Президентские выборы в Монголии 9 июня 2021 года
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
31 мая, 2021
В соответствии с Конституцией и законодательством Монголия является полупрезидентской республикой.
Президент Монголии является главой государства, символом единства народа Монголии, осуществляющим конституционные полномочия в сфере внутренней политики, обороны и внешних сношений страны.
Президент Монголии назначает Премьер-министра Монголии и по его предложению членов правительства Монголии.
В соответствии с конституционной реформой, проведенной в 2019 году, Президент Монголии избирается на всеобщих и прямых выборах на шесть лет (до 2021 года – на четыре года).
При этом одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Монголии только на один конституционный срок (ранее – на два).
Действующий Президент Монголии – Халтмаагийн Баттулга, представитель оппозиционной Демократической партии Монголии, избран в 2017 году1.
В соответствии с Конституцией Монголии и законодательством очередные президентские выборы назначаются парламентом – Великим государственным хуралом Монголии – не позднее 1 февраля последнего года полномочий Президента Монголии, при этом выборы нового Президента Монголии должны быть назначены на один из рабочих дней первой половины июня месяца указанного года; при этом день голосования на указанных выборах объявляется выходным днем.
20 января 2021 года Великий государственный хурал Монголии назначил очередные (восьмые) выборы – шестого по счету – Президента Монголии на 9 июня (среда) 2021 года2.
Это первые президентские выборы после проведения в 2019 году конституционной реформы, изменившей продолжительность срока полномочий Президента Монголии, сократившей объем президентских полномочий, и определившей переход Монголии к парламентской республике.
Логотип президентской избирательной кампании 9 июня 2021 года в Монголии
Прошлые президентские выборы, в которых принимало участие три кандидата на должность Президента Монголии, были проведены 26 июня (понедельник, первый тур голосования) и 7 июля (пятница, второй тур голосовании) 2017 года.
Все прошедшие с 2001 года президентские выборы были очередными (20 мая (воскресенье) 2001 года, 22 мая (воскресенье) 2005 года, 24 мая (воскресенье) 2009 гола, 26 июня (среда) 2013 года, 26 июня (понедельник) 2017 года).
При этом только в 2017 году президентские выборы проводились в два тура голосования (при проведении всех предыдущих президентских выборов один из кандидатов на должность Президента Монголии был избран в первом туре голосования).
Так, в 2001 году кандидат на должность Президента Монголии Нацагийн Багабанди получил в первом туре голосовании 59.2% действительных голосов избирателей и был избран Президентом Монголии, в 2005 году Намбарын Энхбаяр – 54.2%, в 2009 году Цахиагийн Элбэгдорж – 51.24%, в 2013 году Цахиагийн Элбэгдорж (баллотировался на второй срок) – 50.23%.
При этом, в целом, количество голосов избирателей, поданных за кандидата, избранного Президентом Монголии в первом туре голосования, падает (в целом, на 6.97%).
В соответствии Конституцией Монголии законодательная власть осуществляется Великим государственным хуралом – одноплатным парламентом Монголии, в состав которого на всеобщих и прямых выборах по мажоритарной избирательной системе и одномандатным избирательным округам избирается 76 депутатов.
Срок полномочий Великого государственного хурала составляет четыре года3.
Исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое Премьер-министром Монголии.
В соответствии с конституционной реформой 2019 года объем полномочий Премьер-министра Монголии существенно увеличен на основе перехода к нему ряда прежних президентских полномочий.
Действующий Премьер-министр Монголии – Лувсаннамсрай Оуюн-Эрдене, вступил в должность 27 января 2021 года в связи с уходом в отставку на фоне пандемийных общественных протестов Премьер-министра Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха.
В административно-территориальном отношении Монголия состоит из 21 аймака, которые подразделяются на 342 района (сомона) и 1.539 населенных пункта (баги), выборными органами которых являются местные советы и мэры.
Главами аймаков, основной административно-территориальной единицы Монголии, являются губернаторы (среди губернаторов нет ни одной женщины).
Город Улан-Батор – столица Монголии подразделяется на округа, которые, в свою очередь, подразделяются на хороны (районы в городе).
Местные выборы были проведены 24 июня 2020 года одновременно с парламентскими выборами.
После проведения местных выборов правящая Монгольская народная партия получила большинство депутатских мандатов в большинстве местных представительных органов, при этом ее кандидаты были также избраны мэрами в большинстве административно-территориальных единиц.
В соответствии с Конституцией Монголии в стране функционирует многопартийная политическая система; зарегистрированные в установленном порядке политические партии принимают участие в парламентских, президентских и местных выборах.
Согласно Закону о политических партиях 2005 года, политическая партия рассматривается как объединение граждан Монголии, которые объединились добровольно с целью организации общественной, личной и политической деятельности; для осуществления своей деятельности политические партии должны быть зарегистрированы Верховным судом Монголии.
В Монголии зарегистрировано 36 политических партий, в частности, Монгольская народная партия (правящая политическая партия), Демократическая партия (основная оппозиционная политическая партия), Монгольская национально-демократическая партия, Монгольская республиканская партия,
Социал-демократическая партия Монголии, Демократический союз Монголии, Демократическая коалиция, Монгольская революционная молодёжная лига, Прогрессивная национальная партия Монголии, Социал-демократическая партия Монголии, Консервативная партия Монголии, Партия
Гражданская воля, Партия Отчизны, Монгольская новая социал-демократическая партия, Гражданская воля – Республиканская партия.
К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения президентских выборов 9 июня 2021 года можно отнести, в частности, следующие:
1. В ходе проведения в 2019 году конституционной реформы срок полномочий Президента Монголии увеличен с четырех до шести лет.
При этом одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Монголии только на один конституционный срок.
Конституционные поправки повысили минимальный возраст лица для замещения должности Президента Монголии, – с 45 до 50 лет.
2. 24 декабря 2020 года – за шесть месяцев до дня проведения президентских выборов – был принят новый Закон о выборах Президента Монголии.
3. Выборы Президента Монголии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в увязке с участием в голосовании не менее 50% избирателей.
В целом президентская избирательная система является мажоритарной избирательной системой «двойного» абсолютного большинства – участия избирателей в голосовании (явка избирателей) – не менее 50%, и избрания кандидата на должность Президента Монголии (не менее 50% действительных голосов избирателей): в противном случае назначаются новые президентские выборы.
4. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Монголии, изложенной в решении от 16 апреля 2021 года, лица, ранее занимавшие должность Президента Монголии, в том числе действующий Президент Монголии, избранный в 2017 году, не вправе баллотироваться в качестве кандидатов на настоящих президентских выборах (решение Суда в соответствии с законодательством подлежало утверждению Великим государственным хуралом Монголии и было утверждено).
Данная правовая позиция Суда включена в обновленный Закон о выборах Президента Монголии.
5. Подготовка и проведение президентских выборов возложена на четырехзвенную систему избирательных комиссий: Генеральную избирательную комиссию Монголии ГИК Монголии), 22 территориальные избирательные комиссии, 339 районных избирательных комиссий, 2.087 участковых избирательных комиссий7, а также на иные избирательные (электоральные) органы (в частности, Центральная избирательная комиссия по вопросам организации голосования избирателей, находящихся за пределами территории Монголии, образуемая Министерством иностранных дел Монголии, и осуществляющая свою деятельность под руководством Генеральной избирательной комиссии Монголии).
6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии принадлежит только парламентским политическим партиям, политическим коалициям; при этом выдвижение кандидатов другими политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов законодательством не предусмотрено.
В целом кандидатов на должность Президента Монголии выдвинули три субъекта президентского избирательного процесса: две парламентские политические партии и одна парламентская политическая коалиция.
В соответствии с законодательством при регистрации кандидат на должность Президента Монголии должен получить письменное одобрение (заключение) Государственной счетной палаты Монголии о его предвыборной программе, в котором должна содержаться оценка законности и социально-экономической обоснованности ее положений, и, затем, представить указанное заключение в Генеральную избирательную комиссию Монголии.
В соответствии с законодательством Генеральная избирательная комиссия Монголии должна принять решение о регистрации кандидата на должность Президента Монголии в течение трех дней со дня приема документов.
В случае отказа в регистрации кандидата на должность Президента Монголии политическая партия, политическая коалиция, выдвинувшая указанного кандидата, вправе представить другую кандидатуру, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования на президентских выборах4.
Генеральная избирательная комиссия Монголии зарегистрировала трех кандидатов на должность Президента Монголии: Ухнаагийна Хурэлсуха, представителя правящей Монгольской народной партии, Содмонзундуйна Эрдене, представителя оппозиционной Демократической партии, Дангаасурэнгиина Энхбата, представителя парламентской политической коалиции «Правильный электорат».
7. Парламентские политические партии, выдвинувшие кандидатов на должность Президента Монголии, вправе получать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в денежной форме и в натуральном виде соответственно в размере до 3 млн. монгольских тугриков и до 15 млн. монгольских тугриков.
Предельный размер расходования средств избирательного фонда политических партий, политических коалиций, выдвинувших кандидатов на должность Президента Монголии, составляет 8,1 млрд. монгольских тугриков (в 2017 году – 6,8 млрд. монгольских тугриков, без учета дополнительных предельных размеров расходования средств кандидатами на должность Президента Монголии).
В целом высокие предельные размеры пожертвований и расходования средств избирательного фонда, по мнению экспертов и некоторых участников президентских выборов, «благоволят» крупным, прежде всего, парламентским политическим партиям и действующим должностным лицам – кандидатам на должность Президента Монголии.
8. В соответствии с законодательством средства массовой информации проводят теледебаты между кандидатами на должность Президента Монголии; вместе с тем, дебаты могут быть проведены только в случае, если все кандидаты на должность Президента Монголии выразили согласие принять в них участие.
9. В списки избирателей включено более 2 млн. избирателей.
В целом при проведении прошлых президентских выборов в списки избирателей было включено: в 2001 году – 1.205.885 избирателей, в 2005 году – 1.241.691 избирателей, в 2009 году – 1.493.217, в 2013 году – 1.864.273, в 2017 году – 1.978.298 избирателей; при проведении 24 июня 2020 года очередных парламентских выборов в списки избирателей было включено 2.003.969 избирателей.
Таким образом, за последние годы (с 2001 года по 2017 год) наблюдается тенденция – на 773.413 избирателей – роста численности избирательного корпуса Монголии при проведении президентских выборов.
10. В соответствии с обновленным законодательством зарубежные монгольские избиратели впервые могут принять участие в голосовании на президентских выборах в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Монголии в соответствующих иностранных государствах.
11. В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в один календарный день – среда, при этом указанный день объявляется выходным.
12. Законодательство предусматривает не менее чем 50% явку избирателей для признания выборов состоявшимися, при этом с 2001 года наблюдается тенденция снижения участия избирателей в голосовании при проведении президентских выборов: 82.94% – в 2001 году, 74.98% –
в 2005 году, 73.59% – в 2009 году, 66.50% – в 2013 году, 68.63% (первый тур голосовании) и 60.67% (второй тур голосования) – в 2017 году, т.е. с 2001 года явка избирателей снизилась на 14.31%.
13. В соответствии с законодательством решение ГИК Монголии о результатах президентских выборов может быть непосредственно обжаловано в Конституционный суд Монголии.
14. Законодательство содержит положения о национальных (общественных) наблюдателях, а также о международных наблюдателях.
Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение на различных этапах и стадиях президентской избирательной кампании.
При этом количество национальных (общественных) наблюдателей на одном избирательном участке ограничивается двумя наблюдателями при проведении голосования, и одним наблюдателем – при проведении подсчета голосов избирателей (независимо от числа аккредитованных общественных организаций).
В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу трех миссий международного наблюдения на парламентских и президентских выборах в Монголии.
Так, миссии международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ осуществляли наблюдение за двумя президентскими выборами, проводимыми 26 июня 2013 года, 26 июня (первый тур голосования) и 7 июля (второй тур голосования) 2017 года, одними парламентскими выборами, проводимыми 29 июня 2016 года.
В условиях пандемии коронавируса и карантинных мероприятий, численность международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ на настоящих президентских выборах является незначительной.
Конституция и законодательство о президентских выборах. Проведение выборов Президента Монголии регулируется Конституцией Монголии 1992 года (с изменениями, в частности, от 2019 года), Законом о выборах Президента Монголии от 24 декабря 2020 года, Законом о Генеральной избирательной комиссии Монголии от 12 января 2006 года, Законом о политических партиях, Законом о свободе средств массовой информации 1998 года, Законом о телерадиовещании 2019 года, Законом об автоматизированной системе выборов от 10 ноября 2011 года, Законом о проведении митингов и демонстраций от 7 июля 1994 года, Законом о борьбе с коррупцией, другими законодательными актами (в частности, о судебной системе, о телерадиовещании, Уголовным кодексом Монголии от 3 декабря 2015 года, Кодексом об административных правонарушениях).
Постановления, принимаемые Верховным государственным хуралом Монголии, а также нормативные акты Генеральной избирательной комиссии Монголии обеспечивают единообразное применение законодательства при проведении президентских выборов.
После проведения в июне 2017 года последних президентских выборов и конституционной реформы, в ходе которой в ноябре 2019 года в Конституцию Монголии были внесены изменения, в законодательство о выборах Президента Монголии и смежное законодательство также был внесен ряд существенных изменений.
Так, в ходе проведения конституционной реформы срок полномочий Президента Монголии был увеличен с четырех до шести лет, при этом конституционно закреплено положение о том, что одно и тоже лицо может быть избрано на должность Президента Монголии только на один шестилетний конституционный срок (ранее – не более чем на два четырехлетних конституционных срока5).
Конституционные поправки повысили с 45 до 50 лет минимальный возраст лица для замещения должности Президента Монголии.
В соответствии с конституционными поправками, начиная с 2028 года, для регистрации в качестве политической партии ее численность должна быть не менее 1% от общего числа зарегистрированных избирателей (в частности, в связи с тем, что парламентские политические партии наделены исключительным правом выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии).
Кроме того, конституционные поправки ограничили право внесения изменений в законодательство о выборах предельным сроком не позднее чем за один год до проведения очередных выборов.
В декабре 2019 года Великий государственный хурал Монголии начал «разделение» единого законодательного акта о выборах – Избирательного кодекса Монголии, принятого в 2015 году, – на ряд отдельных законодательных актов соответственно о парламентских, президентских и местных выборах.
24 декабря 2020 года – за шесть месяцев до дня проведения президентских выборов – был принят отдельный Закон о выборах Президента Монголии, который устранил, в частности, некоторые прежние ограничения при реализации пассивного избирательного права, обновил ряд избирательных процедур.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Монголии, изложенной в решении от 16 апреля 2021 года, лица, ранее занимавшие должность Президента Монголии, в том числе действующий Президент Монголии, избранный в июне 2017 года, не вправе баллотироваться в качестве кандидатов на настоящих президентских выборах (решение суда в соответствии с законодательством подлежало утверждению Великим государственным хуралом Монголии и было утверждено).
Данная правовая позиция Суда была включена в обновленный Закон о выборах Президента Монголии.
В этих условиях Президент Монголии Халтмаагийн Баттулга 19 апреля 2021 года издал Указ о роспуске правящей Монгольской народной партии и направил его в Верховный суд Монголии в связи с антиконституционным захватом ею государственной власти и милитаризацией (в соответствии с законодательством Суд должен был в течение пяти дней принять решение по поступившему президентскому «представлению»)6; Монгольская народная партия в своих заявлениях от 19 апреля и 23 апреля 2021 года указала, что указ принят с превышением полномочий Президента Монголии и в целом подрывает демократические нормы и правопорядок.
Новый Закон «О выборах Президента Монголии» содержит, в частности, положения о доступе к спискам избирателей, о порядке подачи жалоб по вопросам или нарушениям в списках избирателей, обязательный ручной пересчет всех бумажных избирательных бюллетеней на избирательных участках, положения об установке видеокамер для фиксации хода голосования и подсчета голосов избирателей (при этом видеокамеры должны быть установлены таким образом, чтобы не нарушать тайну голосования избирателей).
В соответствии с обновленным законодательством в дополнение к биометрической регистрации в качестве избирателя все избиратели, принимающие участие в голосовании, должны дополнительно маркироваться (один из пальцев их руки) несмываемыми специальными чернилами в качестве дополнительной меры, направленной на недопущение множественного голосования избирателей (данная мера получила законодательное оформление (на прошлых президентских выборах она применялась в разовом порядке по решению Генеральной избирательной комиссии Монголии).
Кроме того, в соответствии с обновленным законодательством зарубежные монгольские избиратели впервые могут принять участие в голосовании на президентских выборах в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Монголии в соответствующих иностранных государствах.
Законодательство также усилило контроль за электронным голосованием и подсчетом электронных голосов избирателей (т.е. при голосовании избирателей с использованием технических средств подсчета голосов).
Президентская избирательная система. При проведении выборов Президента Монголии примеряется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в увязке с участием в голосовании не менее 50% избирателей.
Всеобщие и прямые выборы Президента Монголии проводятся по единому (национальному) избирательному округу.
В целом в соответствии с законодательством для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 50% зарегистрированных избирателей (включенных в списки избирателей), при этом для признания голосования избирателей состоявшимся на соответствующем избирательном участке, необходимо участие в голосовании также не менее 50% зарегистрированных избирателей.
Если явка избирателей на соответствующем избирательном участке является ниже указанного минимального (50%) порога, Генеральная избирательная комиссия Монголии должна принять решение о проведении в течение семи дней со дня проведения первого голосования повторного голосования на соответствующих избирательных участках с участием тех избирателей, которые первоначально не принимали участие в первом (первичном) голосовании.
В этом случае явка избирателей при повторном голосовании должна суммироваться с явкой избирателей при проведении первого (первичного) голосования.
В соответствии с законодательством избранным является кандидат на должность Президента Монголии, который получил абсолютное большинство действительных голосов в первом туре голосования (50% плюс один голос избирателя).
Если никто из кандидатов на должность Президента Монголии не получил большинства действительных голосов избирателей в первом туре голосования, не позднее чем через две недели проводится второй тур голосования (повторное голосование), в котором участвуют два кандидата на должность Президента Монголии, набравшие наибольшее количество действительных голосов в первом туре голосования.
Кандидат, получивший абсолютное большинство действительных голосов избирателей во втором туре голосования, признается избранным Президентом Монголии, и на этой основе Великий государственный хурал Монголии принимает закон о признании полномочий избранного кандидата на должность Президента Монголии.
В случае если ни один из кандидатов на должность Президента Монголии не выиграл и во втором туре голосования, должны быть назначены новые президентские выборы.
Таким образом, президентская избирательная система является мажоритарной избирательной системой «двойного» абсолютного большинства – участия избирателей в голосовании (явка избирателей) – не менее 50%, и избрания кандидата на должность Президента Монголии (не менее 50% действительных голосов избирателей): в противном случае назначаются новые президентские выборы.
Система избирательных комиссий. Подготовка и проведение президентских выборов возложена на четырехзвенную систему избирательных комиссий: Генеральную избирательную комиссию Монголии, 22 территориальные избирательные комиссии, 339 районных избирательных комиссий, 2.087 участковых избирательных комиссий , а также на иные избирательные (электоральные) органы (в частности, Центральная избирательная комиссия по вопросам организации голосования избирателей, находящихся за пределами территории Монголии, образуемая Министерством иностранных дел Монголии, и осуществляющая свою деятельность под руководством Генеральной избирательной комиссии Монголии).
В целом члены избирательных комиссий всех уровней назначаются, как правило, из представителей государственных служащих, имеющих опыт в организации и проведении выборов, юристов и специалистов по информационным технологиям.
В соответствии с законодательством Генеральная избирательная комиссия Монголии (ГИК Монголии) является постоянно действующим коллегиальным органом, организующим проведение президентских и парламентских выборов (www.gec.gov.mn.).
Срок полномочий членов ГИК Монголии – шесть лет.
Состав ГИК Монголии – девять человек: Председатель, секретарь и семь членов.
Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе ГИК Монголии (в действующем составе Комиссии только одна женщина).
Члены ГИК Монголии назначаются Великим государственным хуралом Монголии из числа государственных служащих на основе предложений Постоянного комитета Великого государственного хурала Монголии по вопросам государственного управления (пять членов), Президента Монголии (два члена) и Верховного суда Монголии (два члена).
Председатель и секретарь ГИК Монголии назначаются Великим государственным хуралом Монголии из числа членов Комиссии по представлению Председателя Великого государственного хурала Монголии и работают в составе Комиссии на штатной основе.
Остальные семь членов Комиссии работают в ее составе на неосвобожденной (т.е. не на штатной) основе, и на освобожденной основе, – в период проведения соответствующих выборов.
Действующий состав ГИК Монголии был назначен в 2019 году.
Председателем ГИК Монголии является Пурвээгийн Делгернаран.
ГИК Монголии проводит открытые заседания, размещает информацию о президентских выборах на своем сайте в сети Интернет; при этом указанные сведения размещаются также в формате, удобном для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Кроме того, на сайте размещается информация о заседаниях Комиссии, ее деятельности.
В целом ГИК Монголии проводит информационно-разъяснительные мероприятия среди избирателей, в том числе в традиционных средствах массовой информации и в социальных сетях, в частности, по вопросам противодействия подкупу избирателей, злоупотребления административным ресурсом.
Заседание Генеральной избирательной комиссии Монголии
Территориальные избирательные комиссии (22, в том числе 21 – в аймаках и одна – в городе Улан-Баторе – столице Монголии) образуются на период проведения президентских выборов.
Состав территориальных избирательных комиссий – до 9 человек (ранее – от девяти до 13) (в аймаках) и семь человек – в Избирательной комиссии города Улан-Батора.
Состав территориальных избирательных комиссий назначается ГИК Монголии из числа государственных служащих, кандидатуры которых представлены местными представительными органами.
Среди представляемых к назначению кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий должны быть представители правоохранительных органов (местной полиции), а также государственных регистрационных органов и их территориальных подразделений.
Законодательство не предусматривает гендерных квот в составе ТИК Монголии.
Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня критериев для назначения в состав территориальных избирательных комиссий, при этом среди таких критериев установлены, в частности, предварительное получение кандидатом в состав избирательной комиссии в рамках открытой конкурсной процедуры соответствующего сертификата, обязательное прохождение последующего обучения, организуемого ГИК Монголии.
В условиях пандемии коронавируса при формировании составов территориальных избирательных комиссий ГИК Монголии проводила дистанционное обучение и тестирование (аналогичная процедура применялась и при проведении в 2020 году парламентских выборов).
При этом ГИК Монголии составила список кадрового резерва членов соответствующих избирательных комиссий, из которого будет производиться назначение членов соответствующих избирательных комиссий в случае образования вакансий.
В соответствии с законодательством составы территориальных избирательных комиссий были назначены ГИК Монголии до 29 марта
2021 года.
Районные избирательные комиссии (РИК) образуются на период проведения президентских выборов (при проведении настоящих президентских выборов образовано 339 РИК).
РИК образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
Состав РИК – от 5 до 7 человек; в соответствии с законодательством составы РИК были назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями до 10 апреля 2021 года.
Участковые избирательные комиссии (УИК) образуются на период проведения президентских выборов (при проведении настоящих президентских выборов образовано 2.087 УИК, при проведении 26 июня 2017 года прошлых президентских выборов – 1.983).
Кроме того, были образованы зарубежные УИК в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Монголии в соответствующих иностранных государствах (при проведении в июне 2017 года прошлых президентских выборов было образовано 44 УИК в 32 иностранных государствах).
Участковые избирательные комиссии организуют проведение голосования и подсчет голосов избирателей.
В состав УИК назначается от 7 до 9 человек; в соответствии с законодательством составы УИК были назначены соответствующими районными избирательными комиссиями до 10 мая 2021 года.
При этом – в соответствии с законодательством – члены УИК могут быть одновременно назначены в состав районной или территориальной избирательной комиссии.
В целом в состав 22 ТИК, 339 районных, в том числе 9 окружных, а также 2.087 участковых избирательных комиссий назначено 18.647 государственных служащих.
В соответствии с обновленным законодательством зарубежные монгольские избиратели впервые могут принять участие в голосовании на президентских выборах в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Монголии в соответствующих иностранных государствах (статья 8.3 Закона «О выборах Президента Монголии»).
В этих целях Министерством иностранных дел Монголии в качестве временного электорального органа 29 января 2021 года была образована Центральная избирательная комиссия по вопросам организации голосования избирателей, находящихся за пределами территории Монголии, в составе семи человек.
Указанная Комиссия осуществляет свою деятельность под руководством Генеральной избирательной комиссии Монголии.
Центральная избирательная комиссия по вопросам организации голосования избирателей, находящихся за пределами территории Монголии вправе создавать отраслевые избирательные подкомиссии в соответствующих дипломатических представительствах и консульских учреждениях Монголии в соответствующих иностранных государствах.
Указанные избирательные подкомиссии осуществляют, в частности, регистрацию зарубежных монгольских избирателей (для регистрации в качестве зарубежного монгольского избирателя граждане Монголии могут подать соответствующее заявление по почте, по электронной почте, по факсу), проводят голосование и подсчет голосов избирателей.
Регистрация избирателей. В соответствии с законодательством граждане Монголии в возрасте 18 лет и старше на день голосования на президентских выборах имеют право принимать участие в голосовании.
При этом в соответствии с законодательством активное избирательное право ограничивается в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда за совершение преступления вне зависимости от степени его тяжести, а также лиц, признанных недееспособными по решению суда.
Регистрация избирателей является пассивной, за исключением зарубежных монгольских избирателей, для которых регистрация в качестве избирателей является активной.
Регистрация избирателей осуществляется уполномоченным органом (Государственной службой регистрации населения Монголии) на основе системы гражданской регистрации населения Монголии – Национального регистра населения и информационной базы данных (адресной системы проживания и пребывания гражданина Монголии на территории страны) и проведения перекрестной проверки внесенных персональных сведений об избирателях.
Сведения о различных категориях лиц, ограниченных либо утративших активное избирательное право, представляются соответствующими государственными органами в Государственную службу регистрации населения Монголии (судами и правоохранительными органами – о лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, либо признанных судом недееспособными, государственной пограничной службой – о лицах, выехавших за пределы Монголии на срок более 60 дней – указанные категории избирателей в соответствующих списках избирателей маркируются (отмечаются) как «временно исключенные из списка избирателей»).
Указанные сведения подлежали представлению в Государственную службу регистрации населения Монголии до 1 мая 2021 года.
Регистрация избирателей является биометрической: с 2010 года применяются биометрические идентификационные карточки избирателей.
На этой основе Национальный регистр населения и информационной базы данных содержит биометрические данные избирателя, в том числе отпечатки пальцев, препятствующие многократному вводу сведений об одном и том же избирателе, а в день голосования – многократному голосованию одного и того же избирателя.
Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления в онлайн режиме – с 1 апреля 2021 года, в помещении участковой избирательной комиссии – не позднее чем за 25 дней до дня голосования, при этом избиратели имеют право вносить изменения в сведения о себе (т.е. подавать соответствующие заявления и жалобы в Государственную службу регистрации населения Монголии), но не позднее чем за 14 дней до дня голосования (ранее – не позднее чем за 10 дней); кроме того, уполномоченные представители политических партий и политических коалиций также вправе требовать внесения уточнений в списки избирателей (ранее – не позднее чем за три дня до дня голосования).
Так, избиратели, введя персональный идентификационный номер, могут в онлайн режиме получить информацию о своих персональных сведениях, внесенных в список избирателей соответствующего избирательного участка, и местонахождении участковой избирательной комиссии.
При этом обновленное законодательство предоставило избирателям право знакомиться со списком избирателей в части сведений обо всех избирателях, зарегистрированных по месту его постоянного жительства, а не только со сведениями о себе, как это было закреплено в прежнем законодательстве.
Не позднее чем за три дня до дня голосования на президентских выборах списки избирателей на бумажном носителе (включая их копии) передаются в участковые избирательные комиссии; при этом электронные копии списков избирателей передаются в указанные избирательные комиссии не позднее чем за два дня до дня голосования.
Обновленное законодательство предоставило право политическим партиям, политическим коалициям, кандидатам, общественным организациям осуществлять наблюдение за составлением и передачей указанных списков избирателей в соответствующие участковые избирательные комиссии.
Для реализации указанного правомочия они должны пройти предварительную регистрацию в Государственной службе безопасности Монголии (представители указанной службы также законодательно наделены правом осуществлять наблюдение за составлением и передачей указанных списков избирателей в соответствующие участковые избирательные комиссии).
Обновленное законодательство также предоставило национальным (общественным) наблюдателям право на ознакомление со списками избирателей и любыми изменениями, вносимыми в них, при этом запрещает снимать копии со списков избирателей или фотографировать их (производить видеосъемку).
При этом в соответствии с обновленным законодательством за 60 дней до дня голосования на президентских выборах и вплоть до официального обнародования результатов выборов Президента Монголии не допускается внутренняя электоральная миграция избирателей из одной административно-территориальной единицы (аймака) в другую и из одного списка избирателей в другой список избирателей соответствующего избирательного округа с тем, чтобы не допустить возникновение неточностей в списках избирателей и возможное многократное голосование избирателей.
Кроме того, в связи с пандемией коронавируса правительство Монголии с 10 марта 2021 года дополнительно ограничило внутреннюю миграцию между населенными пунктами (багами).
При проведении настоящих президентских выборов в списки избирателей включено немногим более 2 млн. избирателей.
В целом при проведении прошлых парламентских выборов в списки избирателей было включено: в 2001 году – 1.205.885 избирателей, в 2005 году – 1.241.691 избирателей, в 2009 году – 1.493.217, в 2013 году – 1.864.273, в 2017 году – 1.978.298 избирателей; при проведении 24 июня 2020 года очередных парламентских выборов – 1.996.543 избирателя.
Таким образом, за последние годы (с 2001 года по 2017 год) наблюдается тенденция – на 773.413 избирателей – роста численности избирательного корпуса Монголии при проведении президентских выборов.
Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента Монголии. При проведении президентских выборов кандидатом на должность Президента Монголии может быть выдвинуто лицо, рожденное от монгольских родителей, проживающее на территории Монголии в течение последних пяти лет, предшествующих проведению соответствующих президентских выборов.
Кроме того, кандидат не должен иметь крупных долговых обязательств, в том числе кредитных, а также налоговых задолженностей, превосходящих его доходы (как определяется решением суда).
Конституционные поправки, принятые в 2019 году, повысили минимальный возраст лица для замещения должности Президента Монголии, с 45 до 50 лет.
При этом обновленное законодательство исключило прежние ограничения пассивного избирательного права, связанные с неснятой либо непогашенной судимостью, уклонением от воинской службы,
В соответствии с законодательством государственные служащие, намеревающиеся выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, должны уйти в отставку с занимаемой должности не позднее января месяца года проведения президентских выборов, т.е. за несколько месяцев до периода выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии.
Как уже отмечалось, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Монголии, изложенной в решении от 16 апреля 2021 года, лица, ранее занимавшие должность Президента Монголии, в том числе действующий Президент Монголии, избранный в 2017 году, не вправе баллотироваться в качестве кандидатов на настоящих президентских выборах.
В соответствии с обновленным законодательством не могут быть выдвинуты в качестве кандидата лица, признанные в судебном порядке недееспособными, лица, лишенные избирательных прав в судебном порядке за совершенные преступления, а также лица, обвиненные в коррупционной деятельности либо утратившие доверие при исполнении своих служебных обязанностей.
В соответствии с законодательством право выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии принадлежит только парламентским политическим партиям, политическим коалициям, представленным в Великом государственном хурале Монголии.
Так, в соответствии с законодательством, политическая партия, политическая коалиция, получившие на последних парламентских выборах хотя бы один депутатский мандат, вправе выдвигать кандидата на должность Президента Монголии.
При этом выдвижение кандидатов на президентских выборах другими политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов законодательством не предусмотрено.
Данное положение, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, противоречит параграфу 7.5 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года.
В соответствии со статьей 26.1 Закона «О выборах Президента Монголии» и Календарным планом по подготовке и проведению президентских выборов 9 июня 2021 года, утвержденным ГИК Монголии, период выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента Монголии начинается за 40 дней до дня голосования на президентских выборах, при этом политические партии в течение трех календарных дней должны выдвинуть и представить в Генеральную избирательную комиссию Монголии документы для регистрации кандидата (политические партии, политические коалиции выдвигали кандидатов на должность Президента Монголии в течение трех календарных дней в период с 30 апреля по 2 мая).
Документы о выдвижении кандидатов на должность Президента Монголии должны содержать соответствующие сведения, полученные из различных государственных органов, подтверждающие правомерность участия лица в президентских выборах.
Кандидаты на должность Президента Монголии должны также представить в Антикоррупционное бюро Монголии сведения о доходах и имуществе (декларации), в том числе в электронном виде, которые подлежат опубликованию в представленном виде; при этом государственные служащие, которые в соответствии с законодательством ежегодно представляют указанные декларации, освобождаются от повторного их представления при выдвижении их кандидатуры на должность Президента Монголии.
Перед представлением указанных деклараций кандидат на должность Президента Монголии должен получить письменное одобрение (заключение) Государственной контрольной палаты Монголии о его предвыборной программе, в котором должна содержаться оценка законности и социально-экономической обоснованности основных ее положений (в соответствии с законодательством кандидат на должность Президента Монголии должен был представить свою предвыборную программу не позднее чем за 37 дней до дня голосования на президентских выборах, т.е. не позднее 3 мая 2021 года, а Палата – вынести свое положительное заключение не позднее 6 мая; в случае внесения отрицательного заключения Палата представляет его непосредственно в ГИК Монголии).
Схема-график процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента Монголии при проведении президентских выборов 9 июня 2021 года
В соответствии с законодательством ГИК Монголии должна принять решение о регистрации кандидатов на должность Президента Монголии в течение трех дней со дня приема указанных документов.
В случае отказа в регистрации кандидата на должность Президента Монголии политическая партия, политическая коалиция, выдвинувшая указанного кандидата, вправе представить другую кандидатуру, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования на президентских выборах.
В частности, правящая Монгольская народная партия 2 мая выдвинула кандидатом на должность Президента Монголии бывшего Премьер-министра Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха (является депутатом Великого государственного хурала Монголии и Председателем Монгольской народной партии); выдвижение кандидатов на должность Президента Монголии проводилось в ходе партийной онлайн – конференции по выбору кандидатов на президентских выборах.
Оппозиционная Демократическая партия также 2 мая проводила праймериз по выдвижению кандидатов на должность Президента Монголии, в ходе которых Оуюнгэрэл Цэдэвдамба (женщина), проиграла партийные праймериз Содмонзундуину Эрдене, ставшему официальным кандидатом на должность Президента Монголии от Демократической партии8.
В целом кандидатов на должность Президента Монголии выдвинули три субъекта президентского избирательного процесса: две парламентские политические партии и одна парламентская политическая коалиция.
Генеральная избирательная комиссия Монголии зарегистрировала трех кандидатов на должность Президента Монголии: Ухнаагийна Хурэлсуха, представителя правящей Монгольской народной партии, Содмонзундуйна Эрдене, бывшего Председателя оппозиционной Демократической партии, Дангаасурэнгиина Энхбата, представителя парламентской политической коалиции «Правильный электорат» и бывшего депутата Великого государственного хурала Монголии (на парламентских выборах 2020 года указанная политическая коалиция получила один депутатский мандат)9.
При проведении прошлых президентских выборов было зарегистрировано, как правило, 2–3 кандидата на должность Президента Монголии от соответствующих парламентских политических партий: 3 кандидата (2001 год), 3 кандидата (2005 год), 2 кандидата (2009 год), 3 кандидата (2013 год), 3 кандидата (2017 год).
Предвыборная агитация и ее финансирование. Закон «О выборах Президента Монголии» сократил (по сравнению с прежним законодательным регулированием) продолжительность агитационного периода, который начинается за 16 дней и заканчивается за день до дня голосования на президентских выборах (т.е. в течение 15 календарных дней); затем наступает так называемый день электоральной тишины.
Таким образом, при проведении настоящих президентских выборов агитационный период начинается 24 мая и заканчивается 7 июня 2021 года в 00:00 по местному времени (8 июня является днем электоральной тишины).
Прежнее законодательство предусматривало возможность начала проведения предвыборной агитации после окончания периода регистрации всех кандидатов на должность Президента Монголии; обновленное же законодательство предусматривает возможность индивидуального начала проведения предвыборной агитации после получения кандидатом на должность Президента Монголии удостоверения ГИК Монголии о его регистрации в качестве кандидата (при условии начала проведения предвыборной агитации не ранее чем за 16 дней до дня голосования на президентских выборах).
При этом законодательство не предусматривает проведение предвыборной агитации между первым и вторым туром голосования10.
Кроме того, обновленное законодательство содержит детальные и, как правило, запретительные положения о проведении предвыборной агитации.
Так, законодательно закреплены, в частности, перечень из восьми разрешенных видов агитационной деятельности, положения о числе сотрудников, привлекаемых кандидатом на должность Президента Монголии к проведению предвыборной агитации, об имуществе, транспортных средствах, используемых в агитационных целях, о количестве и форматах печатных агитационных материалов.
Законодательно запрещены раздача денежных средств и товаров избирателям, проведение предвыборной агитации на массовых развлекательных мероприятиях, призывы к бойкоту президентских выборов, распространение недостоверной (фейковой) информации.
Кроме того, Уголовный кодекс Монголии предусматривает ответственность за дискриминацию в отношении некоторых особо защищаемых социальных групп, за разжигание национальной и социальной розни.
Проведение предвыборной агитации в публичных (государственных, муниципальных и общественных) учреждениях запрещено; кроме того, законодательство запрещает обнародование депутатами парламента до
1 февраля года проведения президентских выборов отчетов о проделанной ими работе.
Вместе с тем, обновленное законодательство не содержит исчерпывающих положений о пределах несовмещения исполнения лицом официальных (должностных и служебных) обязанностей и проведения предвыборной агитации.
При проведении настоящих президентских выборов в соответствии с законодательством Государственная контрольная палата Монголии до начала агитационного периода обнародовала свои заключения о соответствии положений предвыборных программ кандидатов на должность Президента
Монголии среднесрочным и долгосрочным целям развития Монголии и политической перспективе.
В частности, Государственная контрольная палата Монголии провела анализ положений предвыборных программ кандидатов на основе положений Закона о бюджетной устойчивости, Закона о политике развития и планирования, а также политического документа «Стратегия устойчивого развития Монголии 2030».
Средства массовой информации являются независимыми, однако, политизированными и поляризованными.
Для участия в информационном обеспечении президентских выборов средства массовой информации должны предварительно подать в ГИК Монголии соответствующую заявку.
В соответствии с законодательством агитационные материалы, подготовленные для размещения в средствах массовой информации до начала официального агитационного периода, не могут размещаться в средствах массовой информации.
В соответствии с законодательством государственные средства массовой информации предоставляют кандидатам на должность Президента Монголии бесплатное эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации.
Частные средства массовой информации могут выделять в течение дня не более 60 минут для трансляции агитационные материалов, не более пяти минут для информационного освещения деятельности каждого кандидата на должность Президента Монголии.
При этом эфирное время и печатная площадь могут быть предоставлены за плату, однако, расценки на проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации за плату являются достаточно высокими.
Вместе с тем, в соответствии с законодательством каждый кандидат на должность Президента Монголии не может получить за плату более 15 минут эфирного времени вне зависимости от числа зарегистрированных кандидатов на президентских выборах.
В соответствии с законодательством средства массовой информации проводят теледебаты между кандидатами на должность Президента Монголии; вместе с тем, дебаты могут быть проведены только в случае, если все кандидаты на должность Президента Монголии выразили согласие принять в них участие.
В соответствии с законодательством при проведении предвыборной агитации в электронных средствах массовой информации агитационные материалы должны сопровождаться сурдопереводом и «бегущей» строкой.
Кроме того, в информационных программах государственных средств массовой информации о президентских выборах могут использоваться языки национальных меньшинств.
Закон «О выборах Президента Монголии» регулирует использование не только средств массовой информации (и их электронных версий) в информационно-агитационных целях, но и проведение предвыборной агитации в социальных сетях.
ГИК Монголии и Комиссия по регулированию деятельности средств массовой информации Монголии11 наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением средствами массовой информации, в том числе в социальных сетях, положений законодательства о проведении предвыборной агитации.
Так, на ГИК Монголии возложена обязанность по разработке на основе предложений Комиссии по регулированию деятельности средств массовой информации Монголии методологии проведения мониторинга информационного пространства в сети Интернет и социальных сетях12.
В соответствии со статьями 42.11 и 42.12 Закона «О выборах Президента Монголии» соответствующие агитационные веб-сайты кандидатов на должность Президента Монголии и их персональные страницы в социальных сетях, сайты и страницы в социальных сетях политических партий, политических коалиций должны быть зарегистрированы Комиссией по регулированию деятельности средств массовой информации Монголии не позднее трех дней со дня регистрации кандидата на должность Президента Монголии (использование незарегистрированных сайтов и персональных страниц в социальных сетях законодательно запрещено).
Зарегистрировано пять сайтов в сети Интернет и шесть страниц в социальных сетях политических партий, политических коалиций и кандидатов на должность Президента Монголии (Facebook, Twitter, Instagram).
Комиссия по регулированию деятельности средств массовой информации Монголии наделена полномочиями закрывать (блокировать) незарегистрированные сайты и персональные страницы в социальных сетях без предварительного получения решения суда в случае, если факт нарушения выявлен, в том числе в связи с распространением (с его использованием) недостоверной (фейковой) информации о другом кандидате на должность Президента Монголии.
Кроме того, Комиссия вправе на основании представления ГИК Монголии ограничить доступ к социальным сетям на период проведения предвыборной агитации.
Совет по вопросам добросовестной конкуренции и защите права потребителей также наделен некоторыми полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением средствами массовой информации соответствующих положений законодательства при проведении предвыборной агитации и информационного освещения президентских выборов, в том числе в части соблюдения запрета на обнародование результатов опросов общественного мнения до дня голосования избирателей, недопущения заключения каких-либо сделок и договоренностей о благожелательном информационном освещении того или иного кандидата на должность Президента Монголии.
В 2017 году положения о клевете были декриминализированы и перемещены в Кодекс об административных правонарушениях Монголии; однако, в январе 2020 года в Уголовный кодекс Монголии были внесены положения об ответственности за распространение недостоверной информации о физическом или юридическом лице, в том числе не только в период проведения избирательно кампании.
В целом в условиях пандемии коронавируса проведение предвыборной агитации сместилось участниками президентских выборов в электронные и печатные средства массовой информации, их Интернет-издания, в социальные сети, сеть Интернет13.
При этом агитационная избирательная кампания является в указанных эпидемиологических условиях фактически ограниченной, с использованием, временами, общей негативной тональности.
В соответствии с законодательством результаты опросов общественного мнения, связанные с президентскими выборами, не могут быть обнародованы менее чем за семь дней до дня голосования.
Как показывают результаты последних опросов общественного мнения, бывший Премьер-министр Монголии Ухнаагийн Хюрельсух, кандидат на должность Президента Монголии от оппозиционной Демократической партии, является лидером президентской избирательной кампании.
Законодательство регулирует вопросы финансового обеспечения проведения участниками президентских выборов предвыборной агитации.
Закон о политических партиях, принятый в 2011 году (с последующими изменениями, внесенными, в частности, в 2012 году (новая редакция) и затем – в декабре 2015 года, в 2017 году, в 2020 году) является основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы деятельности политических партий, а также финансирования предвыборной агитации.
В соответствии с законодательством политические партии имеют право на государственное (бюджетное) финансирование.
Так, ежегодное бюджетное финансирование (субвенции) в объеме 0.05% минимального размера заработной платы за каждый действительный голос избирателя предусматривается для каждой политической партии, получившей по результатам последних парламентских выборов не менее 1% действительных голосов избирателей (последние парламентские выборы были проведены в июне 2020 года).
При этом законодательство предусматривает, что 15% выделяемых средств государственного бюджетного финансирования должно распределяться на равной основе между всеми парламентскими политическими партиями, 85% – на основе числа действительных голосов избирателей, полученных каждой парламентской политической партией по результатам последних парламентских выборов.
При этом непарламентские политические партии вправе получать государственное бюджетное финансирование в случае, если они получили, как уже отмечалось, не менее 1% (ранее – 3%) действительных голосов избирателей в национальном масштабе при проведении последних парламентских выборов и, при этом, выдвинули своих кандидатов не менее чем в половине одномандатных избирательных округов (т.е. в 38 из 76).
В целом система государственного пропорционального бюджетного финансирования политических партий «благоволит» крупным, прежде всего, парламентским политическим партиям.
Независимые кандидаты на президентских выборах не получают какое-либо государственное бюджетное финансирование.
В течение трех месяцев со дня проведения соответствующих парламентских выборов ГИК Монголии определяет размеры государственного бюджетного финансирования для каждой политической партии, принимавшей участие в выборах и получившей предусмотренную законодательством долю действительных голосов избирателей.
Соответствующие выплаты производятся в январе года, следующего за годом проведения парламентских выборов в виде двух равных траншей в течение четырех лет.
Парламентские политические партии, выдвинувшие кандидатов на должность Президента Монголии, вправе получать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в денежной форме и в натуральном виде соответственно в размере до 3 млн. монгольских тугриков и до 15 млн. монгольских тугриков14.
Жертвователи должны обнародовать источник своих доходов и не должны иметь долговых обязательств или неуплаченных налогов.
Пожертвования от иностранных физических и юридических лиц запрещены.
Пожертвования в натуральном виде не запрещены, однако они оцениваются по их рыночной стоимости и не должны превышать максимального размера пожертвования в денежном выражении.
При этом Закон «О выборах Президента Монголии» «умалчивает» – должны ли политические партии, выдвинувшие кандидатов на должность Президента Монголии, указывать в итоговом финансовом отчете о таких пожертвованиях (в натуральном виде).
Кроме того, в избирательный фонд политической партии, политической коалиции могут быть внесены средства самой политической партии, а также кандидата на должность Президента Монголии.
Все пожертвования должны вноситься на специальный счет избирательного фонда политической партии, политической коалиции в банковском учреждении, который, при этом банковский счет подлежит обязательной регистрации в Государственной счетной палате Монголии.
1 марта 2021 года Государственная контрольная палата Монголии по согласованию с ГИК Монголии установила предельный размер расходования средств избирательного фонда политических партий, политических коалиций, выдвинувших кандидатов на должность Президента Монголии, который составляет 8,1 млрд. монгольских тугриков (в 2017 году – 6,8 млрд. монгольских тугриков, без учета дополнительных предельных размеров расходования средств кандидатами на должность Президента Монголии).
Банковское учреждение, в котором открыт специальный счет избирательного фонда политической партии, политической коалиции, должно представить в Государственную счетную палату Монголии в течение 30 дней со дня проведения голосования на президентских выборах сведения о всех банковских операциях по указанному специальному счету.
Политическая партия, политическая коалиция должна представить в Государственную счетную палату Монголии в течение 45 дней со дня проведения голосования на президентских выборах итоговый финансовый отчет.
Государственная контрольная палата Монголии должна проверить и обнародовать итоговый финансовый отчет политической партии, политической коалиции в течение 60 дней со дня его представления, при этом она должна обнародовать сведения о жертвователях, которые пожертвовали соответственно более 1 млн. монгольских тугриков (физические лица) и более 2 млн. монгольских тугриков (юридические лица).
В целом Государственная контрольная палата Монголии осуществляет контроль за соблюдением участниками президентских выборов положений законодательства о финансировании предвыборной агитации, при этом наделена, однако, недостаточными полномочиями по расследованию соответствующих электоральных финансовых нарушений и привлечению виновных к ответственности15.
Среди полномочий Государственной контрольной палаты Монголии такие полномочия, в частности, как: осуществление мониторинга распределения государственных бюджетных средств на проведение президентских выборов, установление размеров пожертвований и предельных размеров расходования средств избирательного фонда, установление примерных (типовых) форм финансовых отчетов и сообщений, прием и рассмотрение партийных и банковских финансовых отчетов и сообщений.
Государственная контрольная палата Монголии не имеет в аймаках своих территориальных представительств (органов), в том числе в целях проведения мониторинга соблюдения участниками президентских выборов положений законодательства о финансировании предвыборной агитации, самостоятельно (по собственной инициативе) не инициирует рассмотрение тех или иных электоральных финансовых нарушений.
В случае выявления нарушений законодательства Государственная контрольная палата Монголии передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, в частности, в Государственную налоговую инспекцию Монголии (в части правомочности жертвователей), Министерство финансов Монголии (в части финансовых отчетов участников президентских выборов), Центральный банк Монголии (в части специальных счетов избирательных фондов); при этом большинство электоральных финансовых правонарушений подлежит рассмотрению в судебном порядке.
В целом основным видом санкций являются штрафы, налагаемые на виновных в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Монголии.
Вместе с тем, законодательно предусмотрено, что политические партии, не представившие итоговые финансовые отчеты в установленный законодательством срок, не могут принимать участие в соответствующих новых выборах.
Автоматизация президентского избирательного процесса. В соответствии с законодательством при проведении президентских выборов применяется Государственная автоматизированная система голосовании, для обеспечения работы которой привлечено 148 человек, сгруппированных в
31 IT-команду, а также 2.481 член соответствующих участковых избирательных комиссий.
Для голосования избирателей используются технические средства подсчета голосов – сканеры избирательных бюллетеней.
Автоматизированная система голосования избирателей впервые была законодательно предусмотрена и практически применялась при проведении 28 июня 2012 года парламентских выборов и выборов депутатов Хурала народных представителей города Улан-Батора – столицы Монголии.
Так, на парламентских выборах использовалось 2.446 технических средств подсчета голосов, которые прошли сертификацию.
В избирательных участках, где было зарегистрировано более 1.500 избирателей, в помещении для голосования размещалось два технических средства подсчета голосов, на избирательных участках с меньшей численностью избирателей – по одному.
В преддверии проведения 9 июня 2021 года очередных президентских выборов 20 января 2021 года Великий государственный хурал Монголии принял резолюцию об использовании обновленных технических средств подсчета голосов.
Так, при проведении указанных выборов предусматривалось использование таких технических средств подсчета голосов избирателей, как «New ImageCast».
В соответствии с законодательством при проведении настоящих президентских выборов все избирательные участки (2.087) оснащены электронными (сканирующими) техническими средствами подсчета голосов избирателей.
При этом при Генеральной избирательной комиссии Монголии создан Информационно-технологический центр, который совместно с рабочей группой ГИК Монголии обеспечивает размещение и эксплуатацию технических средств подсчета голосов при проведении голосования избирателей.
Информационно-технологический центр при ГИК Монголии осуществляет подбор и обучение (из числа государственных и муниципальных служащих) специалистов по вопросам информационных технологий, которые осуществляют наблюдение за применение указанных технических средств подсчета голосов на избирательных участках.
Кроме того, Информационно-технологический центр при ГИК Монголии приглашает внешних аудиторов для осуществления наблюдения за обновлением соответствующих кодов и ключей, тестированием технических средств подсчета голосов до начала голосования избирателей.
В соответствии с законодательством, начиная с 2013 года, проводится биометрическая регистрация избирателей и их идентификация в день голосования в помещении избирательного участка перед выдачей избирателям избирательных бюллетеней16.
При проведении обязательного ручного подсчета голосов избирателей все 2.087 избирательных участков должны быть оснащены камерами видеонаблюдения, которые должны фиксировать процесс подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
Наблюдатели, присутствующие при проведении подсчета голосов избирателей, могут получить копии протоколов об итогах голосования с использованием технических средств подсчета голосов.
Порядок голосования и подсчета голосов избирателей, определения результатов президентских выборов и их обжалования. При проведении указанных президентских выборов в списки избирателей включено более 2 млн. избирателей.
Для проведения голосования избирателей образовано 2.087 избирательных участков, в том числе зарубежных избирательных участков (помещения для голосования избирательных участков должны быть «готовы» к голосованию избирателей не позднее 2 июня).
Участие в голосовании является добровольным и правом избирателя.
Голосование проводится в помещении избирательного участка, а также с помощью переносных ящиков для голосования.
В соответствии с утвержденными ГИК Монголии требованиями к размерам помещений для голосования избирателей в административных центрах аймаков площадь помещений для голосования должна быть не менее 80 кв.м., районов – не менее 60 кв.м., багов – не менее 20 кв.м., что особенно важно в условиях пандемии коронавируса и обеспечения безопасности здоровья избирателей с целью недопущения неоправданного скопления избирателей.
Зарубежные монгольские избиратели принимают участие в досрочном голосовании в течение двух календарных дней – 30 мая (воскресенье) и 31 мая (понедельник): для участия в голосовании подали заявления 7.394 зарубежных монгольских избирателя.
Досрочное голосование проводится в 45 дипломатических представительствах и консульских учреждениях Монголии в 30 иностранных государствах.
Избиратели, находящиеся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в лечебных учреждениях для участия в голосовании с помощью переносных ящиков для голосования должны подать до 1 июня заявления о предоставлении им такой возможности, при этом избиратели, находящиеся в режиме самоизоляции в связи с пандемией коронавируса – до 5 июня.
Для указанных категорий избирателей предусмотрен единый день голосования – 8 июня (вторник) с 09:00 до 20:00 по местному времени.
Информационный плакат для голосования 30 и 31 мая зарубежных монгольских избирателей при проведении президентских выборов
В соответствии с обновленным законодательством общее голосование избирателей проводится в один календарный день – среду, при этом указанный день объявляется выходным17.
Общее голосование избирателей 9 июня проводится с 07:00 до 22:00 по местному времени, (в целом продолжительность голосования составляет
15 часов), при этом в соответствии с законодательством избиратели, находящиеся в очереди за получением избирательного бюллетеня в помещении для голосования избирательного участка, могут проголосовать и после окончания официального времени голосования.
В соответствии с законодательством при проведении президентских выборов помещения для голосования избирательных участков должны быть оснащены кабинами для голосования избирателей: в указанных помещениях размещается, как правило, несколько кабин для голосования избирателей.
При этом законодательно закреплено, что в помещении для голосования избирательного участка должно быть не менее одной специальной кабины для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями на каждом избирательном участке.
При проведении голосования используются бумажные избирательные бюллетени, которые сканируются при их опускании в технические средства подсчета голосов.
В условиях пандемии коронавируса среди противоэпидемиологических мер такие, как обязательное социальное дистанцирование (не менее
1,5 метра) между избирателями в помещении избирательного участка для голосования избирателей, ношение медицинских защитных масок и перчаток, использование санитайзеров и периодическая дезинфекция помещений для голосования избирателей.
При голосовании избиратель предъявляет документ, удостоверяющий его личность (электронный паспорт, содержащий, в частности, отпечатки пальцев избирателя и чип, обеспечивающий доступ к электронной базе данных о гражданине).
При проверке членом участковой избирательной комиссии по электронной базе данных указанного документа на экране монитора отображается также фотография избирателя.
В соответствии с обновленным законодательством, в дополнение к биометрической регистрации в качестве избирателя все избиратели, принимающие участие в голосовании, дополнительно должны быть промаркированы (один из пальцев их руки) несмываемыми специальными чернилами в качестве дополнительной меры, направленной на недопущение множественного голосования избирателей (данная мера получила законодательное оформление в Законе «О выборах Президента Монголии» 2020 года (на прошлых президентских выборах она применялась в разовом порядке по решению Генеральной избирательной комиссии Монголии).
Избиратель заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования и, затем, не демонстрируя его заполнение, помещает в техническое средство подсчета голосов, которое сканирует избирательный бюллетень, и принимает его в ящик для голосования, являющийся неотъемлемым элементом указанного технического средства подсчета голосов.
При голосовании избиратель с ограниченными физическими возможностями может воспользоваться по своему выбору помощью иного лица при заполнении избирательного бюллетеня, за исключением уполномоченных представителей политических партий, кандидатов, а также членов участковой избирательной комиссии.
ГИК Монголии разработало пособие для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями (для инвалидов по зрению); при этом каких-либо иных комфортных моделей обеспечения участия в голосовании для иных категорий избирателей с ограниченными физическими возможностями при проведении настоящих президентских выборов не предусмотрено.
Избиратели могут проголосовать с использованием мобильного ящика для голосования (т.е. на дому).
В соответствии с обновленным законодательством зарубежные монгольские избиратели впервые могут принять участие в голосовании на президентских выборах в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Монголии в соответствующих иностранных государствах.
После окончания времени голосования избирателей участковые избирательные комиссии проводят «двойной» – машинный и ручной – подсчет голосов избирателей18.
В соответствии с обновленным законодательством при проведении подсчета голосов избирателей на избирательных участках проводится обязательный ручной подсчет голосов избирателей, результаты которого сопоставляются с результатами машинного подсчета голосов избирателей (при проведении в 2017 году последних президентских выборов обязательный ручной подсчет голосов избирателей проводился только на 50% избирательных участков, отобранных по жребию).
При этом официальными результатами признаются результаты машинного подсчета голосов избирателей.
Законодательство предусматривает явку избирателей для признания президентских выборов состоявшимися, при этом с 2001 года наблюдается тенденция снижения участия избирателей в голосовании при проведении президентских выборов: 82.94% – в 2001 году, 74.98% – в 2005 году,
73.59% – в 2009 году, 66.50% – в 2013 году, 68.63% (первый тур голосовании) и 60.67% (второй тур голосования) – в 2017 году, т.е. явка избирателей с 2001 года, в целом, снизилась на 14.31%..
Порядок рассмотрения электоральных жалоб и обжалования результатов парламентских выборов. Избирательные споры разрешаются в порядке, предусмотренном Конституцией Монголии и законодательством о выборах.
Так, разрешение избирательных споров производится в соответствии с положениями законов о выборах Президента Монголии, о Генеральной избирательной комиссии Монголии, о гражданском процессуальном судопроизводстве, об административном судопроизводстве, о Конституционном суде Монголии, положениями иных законодательных актов.Закон «О выборах Президента Монголии» содержит ограничительный перечень вопросов обжалования решений избирательных комиссий.
Избирательные споры разрешаются избирательными комиссиями, в том числе вышестоящими избирательными комиссиями, а также судебными органами19.
В соответствии с законодательством решения ГИК Монголии могут быть обжалованы в течение 7 календарных дней в Административный апелляционный суд, который в свою очередь должен в течение не позднее чем 30 дней рассмотреть жалобу и принять решение; при этом указанный предельный процессуальный срок может быть продлен Судом не более чем на 10 календарных дней (на практике Суд рассматривает электоральные жалобы, как правило, в течение 5–6 календарных дней).
Решение, вынесенное Административным апелляционным судом, может быть обжаловано в Верховный суд Монголии, который должен в течение не более чем 21 дня рассмотреть жалобу и принять решение (без возможности продление указанного предельного процессуального срока).
Жалобы в указанные судебные органы могут быть поданы в электронном виде, принятые судами решения также подлежат обнародованию в электронном виде.
Решение, принятое Высшим советом правосудия Монголии в ноябре 2020 года, обязывает суды предпринять соответствующие меры по рассмотрению электоральных споров в условиях пандемии коронавируса: в этих условиях судебные заседания проводятся в онлайн режиме.
В соответствии с законодательством отказ ГИК Монголии в регистрации кандидата на должность Президента Монголии не может быть обжалован в судебном порядке до дня голосования на парламентских выборах.
Антикоррупционное агентство Монголии наделено полномочиями по разрешению электоральных жалоб по вопросам злоупотребления использования государственных ресурсов: Агентство может проводить расследования в течение 30 дней и, в случае необходимости, продлевать указанный предельный процессуальный срок не более чем на 30 календарных дней.
Иные электоральные правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Монголии и Кодексом об административных правонарушениях Монголии, подлежат рассмотрению и разрешению в течение календарного года выборов.
Конституционный суд Монголии принимает в качестве суда первой инстанции жалобы участников президентских выборов, если нарушения затрагивают вопросы конституционности либо конституционного обеспечения реализации избирательных прав и свобод.
В соответствии с законодательством решение ГИК Монголии о результатах президентских выборов может быть непосредственно обжаловано в Конституционный суд Монголии (в современной электоральной практике таких случаев пока не было).
При этом законодательство четко не определяет перечень субъектов, которые могут подавать такие жалобы в Конституционный суд Монголии, также как и правомочность непосредственно обжаловать решение ГИК Монголии по указанному вопросу либо соответствующую резолюцию (постановление) Великого государственного хурала Монголии, который сертифицирует (утверждает) решение ГИК Монголии о результатах выборов Президента Монголии и признает президентский мандат избранного кандидата.
Решения Конституционного суда Монголии вступают в силу с момента их принятия (статьи 66 и 67 Конституции Монголии).
Национальные (общественные) и международные наблюдатели. Закон «О выборах Президента Монголии» (статья 63.13) содержит положения о национальных (общественных) наблюдателях, уполномоченных представителях кандидатов на должность Президента Монголии, а также о международных наблюдателях.
В соответствии с законодательством государственные и муниципальные служащие не вправе осуществлять наблюдение на выборах.
Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение на различных этапах и стадиях президентской избирательной кампании.
При этом количество национальных (общественных) наблюдателей на одном избирательном участке ограничивается двумя наблюдателями при проведении голосования, и одним наблюдателем – при проведении подсчета голосов избирателей (независимо от числа аккредитованных общественных организаций).
Наблюдатели, присутствующие при проведении обязательного ручного подсчета голосов избирателей, могут получить копии протоколов об итогах машинного голосования (т.е. технических средств подсчета голосов, которыми оснащены все избирательные участки, и с использованием которых избиратели голосовали).
Ряд общественных организаций подали до 10 мая 2021 года в ГИК Монголии документы об аккредитации для осуществления общественного наблюдения на президентских выборах (Монгольская информационная ассоциация «МИДАС», Монгольская ассоциация учителей и родителей, Генеральный совет по единой политике для людей с ограниченными физическими возможностями, Молодежный контроль в политике).
При проведении голосования и подсчета голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
В декабре 2012 года Монголия стала 57-м участником ОБСЕ.
БДИПЧ ОБСЕ впервые организовало работу миссии международных наблюдателей на президентских выборах, проводимых 26 июня 2013 года.
В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу трех миссий международных наблюдателей на парламентских и президентских выборах.
Так, миссии международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ осуществляли наблюдение за двумя президентскими выборами, проводимыми 26 июня 2013 года, 26 июня (первый тур голосования) и 7 июля (второй тур голосования) 2017 года, одними парламентскими выборами, проводимыми 29 июня 2016 года.
При этом при проведении в июне 2017 года последних президентских выборов БДИПЧ ОБСЕ направило в Монголию Ограниченную миссию наблюдения.
В Итоговом отчете, обнародованном в октябре 2017 года, содержалось 28 рекомендаций по совершенствованию президентского избирательного процесса, в том числе 9 основных (приоритетных) рекомендаций.
При проведении настоящих президентских выборов Миссия по оценке потребности БДИПЧ ОБСЕ, находившаяся в Монголии с 22 по 26 марта 2021 года, рекомендовала направить миссию международных наблюдателей в составе 26 долгосрочных наблюдателей, а также 300 краткосрочных наблюдателе.
При этом в условиях пандемии коронавируса и карантинных мероприятий, фактическая численность международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ является незначительной.
Монголия пригласила принять участие в международном наблюдении на президентских выборов представителей государств – членов Европейского Союза, СНГ, других международных организаций, зарубежных избирательных органов.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] При проведении 26 июня (первый тур голосования) и 7 июля (второй тур голосования) 2017 года президентских выборов Халтмаагийн Баттулга был избран Президентом Монголии во втором туре голосования, получив 610.382 голоса избирателей или 50,6% (в первом туре голосования он получил 409.899 голосов избирателей (38,1%).
При проведении первого тура голосования в списки избирателей было включено 1.978.000 избирателей, во втором туре голосования явка избирателей составила 60,09%.
[2] Первый Президент Монголии Пунсалмаагийн Очибарт вступил в должность 21 марта 1990 года.
До 2005 года Президент Монголии мог занимать должность главы государства два конституционных срока, затем – только один конституционный четырехлетний срок, с 2021 гола – один конституционный шестилетний срок.
[3] При проведении 24 июня 2020 года выборов 76 депутатов Великого государственного хурала Монголии депутатские мандаты получили представители четырех политических партий, политических коалиций: Монгольская народная партия получила 1.795.793 голосов избирателей (44.93%) и 62 депутатских мандата и стала правящей политической партией, Демократическая партия – 978.890 действительных голосов избирателей (24.49%) и 11 депутатских мандатов, политическая коалиция «Наша коалиция» (в составе трех политических партий) – 323.675 действительных голосов избирателей (8.10%) и один депутатский мандат, политическая коалиция «Правильный электорат» (в составе трех политических партий) – 209.104 действительных голосов избирателей и один депутатский мандат.
Независимые кандидаты совокупно получили 348.078 действительных голосов избирателей (8.71%), при этом один независимый кандидат был избран депутатом.
Депутатами Великого государственного хурала Монголии являлись 13 женщин (17%).
[4] При этом в соответствии с законодательством отказ ГИК Монголии в регистрации кандидата на должность Президента Монголии не может быть обжалован в судебном порядке до дня голосования на парламентских выборах.
[5] В соответствии с прежней редакцией части 7 статьи 31 Конституции Монголии Президент Монголии мог быть переизбран лишь один раз, т.е. одно и то же лицо могло быть избрано на должность Президента Монголии только на два конституционного срока.
[6] По мнению Президента Монголии, Монгольская народная партия нарушила Конституцию Монголии, несправедливо изменила партийную систему, подорвала доверие рядовых членов политической партии и милитаризовала местное партийное руководство и администрацию аймаков.
В этих условиях, по мнению Президента Монголии, из-за диктатуры правящей политической партии народ Монголии и национальная безопасность страны подвергались серьезной опасности.
Кроме того, Председатель Монгольской народной партии Ухнаагийн Хурэлсух основал «Ассоциацию монгольских воинов» при политической партии, образовав, таким образом, милитаризованную партийную систему, что не исключает, что в дальнейшем политическая партия могла бы вести военную деятельность; кроме того, правящая политическая партия неоднократно использовала пандемию коронавируса в своих политических целях.
В целом, по мнению ряда экспертов и участников президентских выборов, это свидетельствует о том, что президентские выборы проводятся в условиях политического кризиса и разбалансированности политической системы, государственного противостояния правящей и оппозиционной политических партий, усиливающейся политической фрагментации, ослабления политических партий и политической системы, роста политической поляризации, что в определенной мере ставит под угрозу стабильность демократического развития страны и демократии в целом.
[7] В соответствии со статьей 12.2 Закона «О выборах Президента Монголии» временные избирательные комиссии – территориальные, районные и участковые – должны были быть образованы не позднее чем за 30 дней до дня голосования на президентских выборах, т.е. не позднее 10 мая 2021 года.
[8] В целом Демократическая партия выдвинула двух кандидатов на должность Президента Монголии (Содмонзундуина Эрдене и Алтанхуяга Норова); по результатам рассмотрения указанного вопроса ГИК Монголии с учетом законодательного положения о том, что парламентская политическая партия может зарегистрировать кандидатом на должность Президента Монголии только одного кандидата поручила Рабочей группе по приему документов подготовить решение о регистрации только одного кандидата на должность Президента Монголии, которым, в конечном счете, стал Содмонзундуин Эрдене.
[9] В соответствии с законодательством ГИК Монголии 24 мая 2021 года выдала зарегистрированным кандидатам удостоверения о регистрации в качестве кандидатов на должность Президента Монголии.
Со дня выдачи кандидатам на должность Президента Монголии указанных удостоверений официально начался агитационный период и проведение кандидатами предвыборной агитации на президентских выборах.
[10] При проведении в 2017 году президентских выборов в отсутствие законодательного регулирования указанного вопроса ГИК Монголии приняла решение о запрете проведения предвыборной агитации между первым и вторым туром голосования.
[11] В состав Комиссии по регулированию деятельности средств массовой информации Монголии входит председатель и шесть членов, назначаемы Премьер-министром Монголии.
Указанная Комиссия в период президентской избирательной кампании осуществляет мониторинг деятельности всех средства массовой информации в части соответствия положениям законодательства, вправе самостоятельно, без обращения в суд, приостанавливать их деятельность в случае нарушения законодательства.
Комиссия вправе издавать предупреждения, а также налагать административные штрафы на виновных физических и юридических лиц.
[12] Так, 1 февраля 2021 года ГИК Монголии обнародовала проект указанной методологии.
[13] При этом малые политические партии, по мнению их лидеров, ограничены в проведении предвыборной агитации в связи с запретом в условиях пандемии коронавируса на проведение массовых публичных мероприятий, а также незначительными финансовыми средствами на проведение предвыборной агитации, имеющимися в их распоряжении.
[14] В целом высокие предельные размеры пожертвований и расходования средств избирательного фонда, по мнению экспертов и некоторых участников президентских выборов, «благоволят» крупным, прежде всего, парламентским политическим партиям и действующим должностным лицам – кандидатам на должность Президента Монголии.
[15] Ранее осуществление контроля в указанной области было возложено на ГИК Монголии и Государственную налоговую службу Монголии.
[16] Так, избирателям, зарегистрировавшимся до 10 июля 2012 года в качестве избирателей, которые утратили удостоверение личности, либо срок его действия истек, либо оно пришло в негодность для использования, с 11 июля 2012 года бесплатно выдавали электронные идентификационные карточки, а с 16 января 2013 года – для участия в голосовании на президентских выборах 26 июня 2013 года – электронный паспорт, содержащий, в частности, отпечатки пальцев избирателя и чип, обеспечивающий доступ к электронной базе данных о гражданине; в дальнейшем при утере электронной идентификационной карточки или изменении места жительства (пребывания) документ для участия в голосовании восстанавливался за плату.
Электронный паспорт гражданина имел четырехуровневую защиту с 14 разными кодами доступа, соответствующую международным стандартам (голограммы, радужные, лазерные, специфические печати и др.).
Электронный паспорт, в частности, не позволял избирателю дважды проголосовать на выборах.
21 ноября 2012 года были проведены местные выборы, в ходе которых впервые использовалась технология регистрации избирателей по отпечаткам пальцев.
В соответствии с прежним Законом «О выборах Президента Монголии» при проведении в 2013 году очередных президентских выборов Государственное агентство регистрации населения Монголии не позднее 1 марта 2013 года должно было разместить на своем сайте в сети Интернет национальный список избирателей.
Избиратели, введя персональный идентификационный номер, могли в онлайн режиме получить информацию о своих персональных сведениях, внесенных в список избирателей соответствующего избирательного участка, и местонахождении участковой избирательной комиссии.
[17] Все прошедшие с 2001 года президентские выборы проводились, как правило, в разные дни недели; так, в воскресенье (20 мая 2001 года, 22 мая 2005 года, 24 мая 2009 года), среда (26 июня 2013 года), понедельник (26 июня 2017 года).
[18] Как уже отмечалось, при проведении обязательного ручного подсчета голосов избирателей все избирательные участки оснащены камерами видеонаблюдения, которые фиксируют процесс подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
[19] При проведении в июне – июле 2017 года первого и второго тура голосования на президентских выборах в Генеральную избирательную комиссию Монголии поступило 15 жалоб, обращений и петиций, в том числе о переносе даты проведения второго тура голосования, о проведении повторного подсчета голосов избирателей, о признании незаконными призывов к избирателям со стороны некоторых участников президентских выборов о голосовании с использованием незаполненных избирательных бюллетеней (все жалобы, обращения и петиции были отклонены).