекламы», которая доступна по адресу www.facebook.com/ads/library/report, в которой необходимо кликнуть на плашку «Кыргызстан»: на начало сентября 2020 года в указанном сегменте содержалось 879 рекламных политических материалов объявлений из Кыргызстана на общую сумму 3.737 долларов США; в указанном сегменте также размещены сведения о физических лицах и политических партиях, оплативших размещение политической рекламы.

В целом указанная технология предоставляет избирательным органам и политическим партиям, кандидатам возможность отслеживать прозрачность финансирования политической рекламы, при этом политические партии, кандидаты, в свою очередь, проходя процедуру верификации, могут более успешно противостоять созданию против них фейковых аккаунтов.

[14] 9 сентября ЦИК Кыргызстана обнародовала сведения о поступлениях и расходовании средств избирательных фондов политических партий с 9 июля по 4 сентября.

Больше всего средств поступило в избирательный фонд политической партии «Биримдик» – 97.399.900 сомов (израсходовано – 85.527.800 сомов), меньше всего средств поступило в избирательный фонд политической партии «Ордо» – 5.925.000 сомов (израсходовано – 5.921.900 сомов).

[15] В соответствии со статьей 8 Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных протоколов от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям используется избирательная информационная система.

При этом данные о ходе и итогах голосования, полученные через избирательную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения, порядок использования которой определяется ЦИК Кыргызстана.

В 2011 году ЦИК Кыргызстана утвердила положение о порядке использования избирательной информационной системы.

[16] Технические средства подсчета голосов – автоматически считывающие урны использовались при проведении в 2015 году парламентских выборов, в 2016 году – конституционного референдума и при проведении ряда местных выборов, в2017 году – президентских выборов.

Турция выделила Кыргызстану 100.000 долларов для проведения технической и технологической модернизации избирательного процесса, в том числе приобретения автоматически считывающих урн, технических устройств для биометрической идентификации избирателей, другого технологического оборудования для дальнейшей автоматизации избирательного процесса.

Кроме того, при содействии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации в рамках Международного проекта обучения сотрудников правоохранительных органов с 7 по 10 сентября был проведен тренинг по безопасности на парламентских выборах для 21 сотрудника правоохранительных органов Кыргызстана.