Парламентские выборы в Нидерландах 15 – 17 марта 2021 года: первое многодневное голосование
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
09 марта, 2021
Нидерланды являются конституционной парламентской монархией.
Король (Королева) Нидерландов (монарх) является главой государства и возглавляет исполнительную власть (вместе с правительством осуществляет государственное управление).
В соответствии с Конституцией Нидерландов законодательный орган – двухпалатный парламент в составе 225 парламентариев: Палата представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата).
Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых сроком на четыре года на всеобщих и прямых выборах по пропорциональной избирательной системе.
Сенат состоит из 75 сенаторов, которые избираются сроком на четыре года посредством проведения косвенных выборов депутатами 12 провинциальных законодательных органов – провинциальных Советов.
В рамках законотворческого процесса Сенат является палатой «качества» законов, принимаемых Палатой представителей (он может принять либо отклонить закон, но не может самостоятельно вносить законопроекты), однако, в последнее время оппозиционные политические партии, представленные в Сенате, постепенно превращают его также в «политическую» палату в качестве инструмента политической парламентской борьбы с правительством, формируемым нижней платой; в соответствии с законодательством для принятия законопроекта, внесенного правительством в парламент, необходимо большинство голосов парламентариев в каждой из его палат.
Первые в политической истории Нидерландов парламентские выборы были проведены в 1848 году; первый национальный референдум – 8 августа 1797 года1, последний – в 2018 году.
В соответствии со статьями С.1, С.2 и С.3 Акта о выборах 1989 года периодичность проведения выборов депутатов Палаты представителей является фиксированной; выборы проводятся каждые четыре года в марте месяце (за исключением проведения досрочных парламентских выборов).
В соответствии с законодательством очередные парламентские выборы проводятся на основе королевского указа.
Прошлые выборы депутатов Палаты представителей состоялись 15 марта (пятница) 2017 года2.
15 – 17 марта (понедельник, вторник и среда) 2021 года состоятся очередные парламентские выборы и, по сути, – первое в современной политической истории Нидерландов фактически многодневное – трехдневное – голосование избирателей (в связи с пандемией коронавируса и началом голосования избирателей, находящихся в группе медицинского риска, на ряде избирательных участков, с 15 марта)3.
Все прошедшие с 1998 года парламентские выборы, за исключением проведенных 6 мая 1998 года, 15 мая 2002 года, 12 сентября 2012 года, 15 марта 2017 года, были очередными выборами.
В соответствии с законодательством так называемый «календарный шаг» (разрыв) между датами выборов депутатов Палаты представителей и членов Сената составляет два года.
Прошлые косвенные выборы членов Сената состоялись в 2019 году4; очередные выборы членов Сената должны состояться после проведения региональных выборов в 2023 году.
Исполнительный орган государственной власти – правительство, члены которого (Премьер-министр, министры и государственные секретари) назначаются после проведения выборов депутатов Палаты представителей.
Премьер-министром Нидерландов является, как правило, лидер списка кандидатов победившей на парламентских выборах политической партии.
В политической истории Нидерландов ни одной политической партии не удавалось самостоятельно завоевать парламентское большинство (76 депутатских мандатов) и сформировать правительство: все правительства являются коалиционными.
В среднем, формирование парламентской коалиции и коалиционного правительства осуществляется в течение 94 дней.
После проведения в 2017 году парламентских выборов, по результатам которых в Палату представителей были избраны представители 13 политических партий и два независимых кандидата, правительство является коалиционным в составе представителей четырех политических партий.
При этом формирование парламентской коалиции и действующего коалиционного правительства осуществлялось в течение рекордных 225 дней5.
15 января 2021 года в связи с правительственным кризисом коалиционное четырехпартийное Правительство Нидерландов во главе с Премьер-министром Марком Рютте, лидером праволиберальной политической партии «Народная партия свободы и демократии», приняло решение об уходе в отставку, которая в соответствии с Конституцией Нидерландов и законодательством должна была быть принята Королем Нидерландов (была принята).
При этом до проведения 15 – 17 марта 2021 года парламентских выборов Правительство Нидерландов продолжает исполнять свои полномочия в качестве переходного правительства.
В Нидерландах – 12 провинций, которые являются средним звеном административно-территориального устройства страны.
По состоянию на 1 января 2021 года в Нидерландах 352 муниципалитета, а также три специальных муниципалитета (на трех из шести островов Карибского бассейна – на территории островов Бонэйре, Синт-Эстатиуса и Саба)6.
Очередные муниципальные выборы будут проводиться 16 марта 2022 года.
Настоящие парламентские выборы проводятся в условиях пандемии коронавируса и введенного Правительством Нидерландов в октябре 2020 года карантина, который продлен с некоторыми исключениями до 31 марта (так, в связи с тем, что голосование избирателей проводится с 07:30 до 21:00, члены избирательных органов, а также избиратели, принимающие участие в голосовании, не будут подвергаться штрафным санкциям в связи с перемещением к месту своего проживания в рамках действующего с 21:00 до 04.30 по местному времени комендантского часа).
Голосование избирателей является добровольным (до 1970 года – обязательным).
К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения указанных выборов можно отнести, в частности, следующие:
1. Проведение выборов депутатов Палаты представителей регулируется положениями Конституции Нидерландов, Акта о выборах, принятым в 1989 году и действующим, фактически, как Избирательный кодекс, поскольку охватывает все виды и уровни выборов, в том числе выборов депутатов Европейского Парламента от Нидерландов, Акта о финансировании политической деятельности 2013 года, других законодательных актов.
2. При проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей применяется пропорциональная избирательная система с «открытыми» списками кандидатов (преференциальным голосованием избирателей) в рамках 20 многомандатных административно-избирательных округов (образованных преимущественно с административной целью), которые, однако, рассматриваются как единый (национальный) избирательный округ.
Вместо заградительного порога используется так называемая натуральная электоральная квота действительных голосов избирателей на один депутатский мандат.
В этих условиях нидерландская избирательная система является одной из самых пропорциональных избирательных систем в мире.
3. В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов электоральные функции осуществляет смешанная система государственных органов и избирательных советов: МВД Нидерландов, муниципалитеты, а также Избирательный совет Нидерландов, окружные избирательные советы, участковые избирательные советы.
В соответствии с законодательством Избирательный совет Нидерландов – центральный электоральный орган, является независимым постоянным и коллегиальным электоральным органом.
4. До 2017 года регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше, являлась пассивной, за исключением зарубежных нидерландских избирателей, для которых регистрация в качестве избирателей являлась активной, т.е. применялась смешанная (пассивно-активная) система регистрации избирателей.
В 2017 году смешанная (пассивно-активная) модель регистрации избирателей была законодательно изменена (но не применялась при проведении 15 октября 2017 года очередных парламентских выборов) и при проведении 15 марта 2021 года очередных парламентских выборов впервые будет применяться новая система регистрации избирателей, а именно: регистрация будет единой – пассивной – как для национальных, так и для зарубежных нидерландских избирателей, вводимая, в том числе, с целью повышения степени участия в голосовании зарубежных нидерландских избирателей и устранения электоральных барьеров на пути регистрации в качестве избирателей.
5. В соответствии с законодательством закреплено единое 18-летнее активное и пассивное избирательное право.
При этом законодательно предусмотрено так называемое отложенное пассивное избирательное право, а именно: в соответствии с законодательством лицо, не достигшее ко дню голосования на выборах депутатов Палаты представителей возраста 18 лет, тем не менее может принимать участие в выборах в качестве кандидата, и в случае его избрания депутатом указанное лицо включается в так называемый список «ожидания» при одновременном сохранении его депутатского мандат вакантным, а именно: при наступлении возраста 18 лет в период срока легислатуры парламента он наделяется полномочиями депутата.
В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов каждая политическая партия имеет свой список кандидатов; при этом в данный список под первым номером включается кандидат, который не только, как правило, является лидером политической партии, но также одновременно и кандидатурой на должность Премьер-министра Нидерландов.
Для регистрации списка кандидатов политическая партия должна внести избирательный залог в размере 11.250 евро, а также собрать в поддержку выдвижения списка кандидатов не менее 610 подписей избирателей, при этом не менее 30 подписей должно быть собрано в каждом из 20 многомандатных избирательных округов и не менее 10 подписей – на островных (заморских) территориях Нидерландов).
6. Принять участие в парламентских выборах первоначально заявили 89 политических партий, в том числе ряд политических партий, образованных в преддверии проведения указанных выборов.
В избирательные бюллетени были включены списки кандидатов 37 политических партий (в 2010 году – 18 политических партий, в том числе 8 новых политических партий, в 2012 году – 21 политической партии, в том числе 9 новых политических партий, в 2017 году – 28 политических партий, в том числе 14 новых политических партий), т.е. наблюдается рост участия политических партий в парламентских выборах.
В целом партийно-политическая система Нидерландов является «разбросанной», но относительно стабильной, в этих условиях при проведении настоящих парламентских выборов, по крайней мере, 14 политических партий рассчитывают на получение по одному депутатскому мандату, около шести политических партий – два-три, и только несколько крупных политических партий, в том числе правящая политическая партия «Народная партия свободы и демократии», получившая на прошлых парламентских выборах 32 депутатских мандата, рассчитывают на получение до 40-45 депутатских мандатов.
7. В целом законодательство исчерпывающим образом не регулирует проведение предвыборной агитации, при этом не устанавливает предельные размеры добровольных пожертвований физических и юридических лиц в избирательные фонды политических партий, предельные размеры расходования средств избирательного фонда; к тому же допускает внесение анонимных пожертвований и пожертвований из иностранных источников, не превышающих по своим размерам 1.000 евро.
Политические партии не представляют промежуточные финансовые отчеты, при этом итоговый финансовый отчет как самостоятельный документ также не представляется: в качестве составной части он включается в ежегодный итоговый финансовый отчет политической партии и представляется по истечении календарного года.
8. В соответствии с законодательством и в условиях пандемии коронавируса голосование избирателей проводится не в один календарный день, являющийся, как правило, средой, а в течение трех календарных дней – 15, 16 и 17 марта (понедельник, вторник и среда) и такое голосование является первым в современной политической истории Нидерландов фактически многодневным – трехдневным – голосованием избирателей при проведении парламентских выборов).
При этом, однако, 15 и 16 марта избиратели, прежде всего пожилые избиратели, избиратели, находящиеся в группе медицинского риска, могут проголосовать только на некоторых избирательных участках, тогда как 17 марта – все избиратели на всех избирательных участках.
Голосование избирателей проводится в каждый из указанных дней с 07:30 до 21:00 по местному времени, т.е. общая продолжительность ежедневного голосования избирателей составляет 13,5 часов.
При проведении данных парламентских выборов соответствии с законодательством списки избирателей на избирательных участках не составляются.
В день голосования член участкового избирательного совета перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проверяет карточку избирателя, удостоверяющую его личность как избирателя, и возможное невключение указанной карточки в список недействительных карточек избирателей и после выдачи избирателю избирательного бюллетеня изымает данную карточку у избирателя: на этой основе обеспечивается невозможность множественного участия избирателей в голосовании.
Законодательство предусматривает голосование избирателей по почте, по доверенности, с использованием открепительного удостоверения.
Законодательство не предусматривает явку избирателей для признания парламентских выборов состоявшимися (при проведении в 2010 году очередных парламентских выборов явка избирателей составила 75,4%, в 2012 году при проведении досрочных парламентских выборов – 74,6%, в 2017 году – 81,9 %).
В целом, явка избирателей за прошедшее десятилетие выросла на 6.5% (с 75.4% о 81.9%).
9. В соответствии с законодательством избирательные споры разрешаются в системе избирательных органов, иных органов, в частности, органов местного самоуправления, а также судов.
10. В соответствии с законодательством Избирательный совет Нидерландов составляет протокол о результатах парламентских выборов и направляет его вместе с протоколами всех нижестоящих избирательных советов, а также приложенными к ним жалобами в соответствующий специальный парламентский комитет – Комитет по вопросам депутатских полномочий для утверждения результатов парламентских выборов.
Комитет проверяет все представленные жалобы и вправе – при наличии серьезных нарушений – принять решение о проведении полного или частичного повторного подсчета голосов избирателей, повторных парламентских выборов.
11. При проведении парламентских выборов законодательство не предусматривает возможность обжалования результатов парламентских выборов в соответствующий суд в качестве последней инстанции.
12. Законодательство прямо не предусматривает институт национального (общественного) наблюдения на парламентских выборах, при этом любой избиратель может наблюдать за ходом голосования и подсчета голосов избирателей, присутствовать на заседаниях избирательных советов, а также подавать письменно или устно жалобы на любой стадии парламентского избирательного процесса.
Законодательство предусматривает институт международного наблюдения на парламентских выборах.
В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу четырех миссий международного наблюдения на парламентских выборах: впервые – 22 ноября 2006 года, затем – 9 июня 2010 года (досрочные выборы), 12 сентября 2012 года (досрочные выборы), 15 марта 2017 года.
При проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ в связи с пандемией коронавируса не направляло в Нидерланды ни миссии по оценке потребностей, ни какой-либо миссии международного электорального наблюдения иного формата.
Законодательство о парламентских выборах. Проведение выборов депутатов Палаты представителей регулируется положениями Конституции Нидерландов, Акта о выборах, принятым в 1989 году и действующим, фактически, как Избирательный кодекс, поскольку охватывает все виды и уровни выборов, в том числе выборов депутатов Европейского Парламента от Нидерландов, Акта о финансировании политической деятельности 2013 года, других законодательных актов.
В конце 2020 года в условиях пандемии коронавируса Правительство Нидерландов рассматривало возможность введения такого электорального института как предоставление всем избирателям возможности принять участие в голосовании на парламентских выборах по почте (до этого только зарубежные нидерландские избиратели имели право голосовать по почте).
Предполагалось, что проголосовать по почте за несколько недель до дня общего голосования избиратели могли бы как посредством отправки избирательных бюллетеней по почте, так и их личного опускания в день общего голосования в специальные ящики для голосования, установленные в специально выделенных для этих целей местах на территории каждого муниципалитета (с тем, чтобы минимизировать скопление избирателей в помещениях для голосования избирательных участков).
Кроме того, рассматривались предложение Министра внутренних дел Нидерландов о введении не одного, а нескольких дней общего голосования избирателей в помещениях для голосования избирательных участков (т.е. о многодневном голосовании избирателей), а именно: трех дней избирателей общего голосования в период с 15 по 17 марта 2021 года.
В целом предполагалось, что в условиях пандемии коронавируса законодательство должно было вводить дистанционно-временную модель организации голосования избирателей (в частности, голосование по почте, в дополнительных местах (помещениях (местах) на территории муниципалитета), многодневное голосование избирателей).
На этой основе 15 – 16 – 17 марта (понедельник, вторник и среда) 2021 года проводится первое в современной политической истории Нидерландов фактически многодневное – трехдневное – голосование избирателей на парламентских выборах (в связи с пандемией коронавируса).
Парламентская избирательная система. В соответствии с законодательством при проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей применяется пропорциональная избирательная система с «открытыми» списками кандидатов политических партий (преференциальным голосованием избирателей) в рамках 20 многомандатных административно-избирательных округов (образованных преимущественно с административной целью), которые, однако, законодательством рассматриваются как единый (национальный) избирательный округ.
Территория страны разделена на 20 многомандатных административно-избирательных округов с целью формирования политическими партиями региональных списков кандидатов.
Избиратель вправе проголосовать за любого кандидата в списке кандидатов политической партии, что означает также голосование за список кандидатов политической партии в целом.
Законодательство не предусматривает «заградительного» порога для допуска политических партий к распределению депутатских мандатов, а предусматривает так называемую натуральную электоральную квоту действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании, на один депутатский мандат (при проведении в 2017 году парламентских выборов натуральная электоральная квота равнялась 70.107 действительным голосам избирателей).
В этих условиях нидерландская избирательная система является одной из самых пропорциональных избирательных систем в мире.
Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов политических партий производится в рамках территории страны с использованием метода Д'Ондта, натуральной электоральной квоты действительных голосов избирателей на один депутатский мандат (1/150 или 0.67%)7.
При этом политическая партия, имеющая остаток действительных голосов избирателей после распределения депутатских мандатов между политическими партиями, может передать его (т.е. указанный излишек) по своему усмотрению какой-либо другой политической партии, которая на этой основе может получить депутатский мандат.
После распределения депутатских мандатов между политическими партиями распределение мандатов внутри списка кандидатов политической партии производится в соответствии с порядком расположения кандидатов в списке кандидатов и с учетом преференциального голосования избирателей.
Так, кандидат, получивший по итогам преференциального голосования избирателей не менее 25% от числа действительных голосов избирателей, необходимых для получения депутатского мандата (0,17% от общего числа действительных голосов избирателей) получает депутатский мандат независимо от места расположения данного кандидата в списке кандидатов политической партии.
В случае если несколько кандидатов получили более 25% вышеуказанных голосов избирателей, очередность предоставления депутатских мандатов предопределяется числом полученных каждым из них действительных голосов избирателей.
Остальные депутатские мандаты, полученные списком кандидатов политической партии, распределяются между остальными кандидатами в порядке их расположения в списке кандидатов.
Вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.
В соответствии с Конституцией и законодательством мандат депутата Палаты представителей не является императивным.
Для получения парламентского большинства политическая партия, парламентская политическая коалиция должна иметь не менее
76 депутатских мандатов (из 150).
В состав Сената – верхней палаты парламента входит 75 сенаторов, которые избираются посредством проведения косвенных выборов сроком на четыре года депутатами 12 провинциальных законодательных органов – провинциальных Советов8.
Электоральные органы. В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов электоральные функции осуществляет смешанная система государственных органов и избирательных советов: МВД Нидерландов, муниципалитеты, а также Избирательный совет Нидерландов, окружные избирательные советы, участковые избирательные советы.
В частности, в соответствии с законодательством МВД Нидерландов утверждает форму и текст избирательных бюллетеней, карточек избирателей, изготовление которых возложено на муниципалитеты.
В соответствии с законодательством Избирательный совет Нидерландов является независимым постоянным и коллегиальным электоральным органом.
Избирательный совет Нидерландов осуществляет, в частности, регистрацию наименований и эмблем политических партий, политических коалиций, принимающих участие в выборах, списков кандидатов политических партий, политических коалиций, определяет официальные результаты парламентских выборов, распределяет депутатские мандаты между списками кандидатов политических партий, политических коалиций.
При этом регистрация списков кандидатов политических партий, политических коалиций также является полномочием Избирательного совета Нидерландов, реализация которого впервые законодательно возложена на Совет при проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов, а не на муниципалитеты (как это было ранее).
Срок полномочий Избирательного совета Нидерландов – четыре года.
Состав Избирательного совета Нидерландов – семь человек.
Состав Избирательного совета Нидерландов формируется Правительством Нидерландов на публичной конкурсной основе.
Законодательство не предусматривает наличие гендерных квот при формировании Избирательного совета Нидерландов (при проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов в составе Совета входило две женщины и пять мужчин).
В соответствии с законодательством одно и то же лицо может быть назначено в состав Избирательного совета Нидерландов не более чем два раза.
Председатель Избирательного совета Нидерландов назначается Правительством Нидерландов.
Не все заседания Избирательного совета Нидерландов являются открытыми для публики, в том числе национальных и международных наблюдателей.
При этом законодательство гласит, что перечисленные в законодательстве о выборах определенные виды электоральных вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Избирательного совета Нидерландов, должны рассматриваться публично, при этом законодательство, однако, умалчивает об общем принципе организации и проведения открытых публичных заседаний Совета.
Окружные избирательные советы (ОИС) осуществляют проведение выборов депутатов Палаты представителей на своей территории.
частности, ОИС передают в Избирательный совет Нидерландов предварительные результаты парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу, при этом окружной избирательный совет столицы Нидерландов – города Гааги – передает результаты парламентских выборов, включающие также голоса приписанных к данному избирательному округу зарубежных нидерландских избирателей, проголосовавших по почте.
Срок полномочий ОИС – четыре года.
Составы 20 ОИС назначаются МВД Нидерландов.
Состав ОИС – пять человек и три заместителя.
Председателем ОИС является мэр, на территории которого образован окружной избирательный совет.
Участковые избирательные советы (УИС) проводят голосование избирателей на территории избирательного участка, осуществляют подсчет голосов избирателей, составляют протоколы об итогах голосования на территории избирательного участка.
В ряде случаев муниципалитеты суммируют итоги голосования избирателей, содержащиеся в протоколах УИС, и передают суммированные сведения в соответствующие окружные избирательные советы.
На территории муниципалитета должен быть образован, по крайней мере, один УИС.
Кроме того, в соответствии с законодательством на территории каждого муниципалитета должно быть образовано не менее 25% избирательных участков, оборудованных для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями (на практике многие муниципалитеты превысили указанный норматив).
Срок полномочий УИС – на период проведения парламентских выборов.
Состав УИС – председатель и от двух до шести членов.
Состав УИС назначается муниципалитетами.
В 2012 году в законодательство были внесены изменения, предусматривающие обязательное обучение членов избирательных органов (избирательных советов) при проведении парламентских выборов9.
Регистрация избирателей. До 2017 года регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше, являлась пассивной, за исключением зарубежных нидерландских избирателей, для которых регистрация в качестве избирателей являлась активной, т.е. применялась смешанная (пассивно-активная) система регистрации избирателей.
В 2017 году смешанная (пассивно-активная) модель регистрации избирателей была законодательно изменена (но не применялась при проведении 15 октября 2017 года очередных парламентских выборов) и при проведении 15 марта 2021 года очередных парламентских выборов впервые будет применяться новая система регистрации избирателей, а именно: регистрация будет единой – пассивной – как для национальных, так и для зарубежных нидерландских избирателей, вводимая, в том числе, с целью повышения степени участия в голосовании зарубежных нидерландских избирателей и устранения электоральных барьеров на пути регистрации в качестве избирателей.
В соответствии с законодательством в голосовании не вправе принимать участие лица, осужденные по приговору суда к лишению свободы за совершение тяжких преступлений.
Так, в соответствии со статьей 54 Конституции Нидерландов суд может лишить избирательных прав лица в случае осуждения его к лишению свободы на срок более одного года.
Одной из черт нидерландской системы регистрации избирателей является предоставление активного избирательного права лицам, признанными соответствующими медицинскими учреждениями умственно недееспособными.
Значительная роль в процессе регистрации избирателей принадлежит муниципалитетам: они являются основными органами по регистрации избирателей и выдаче карточек избирателей; при этом списки избирателей в разрезе избирательных участков муниципалитетами не составляются.
Так, регистрация избирателей, являясь пассивной, основана на муниципальных базах данных о регистрации населения, а также централизованных базах данных соответствующих государственных органов, осуществляющих записи актов гражданского состояния, в формировании которых также принимают участие муниципальные органы.
Регистрация избирателей завершается за шесть недель до дня голосования на соответствующих парламентских выборах (при проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов – 1 февраля).
До 2017 года регистрация зарубежных нидерландских избирателей являлась активной (затем, если зарубежный нидерландский избиратель был зарегистрирован в качестве избирателя, в последующем он автоматически включался в список зарубежных нидерландских избирателей).
Зарубежные нидерландские избиратели должны были подать в муниципалитет города Гаага – столицы Нидерландов (по почте или в электронном виде (как правило, на сайте муниципалитета в сети Интернет) не позднее чем за шесть недель до дня голосования заявление о включении их в список избирателей и о предоставлении возможности принять участие в голосовании.
При этом они должны были указать способ своего участия в голосовании и каким образом они хотели бы получить избирательные бюллетени.
Таким образом, законодательством голосование избирателей по почте было предусмотрено только для зарубежных нидерландских избирателей, при этом они приписывались к городу Гаага и принимали участие в голосовании в соответствии со своим выбором способа голосования при регистрации в качестве зарубежного нидерландского избирателя.
При этом муниципалитет Гааги проводил работу по исключение таких избирателей из списков избирателей соответствующих муниципалитетов (по месту основной регистрации зарубежных нидерландских избирателей).
При проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов регистрация зарубежных нидерландских избирателей также является активной (через муниципалитет города Гааги) и они могут принять участие в голосовании посредством одного из трех способов голосования: по почте10, либо на основании выдачи электоральной доверенности, либо на избирательном участке на территории Нидерландов.
При этом зарубежные нидерландские избиратели должны были зарегистрироваться в качестве зарубежных нидерландских избирателей для участия в парламентских выборах не позднее 3 февраля 2021 года, т.е. за 39 дней до дня голосования на парламентских выборах.
В соответствии с законодательством списки избирателей на избирательных участках не составляются.
Не менее чем за 14 дней до дня голосования муниципалитеты направляют по почте персональную карточку избирателя каждому зарегистрированному избирателю, которую избиратель должен предъявить вместе с документом, удостоверяющим его личность, в помещении избирательного участка при получении избирательного бюллетеня (при проведении выборов избиратели могут предъявлять и просроченные, т.е. юридически недействительные, документы, удостоверяющие их личность, хотя это прямо не предусмотрено, но и не запрещено законодательством).
Карточка избирателя является персонифицированным электоральным документом, имеющим степени защиты, в том числе сериальный номер, водяные знаки, и отпечатанным на специальной бумаге.
В случае утраты данной карточки избиратель может обратиться лично до 12:00 дня, предшествующего дню голосования, в муниципалитет для получения новой карточки избирателя, либо в случае направления такого заявления по почте – не позднее пяти дней до дня голосования.
Муниципалитет аннулирует ранее выданную карточку избирателя для голосования на конкретном избирательном участке, образованном на территории данного муниципалитета, и выдает избирателю новую карточку для голосования на любом избирательном участке.
Муниципалитеты ведут учет недействительных карточек избирателей, в том числе утраченных избирателями.
Список таких карточек составляется за день до дня голосования и направляется во все муниципалитеты (участковые избирательные советы).
Жалобы по вопросам регистрации избирателей могут быть поданы в соответствующий муниципалитет.
Кроме того, в Государственный совет Нидерландов, решения которого являются окончательными, в кассационном порядке могут быть поданы жалобы по вопросам регистрации избирателе.
В рамках административного судопроизводства жалобы могут быть поданы соответственно в Государственный совет Нидерландов и в суд общей юрисдикции (с учетом той особенности порядка подачи и рассмотрения административных жалоб, что административная жалоба по вопросам регистрации избирателей может быть подана в Государственный совет Нидерландов только после принятия соответствующего административного решения (соответствующего решения муниципалитета), в суд общей юрисдикции – при отсутствии соответствующего решения муниципалитета, но при наличии юридического факта, например, неполучения избирателем карточки избирателя.
В соответствии с законодательством избиратель может принять участие в голосовании посредством выдачи другому избирателю доверенности для участия в голосовании от его имени.
Избиратель может проголосовать на любом избирательном участке на территории своего муниципалитета, а по предъявлении открепительного удостоверения – на любом другом избирательном участке на территории страны.
В день голосования член участковой избирательной комиссии перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проверяет его карточку избирателя и возможное невключение указанной карточки в список недействительных карточек избирателей и после выдачи избирательного бюллетеня изымает данную карточку у избирателя.
На этой основе обеспечивается невозможность множественного участия избирателей в голосовании.
При проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов в списки избирателей было включено 13.2 млн. избирателей (при проведении парламентских выборов в 2010 году – 12.524.152 избирателя, в 2012 году – 12.689.810, в 2017 году – 12.893.466 избирателей).
Таким образом, за последнее десятилетие наблюдается незначительный прирост численности избирателей немногим более чем на 500.000 человек.
В целом около 93% граждан в возрасте 18 лет и старше вправе принимать участие в голосовании на парламентских выборах.
При этом 2.417.471 избирателей в возрасте 70 лет и старше (около 18% от общего числа зарегистрированных избирателей) в соответствии с обновленным законодательством имеют право принять участие в голосовании по почте (данное положение было законодательно закреплено в 2020 году в связи с пандемией коронавируса); кроме того, около 810.000 избирателей, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированы впервые в качестве избирателей и могут принять участие в голосовании на данных выборах.
Выдвижение и регистрация списков кандидатов. В соответствии с законодательством закреплено единое 18-летнее активное и пассивное избирательное право.
При этом законодательно предусмотрено так называемое отложенное пассивное избирательное право: в соответствии с законодательством лицо, не достигшее ко дню голосования на выборах депутатов Палаты представителей возраста 18 лет, может принимать участие в выборах в качестве кандидата, и в случае избрания депутатом указанное лицо включается в так называемый список ожидания, а именно: при наступлении возраста 18 лет в период срока легислатуры парламента избранное лицо наделяется полномочиями депутата.
Лицо, имеющее «двойное» или множественное гражданство, не может быть выдвинуто кандидатом на парламентских выборах.
Законодательство не предусматривает какие-либо гендерные квоты при выдвижении списков кандидатов политических партий, не запрещает неоднократное (неограниченное) избрание одного и того же лица парламентарием.
В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов каждая политическая партия имеет свой список кандидатов.
В данный список под первым номером включается кандидат, который не только, как правило, лидером политической партии, но также одновременно и кандидатом на должность Премьер-министра; при этом последним номером (как своеобразная церемониальная позиция) в списке кандидатов политической партии является (в рамках политической традиции), как правило, наиболее известный либо заслуженный в прошлом представитель политической партии, который таким образом как бы демонстрирует свою поддержку данной политической партии и ее кандидатов.
Выдвижение списка кандидатов должно быть поддержано подписями не менее чем 30 избирателей (в 2017 году – не менее чем 25 избирателями) соответствующего многомандатного избирательного округа.
Избиратель, желающий поставить свою подпись в поддержку выдвигаемого списка кандидатов политической партии, должен не ранее чем за семь дней до дня принятия решения о назначении выборов подписать соответствующее заявление в офисе муниципалитета, в котором он внесен в список избирателей, в присутствии мэра или иного чиновника муниципалитета, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Мэр или иной чиновник муниципалитета проверяют, зарегистрирован ли данный избиратель на территории муниципалитета или нет.
Один и тот же избиратель может подписать только одно заявление в поддержку какого-либо списка кандидатов; при этом заявление в поддержку, подписанное избирателем, не может быть им впоследствии отозвано.
Избиратели должны определить своего уполномоченного представителя, который должен «связать» соответствующий региональный список кандидатов с другими региональными списками кандидатов в единый (национальный) список кандидатов политической партии.
При этом политические партии, не представленные в парламенте, должны были внести также избирательный залог в размере 11.250 евро, который не возвращается в случае, если политическая партия не получила в национальном масштабе более 75% натуральной электоральной квоты голосов избирателей (т.е. не менее трех четвертей голосов избирателей, необходимых для замещения одного депутатского мандата).
В соответствии с законодательством списки кандидатов политических партий представляются в Избирательный совет Нидерландов, а не в муниципалитеты (как это было раньше).
В парламентских выборах 15 – 17 марта 2021 года выразили намерение принять 89 политических партий (новый электоральный рекорд), в том числе 26 новых политических партий, образованных в преддверии проведения указанных парламентских выборов, которые были предварительно зарегистрированы соответствующими окружными избирательными советами и Избирательным советом Нидерландов в качестве потенциальных участников указанных выборов (прежний электоральный рекорд составлял 81 политическая партия)11.
Среди таких политических партий такие политические партии, как правящая праволиберальная партия «Народная партия свободы и демократии» (лидер – Марк Рютте), оппозиционная Социал-демократическая партия (лидер – Людвиг Асшер), Партия христианских демократов, политическая партия «Христианский демократический призыв» (лидер – Вопке Хоекстра), ультраправая «Партия свободы» (лидер – Герт Вилдерс)12, политическая партия «D66», ряд новых политических партий, созданных в преддверии проведения указанных выборов.
В целом для регистрации списка кандидатов политическая партия должна внести избирательный залог в размере 11.250 евро, а также собрать в поддержку выдвижения списка кандидатов не менее 610 подписей избирателей, при этом не менее 30 подписей должно быть собрано в каждом из 20 многомандатных избирательных округов и не менее 10 подписей – на островных территориях Нидерландов).
Избирательный совет Нидерландов проверяет представленные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, с приложенными к ним документами о выдвижении и принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации.
В случае обнаружения каких-либо неточностей в представленных документах политические партии вправе в течение трех дней внести в них соответствующие изменения и повторно представить списки кандидатов.
В избирательные бюллетени были включены списки кандидатов 37 политических партий (в 2010 году – 18 политических партий, в том числе 8 новых политических партий, в 2012 году – 21 политической партии, в том числе 9 новых политических партий, в 2017 году – 28 политических партий, в том числе 14 новых политических партий)13.
Таким образом, за прошедшее десятилетие наблюдается существенный рост числа политических партий как непосредственных участников парламентских выборов14.
Предвыборная агитация и ее финансирование. В целом при проведении парламентских выборов законодательство практически не регулирует проведение предвыборной агитации, не устанавливает агитационного периода и, как правило, не запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования, за исключением установления запрета на проведение предвыборной агитации в помещениях для голосования участковых избирательных советов.
Политические партии самостоятельно определяют формы и методы проведения предвыборной агитации, в том числе в социальных сетях и в сети Интернет15.
Агитационные материалы различных политических партий на едином биллборде при проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов в Нидерландах
При проведении парламентских выборов теледебаты между представителями политических партий организуются телекомпаниями на основе, в частности, таких критериев, как количество депутатских мандатов в парламенте, которые имеют политические партии, а также результатов опросов общественного мнения; другие телекомпании используют, в частности, рейтинговый подход и на этой основе организуются теледебаты, в которых принимают участие политические партии с наивысшим электоральным рейтингом (зрительских симпатий), в других – остальные политические партии.
Было предусмотрено проведение четырех сеансов радио- и теледебатов (радиодебаты – 26 февраля, теледебаты – 28 февраля16, 15 марта и 16 марта.
При этом теледебаты 15 и 16 марта проводятся в условиях, когда уже фактически идет многодневное голосование избирателей, что, по мнению ряда участников парламентских выборов, может оказывать воздействие на волеизъявление избирателей.
Законодательство предусматривает проведение опросов общественного мнения.
При проведении в преддверии парламентских выборов опросов общественного мнения правящая праволиберальная партия «Народная партия свободы и демократии» (лидер – Марк Рютте) занимала первое место и могла получить от 26% до 28,5% голосов избирателей на парламентских выборов, «Партия свободы» (лидер – Герт Вилдерс) – второе место и могла получить от 12,4% до 14,2% голосов избирателей (или от 19 до 23 депутатских мандатов).
Кроме того, законодательно разрешено проводить экзит-поллы на выходе из помещения для голосования избирательного участка при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования избирателе (т.е. 17 марта после 21:00 по местному времени).
При проведении парламентских выборов Акт о финансировании политической деятельности, принятый в 2013 году, предусматривает смешанное финансирование участниками парламентских выборов проведения предвыборной агитации.
Так, в статье 7(1) вышеуказанного Акта предусмотрено, что политическая партия, в составе которой не менее 1.000 членов, обладающих избирательными правами и уплачивающих годовой членский взнос в размере не менее 12 евро, имеющие (т.е. как политическая партия) не менее одного депутатского мандата в парламенте, приобретает право на государственное финансирование, а также на получение государственных субсидий на осуществление политической деятельности, в том числе на финансирование предвыборной агитации.
Государственный партийный финансовый грант, выделяемый по представлению Министерства внутренних дел и королевских отношений Нидерландов, состоит из двух частей – общей и специальной; общая его часть включает средства, которые на равной основе распределяются между всеми политическими партиями, специальная часть гранта включает средства, которые на ежегодной основе распределяются между политическими партиями на пропорциональной основе с учетом числа полученных политическими партиями депутатских мандатов и численности членов каждой политической партии.
Политические партии вправе определить свои вспомогательные партийные институции, каждая из которых наделяется правом на получение государственного финансирования.
В соответствии со статьей 8 вышеуказанного Акта к таким вспомогательным партийным институциям относятся партийные исследовательские институты, молодежные партийные организации (молодежные крылья политических партий), партийные институты по вопросам международного межпартийного сотрудничества.
Участники парламентских выборов вправе получать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц, предельный размер которых законодательством не устанавливается.
Пожертвования из иностранных источников, а также анонимные пожертвования, не превышающие по своим размерам 1.000 евро, законодательством не запрещены, что, по мнению некоторых участников парламентских выборов, может подрывать прозрачность источников финансирования предвыборной агитации17.
Законодательство не предусматривает возложение на участников парламентских выборов обязанности назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а также открыть специальный счет только одного избирательного фонда (т.е. может быть открыто несколько специальных счетов нескольких избирательных фондов).
Законодательство не устанавливает предельные размеры расходования средств избирательных фондов участников парламентских выборов (по мнению некоторых участников парламентских выборов это связано с невысокой стоимостью проведения предвыборной агитации, а также отсутствием при проведении парламентских выборов финансовых электоральных скандалов и злоупотреблений).
Парламентские политические партии представляют в Министерство внутренних дел и королевских отношений Нидерландов годовые финансовые отчеты, сертифицированные назначенным политической партией аудитором, не позднее 1 июля календарного года, следующего за отчетным годом.
В указанных отчетах должны быть указаны все пожертвования, которые по своим размерам превышают 1.000 евро независимо от того, внесены они в денежной форме или в натуральном виде (на основе их денежной оценки по рыночной стоимости), при этом обнародование сведений о пожертвовании обязательно в случае, если от одного жертвователя было внесено пожертвование в размере свыше 4.500 евро (при этом имя жертвователя может не указываться в случае, если об этом поступила просьба от самого жертвователя).
Кроме того, политические партии должны обнародовать все долговые обязательства, превышающие в течение календарного года 25.000 евро.
В соответствии с законодательством все кандидаты должны представлять в Министерство внутренних дел и королевских отношений Нидерландов итоговые финансовые отчеты о поступлениях и долговых обязательствах за период, начинающийся с 1 января второго календарного года, следующего за годом проведения последних парламентских выборов, и заканчивающийся за 21 день до дня голосования на очередных парламентских выборах.
Таким образом, по состоянию на 1 марта 2020 года все кандидаты должны были представить в указанное Министерство итоговые финансовые отчеты за период с 1 января 2018 года по 22 февраля 2020 года (при проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов).
Законодательство не возлагает на участников парламентских выборов представление (до дня голосования на парламентских выборах) первичных финансовых документов о поступлениях и расходовании средств избирательного фонда.
При этом законодательство не предусматривает представление участниками парламентских выборов после дня голосования на выборах отдельных итоговых электоральных финансовых отчетов.
Законодательство не предусматривает сроков для опубликования итоговых финансовых отчетов политических партий; на практике вышеуказанное Министерство опубликовывает указанные финансовые отчеты до 1 октября текущего календарного года.
Министерство внутренних дел и королевских отношений Нидерландов опубликовывает итоговые финансовые отчеты кандидатов не позднее чем за семь дней до дня голосования на парламентских выборах (итоговые финансовые отчеты кандидатов должны быть опубликованы 10 марта
2021 года).
Итоговые финансовые отчеты политических партий и кандидатов опубликовываются в официальном печатном органе «Правительственной газете», а также размещаются на сайт указанного Министерства в сети Интернет18.
В соответствии с законодательством Министерство внутренних дел и королевских отношений Нидерландов осуществляет проверку итоговых финансовых отчетов участников парламентских выборов.
В феврале 2014 года указанным Министерством была образована специальная комиссия по вопросам финансирования политических партий в составе трех человек, назначаемых на четырехлетний срок (при этом допускается назначение одного и того же лица на два срока подряд).
Комиссия является совещательным органом, при этом ни один из ее членов не должен представлять правящие политические партии.
Министерство внутренних дел и королевских отношений Нидерландов наделено полномочиями по наложению санкций (штрафа) на электоральных финансовых нарушителей в размере до 25.000 евро, в частности, в случае непроизводства соответствующих записей о поступлениях в избирательный фонд и о наличии финансовых обязательств, непредставлении итогового финансового отчета, несоблюдении требований об обнародовании сведений о поступлениях в избирательный фонд, принятии анонимных пожертвований свыше установленного предельного их размера.
В случае если политическая партия имеет право на государственное финансирование, размер наложенного штрафа исключается вышеуказанным Министерством из выделяемого политической партии объема средств государственного бюджета.
В случае совершения участником парламентских выборов уголовного преступления в части финансирования предвыборной агитации Министерство внутренних дел и королевских отношений Нидерландов направляет материалы Генеральному прокурору Нидерландов и государственное финансирование политической партии может быть приостановлено на срок до четырех лет.
Решение указанного Министерства может быть обжаловано в Государственный Совет Нидерландов (консультативный орган при Правительстве Нидерландов).
Как правило, после проведения парламентских выборов парламентский Комитет по вопросам внутренней политики приступает к анализу правоприменительной практики в части реализации положений Закона о финансировании политической деятельности с целью выработки предложений по дальнейшему совершенствованию его положений и механизмов19.
Порядок голосования и подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и результатов парламентских выборов. В соответствии с законодательством и в условиях пандемии голосование избирателей проводится не в один день, являющийся, как правило, средой, а в течение трех календарных дней – 15, 16 и 17 марта (понедельник, вторник и среда) и такое голосование является первым в современной политической истории Нидерландов фактически многодневным – трехдневным – голосованием избирателей при проведении парламентских выборов.
При этом 15 и 16 марта избиратели, прежде всего пожилые избиратели, избиратели, находящиеся в группе медицинского риска, могут проголосовать на некоторых избирательных участках, 17 марта – все избиратели на всех избирательных участках20.
Так, в городе Амстердаме 15 и 16 марта избиратели могут проголосовать на 50 избирательных участках с 07:30 до 21:00 по местному времени (для участия в голосовании избиратель должен быть гражданином Нидерландов по состоянию на 1 февраля 2021 года, в возрасте 18 лет или старше по состоянию на 17 марта 2021 года, быть зарегистрированным избирателем в городе Амстердаме не позднее 31 января 2021 года).
15 – 17 марта голосование избирателей проводится с 07:30 до 21:00 по местному времени, т.е. продолжительность ежедневного голосования избирателей составляет 13.5 часов.
Голосование является добровольным (до 1970 года – обязательным).
Законодательство не предусматривает явку избирателей для признания парламентских выборов состоявшимися (при проведении в 2010 году очередных парламентских выборов явка избирателей составила 75.4%, в 2012 году при проведении досрочных парламентских выборов – 74.6%, в 2017 году – 81.9 %).
В целом, явка избирателей за прошедшее десятилетие выросла на 6.5% (с 75.4% о 81.9%).
Ящики для голосования избирателей изготавливаются из непрозрачного материала, как правило, пластика.
При проведении указанных парламентских выборов технические средства подсчета голосов избирателей, дистанционное электронное голосование избирателей, а также видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей законодательно не предусмотрены21.
Избиратель может проголосовать на любом избирательном участке в пределах границ своего муниципалитета.
При проведении парламентских выборов соответствии с законодательством списки избирателей на избирательных участках не составляются.
Не менее чем за 14 дней до дня голосования муниципалитеты направляют по почте персональную карточку избирателя каждому зарегистрированному избирателю, которую избиратель должен предъявить вместе с документом, удостоверяющим его личность, в помещении избирательного участка при получении избирательного бюллетеня (при проведении выборов избиратели могут предъявлять и просроченные, т.е. юридически недействительные, документы, удостоверяющие их личность, хотя это прямо не предусмотрено, но и не запрещено законодательством).
Стационарный ящик для голосования избирателей на очередных парламентских выборах в Нидерландах 15 – 17 марта 2021 года
В соответствии с законодательством избирателям с ограниченными физическими возможностями может быть оказана по его просьбе помощь в заполнении избирательных бюллетеней в кабине для голосования; при этом избиратели, являющиеся недееспособными в связи с психическим заболеванием, но имеющие в соответствии с законодательством право принимать участие в голосовании, не вправе – в соответствии с положениями законодательства – воспользоваться помощью другого избирателя при заполнении избирательного бюллетеня в кабине для голосования.
Избиратели могут заблаговременно получить открепительные удостоверения для голосования на любом другом (вне пределов территории муниципалитета) избирательном участке.
Для получения открепительного удостоверения избиратель может обратиться лично до 12:00 дня, предшествующего дню голосования, в муниципалитет, либо в случае направления такого заявления по почте – не позднее пяти дней до дня голосования.
Избиратель может проголосовать на любом избирательном участке на территории своего муниципалитета, а по предъявлении открепительного удостоверения – на любом другом избирательном участке на территории страны, т.е. в любом из 20 многомандатных избирательных округов.
В соответствии с законодательством избиратель может принять участие в голосовании посредством выдачи другому избирателю доверенности для участия в голосовании от его имени.
В соответствии с законодательством и в условиях пандемии коронавируса такой доверитель может получить доверенность на право проголосовать не более чем от трех избирателей (на прошлых выборах – не более чем от двух избирателей).
В связи с пандемией коронавируса избиратели в возрасте 70 лет и старше могут принять участие в голосовании по почте: около 2.4 млн. избирателей старше 70 лет имеют право принять участие в голосовании по почте.
Так, в городе Амстердаме указанным «возрастным» избирателям в обязательном порядке вместе с почтовыми избирательными бюллетенями и информацией о порядке их заполнения направляется персональное приглашение принять участие в голосовании по почте.
При этом избиратели должны отправить заполненные почтовые избирательные бюллетени избиратели по почте не позднее 12 марта либо в период с 10 по 17 марта лично доставить их в муниципалитет.
Кроме того, в городе Амстердаме предусмотрена, например, такая технология голосования избирателей, как образование специальных «пешеходно-транспортных» избирательных участков и проведение голосования избирателя в автомобиле, на велосипеде, на улице.
Для этого выделены специальные линии для указанных транспортных средств (для автомобилей – четыре линии, для велосипедов – одна линия), в конце которых установлены ящики для голосования.
При этом в автомобиле, на велосипеде должен находиться только один избиратель.
Для «транспортных» избирателей голосование проводится в течение всех трех календарных дней.
Для избирателей-пешеходов также выделяется соответствующая линия для голосования и устанавливается несколько уличных кабин для тайного голосования и стационарных ящиков для голосования.
В день голосования член участкового избирательного совета перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня проверяет карточку избирателя и возможное невключение указанной карточки в список недействительных карточек избирателей и после выдачи избирательного бюллетеня изымает данную карточку у избирателя.
На этой основе обеспечивается невозможность множественного участия избирателей в голосовании.
При проведении голосования избирателей используются бумажные избирательные бюллетени22.
При голосовании избиратель выбирает политическую партию в соответствии с его предпочтениями и затем – в рамках преференциального голосования) проставляет отметку (в частности, заштриховывает) в кружок напротив фамилии одного из кандидатов в списке кандидатов данной политической партии.
Избиратель проставляет в избирательном бюллетене соответствующую отметку, используя красный карандаш, который после каждого голосования избирателя протирается дезинфицирующими средствами.
В условиях пандемии коронавируса среди противоэпидемиологических мер предусмотрены такие, в частности, как обязательное социальное дистанцирование (не менее 1,5 метра) между избирателями в помещении для голосования избирателей избирательного участка, ношение медицинских масок и перчаток, использование санитайзеров, дезинфекция помещений для голосования избирательных участков, в том числе кабин для тайного голосования и карандашей для заполнения избирательных бюллетеней.
Избирательный бюллетень на очередных парламентских выборах в Нидерландах 15 – 17 марта 2021 года
Законодательство прямо не запрещает при проведении парламентских выборов производство избирателями электоральных селфи в помещении для голосования избирательного участка, в том числе в кабине для тайного голосования23.
При проведении указанных выборов зарубежные нидерландские избиратели могут принять участие в голосовании посредством одного из трех способов голосования: по почте, либо на основании выдачи электоральной доверенности, либо на избирательном участке на территории Нидерландов.
При голосовании по почте зарубежный нидерландский избиратель должен вложить заполненный избирательный бюллетень, сертификат о голосовании по почте, а также копию действительного национального паспорт или иного персонального идентификационного документа в конверт для последующей отправки в муниципалитет города Гаага.
Подсчет почтовых избирательных бюллетеней зарубежных нидерландских избирателей производился также муниципалитетом города Гаага.
При голосовании по доверенности зарубежный нидерландский избиратель должен предварительно уведомить муниципалитет города Гаага (как правило, в электронном виде на сайте муниципалитета в сети Интернет) о намерении принять участие в голосовании на основании выдачи электоральной доверенности другому избирателю, находящемуся на территории Нидерландов, который примет участие в голосовании от вашего имени на соответствующем избирательном участке24.
При голосовании на территории Нидерландов зарубежный нидерландский избиратель также должен предварительно уведомить муниципалитет города Гааги (как правило, в электронном виде на сайте муниципалитета в сети Интернет) о намерении принять участие в голосовании на территории Нидерландов на соответствующем избирательном участке.
Первоначальный подсчет голосов избирателей проводят участковые избирательные советы.
Окружные избирательные советы передают в Избирательный совет Нидерландов предварительные результаты парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу, при этом окружной избирательный совет столицы Нидерландов – города Гааги – передает результаты парламентских выборов, включающие также голоса приписанных к данному избирательному округу зарубежных нидерландских избирателей, проголосовавших по почте.
В соответствии с законодательством Избирательный совет Нидерландов обнародует официальные результаты парламентских выборов25.
Избирательный совет Нидерландов передает протокол о результатах парламентских выборов в парламент, который устанавливает законность избрания депутатов и в случае необходимости может назначить проведение повторного подсчета голосов избирателей.
Порядок рассмотрения электоральных жалоб и обжалования результатов парламентских выборов. В соответствии с законодательством избирательные споры разрешаются в системе избирательных органов, а также иных органов, в частности, органов местного самоуправления, судов.
При проведении парламентских выборов законодательство, в частности, Акт о выборах, Акт об административном производстве, предусматривает возможность подачи электоральных жалоб по вопросам регистрации избирателей и списков избирателей, формирования и регистрации политических групп, регистрации кандидатов, а также порядка голосования и подсчета голосов избирателей.
Жалобы по вопросам формирования и регистрации политических групп, а также регистрации кандидатов могут быть поданы в Избирательный совет Нидерландов.
В соответствии с законодательством избиратели вправе присутствовать на заседаниях избирательных органов и в устной форме подавать жалобы.
Так, избиратели, присутствующие в помещении для голосования соответствующего участкового избирательного совета либо на заседании участкового избирательного совета, могут подать жалобу в устной форме, которая заносится в протокол указанного избирательного совета.
Аналогично избиратели могут подать жалобу на заседании соответствующего окружного избирательного совета, которая также заносится в протокол окружного избирательного совета и рассматривается Избирательным советом Нидерландов.
Жалобы по вопросам регистрации избирателей и списков избирателей могут быть поданы в соответствующий муниципалитет.
Жалобы на решения Министерства внутренних дел Нидерландов по электоральным финансовым вопросам могут быть поданы в соответствующий суд первой инстанции.
Жалобы на решения, принятые указанными органами, могут быть поданы в Государственный совет Нидерландов, который является последней инстанцией и решения которого являются окончательными.
Решения Государственного совета Нидерландов размещаются в онлайн режиме на его сайте в сети Интернет.
В соответствии с законодательством жалобы по вопросам регистрации кандидатов могут быть поданы в Избирательный совет Нидерландов любым избирателем и кандидатом в течение четырех дней со дня принятия Советом соответствующего решения.
Затем Государственный совет Нидерландов в течение шести дней разрешает на основе поступивших жалоб вопрос о законности выдвижения и регистрации списков кандидатов.
По другим вопросам законодательство не устанавливает конкретные процедурные (процессуальные) сроки для рассмотрения электоральных жалоб и они могут рассматриваться, как правило, в течение не более чем шести недель (в случае, если сроки рассмотрения соответствующего вопроса, поставленного в жалобе, не регулируются положениями Акта о выборах, применяются соответствующие положения Акта об административном производстве)26.
На практике, электоральные жалобы рассматриваются в более укороченные фактические сроки.
Жалобы по вопросам проведения предвыборной агитации могут быть поданы в судебные органы27.
В соответствии с законодательством Избирательный совет Нидерландов вправе назначить проведение полного или частичного повторного подсчета голосов избирателей.
В соответствии с законодательством Избирательный совет Нидерландов составляет итоговый протокол о результатах выборов депутатов Палаты представителей и направляет его вместе с протоколами всех нижестоящих избирательных советов, а также приложенными к ним жалобами в соответствующий специальный парламентский комитет – Комитет по вопросам депутатских полномочий для утверждения результатов парламентских выборов28.
Состав указанного Комитета – пять человек из числа депутатов парламента действующего созыва (т.е. не нового созыва), в том числе два представителя от правящей политической партии, три – от оппозиционных политических партий.
Комитет рассматривает представленные протоколы избирательных советов с целью определения законности проведения парламентских выборов и их результатов.
На практике проверку протоколов об итогах голосования и результатах парламентских выборов производят сотрудники аппарата парламента, за исключением тех из них, кто имеет политическую принадлежность или работает по контракту на Правительство Нидерландов.
Комитет проверяет все представленные жалобы и вправе – при наличии серьезных нарушений – принять решение о проведении полного или частичного повторного подсчета голосов избирателей, повторных парламентских выборов.
Национальные (общественные) и международные наблюдатели. Законодательство прямо не предусматривает институт национального (общественного) наблюдения на парламентских выборах, при этом любой избиратель может наблюдать за ходом голосования и подсчета голосов избирателей, присутствовать на заседаниях избирательных советов, а также подавать письменно или устно жалобы на любой стадии парламентского избирательного процесса.
Законодательством предусмотрен институт международного наблюдения на выборах.
В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу четырех миссий международного наблюдения на парламентских выборах: впервые – 22 ноября 2006 года, затем – 9 июня 2010 года (досрочные выборы), 12 сентября 2012 года (досрочные выборы), 15 марта 2017 года.
В частности, на парламентских выборах 15 марта 2017 года БДИПЧ ОБСЕ организовало работу миссии международных наблюдателей в составе 6 человек.
При проведении указанных выборов два заседания МВД Нидерландов и Избирательного совета Нидерландов, состоявшиеся непосредственно перед днем голосования и в день голосования, были объявлены закрытыми и международные наблюдатели, в том числе миссии БДИПЧ ОБСЕ, не были допущены на них.
При проведении 15 – 17 марта 2021 года очередных парламентских выборов в связи с пандемией коронавируса БДИПЧ ОБСЕ не направляло в Нидерланды ни миссии по оценке потребностей, ни какой-либо миссии международного электорального наблюдения иного формата.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Референдум проводился по проекту Конституции независимой федеративной Батавской Республики (первое название независимых от Франции Нидерландов): проект был отклонен (в голосовании приняло участие 136.716 выборщиков из 400.000 зарегистрированных участников конституционного референдума: «за» проголосовало 27.955 выборщиков (20.45%), против – 108.761 выборщиков (79.55%), что, в итоге, привело в дальнейшем к государственному перевороту, установлению унитарного государства с республиканской формой правления, утверждению ранее принятой Национальным собранием на референдуме 23 апреля 1798 года новой Конституции).
[2] По результатам проведения указанных парламентских выборов в парламент прошли представители 13 политических партий, преодолевшие электоральную квоту 0.67% действительных голосов избирателей и получившие от двух до 32 депутатских мандатов, а также два независимых кандидата.
Так, из 150 депутатских мандатов правящая Народная партия за свободу и демократию получила
33 депутатских мандата, правая Партия свободы – 20, «Христианско-демократический призыв» и «Демократы-66» – по 19, «Зеленые левые» и Социалистическая партия – по 14, Партия труда – 9, «Христианский союз» и Партия защиты животных – по 5, «50PLUS» (50+) – 4, Реформатская партия и DENK – по 3, «Форум за демократию» – 2 депутатских мандата.
[3] В этих условиях на две недели, до 15 марта, продлен комендантский час (с 21:00 до 04:30).
[4] В Сенат «избраны» представители 13 политических партий.
[5] Правительственная коалиция в составе Народной партии свободы и демократии, Христианского демократического призыва, «Демократы 66», Христианского союза (76 депутатов из 150 – в Палате представителей и 38 сенаторов (из 75) – в Сенате) с приведением ее членов к присяге была сформирована спустя 225 дней после проведения 15 марта 2017 года парламентских выборов – один из рекордов в современной политической истории Нидерландов.
После проведения в 2019 году выборов в Сенат правительственная коалиция имеет 32 мандата (из 75).
При этом после исключения в 2019 году одного из депутатов из членов парламентской партийной фракции Народной партии свободы и демократии, правящая четырехпартийная политическая коалиция потеряла свое большинство и в Палате представителей.
[6] Кари́бские Нидерла́нды – три особые общины Нидерландов в Карибском море, в архипелаге Малых Антильских островов в Вест-Индии.
[7] При проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов натуральная электоральная квота голосов избирателей на один депутатский мандат 17.527 голосов избирателей (0,1667%) от общего числа действительных голосов избирателей: указанная квота определялась посредством деления действительных голосов избирателей на количество распределяемых мандатов Палаты представителей (150 мандатов); при этом оставшиеся нераспределенными мандаты распределялись между политическими партиями на основе использования метода Д’Ондта.
При этом 13 политических партий (из 28 политических партий, принимавших участие в выборах), преодолели указанную натуральную электоральную квоту и были допущены к участию в распределении
150 депутатских мандатов.
В настоящее время в Палате представителей в связи с изменением некоторыми депутатами своей партийной фракционной принадлежности имеется не 13, а 15 парламентских партийных фракций.
[8] Пассивное избирательное право на косвенных выборах членов Сената – с 18 лет.
Распределение сенаторских мандатов производится на пропорциональной основе между политическими партиями, представленными в соответствующем провинциальном Совете.
Вакантные сенаторские мандаты замещаются кандидатами из числа кандидатов, включенных в список кандидатов той же самой политической партии.
[9] При проведении в 2017 году парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержались рекомендации, в частности, о внесении в Акт о выборах изменений, предусматривающих уточнение порядка (процедуры) обучения членов избирательных советов, включая использование единообразных учебно-методических материалов по вопросам организации избирательного процесса, в том числе избирательных процедур в день голосования с целью единообразного обеспечения реализации избирательных прав различных категорий избирателей; указанные материалы должны, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, также содержать лучшую практику, имеющуюся в различных муниципалитетах.
[10] Так, на прошедших в 2011 году очередных парламентских выборах было зарегистрировано 32.126 зарубежных нидерландских избирателей, при этом было подано действительных голосов – 28.170, из них 19.229 – по сети Интернет, остальные (8.941) – по почте.
[11] При проведении парламентских выборов политические партии (политические объединения), являющиеся юридическими лицами, вправе направить в Избирательный совет Нидерландов заявление в письменной форме с указанием наименования, под которым будет выдвигаться список кандидатов данной политической партии (политического объединения) при проведении выборов Палату представителей.
Это наименование должно быть занесено в специальный реестр.
Заявление должно поступить в Избирательный совет Нидерландов не позднее чем за 43 дня до календарной даты принятия решения о назначении парламентских выборов.
В соответствии с законодательством регистрация наименования политической партии (политического объединения) является обязательным условием для участия политической партии (политического объединения) в избирательном процессе и выдвижения кандидатов на парламентских выборах.
При направлении заявления политическая партия (политическое объединение) должна внести избирательный залог в размере 450 евро, а политическая партия, действующая на территории Бонэйре, Синт-Эстатиуса и Саба, – в размере 450 долларов США.
Сумма избирательного залога возвращается после выдвижения политической партией (политическим объединением) списка кандидатов.
[12] Политическая партия обнародовала предвыборный манифест, в котором, в частности, предусматривается запрет на участие в выборах лиц с двойным гражданством, введение должности министра по вопросам деиммиграции (деисламизации), в том числе в части беженцев из мусульманских и африканских стран), выход Нидерландов из Европейского Союза.
[13] Так, в городе Амстердаме списки кандидатов политических партий направляются по почте каждому избирателю вместе с карточкой-приглашением принять участие в голосовании, публикуются в городской (муниципальной) газете, которая также направляется каждому избирателю, а также размещаются на сайте муниципалитета the amsterdam.nl/verkiezingen в сети Интернет.
[14] В целом, как уже отмечалось, партийно-политическая система Нидерландов является «разбросанной», но относительно стабильной, в этих условиях, по крайней мере, 14 политических партий рассчитывают на получение по одному депутатскому мандату, около шести политических партий – два-три, и только несколько крупных политических партий, в том числе правящая политическая партия «Народная партия свободы и демократии», получившая на прошлых парламентских выборах 32 депутатских мандата, рассчитывают на получение до 40-45 депутатских мандатов.
[15] При проведении 15 марта 2017 года прошлых парламентских выборов особо популярными были два политически не ангажированных интернет-приложения «Компас избирателя» (Vote Compass) и «Найди своего кандидата» (Vote Match), с помощью которых избиратель мог сопоставить и сравнить свою точку зрения по актуальным вопросам с точкой зрения участников парламентских выборов, содержащейся в их предвыборных программах.
При проведении настоящих парламентских выборов единственная политическая партия, проводящая массовые митинги с избирателями, – это популистская политическая партия «Форум за демократию» (лидер – Тьерри Боде), которая придерживается резко скептически против коронавируса и сторонников изоляции взглядов.
[16] В первых теледебатах принимали участие лидеры шести крупных парламентских политических партий, в том числе две женщины, лидеры политической партии «D66» и Социалистической партии.
Теледебаты продолжались два часа и были разбиты на пять тематических блоков, в частности, пандемия коронавируса и экономика, атомная энергетика, иммиграция.
[17] Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ при проведении прошлых парламентских выборов содержится рекомендация о необходимости в целом законодательно запретить внесение анонимных пожертвований в избирательные фонды участников парламентских выборов.
[18] Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ при проведении прошлых парламентских выборов содержится рекомендация о необходимости в целом законодательно понизить предельный минимальный размер пожертвований, а также представление и опубликование с сопровождающими материалами итоговых финансовых отчетов, составленных после проведения дня голосования на парламентских выборах.
[19] Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ при проведении прошлых парламентских выборов содержится рекомендация о необходимости создания независимого профессионального органа по осуществлению контроля за финансированием участниками парламентских выборов проведения предвыборной агитации, решении вопросов о государственном финансировании политических партий.
[20] В соответствии с законодательством голосование избирателей на прошлых парламентских выборах проводилось в один день, являющийся, как правило, не воскресеньем, а средой (так, парламентские выборы 9 июня 2010 года были проведены в среду, 12 сентября 2012 года – в среду, 15 марта 2017 года – также в среду).
[21] В настоящее время (с 2017 года) в Нидерландах отказались от дистанционного электронного голосования избирателей (первоначально было законодательно введено в декабре 2003 года), а также от использования технических средств подсчета голосов при проведении голосовании подсчета голосов избирателей (первоначально было законодательно введено в 1989 году).
[22] При проведении 15 марта 2017 года прошлых парламентских выборов властями Нидерландов была проигнорирована рекомендация БДИПЧ ОБСЕ о необходимости изменения дизайна избирательного бюллетеня.
Так, в июне 2016 года парламент отклонил законопроект, в соответствии с которым политические партии, политические коалиции могли включать в свои списки кандидатов до 80 человек (на практике, хотя в списки кандидатов 26 (из 28) политических партий, принимавших участие в указанных выборах, включалось не более 50 кандидатов, избирательные бюллетени достигали в длину до одного метра).
Кроме того, законодательство не предусматривает каких-либо степеней защиты избирательных бюллетеней.
[23] Однако еще в 2014 году Министр внутренних дел и информации Нидерландов заявлял о намерении пресекать попытки производства электоральных селфи как нарушающего свободу выбора и тайну голосования.
При рассмотрении в судебном порядке данного заявления, суд указал, что, поскольку законодательство прямо и исчерпывающим образом не регулирует вопросы электорального селфи, суд не может дать правовую оценку соответствующему высказыванию Министра внутренних дел и информации Нидерландов по указанному вопросу.
[24] Голосование по доверенности применяется с 1928 года, при этом допускается голосование не более чем за двух избирателей, кроме того, сам избиратель (который голосует за другого избирателя) также должен лично проголосовать.
Лицо, которому избиратель передает свой голос, должен быть включен в списки избирателей данного муниципалитета, что и доверитель.
В голосовании по доверенности могут принимать и недееспособные избиратели, а также лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы.
Для голосования по доверенности избиратель должен на оборотной стороне своей карточки избирателя сделать данную запись без последующей подачи каких-либо заявлений или уведомлений в избирательную комиссию или муниципалитет.
Никаких объяснений или указания причины для такого голосования не требуется.
Выдача доверенности в помещении для голосования в день голосования законодательством не допускается.
В целом удельный вес голосования по доверенности составляет от 10 до 20% от общего числа избирателей, принимающих участие в голосовании.
Статистически установлено, что институтом доверенности пользуются больше женщины (т.е. передают свое право голоса), а также представители этнических и религиозных меньшинств.
При проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов в голосовании по доверенности приняло участие 9,1% избирателей.
[25] Необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается некоторый рост количества избирательных бюллетеней, признанных недействительными (так, в 2010 году было 0,29% (или 26.976 недействительных избирательных бюллетеней), в 2012 году – 0.40% (или 37.988), в 2017 году – 0,45% (или 47.415), что отчасти связано с использованием при проведении парламентских выборов «открытых» списков кандидатов политических партий и преференциального голосования избирателей.
[26] При проведении прошлых парламентских выборов среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ была рекомендация о необходимости законодательного установления сроков для всех категорий электоральных жалоб с тем, чтобы обеспечить условия для эффективного и своевременного их рассмотрения и принятия соответствующих решений.
Кром е того, в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ также отмечалось, что законодательство не предусматривает адекватные сроки для подачи и рассмотрения электоральных жалоб, а также возможность обжалования результатов парламентских выборов в суд в качестве последней инстанции.
[27] при проведении 15 марта 2017 года прошлых парламентских выборов 9 декабря 2016 года суд признал Герта Вилдерса, лидера Партии свободы, виновным в клевете и возбуждении расовой дискриминации в отношении голландских марокканцев и изложении в своих выступлениях и предвыборной программе дискриминационных положений.
В то же самое время суд не наложил на него никакого штрафа, заявляя, что признание его виновным в совершении указанного правонарушения само по себе является наказанием.
[28] При проведении прошлых парламентских выборов среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ была рекомендация о необходимости законодательного закрепления возможности обжалования результатов парламентских выборов в соответствующий суд в качестве последней инстанции.