Порядок регистрации и участия в голосовании зарубежных национальных избирателей, не имеющих места жительства (регистрации) на территории национального государства: зарубежный опыт

Порядок регистрации и участия в голосовании зарубежных национальных избирателей, не имеющих места жительства (регистрации) на территории национального государства: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

09 марта, 2022

В 56 государствах региона ОБСЕ конституционно и законодательно предусмотрены различные модели организации голосования национальных избирателей, находящихся при проведении выборов за пределами территории своего государства: от необходимости прибыть на территорию своего государства для участия в голосовании до дистанционного электронного голосования по сети Интернет (См. Приложение).

В целом, при регулировании вопросов организации голосования зарубежных национальных избирателей в государствах региона ОБСЕ применяются различные организационно-правовые модели, а именно:

  • образуются специальные зарубежные одномандатные и многомандатные избирательные округа для избрания зарубежными национальными избирателями депутатов парламента (например, Италия, Литва, Португалия, Румыния, Франция, Хорватия), в которых проводится, в частности, досрочное голосование (например, Норвегия), либо образуются зарубежные избирательные участки при наличии определенного числа зарегистрировавшихся зарубежных национальных избирателей (например, Грузия, Кипр, Македония, Румыния), либо
  • национальные зарубежные избиратели приписываются к определенным избирательным округам на территории государства, проводящего выборы, либо к иным территориальным электоральным образованиям (например, Беларусь, Исландия, Италия, Латвия, Литва (до 2020 года), Монголия, Норвегия, Турция, Чехия), либо
  • национальным зарубежным избирателям предоставляется право участвовать в голосовании при наличии определенных условий, в том числе с учетом структуры парламента, уровня и видов выборов, в помещениях для голосования участковых избирательных органов, образованных в дипломатических представительствах или консульских учреждениях государства в соответствующем иностранном государстве или в иных местах, определяемых министерством иностранных дел государства, проводящего выборы (например, Дания, Кипр, Латвия, Македония, Румыния, Швеция), либо
  • голосование зарубежных национальных избирателей (либо отдельных категорий таких избирателей) проводится с использованием таких дополнительных форм голосования, как досрочное голосование (например, Дания, Исландия, Мальта, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония), голосование по почте (например, Австрия, Андорра, Лихтенштейн, Франция), по сети Интернет (например, Армения, Литва (с 2020 года), Монако (с 2022 года), Нидерланды, Норвегия – в порядке эксперимента до 2014 года, Франция, США, Швейцария – в порядке эксперимента до 2019 года, Эстония), по доверенности (на основе выдачи доверенности другому избирателю для участия в голосовании от имени избирателя-доверителя), (например, Бельгия, Великобритания, Монако, Франция) либо
  • законодательное регулирование дистанционного электронного голосования зарубежных национальных избирателей (Интернет-голосование) (например, Армения, Литва, Монако, Нидерланды, США, Франция, Эстония), либо
  • в целях недопущения множественного голосования зарубежных национальных избирателей применяются различные, в том числе морально-нравственные, механизмы и процедуры, в частности, клятва о неучастии в голосовании более одного раза (например, Болгария, Венгрия, Швейцария), либо
  • для участия в голосовании зарубежные национальные избиратели должны прибыть на территорию своей страны по месту своей постоянной регистрации (например, Греция, Мальта, Сан-Марино, Черногория), либо
  • законодательством предусмотрен особый механизм и порядок участия в голосовании зарубежных национальных избирателей, не имеющих на территории своего государства (т.е. государства, проводящего выборы) постоянного места жительства (например, Австрия, Венгрия, Кипр, ФРГ), либо
  • отсутствие избирателя на территории своего государства за пределами установленного законодательством о выборах календарного срока приводит к лишению его права голоса (активного избирательного права) (например, Великобритания – 15 лет, Дания – 4 года, Исландия – 8 лет, Канада – 5 лет (до 2018 года), Черногория – 2 года, ФРГ – 25 лет, Швеция – 10 лет), либо
  • законодательное ограничение права голоса в зависимости от вида избирательной системы, применяемой на парламентских выборах и способа голосования избирателей (например, Австрия, Азербайджан, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Македония, Монголия, Норвегия, Турция, Франция, ФРГ, Черногория, Швейцария, Швеция).

Имеются и некоторые другие – модифицированные модели обеспечения участия (либо ограничения участия) зарубежных национальных избирателей в голосовании при проведении национальных (президентских и парламентских) выборов.

Так, в Турции и на Украине при проведении прошлых парламентских выборов зарубежные национальные избиратели могли принять участие в досрочном голосовании в пунктах пресечения государственной границы государства.

В Кыргызстане при проведении президентских и парламентских выборов зарубежные кыргызские избиратели должны пройти биометрическую регистрацию в качестве зарубежного кыргызского избирателя; в противном случае они не могут принимать участие в голосовании на соответствующих выборах.

В Литве для регистрации зарубежных литовских избирателей используется национальная электронная система регистрации.

При этом в отдельных государствах региона ОБСЕ законодательство предусматривает участие в голосовании только отдельных категорий зарубежных национальных избирателей.

Так, в Лихтенштейне законодательно закреплено, что в голосовании на парламентских выборах вправе принимать участие только граждане Лихтенштейна, которые имеют место жительства на территории страны и выезжают за ее пределы в период проведения выборов на учебу либо на краткосрочный период; такие избиратели могут проголосовать по почте.

Зарубежные лихтенштейнские избиратели, которые постоянно проживают за пределами территории Лихтенштейна, не могут принимать участия в голосовании.

Наибольшее число форм голосования для зарубежных национальных избирателей предусмотрено, в частности, законодательством Франции (голосование в помещении дипломатических представительств или консульских учреждений Франции в соответствующих иностранных государствах, голосование по почте, досрочное голосование, Интернет-голосование, образование специальных зарубежных избирательных округов), наименьшее – в ряде государств, предусматривающих только какую-либо одну из форм голосования зарубежных национальных избирателей (например, Австрия – голосование по почте, Армения – Интернет-голосование, Польша – голосование в дипломатических представительствах или консульских учреждения в соответствующих иностранных государствах).

2. Законодательство ряда государств региона ОБСЕ предусматривает особый порядок регистрации и участия в голосовании зарубежных национальных избирателей, не имеющих на территории своего государства (т.е. государства, проводящего выборы) постоянного места жительства или регистрации при проведении соответствующих национальных выборов (например, Австрия, Венгрия, Кипр, Молдова, Монако, Румыния, Финляндия, Франция, ФРГ).

Законодательство предусматривает различные модели регистрации и участия зарубежных национальных избирателей данной категории в голосовании при проведении президентских и парламентских выборах.

В одних государствах они должны были иметь первоначальную регистрацию по месту своего прежнего проживания на территории государства, проводящего выборы (например, Австрия), в других – подать заявление о регистрации в качестве избирателя, при этом заявление о включении в список избирателей должно подаваться такими избирателями в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства в соответствующем иностранном государстве (например, Молдова, Финляндия, Франция), либо в соответствующий центральный электоральный орган (например, Венгрия) либо в государственный орган исполнительной власти (например, Кипр), либо в соответствующий муниципалитет (например, ФРГ), либо обязательная предварительная регистрация в качестве зарубежного национального избирателя не проводиться и избиратель включается в список избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке непосредственно в день голосования при явке в помещение для голосования дипломатического представительства или консульского учреждения государства в соответствующем иностранном государстве (например, Румыния).

При этом в отдельных государствах соответствующие органы решают вопрос о допуске к участию в голосовании зарубежного национального избирателя, который имеет национальное гражданство, но никогда не проживал на территории своего национального государства (например, ФРГ),

Так, в ФРГ при проведении выборов в Бундестаг граждане ФРГ, которые никогда не проживали на территории ФРГ, имеют право участвовать в голосовании при условии соблюдения оценочного критерия, а именно: они могут и должны продемонстрировать свою связь с ФРГ и осведомленность о внутриполитической ситуации, и что она (т.е. внутриполитическая ситуация) оказывает на них непосредственное влияние (воздействие).

Проверку осведомленности зарубежного немецкого избирателя, никогда не проживавшего на территории ФРГ, осуществляет муниципалитет, с которым избиратель наиболее тесно ассоциирован.

В отдельных государствах зарубежные национальные избиратели, зарегистрированные как избиратели, находящиеся (имеющие постоянное место жительства) за пределами территории национального государства (в его анклавных частях), принимают участие в голосовании только на территории своего национального государства, т.е. должны прибыть на его территорию (например, Кипр), в других – в дипломатических представительства или консульских учреждениях государства в соответствующих иностранных государствах или по почте (например, Венгрия, Румыния), либо только по почте (например, Австрия, Финляндия, ФРГ).

Кроме того, в одних государствах при проведении национальных выборов указанные избиратели могут принимать участие в голосовании в полном объеме, наряду с избирателями, голосующими на территории государства (например, Австрия, Кипр, Молдова, Финляндия, Франция, ФРГ) или с другими зарубежными национальными избирателями, голосующими в рамках зарубежного избирательного округа (например, Румыния), в других – в рамках смешанной избирательной системы только по одному из видов избирательных округов – по единому (национальному) избирательному округу (например, Венгрия), либо в рамках более широкого, чем для национальных избирателей, пакета (набора) форм голосования (например, Франция).

Так, в Венгрии, в отличие от зарубежных венгерских избирателей, имеющих постоянное место жительства (регистрации) на территории Венгрии, и которые вправе принимать участие в голосовании по пропорциональной и мажоритарной частям смешанной избирательной системы, избиратели, не имеющие постоянного места регистрации на территории Венгрии – вправе голосовать только по пропорциональной части избирательной системы.

Во Франции при проведении национальных выборов зарубежным французским избирателям законодательство предоставляет более широкий, чем для национальных избирателей, голосующих на континентальной части территории Франции, перечень возможностей принимать участие в голосовании, а именно: по доверенности, по почте, по сети Интернет, досрочное голосование, голосование в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Франции в соответствующем иностранном государстве.

В ряде государств региона ОБСЕ зарубежные национальные избиратели включаются в список избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке при условии исключения из списка избирателей по месту своего постоянного жительства (регистрации) на территории национального государства (например, Сербия).

Так, в Сербии при проведении национальных выборов в соответствии с законодательством для зарубежных сербских избирателей составляются отдельные списки избирателей.

При этом зарубежные сербские избиратели первоначально должны быть зарегистрированы (пассивно) по месту их последней регистрации на территории Сербии либо по месту последней регистрации одного из их родителей на территории Сербии, затем, (активно), на основании их заявления в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Сербии в иностранном государстве – по месту нахождения данного избирателя за пределами территории Сербии при условии исключения из списка избирателей по месту постоянной регистрации на территории Сербии.

В ряде государств региона ОБСЕ зарубежные национальные избиратели, в том числе не имеющие места жительства (регистрации) на территории национального государства, включаются непосредственно в день голосования в дополнительный список избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке (например, Молдова).

В некоторых государствах региона ОБСЕ, наоборот, в голосовании на национальных выборах могут принимать участие только те зарубежные национальные избиратели, которые имеют регистрацию (место жительства) на территории соответствующего иностранного государства (без учета регистрации по месту жительства или ее отсутствия на территории национального государства) (например, Португалия).

3. В рамках модели особого механизма регистрации и участия в голосовании зарубежных национальных избирателей, не имеющих на территории своего государства постоянного места жительства или регистрации при проведении соответствующих национальных выборов в Австрии при подготовке к проведению осенью 2022 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством избиратели, находящиеся за пределами территории Австрии, и не имеющие своего постоянного места жительства (регистрации) на территории Австрии, могут принять участие в голосовании на указанных выборах с помощью специальных карточек для голосования; при этом они вправе принять участие в голосовании только по почте, и только после того, как зарегистрировались в качестве зарубежных австрийских избирателей в муниципалитете (общине) по месту своего прежнего проживания до выезда за пределы Австрии.

В соответствии с законодательством для участия в голосовании по почте зарубежные австрийские избиратели должны подать соответствующее заявление в электронном виде не позднее четырех дней до дня голосования.

В соответствии с законодательством в течение 10 лет после регистрации в качестве зарубежного австрийского избирателя указанные избиратели вправе принимать участие в голосовании на любых федеральных выборах, в том числе в выборах Федерального президента Австрии.

Для участия в голосовании они должны подписать специальную карточку избирателя, на которой содержится указание на то, что избиратель голосует лично, без какого-либо контроля или влияния (давления) со стороны кого бы то ни было.

Электоральный конверт с вложенными в него избирательными бюллетенями, заполненными избирателем, направляется по почте в соответствующий районный избирательный совет.

 «Почтовые» избирательные бюллетени зарубежных австрийских избирателей подсчитывает районный избирательный совет, а не участковый избирательный орган.

При проведении парламентских выборов все почтовые избирательные бюллетени должны поступить в соответствующий районный избирательный совет не позднее 17:30 по местному времени дня общего голосования избирателей на территории Австрии (в противном случае они не учитываются при подсчете голосов избирателей).

В Венгрии при проведении парламентских выборов избиратели, находящиеся за пределами территории Венгрии, и не имеющие постоянного места жительства (регистрации) на территории Венгрии, могут принять участие в голосовании по почте, либо самостоятельно или через уполномоченное (по доверенности) лицо доставить заполненный избирательный бюллетень в дипломатическое представительство или консульское учреждение Венгрии в соответствующем иностранном государстве, или в соответствующую окружную избирательную комиссию.

При этом, в отличие от зарубежных венгерских избирателей, имеющих постоянное место жительства (регистрации) на территории Венгрии, которые вправе принимать участие в голосовании по пропорциональной и мажоритарной частям смешанной избирательной системы, избиратели, не имеющие постоянного места регистрации на территории Венгрии – вправе голосовать только по пропорциональной части избирательной системы.

При проведении парламентских выборов зарубежные венгерские избиратели, не имеющие постоянного места жительства (регистрации) на территории Венгрии, должны подавать заявление о регистрации в качестве избирателя и о включении в список избирателей.

Как правило, такие избиратели должны подавать такие заявления, как минимум, один раз в 10 лет: указанные заявления должны подаваться непосредственно в Национальное избирательное бюро Венгрии.

На Кипре в условиях его разделения на две – греческую и турецкую – части в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов анклавные избиратели регистрируются по месту своего фактического проживания на территории анклава (т.е. на неподконтрольной правительству Кипра части территории острова), но должны принимать участие в голосовании на территории, подконтрольной киприотскому правительству (т.е. на избирательных участках, специально образованных на греческой части территории острова для голосования указанных избирателей)1.

При проведении 30 мая 2021 года парламентских выборов МВД Кипра составляло общие списки избирателей, а также отдельные списки избирателей, в том числе избирателей, которые находились в зоне (анклавах), неподконтрольной киприотскому правительству (в турецкой части острова).

Зарубежные киприотские избиратели должны были не позднее 2 апреля 2021 года подать в электронном виде заявление о включении в список избирателей для участия в голосовании на указанных парламентских выборах: такие избиратели, которых должно было быть не менее 30 человек из каждого из шести многомандатных избирательных округов, подлежали включению в список зарубежных киприотских избирателей только при условии, что ранее они были включены в список избирателей на соответствующем избирательном участке по месту своего постоянного жительства на территории Кипра (в противном случае голосование зарубежных киприотских избирателей не проводится).

Для участия в голосовании избирателей, находящихся на территории анклавных районов, на территории греческой части Кипра было образовано два специальных избирательных участка.

В Молдове законодательством не предусмотрена централизованная регистрация зарубежных молдавских избирателей и не ведется отдельный список зарубежных молдавских избирателей, что не исключает возможность множественного голосования избирателей.

При проведении 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов избиратели, не имеющие места жительства (регистрации) на территории Молдовы, в том числе зарубежные молдавские избиратели, не включаются в основной список избирателей на соответствующем избирательном участке, и непосредственно в день голосования могут быть включены в дополнительный список избирателей.

При этом необязательная предварительная регистрация зарубежных молдавских избирателей была возможна с 26 мая 2021 года, и этой возможностью воспользовалось 99.908 зарубежных молдавских избирателей.

В целом, ЦИК Молдовы принимала соответствующие инструкции и иные нормативные акты о порядке участия в голосовании зарубежных молдавских избирателей, дополняя, таким образом, с целью обеспечения реализации гражданами Молдовы конституционного права избирать, действующую законодательную базу, регулирующую подготовку и проведение парламентских выборов.

Зарубежные молдавские избиратели принимают участие в голосовании в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Молдовы в соответствующем иностранном государстве.

В Румынии при проведении выборов 329 депутатов Палаты депутатов – нижней палаты парламента применяется смешанная избирательная система в рамках 43 многомандатных избирательных округов, образованных в 41 административном районе страны, городе Бухаресте – столице Румынии, а также в одном многомандатном избирательном округе для обеспечения представительства интересов зарубежных румынских избирателей.

Так, в соответствии с обновленным в сентябре 2020 года законодательством для зарубежных румынских избирателей был образован один четырехмандатный избирательный округ (при выборах в Палату депутатов – нижнюю палату парламента) и двухмандатный избирательный округ (при выборах в Сенат – верхнюю палату) и соответствующие окружные избирательное бюро.

При проведении 6 декабря 2020 года парламентских выборов зарубежные румынские избиратели могли принять участие в голосовании в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Румынии в соответствующем иностранном государства или в ином месте (помещении), определяемом Министерством иностранных дел Румынии, либо по почте (при проведении указанных выборов 39.244 зарубежных румынских избирателя зарегистрировалось для голосования по почте, и 3.939 – для голосования в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Румынии в соответствующих иностранных государствах.

В соответствии с законодательством предварительная регистрация зарубежных румынских избирателей для участия в голосовании в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Румынии в соответствующих иностранных государствах не является обязательной.

Регистрация зарубежных румынских избирателей производится непосредственно в день голосования при прибытии избирателя в помещение для голосования зарубежного избирательного участка и включении его в список избирателей.

Для включения в список избирателей и получения избирательных бюллетеней зарубежный румынский избиратель должен предъявить документ, удостоверяющий, в частности, адрес его места проживания (регистрации) на территории соответствующего иностранного государства.

Таким образом, какого-либо подтверждения зарубежным румынским избирателем адреса своего постоянного места жительства на территории Румынии как условия для включения в список избирателей и выдачи избирательных бюллетеней законодательством не предусмотрено.

МИД Румынии информировало зарубежных румынских избирателей о порядке голосования, в том числе по почте, на своем сайте в сети Интернет.

Голосование зарубежных румынских избирателей проводилось в течение двух календарных дней; при этом помещения для голосования находились под круглосуточным видеонаблюдением.

Для подсчета голосов зарубежных румынских избирателей впервые были образованы специальные электоральные органы – три избирательных бюро по вопросам голосования по почте.

После завершения голосования и подсчета голосов избирателей первые экземпляры протоколов об итогах голосования пересылались руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Румынии в соответствующем иностранном государстве в Румынию в соответствующее избирательное бюро по вопросам голосования по почте.

При голосовании по почте «почтовые» избирательные бюллетени должны были быть отправлены заблаговременно по почте в соответствующие избирательные бюро по вопросам голосования по почте для подсчета и установления итогов голосования.

Так, конверты с вложенными в них заполненными избирательными бюллетенями зарубежные румынские избиратели должны были направлять по почте в Румынию непосредственно в соответствующе одно из трех указанных участковых избирательных бюро, либо передать лично указанный конверт или направить его по почте в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Румынии в соответствующем иностранном государстве для последующей пересылки в одно из трех специальных избирательных бюро по вопросам голосования по почте.

Во Франции в соответствии с Избирательным кодексом при проведении президентских и парламентских выборов отдельные категории граждан, не имеющих постоянного места жительства на территории Франции, а также бродяги (так называемые путешественники), подлежат регистрации в качестве избирателей на основании адресных сведений, содержащихся в их карточках социального обеспечения или в приравненных к ним документах.

Заявления указанных лиц о предоставлении возможности принять участие в голосовании должно быть подано, в частности, не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования на президентских выборах.

Консульские представительства Франции в соответствующем иностранном государстве ведут до 31 декабря календарного года регистрацию (учет) зарубежных французских избирателей, находящихся за пределами территории Франции, и составляют списки зарубежных французских избирателей для участия в голосовании.

Законодательство предусматривает досрочное голосование избирателей; при этом в досрочном голосовании вправе принимать участие только зарубежные французские избиратели, в том числе находящиеся на территории французских заморских территорий (в частности, Французской Гайаны).

В соответствии с законодательством досрочное голосование зарубежных французских избирателей проводится, как правило, за день до дня общего голосования избирателей на континентальной части территории Франции.

Так, при проведении 10 июня 2022 года очередных выборов Президента Франции досрочное голосование избирателей проводится 9 апреля 2022 года.

Избирательный кодекс Франции с 2012 года предусматривает Интернет-голосование зарубежных французских избирателей.

Однако, фактически, Интернет-голосование впервые и единственный раз было проведено только в 2012 году при проведении парламентских выборов.

При подготовке к проведению в 2017 году президентских выборов из-за киберугроз и некоторых технических проблем правительство Франции 6 марта 2017 года приняло решение не предоставлять возможности (приостановить) зарубежным французским избирателям принять участие в голосовании по сети Интернет.

При проведении настоящих президентских выборов из-за киберугроз и некоторых технических проблем правительство Франции также приняло решение не предоставлять зарубежным французским избирателям возможности (приостановить) принять участие в голосовании по сети Интернет.

Законодательство предусматривает возможность участия зарубежных французских избирателей в голосовании по почте.

Таким образом, зарубежным французским избирателям законодательство предоставляет широкий перечень возможностей принимать участие в голосовании, а именно: по доверенности, по почте, по сети Интернет, досрочное голосование, голосование в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Франции в соответствующем иностранном государстве.

В ФРГ при проведении выборов в Бундестаг в соответствии с законодательством граждане ФРГ, которые никогда не проживали на территории ФРГ, имеют право участвовать в голосовании при условии соблюдения оценочного критерия, а именно: они могут и должны продемонстрировать свою связь с ФРГ и осведомленность о внутриполитической ситуации, и что она (т.е. внутриполитическая ситуация) оказывает на них непосредственное влияние (воздействие) (статья 12.2 Закона о выборах депутатов Бундестага).

Проверку осведомленности зарубежного немецкого избирателя, никогда не проживавшего на территории ФРГ, осуществляет муниципалитет, с которым избиратель наиболее тесно ассоциирован.

Дипломатические представительства и консульские учреждения ФРГ в соответствующих иностранных государствах обязаны проинформировать граждан ФРГ, находящихся за пределами ФРГ, об указанных законодательных положениях.

В соответствии с законодательством немецкие избиратели, проживающие за пределами территории ФРГ, которые не имеют зарегистрированного места жительства на территории ФРГ, должны быть внесены в список избирателей для участия в выборах депутатов Бундестага; при этом они должны не позднее 21 дня до дня голосования избирателей на парламентских выборах подать письменное заявление, которое должно быть получено муниципалитетом, в котором это лицо в последний раз имело зарегистрированное основное место жительства до выезда за пределы территории ФРГ.

Зарубежные немецкие избиратели вправе принимать участие в голосовании только по почте (т.е. голосование в помещении дипломатических представительств или консульских учреждений ФРГ в соответствующих иностранных государствах законодательством не предусмотрено).

4. В рамках модели участия в голосовании на национальных выборах зарубежных национальных избирателей, имеющих регистрацию (место жительства) на территории соответствующего иностранного государства (без учета регистрации по месту жительства или ее отсутствия на территории национального государства) (например, Албания, Андорра, Болгария, Грузия, Исландия, Монако, Португалия, Словения, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Швеция) предусматриваются различные модификации реализации зарубежными национальными избирателями указанной категории активного избирательного права.

При этом в ряде государств региона ОБСЕ законодательно предусмотрено, что в случае если зарубежный национальный избиратель фактически не принимает участие в голосовании на национальных выборах, например, более двух раз подряд, он исключается из соответствующего списка избирателей и для восстановления своего активного избирательного права должен представить документ, подтверждающий адрес его постоянного места жительства на территории соответствующего иностранного государства (например, Словения, Швейцария), либо при наступлении иных электоральных обстоятельств (например, Швеция)

Кроме того, в отдельных государствах региона ОБСЕ законодательством закреплено положение о том, что зарубежный национальный избиратель, находящийся за пределами территории своего национального государства сверх установленного законодательством срока, должен для сохранения своего активного избирательного права подать соответствующее заявление (например, Исландия).

В Албании в преддверии проведения 25 апреля 2021 года парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие предоставление зарубежным албанским избирателям права принимать участие в голосовании на парламентских выборах (прежде они такого права не имели, и для участия в голосовании должны были возвратиться на территорию Албании).

При этом по экспертным оценкам только в 2020 году за рубежом находилось 1.68 млн. граждан Албании, представителей так называемой «новой албанской диаспоры», т.е. тех, кто выехал за пределы территории Албании с начала 90-х годов прошлого столетия (многие из них не имеют на территории Албании постоянного или временного места жительства (регистрации).

В Андорре при проведении 7 апреля 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством зарубежные андоррские избиратели, постоянно или временно проживающие в соответствующем иностранном государстве, вправе были подать не позднее 26 февраля заявление о предоставлении им возможности принять участие в голосовании по почте (без необходимости подтверждения адреса места регистрации (в том числе прежнего места жительства) на территории Андорры).

При проведении указанных выборов 139 зарубежных андоррских избирателей подали соответствующие заявления; правительство направило в их адрес заказным письмом пакет избирательных документов; заполненные избирательные бюллетени должны были поступить в соответствующий суд первой инстанции не позднее 13:00 по местному времени 6 апреля 2019 года.

В Болгарии при проведении 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов законодательством предварительная регистрация зарубежных болгарских избирателей не была предусмотрена: указанные избиратели могли быть включены в список избирателей непосредственно в день голосования в помещении зарубежной участковой избирательной комиссии, образованной в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Болгарии в соответствующем иностранном государстве.

При проведении указанных выборов было образовано 728 зарубежных участковых избирательных комиссий.

В списки избирателей в день голосования на указанных парламентских выборах было включено 129.280 зарубежных болгарских избирателей, в том числе и тех, кто не имел постоянного (временного) места жительства (регистрации) на территории Болгарии.

Зарубежные болгарские избиратели могли принимать участие в голосовании только за списки кандидатов политических партий, политических коалиций, но не за независимых кандидатов, выдвинутых комитетами (группами) избирателей.

Голосование зарубежных болгарских избирателей проводилось с использованием только технических средств подсчета голосов – комплексов электронного голосования.

В Грузии при проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов голосование зарубежных грузинских избирателей проводилось в 38 иностранных государствах.

Всего было зарегистрировано 65.336 зарубежных грузинских избирателей, которые в соответствии с законодательством должны были подтвердить свои персональные данные в соответствующих окружных избирательных комиссиях, либо по мобильному приложению, либо через 11.5000 банковских терминалов.

При этом, только 51.166 зарубежных грузинских избирателей имели постоянное место жительства на территории Грузии, и на этой основе в списки избирателей соответствующих избирательных участков была внесена запись «зарегистрирован за рубежом»; остальные 114.170 граждан Грузии не имели постоянной или временной регистрации на территории Грузии, и в силу принадлежности к гражданству Грузии включались в список избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке.

В Исландии при проведении 25 сентября 2021 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством зарубежные исландские избиратели сохраняют активное избирательное право, и автоматически включаются в списки избирателей в течение 8 лет после выезда за пределы территории Исландии; затем, по истечении указанного срока, для сохранения своего активного избирательного права, они должны подавать соответствующие заявления о регистрации в качестве зарубежного исландского избирателя и о включении в список избирателей, даже если они не имеют на территории Исландии постоянного или временного места жительства (регистрации).

В списки избирателей на указанных парламентских выборах было включено 10.449 зарубежных исландских избирателей, в том числе и тех, кто не имел постоянного или временного места жительства (регистрации) на территории Исландии.

В Монако при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством в голосовании вправе принимать участие зарубежные монегаские избиратели, постоянно проживающие за пределами территории страны.

При этом избиратель может быть исключен из списка избирателей при наличии оснований, указанных в законодательстве, о чем он незамедлительно извещается мэром Монако, и может обжаловать указанное решение в течение трех дней со дня уведомления.

В Португалии при проведении 30 января 2022 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками, принятыми в 2018 году, правомочные зарубежные португальские избиратели, имеющие легальную регистрацию (место жительства) на территории соответствующего иностранного государства, могли принимать участие в голосовании в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения Португалии в соответствующем иностранном государстве, либо по почте.

В Словении при проведении 3 июня 2018 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством зарубежные словенские избиратели, постоянно проживающие за пределами территории страны, автоматически получали избирательные бюллетени для участия в голосовании на указанных выборах.

При этом в 2017 году была принята законодательная поправка, предусматривающая исключение зарубежных словенских избирателей из соответствующего списка избирателей в случае, если направленные им избирательные документы возвращались два раза подряд за отсутствием адресатов; для восстановления возможности принимать участие в голосовании зарубежные словенские избиратели должны представить документы, подтверждающие адрес постоянного места жительства на территории соответствующего иностранного государства.

В Финляндии при проведении 14 апреля 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками, принятыми в 2017 году, зарубежным финским избирателям, постоянно проживающим за пределами территории Финляндии, состоящим на консульском учете, было предоставлено право принимать участие в голосовании по почте (ранее они могли голосовать только в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Финляндии в соответствующих иностранных государствах).

Участие в голосовании могли принять около 250.000 зарубежных финских избирателей, постоянно проживающим за пределами территории Финляндии (при проведении 28 января 2018 года очередных президентских выборов – 230.000).

Для проведения голосования было образовано 219 специальных зарубежных участковых избирательных комиссий в 89 иностранных государствах (при проведении 28 января 2018 года очередных президентских выборов – 242 специальных зарубежных участковых избирательных комиссии в 89 иностранных государствах).

В Хорватии в соответствии с законодательством регистрация (учет), а также составление списков зарубежных хорватских избирателей осуществляются Министерством внутренних дел Хорватии.

При проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством в голосовании по соответствующему зарубежному избирательному округу вправе принимать участие зарубежные хорватские избиратели, не имеющие на день голосования действительного документа, удостоверяющего их личность, либо постоянного или временного места жительства (регистрации) на территории Хорватии.

Указанные избиратели могут получить удостоверение на право голосования непосредственно в день голосования в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Хорватии в соответствующем иностранном государстве.

При проведении 8 ноября 2015 года парламентских выборов для участия в голосовании было зарегистрировано 36.285 зарубежных хорватских избирателей.

В Швейцарии 1 ноября 2015 года был принят Закон о голосовании швейцарских граждан за рубежом, в соответствии с которым при проведении выборов в Национальный совет – нижнюю палату федерального парламента зарубежный швейцарский избиратель не должен регистрироваться перед проведением каждых парламентских выборов: зарегистрировавшись, он автоматически включается и сохраняется в списке избирателей до тех пор, пока направляемые ему по зарубежному почтовому адресу избирательные документы не вернуться назад три раза подряд в связи с отсутствием адресата по соответствующему адресу.

При этом при проведении выборов в Совет кантонов – верхнюю палату федерального парламента только 13 кантонов (из 26) предоставили зарубежным швейцарским избирателям такую же возможность для регистрации и участия в голосовании.

Таким образом, швейцарская модель регистрации и участия зарубежных национальных избирателей в голосовании предусматривает возможность утраты зарубежным швейцарским избирателем после его первоначальной регистрации в качестве зарубежного избирателя постоянной или временно регистрации на территории Швейцарии, и в силу принадлежности к гражданству Швейцарии сохранения сведений о нем в списке избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке до тех пор, пока не наступят негативные правовые последствия (связанные с прекращением обладания активным избирательным правом), связанные с неполучением им три раза подряд избирательных документов для участия в голосовании на парламентских выборах.

При проведении 20 октября 2019 года очередных парламентских выборов из 760.000 зарубежных швейцарских избирателей для участия в голосовании зарегистрировалось 172.000 избирателей.

В Швеции при проведении 9 сентября 2018 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством зарубежные шведские избиратели сохраняли активное избирательное право, и автоматически включались в списки избирателей в течение 10 лет после выезда за пределы территории Швеции; затем, по истечении указанного срока, для сохранения своего активного избирательного права, они должны были подать не позднее 30 дней до дня голосования на указанных выборах соответствующие заявления в

Налоговую службу Швеции о включении в список избирателей, даже если они не имеют на территории Швеции постоянного или временного места жительства (регистрации).

При этом если за день до дня общего голосования избирателей на парламентских выборах Избирательный совет Швеции – один из центральных избирательных органов получил избирательный бюллетень зарубежного шведского избирателя, принявшего участие в голосовании по почте, но не включенного в список избирателей в связи с истечением предельного 10-летнего срока сохранения сведений о нем в соответствующем списке избирателей, указанный избиратель, в силу данного факта (обстоятельства), подлежит включению в соответствующий список избирателей и его голос засчитывается при подсчете голосов избирателей.

При проведении указанных выборов 163.450 зарубежных шведских избирателей могли принимать участие в голосовании в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Швеции в соответствующих иностранных государствах, либо по почте.

Голосование зарубежных шведских избирателей в помещениях дипломатических представительств или консульских учреждений Швеции в соответствующих иностранных государствах проводилось в один день – за 24 дня до дня общего голосования избирателей на территории Швеции, по почте – не позднее 45 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Избирательные бюллетени (голоса) зарубежных шведских избирателей, проголосовавших в дипломатических представительствах Швеции в соответствующих иностранных государствах, затем, направлялись в Наблюдательный совет Швеции, который, в свою очередь, пересылал их для подсчета в соответствующие окружные избирательные комитеты по прежнему (последнему) месту жительства (регистрации) соответствующего зарубежного шведского избирателя.

5. В отдельных государствах региона ОБСЕ при проведении парламентских выборов с учетом применяемой избирательной системы законодательство предусматривает приписывание избирателей (голосов, поданных зарубежными национальными избирателями) к одному из избирательных округов, образованных, как правило, в столице государства (например, Латвия), либо – при проведении президентских выборов – к соответствующему избирательному органу (например, Финляндия).

В этом случае в целях участия в голосования на соответствующих выборах законодательство не учитывает прежнее место жительства (регистрации) зарубежного национального избирателя на территории национального государства либо его отсутствие (места жительства (регистрации) после выезда за пределы государства, а принимает во внимание факт принадлежности лица к гражданству государства (например, Латвия).

Так, в Латвии при проведении 6 октября 2018 года очередных парламентских выборов законодательство предусматривало приписывание зарубежных латвийских избирателей (голосов, поданных указанными избирателями) к одному из избирательных округов, образованных на территории города Риги – столицы Латвии.

При проведении указанных выборов за пределами территории Латвии находилось около 130.000 зарубежных латвийских избирателей.

Зарубежные латвийские избиратели могли проголосовать в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Латвии в соответствующих иностранных государствах либо в иных местах, определенных для голосования, а также по почте.

Для проведения голосования, получения и обработки избирательных бюллетеней зарубежных латвийских избирателей на территории Латвии было образовано 16 специальных участковых избирательных комиссий.

Для участия в голосовании по почте зарубежный национальный избиратель должен был подать не позднее 14 сентября 2018 года соответствующее заявление и национальный паспорт (паспорт гражданина Латвии), в котором, после голосования, проставлялся штамп об участии избирателя в голосовании.

Избирательные бюллетени для голосования по почте направлялись зарубежным латвийским избирателям не позднее трех недель до дня голосования на указанных выборах.

В Финляндии при проведении президентских выборов в соответствии с законодательством Министерство иностранных дел Финляндии организует проведение досрочного голосования зарубежных финских избирателей.

При проведении 28 января 2018 года очередных выборов Президента Финляндии досрочное голосование зарубежных финских избирателей проводилось с 17 по 20 января 2018 года, в котором могли принять около 230.000 зарубежных финских избирателей.

После завершения голосования голоса зарубежных финских избирателей передаются зарубежными участковыми избирательными комиссиями через Министерство иностранных дел Финляндии в городской (муниципальный) избирательный комитет Хельсинки – столицы Финляндии для последующего подсчета и суммирования.

Приложение

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ

№ п/п

Государство

Дипломатические представительства

и консульские учреждения

Голосование по почте

Голосование по доверенности

Досрочное голосование

Голосование в помещениях пунктов

пересечения государственной границы

Особые условия (численность зарубежных

избирателей) для образования зарубежного

избирательного участка

Интернет-голосование

Зарубежный избирательный округ,

избирательный участок / приписка

к избирательному округу

Необходимость для избирателя

прибыть на территорию своего

государства для участия в голосовании

Лишение права голосовать

при нахождении избирателя за

пределами государства сверх

установленного законодательством срока

Законодательно зарубежные

национальные избиратели не имеют права

(ограничены в праве) участвовать в голосовании

1

 

Австрия

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

(с учетом избирательной системы)

2

Азербайджан

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да2

3

Албания

Да

(с 2021 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

(до 2021 года)

4

Андорра

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Армения

 

 

 

 

 

 

Да3

 

 

 

 

6

Беларусь

Да

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

7

Бельгия

Да

Да

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Болгария

Да4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Босния и Герцеговина

Да

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Великобритания

 

Да

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Венгрия

Да

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

(с учетом избирательной системы)

12

Греция

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

Да

13

Грузия

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Дания

Да

 

 

Да

 

 

 

 

 

4 года

Да

15

Ирландия

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

Да5

16

Исландия

 

Да

 

Да

 

 

 

Да

 

8 лет

Да

17

Испания

Да

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Италия

 

Да

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

19

Казахстан

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Канада

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

5 лет

(до 2018 г.)

 

21

Кипр

Да

 

 

 

 

30 (или 50) избирателей6

 

Да

 

 

 

22

Кыргызстан

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Латвия

Да

Да

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

24

Литва

Да

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

25

Лихтенштейн

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

26

Люксембург

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Республика Северная Македония

Да

 

 

 

 

не менее 10 избирателей

 

Да

 

 

Да

28

Мальта

 

 

 

Да

 

 

 

 

Да

 

 

29

Молдова

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Монако

 

 

Да

 

 

 

Да

 

 

 

 

31

Монголия

Да

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

Да

32

Нидерланды

 

Да

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

33

Норвегия

Да

Да7

 

Да

 

 

Да

(до 2014 года)

 

 

 

Да

34

Польша

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

Португалия

Да

Да

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

36

Российская Федерация

Да

Да

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

37

Румыния

Да

Да

 

 

 

Да8

 

Да

 

 

 

38

Сан-Марино

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

Да

39

Сербия

Да9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

Словакия

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

Словения

Да10

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

США

 

Да

 

Да

 

 

Да

 

 

 

 

43

Таджикистан

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

Туркменистан

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

Турция

Да11

 

 

 

Да

(2007 год)

 

 

 

 

 

Да

46

Узбекистан

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47

Украина

Да

 

 

 

Да

(2014 год)

 

 

 

 

 

 

48

Финляндия

Да

Да

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

49

Франция

Да

Да

Да

Да

 

 

Да

Да

 

 

Да

(с учетом избирательной системы)

50

ФРГ

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

25 лет

Да

51

Хорватия

Да12

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

52

Чехия

Да

Да

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

53

Черногория

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

2 года

Да

54

Швейцария

 

Да

 

 

 

 

Да

(до 2019 года)

 

 

 

Да

55

Швеция

Да

Да

 

Да

 

 

 

 

 

10 лет

Да

56

Эстония

Да

 

 

Да

 

 

Да

 

 

 

 

 

ИТОГО:

36

28

4

9

2

3

8

12

4

6

18

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В парламентских выборах вправе принимать участие более 190.000 киприотов-турок.

[2]  В Азербайджане зарубежные азербайджанские избиратели вправе принимать участие в голосовании при проведении президентских, но не парламентских, выборов.

[3] В Армении при проведении парламентских выборов в Интернет-голосовании принимают участие представители дипломатического корпуса, военнослужащие, находящиеся за пределами территории Армении, представители армянских компаний, работающие за пределами территории Армении, а также члены их семей.

[4] В Болгарии при проведении 3 июня 2018 года досрочных парламентских выборов зарубежные болгарские избиратели могли принимать участие в голосовании только за списки кандидатов политических партий, политических коалиций, но не за независимых кандидатов, выдвинутых комитетами (группами) избирателей.

[5] В Ирландии при проведении выборов зарубежные ирландские избиратели не имеют права принимать участия в голосовании, за исключением гражданских служащих и военнослужащий, а также членов их семей, находящихся за пределами страны в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей.

[6] На Кипре при проведении 22 мая 2016 года парламентских выборов было сформировано 40 зарубежных участковых избирательных комиссий (для образования зарубежных участковых избирательных комиссий необходимо включение в список избирателей не менее 30 избирателей (на президентских выборах – не менее 50 избирателей); в целом, было образовано пять зарубежных избирательных участков (три – в Греции и два – в Великобритании), в списки избирателей которых в совокупности было включено около 9.000 зарубежных киприотских избирателей.

Зарубежные киприотские избиратели принимали участие в голосовании в помещениях избирательных участков дипломатических представительств или консульских учреждений Кипра в соответствующих иностранных государствах.

[7] В случае отсутствия в стране пребывания норвежских избирателей дипломатического представительства или консульского учреждения Норвегии зарубежные норвежские избиратели принимают участие в голосовании по почте.

[8] В Румынии образуются дополнительные зарубежные избирательные участки в случае, если не менее 100 избирателей проживает на значительном удалении от дипломатического представительства или консульского учреждения Румынии в соответствующем иностранном государстве.

[9] В Сербии при проведении президентских и парламентских выборов в соответствии с законодательством для зарубежных сербских избирателей составляются отдельные списки избирателей.

При этом зарубежные сербские избиратели первоначально должны быть зарегистрированы (пассивно) по месту их последней регистрации на территории Сербии либо по месту последней регистрации одного из их родителей на территории Сербии, затем, (активно), на основании их заявления в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Сербии в иностранном государстве – по месту нахождения данного избирателя за пределами территории Сербии при условии исключения из списка избирателей по месту постоянной регистрации на территории Сербии.

[10] В Словении при проведении выборов зарубежные словенские избиратели в некоторых иностранных государствах принимают участие в голосовании в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Словении за рубежом.

[11] При проведении 24 июня 2018 года досрочных президентских и парламентских выборов было зарегистрировано около 3 млн. зарубежных турецких избирателей; зарубежные турецкие избиратели могли принимать участие в голосовании на президентских и парламентских выборах.

При этом на парламентских выборах, в отличие от избирателей, голосующих на территории Турции, зарубежные турецкие избиратели могли голосовать только за списки кандидатов политических партий, политических коалиций, но не за независимых кандидатов.

Зарубежные турецкие избиратели могли принять участие в голосовании с 7 по 19 июня (в течение 13 календарных дней) в помещениях 3.379 участковых комитетов по проведению голосования, образованных в 60 иностранных государствах.

Заполненные избирательные бюллетени зарубежных турецких избирателей доставлялись в избирательную комиссию специально определенного избирательного округа в городе Анкаре – столице Турции и подсчитывались 1.165 участковыми комитетами по проведению голосования.

[12] В Хорватии голосование за рубежом должно проводиться только в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Хорватии в соответствующих иностранных государствах, однако при проведении выборов 4 декабря 2011 года Государственная избирательная комиссия Хорватии образовала избирательные участки в Боснии и Герцеговине также в школах тех городов, где располагались дипломатические представительства и консульские учреждения Хорватии.