Президентские выборы в Таджикистане 11 октября 2020 года
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.
25 сентября, 2020
Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства).
Должность Президента Республики Таджикистан учреждена 30 ноября 1990 года.
Действующий Президент Таджикистана Эмомали Рахмон занимает должность главы государства с 16 ноября 1994 года (переизбирался три раза подряд: в 1999 году, в 2006 году, в 2013 году1).
С 25 декабря 2015 года Президент Таджикистана носит официальный государственный титул – «Основатель мира и национального единства – Лидер нации», закрепленный Конституцией Таджикистана и специальным конституционным законом, дающие ему дополнительные государственные преимущества.
Конституционный срок полномочий Президента Таджикистана составляет семь лет2.
Президент Таджикистана избирается гражданами Таджикистана путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Порядок проведения выборов главы государства определяется Конституционным законом «О выборах Президента Республики Таджикистан».
Прошлые президентские выборы были проведены 6 ноября (среда) 2013 года.
В соответствии с Конституцией Таджикистана законодательным (представительным) органом государственной власти Таджикистана является двухпалатный парламент (Маджлиси Оли Таджикистана) – Маджлиси милли (верхняя палата) и Маджлиси намояндагон (нижняя палата).
В соответствии со статьей 55 Конституции Таджикистана и статьей 6 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» выборы Президента Таджикистана назначаются совместным заседанием палат парламента (Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон) не позднее чем за два месяца до истечения конституционного срока полномочий Президента Таджикистана.
Решение на назначении очередных выборов Президента Таджикистана было принято 9 августа 2020 года на совместном заседании палат парламента Таджикистана (вышеуказанное положение о сроке принятия парламентского решения о назначении президентских выборов не было соблюдено из-за пандемии коронавируса).
Президентские выборы назначены на 11 октября (воскресенье) 2020 года, на месяц раньше до истечения семилетнего конституционного срока полномочий действующего главы государства.
Указанные президентские выборы являются шестыми по счету в современной политической истории Таджикистана.
К особенностям организации президентского избирательного процесса при проведении указанных выборов можно отнести, в частности, следующее:
1. В соответствии с результатами конституционного референдума, проведенного 22 мая 2016 года, гражданин Таджикистана вправе принимать участие в президентских выборов без каких-либо ограничений по количеству конституционных сроков замещения одним и тем же лицом должности главы государства; кроме того, с 35 лет до 30 лет понижен минимальный возраст для реализации пассивного избирательного права при проведении выборов Президента Таджикистана.
2. При проведении президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства повышенной юридической легитимности – мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования, при участии в голосовании более 50% включенных в списки избирателей для признания президентских выборов состоявшимися.
3. При проведении президентских выборов функционирует трехуровневая система избирательных комиссий: Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана, 68 окружных избирательных комиссий, а также участковые избирательные комиссии, в том числе 39 зарубежных участковых избирательных комиссий в 29 иностранных государствах.
В соответствии с обновленным законодательством в состав избирательных комиссий не могут быть назначены члены политических партий (в частности, член избирательной комиссии во время работы в составе комиссии обязан приостанавливать свое членство в политической партии).
Кроме того, с 15 до 7 человек сокращен численный состав ЦИК Таджикистана, закреплено положение о том, что член Комиссии, как правило, должен иметь высшее юридическое или политологическое образование.
4. Регистрация избирателей является пассивной, проводится на местном уровне в отсутствие постоянного или централизованного реестра избирателей.
5. Кандидаты на должность Президента Таджикистана выдвигаются 8 субъектами права выдвижения кандидатов, а именно: зарегистрированными в установленном порядке политическими партиями (зарегистрировано 7 политических партий), Федерацией независимых профсоюзов Таджикистана, Союзом молодежи Таджикистана на их съездах или конференциях в соответствии с их уставами, Маджлисом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областными Маджлисами народных депутатов, Душанбинским городским Маджлисом народных депутатов, а также собранием представителей депутатов Маджлисов народных депутатов городов и районов республиканского подчинения.
Кроме того, законодательство также предусматривает возможность выдвижения независимых (беспартийных) кандидатов на должность главы государства.
6. В соответствии с законодательством кандидатом на должность Президента Таджикистана может быть выдвинуто лицо не моложе 30 лет (ранее – не моложе 35 лет), имеющее только гражданство Таджикистана, высшее образование, владеющее государственным (таджикским) языком и проживающее на территории Таджикистана не менее пяти последних лет (ранее – 10 лет).
Нарушение указанных законодательных положений о пассивном избирательном праве при проведении президентских выборов влечет за собой признание выборов Президента Таджикистана недействительными.
7. Всем зарегистрированным кандидатам на должность Президента Таджикистана обеспечиваются равные условия материально-технического и финансового обеспечения избирательной кампании (проведения предвыборной агитации).
8. В соответствии с законодательством расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Таджикистана финансируются только за счет государственного бюджета.
9. В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в следующих четырех формах: в помещениях для голосования избирательных участков, на дому, досрочно, с помощью удостоверения на право голосования (открепительному удостоверению).
10. В избирательном бюллетене имеется графа «Против всех кандидатов», которая имеет юридическое значение для признания президентских выборов несостоявшимися.
11. В соответствии с законодательством право обжалования решения о признании выборов недействительными предоставлено только кандидатам на должность Президента Таджикистана.
12. Законодательно предусмотрен институт национального (общественного) и международного наблюдения на президентских выборах.
В соответствии с законодательством деятельность национальных (общественных) наблюдателей начинается после утверждения решением соответствующих окружных избирательных комиссий списков наблюдателей и завершается после оглашения ЦИК Таджикистана предварительных результатов президентских выборов.
Конституционно-правовая основа президентских выборов. При проведении 11 октября (воскресенье) 2020 года очередных президентских выборов применяются положения Конституции Таджикистана 1994 года, Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» 1994 года (с изменениями, в частности, 2020 года), Закона о политических партиях 1998 года, Закона о собраниях 1998 года, Закона о доступе к информации, Закона о периодических печатных и других средствах массовой информации, других нормативных правовых актов Таджикистана, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Так, при проведении указанных выборов применяются также положения Закона «О Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан» (ЦИК Таджикистана) от 19 июля 2019 года (с изменениями, в частности, 2020 года), Закона о периодических печатных и иных средствах массовой информации 2013 года, Гражданско-процессуального кодекса Таджикистана 2008 года, Уголовного кодекса Таджикистана 1998 года.
Таджикистан является участником «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах Содружества Независимых Государств» от 7 октября 2002 года.
В соответствии с результатами конституционного референдума, проведенного 22 мая 2016 года, действующий Президент Таджикистана вправе принимать участие в президентских выборов без каких-либо ограничений по количеству конституционных сроков замещения одним и тем же лицом должности главы государства; с 35 лет до 30 лет понижен минимальный возраст для реализации пассивного избирательного права при проведении выборов Президента Таджикистана.
Президентская избирательная система. При проведении президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система повышенной юридической легитимности – мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования, при участии в голосовании более 50% включенных в списки избирателей для признания президентских выборов состоявшимися.
Избранным Президентом Таджикистана в первом туре голосования считается кандидат, набравший более 50% от всех проголосовавших избирателей плюс один голос.
При этом для признания президентских выборов состоявшимися в голосовании должно принять участие более 50% зарегистрированных избирателей (включенных в списки избирателей3.
ЦИК Кыргызстана назначает день проведения повторного голосования (второй тур голосования) в пределах одного месяца со дня проведения выборов, но не ранее 15 дней со дня проведения выборов.
Во втором туре голосования избранным на должность Президента Таджикистана считается кандидат, получивший наибольшее, по отношению к другому кандидату число действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки избирателей, а число голосов избирателей, поданных «за» этого кандидата, превышает число голосов избирателей, поданных «против» него.
Если при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Таджикистана, ЦИК Таджикистана назначает повторные выборы Президента Таджикистана.
Избирательные округа и избирательные участки. В соответствии со статьями 8 и 12 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» избирательные округа образуются ЦИК Таджикистана.
Списки избирательных округов с указанием их границ и численности избирателей публикуются ЦИК Таджикистана не позднее чем за 50 дней до дня голосования на президентских выборах.
При проведении указанных президентских выборов образовано 68 избирательных округов.
Избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению председателей исполнительных органов городов, районов не позднее чем за 40 дней до дня проведения голосования на президентских выборах из расчета от 20 до 3.000 избирателей на один избирательный участок4.
В частности, в семи поселковых и сельских джамоатах Муминабадского района Хатлонской области образовано 40 избирательных участков для проведения голосования избирателей на указанных президентских выборах, в избирательном округе № 5 Вахдата образован 101 избирательный участок, в избирательном округе № 11 района Рудаки – 161 избирательный участок (на территории 16 городских и сельских джамоатов).
В соответствии с законодательством в ряде иностранных государств также образуются избирательные участки для голосования зарубежных таджикских избирателей.
В 29 государствах ЦИК Таджикистана образованы 39 избирательных участков для голосования зарубежных таджикских избирателей5.
В целом при проведении президентских выборов образовано 3.375 избирательных участков.
Система избирательных комиссий. В соответствии с законодательством при проведении президентских выборов функционирует трехуровневая система избирательных комиссий: Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана, 68 окружных избирательных комиссий, а также 3.375 участковые избирательные комиссии, в том числе 39 зарубежных участковых избирательных комиссий в 29 иностранных государствах6.
При этом УИК образованы за пределами территории Таджикистана для организации голосования зарубежных таджикских избирателей в дипломатических представительства Таджикистана в соответствующих иностранных государствах.
Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана является постоянно действующим коллегиальным органом, состоящим из семи членов (ранее – до 2020 года – 15 членов).
Комиссия организует подготовку и проведение президентских и парламентских выборов, в том числе утверждает схему образования и границы избирательных округов, назначение членов окружных избирательных комиссий, регистрацию кандидатов, рассматривает жалобы и обращения, осуществляет регистрацию (аккредитацию) национальных (общественных) и международных наблюдателей, проведение мероприятий по повышению правовой и электоральной культуры избирателей и участников выборов.
Срок полномочий ЦИК Таджикистана – семь лет (ранее – пять лет).
В июле 2019 года в преддверии проведения в 2020 году парламентских (весна) и президентских (осень) выборов Президентом Таджикистана была подписана обновленная редакция Закона «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Республики Таджикистан», направленная на формирование беспартийного и профессионального состава Комиссии и обеспечение проведения свободных выборов.
В соответствии с новым законодательством в состав Комиссии не могут быть назначены члены политических партий.
На указанной обновленной законодательной основе все политические партии (как парламентские, так и непарламентские) равноудалены от Комиссии (в прежнем составе Комиссии, назначенном 8 декабря 2014 года, почти все политические партии имели своих представителей).
Кроме того, в соответствии с обновленным законодательством с 15 до 7 человек сокращен численный состав Комиссии.
Так, Комиссия избирается в составе 7 членов, в том числе Председателя, заместителя Председателя и 5 членов, по представлению Президента Таджикистана со стороны Маджлиси намояндагон – нижней палаты парламента и Маджлиси милли – верхней палаты.
Председателем ЦИК Таджикистана является Бахтиер ХУДОЕРЗОДА.
Секретарь Комиссии избирается на заседании Комиссии из числа ее членов.
Член Комиссии, как правило, должен иметь высшее юридическое или политологическое образование.
Все члены ЦИК Таджикистана работают в составе Комиссии на постоянной штатной основе и получают ежемесячную заработную плату (ранее только Председатель Комиссии работал в Комиссии на постоянной штатной основе, тогда как другие члены Комиссии работали в Комиссии на общественной (неоплачиваемой) основе).
В соответствии с законодательством размер заработной платы, структура и штатная численность аппарата Комиссии устанавливается Президентом Таджикистана.
19 августа 2020 года ЦИК Таджикистана утвердила Календарный план по подготовке и проведению выборов Президента Таджикистана.
Окружные избирательные комиссии по выборам Президента Таджикистана образуются ЦИК Таджикистана по представлению местных исполнительных органов государственной власти городов и районов не позднее чем за 45 дней до выборов в составе не менее чем семи человек: председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее четырех членов комиссии.
В соответствии с обновленным в 2019 году законодательством члены окружных избирательных комиссий, назначенные по предложениям политических партий и являющиеся членами политических партий, на время исполнения своих обязанностей в составе указанных избирательных комиссий должны приостановить свое членство в соответствующей политической партии.
Срок полномочий окружных избирательных комиссии является временным: избирательные комиссии образуются на срок проведения президентских выборов и прекращаются в день вступления в должность Президента Таджикистана.
При проведении указанных президентских выборов образовано 68 окружных избирательных комиссий.
При формировании составов окружных избирательных комиссий были соблюдены, в частности, требования к обеспечению гендерного представительства (равенства).
Участковые избирательные комиссии образуются окружной избирательной комиссией по представлению исполнительных органов государственной власти городов и районов.
Участковая избирательная комиссия образуется не позднее 35 дней до выборов в составе 5–19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.
Если участковая избирательная комиссия образуется в составе до 7 человек, то избираются председатель и секретарь.
В необходимых случаях, численный состав участковой избирательной комиссии может быть увеличен или уменьшен.
Срок полномочий участковых избирательных комиссии является временным: избирательные комиссии образуются на срок проведения президентских выборов и прекращаются в день вступления в должность Президента Таджикистана.
При проведении указанных выборов было образовано более 3.000 участковых избирательных комиссий.
При том, как отмечалось, УИК образуются за пределами территории Таджикистана для организации голосования зарубежных таджикских избирателей в дипломатических представительства Таджикистана в соответствующих иностранных государствах (в 29 государствах образованы 39 избирательных участков).
В соответствии с обновленным законодательством формирование составов УИК проводилось на беспартийной основе.
В целом члены избирательных комиссий должны быть нейтральными и объективными при исполнении своих полномочий, не должны участвовать в деятельности политических партий, исполнять их поручения, участвовать в предвыборной агитации и пропаганде зарегистрированных кандидатов.
Кроме того, в соответствии с законодательством член избирательной комиссии во время работы в составе комиссии обязан приостанавливать свое членство в политической партии.
Регистрация избирателей. В соответствии с законодательством граждане Таджикистана, достигшие 18-летнего возраста до дня голосования избирателей на президентских выборах, независимо от их национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения, имеют право участвовать в выборах Президента Таджикистана.
Граждане, признанные судом недееспособными, либо отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах Президента Таджикистана.
Регистрация избирателей является пассивной, проводится на местном уровне в отсутствие постоянного или централизованного реестра избирателей.
Избиратели включаются в списки избирателей по месту их постоянного проживания или временного пребывания.
В списках избирателей указываются фамилии, имена и отчества, год рождения и адрес избирателей.
Списки избирателей составляются в удобной для организации голосования форме.
В списки избирателей, несмотря на отсутствие комплексного механизма регистрации зарубежных таджикских избирателей, включено значительное число трудовых мигрантов, находящихся в других государствах (до 1 млн. таких избирателей).
Списки избирателей по избирательным участкам составляются УИК на основе сведений, представляемых местными органами, а также подомового (поквартирного) обхода до дня голосования.
Списки избирателей представляются для всеобщего сведения, при этом не позднее чем за 15 календарных дней до дня голосования (т.е. по 9 сентября 2020 года включительно) избиратели могли подать заявления об уточнении списков избирателей (в этих условиях работы участковых избирательных комиссий в этот день на территории Таджикистана было продлено до 20:00 по местному времени, за пределами территории Таджикистана, в частности, в Российской Федерации и Казахстане –
до 21:00 по местному времени).
Законодательство не закрепляет обязанность, а также механизм предоставления сведений об избирателях для уточнения списков избирателей государственными и иными органами, которые также осуществляют регистрацию граждан по месту их проживания или регистрацию актов гражданского состояния граждан7.
В соответствии с законодательством в день голосования на президентских выборах избиратели по предъявлении документа, удостоверяющего их личность (паспорта, персональной карточки, водительского удостоверения, пенсионного удостоверения, студенческого билета, военного билета), и содержащего сведения о месте регистрации на территории избирательного участка (хотя такие сведения имеются только в паспорте гражданина), могут быть включены дополнительно в список избирателей соответствующего избирательного участка.
В списки избирателей включено 4.900.545 избирателей.
Выдвижение и регистрация (дерегистрация) кандидатов. В соответствии с законодательством кандидатом на должность Президента Таджикистана может быть выдвинуто лицо не моложе 30 лет (ранее – не моложе 35 лет), имеющее только гражданство Таджикистана, высшее образование, владеющее государственным (таджикским) языком и проживающее на территории Таджикистана не менее последних лет 10 лет.
Нарушение указанных законодательных положений о пассивном избирательном праве при проведении президентских выборов влечет за собой признание выборов Президента Таджикистана недействительными.
Кандидаты на должность Президента Таджикистана выдвигаются 8 субъектами права выдвижения кандидатов, а именно: зарегистрированными в установленном порядке политическими партиями8, Федерацией независимых профсоюзов Таджикистана, Союзом молодежи Таджикистана на их съездах или конференциях в соответствии с их уставами, Маджлисом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областными Маджлисами народных депутатов, Душанбинским городским Маджлисом народных депутатов, а также собранием представителей депутатов Маджлисов народных депутатов городов и районов республиканского подчинения.
Кроме того, законодательство также предусматривает возможность выдвижения независимых (беспартийных) кандидатов на должность главы государства.
Выдвижение кандидатов на должность Президента Таджикистана проводится за 50 дней и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня голосования избирателей на президентских выборах.
Таким образом, продолжительность периода выдвижения кандидатов на должность Президента Таджикистана составляет 20 календарных дней.
В соответствии со статьей 65 Конституции Таджикистана и статьей 24 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» выдвинутый кандидат на должность Президента Таджикистана должен быть поддержан 5% избирателей от числа граждан Таджикистана, обладающих активным избирательным правом (при проведении указанных президентских выборов – не менее 245.100 избирателями; в 2013 году – не менее
210.000 избирателями9).
Бланки с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Таджикистана заверяются председателями исполнительных органов городов, районов (т.е. главами городских и районных администраций) и не позднее 11 сентября должны были быть представлены в ЦИК Таджикистана.
ЦИК Таджикистана была создана рабочая группа по проверке подлинности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвигаемых кандидатов на должность Президента Таджикистана.
В частности, Партия экономических реформ собрала подписи 300.000 избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата, Социалистическая партия – 297.000, Коммунистическая партия – 290.000, Народно-демократическая партия, Федерация независимых профсоюзов, Союз молодежи – 280.000, Аграрная партия – 273.000, Демократическая партия – 285.420, Иброхимжон Юсуфбеков, независимый кандидат – 83.000 избирателей.
В целом решение о выдвижении кандидата на должность Президента Таджикистан направляется в ЦИК Таджикистана не позднее чем в трехдневный срок после его принятия.
При нарушении кандидатом на должность Президента Таджикистана законодательства о выборах, ЦИК Таджикистана предупреждает кандидата, а при повторном нарушении она может отменить решение о регистрации данного кандидата на должность Президента Таджикистана.
В соответствии с результатами конституционного референдума, проведенного 22 мая 2016 года, и снявшего ограничения по количеству сроков замещения одним и тем же лицом должности главы государства, действующий Президент Таджикистана вправе принимать участие в очередных президентских выборов.
Действующий Президент Таджикистана Эмомали Рахмон занимает должность главы государства с 16 ноября 1994 года и вновь (фактически в пятый раз, но без каких-либо юридических ограничений) баллотируется на должность Президента Таджикистана.
При проведении указанных президентских выборов было выдвинуто восемь кандидатов на должность Президента Таджикистана: шесть кандидатов было выдвинуто политическими партиями (Аграрной партией10, Демократической партией, Коммунистической партией, Народно-демократической партией, Партией экономических реформ, Социалистической партией), еще два кандидата выдвинули свои кандидатуры в порядке самовыдвижения (Иброхимжон Юсуфбеков, житель села Шашкат в Пенджикенте, а также Фаромуз Иргашев, юрист из Хорога, который в начале сентября разместил в Facebook пост, в котором заявил о намерении выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на должность Президента Таджикистана).
При этом кандидатура действующего Президента Таджикистана Эмомали Рахмона была также выдвинута рядом других субъектов права выдвижения кандидатов, в частности, Федерацией независимых профсоюзов Таджикистана, Союзом молодежи Таджикистана.
В соответствии с законодательством 14 сентября являлся последним календарным днем периода регистрации кандидатов на должность Президента Таджикистана.
Для регистрации в качестве кандидата на должность Президента Таджикистана гражданин Таджикистана должен представитель в ЦИК Таджикистана пакет из 10 документов: 1. копию паспорта. 2. сведения о доходах и имущественном положении (налоговую декларацию),
3. медицинскую справку о состоянии здоровья, 4. биографию, отражающую его деловые и личные качества, 5. копию официального документа о высшем образовании, 6. заключение ЦИК Кыргызстана об определении уровня владения государственным языком, 7. информацию Аналитического центра МВД Таджикистана об отсутствии судимости, 8. бланки с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Таджикистана, утвержденные главами городов, районов, 9. справку с места жительства для установления срока проживания на территории Кыргызстана, 10. заявление кандидата на должность Президента Таджикистана.
В течение трех календарных дней со дня подачи указанных документов ЦИК Кыргызстана должна принять соответствующее решение о регистрации либо об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Президента Таджикистана.
Семь кандидатов на должность Президента Таджикистана представители в ЦИК Таджикистана документы о своем выдвижении, при этом один из независимых кандидатов – Иброхимжон Юсуфбеков – документы о своем выдвижении в ЦИК Таджикистана не представил.
При проведении указанных президентских выборов ЦИК Таджикистана зарегистрировано пять кандидатов на должность Президента Таджикистана (из семи кандидатов, представивших документы на регистрацию)11.
Так, ЦИК Таджикистана зарегистрировала Рустама Латифзоду, представителя Аграрной партии Таджикистана, Абдухалима Гаффорзоду, представителя Социалистической партии Таджикистана12, Эмомали Рахмона, представителя правящей Народной Демократической партии Таджикистана, Рустама Рахматзоду, представителя Партии экономических реформ Таджикистана, Мироджа Абдуллоева, представителя Коммунистической партии Таджикистана13.
Возрастной ранжир зарегистрированных кандидатов на должность главы государства составляет от 59 до 72 лет14.
В регистрации в качестве кандидатов на должность Президента Таджикистана было отказано двум кандидатам (представителю Демократической партии Таджикистана, а также независимому кандидату), в том числе в связи с недостаточным сбором подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата15.
ЦИК Таджикистана в течение 7 дней со дня принятия решения о регистрации кандидата на должность Президента Таджикистана осуществляет опубликование в газетах «Джумхурият», «Садои Мардум» и Национальном информационном агентстве Таджикистана «Ховар» необходимой информации о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Таджикистана.
Форма и текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Таджикистана утверждаются решением ЦИК Таджикистана.
В избирательном бюллетене в алфавитном порядке излагается список кандидатов на должность Президента Таджикистана с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, партийности, должности, места работы и места проживания зарегистрированных кандидатов, а также включается информация о том, от какого органа и в каком порядке выдвинут кандидат.
Избирательные бюллетени печатаются ЦИК Таджикистана для всех избирательных округов не позднее 10 дней до дня голосования избирателей на выборах Президента Таджикистана на государственном языке (таджикском) или языке, на котором говорит большинство населения избирательного округа, и имеют не менее одной степени защиты.
Информационное обеспечение президентских выборов и предвыборная агитация. В соответствии с законодательством порядок и правила участия представителей местных и зарубежных средств массовой информации в освещении президентских выборов установлены решением ЦИК
Таджикистана от 19 июня 2020 года; указанные правила размещены на официальном сайте ЦИК Таджикистана в сети Интернет, а также мобильном приложении «Выборы Президента Таджикистана–2020».
В соответствии с законодательством агитационный период составляет 25 календарных дней.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» кандидаты на должность Президента Таджикистана с момента их регистрации ЦИК Таджикистана участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях, имеют равное право на использование возможностей средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, на территории Таджикистана.
Всем зарегистрированным кандидатам на должность Президента Таджикистана обеспечиваются равные условия материально-технического и финансового обеспечения избирательной кампании (проведения предвыборной агитации).
Так, кандидатам на должность Президента Таджикистана предоставляется 40 минут бесплатного эфирного времени на ТВ «Таджикистан», телеканалам «Сафина», «Джахоннамо», Таджикскому радио, радио «Овози точик», «Садои Душанбе», а также на местных теле и радиостанциях, их доверенным лицам – до 20 минут.
Всех кандидаты на должность Президента Таджикистана имеют право бесплатно опубликовать в государственных и местных средствах массовой информации свои агитационные материалы в объеме 12 страниц через
два компьютерных интервала, 14 шрифтом.
Кандидат на должность Президента Таджикистана имеет право проводить встречи с избирателями, как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме.
Избирательные комиссии, местные органы государственной власти предоставляют кандидатам на должность Президента Таджикистана оборудованные помещения для собраний (встреч) с избирателями.
О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям окружной избирательной комиссией заблаговременно.
Государственные органы, общественные объединения, руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны оказывать кандидатам на должность Президента Таджикистана содействие в организации встреч с избирателями, в получении необходимых справочных и информационных материалов.
Кандидат на должность Президента Таджикистана может выступить с программой будущей деятельности, при этом указанная программа не должна противоречить Конституции Таджикистана.
Проведение предвыборной агитации в день голосования на президентских выборах запрещается (за день до дня голосования избирателей на президентских выборах наступает так называемый день электоральной тишины).
Для оказания помощи избирательным комиссиям и избирателям активное участие в избирательном процессе принимают электоральные волонтеры.
ЦИК Таджикистана совместно с Комитетом по делам молодежи и спорта Таджикистана провели обучающий семинар (тренинг) для волонтеров, в котором приняли участие 150 волонтеров из числа активных студентов высших образовательных учреждений страны.
Волонтеры призваны помогать при регистрации избирателей, распространении информации о президентских выборах, сопровождении международных наблюдателей (по их просьбе), оказании помощи на избирательных участках пожилым избирателям и избирателям с ограниченными физическими возможностями.
Всего на президентских выборах электоральную помощь будут оказывать 10.000 волонтеров из всех городов и районов Таджикистана, при этом 250 волонтеров, свободно говорящих на русском и английском языках, будут помогать международным наблюдателям.
Участковые избирательные комиссии направили всем избирателям персональные приглашения принять участие в голосовании на президентских выборах с указанием номера избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей для голосования.
Финансирование выборов и предвыборной агитации. В соответствии с законодательством расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Таджикистана, финансируются только за счет государственного бюджета.
Закон «О выборах Президента Таджикистана» гарантирует выделение равного объема государственных средств на проведение предвыборной избирательной кампании всем кандидатам на должность Президента Таджикистана.
Запрещается какое-либо прямое или косвенное участие зарубежных государств и организаций, юридических лиц и иностранных граждан в финансировании и иной материальной поддержке избирательной кампании кандидатов на должность Президента Таджикистана.
Так, Коммунистическая партия Таджикистана была намерена израсходовать выделенные ей бюджетные средства, в частности, на изготовление плакатов и листовок кандидата на должность Президента Таджикистана Мехроджа Абдуллоева с изложением основных положений его предвыборной программы.
Аграрная партия Таджикистана была намерена изготовить 15.000 агитационных плакатов и листовок для проведения предвыборной агитации предвыборной программы кандидата на должность Президента Таджикистана Рустама Латифзоды, а также специальный выпуск партийной газеты тиражом 40.000 экземпляров.
Народно-демократическая партия Таджикистана была намерена проводить предвыборную агитацию, в основном, через собственный партийный сайт в сети Интернет.
Порядок голосования, итоги голосования и результаты президентских выборов. В голосовании вправе принимать участие избиратели, обладающие активным избирательным правом16.
Голосование избирателей проводится в один день; днем голосования является воскресенье (при проведении президентских выборов в 2013 году – среда).
В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в следующих четырех основных и дополнительных формах: в помещениях для голосования избирательных участков, на дому, досрочно, с помощью удостоверения на право голосования (открепительному удостоверению)17.
Так, в случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования избирательного участка, участковая избирательная комиссия по их просьбе может поручить не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии организовать голосование в месте пребывания избирателей.
Избиратель, не имеющий возможности в день голосования на президентских выборах находиться по месту своего жительства, может принять участие в индивидуальном досрочном голосовании, а именно: затребовать у участковой избирательной комиссии по своему месту жительства избирательные листы, принять решение в отношении кандидата на должность Президента Таджикистана и оставить заполненные избирательные листы в закрытом конверте в участковой избирательной комиссии (в получении избирательного листа избиратель расписывается в списке избирателей); форму и текст избирательного листа устанавливает ЦИК Таджикистана.
При перемене избирателем места своего пребывания в период между представлением списков избирателей для всеобщего ознакомления и днем голосования на президентских выборах, участковая избирательная комиссия по просьбе избирателя и по предъявлению документа, удостоверяющего его личность, выдает избирателю удостоверение на право голосования (открепительное удостоверение), о чем в списке избирателей делается соответствующая отметка.
По предъявлению удостоверения на право голосования, участковая избирательная комиссия в день голосования включает избирателя в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту его пребывания и выдает ему избирательный бюллетень для голосования.
Голосование избирателей в помещении для голосования стационарного избирательного участка проводится в один (воскресный) день с 06:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 14 часов.
В помещении избирательного участка оборудованы комната матери и ребенка, медицинский пункт, а также информационное пространство18.
В условиях пандемии коронавируса в помещении для голосования избирательного участка избиратели должны соблюдать социальную дистанцию, члены участковых избирательных комиссий, наблюдатели, избиратели должны носить медицинские маски, перчатки, иные защитные индивидуальные медицинские средства19.
Помещение для голосования избирательного участка, в том числе каждая кабина для тайного голосования избирателей, должно быть снабжено санитайзерами, а также периодически дезинфицироваться (обрабатываться специальными растворами).
Все избирательные участки снабжены дезинфицирующими средствами с учетом санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в условиях пандемии коронавируса.
При проведении указанных выборов избирательные участки оборудованы для доступа избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в помещениях для голосования избирательных участков размещаются специальные кабины для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (в частности, для голосования избирателей, являющихся инвалидами-колясочниками).
В целом на каждом избирательном участке оборудованы отдельные комнаты для избирателей с ограниченными физическими возможностями.
При голосовании избиратель ставит знак плюс «+» в пустом квадрате избирательного бюллетеня напротив фамилии, имени и отчества кандидата на должность Президента Таджикистана, за которого отдает свой голос.
В избирательном бюллетене имеется графа «Против всех кандидатов», которая имеет юридическое значение для признания президентских выборов несостоявшимися (в случае если число голосов избирателей, поданных за соответствующего кандидата на должность Президента Таджикистана, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, меньше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов на должность Президента Таджикистана): в этом случае проводятся повторные президентские выборы.
В случае голосования против всех кандидатов на должность Президента Таджикистана, избиратель ставит знак плюс «+» в пустом квадрате избирательного бюллетеня, в строке «против всех кандидатов».
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в соответствующий ящик для голосования (стационарный – при голосовании избирателей в помещении избирательного участка, или переносной (мобильный) – при проведении голосования избирателя на дому).
В соответствии с законодательством при проведении президентских выборов используются, как правило, прозрачные стационарные и переносные ящики для голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится участковыми избирательными комиссиями после окончания официального времени голосования избирателей.
Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии и вносятся в протокол о результатах президентских выборов по соответствующему избирательному округу.
ЦИК Таджикистана на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает итоги голосования и определяет результаты выборов Президента Таджикистана20.
Выборы Президента Таджикистана в целом или по отдельным избирательным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе проведения выборов или при подсчете голосов избирателей нарушений, повлиявших на итоги голосования.
В случае признания выборов по отдельным избирательным округам или избирательным участкам недействительными по решению ЦИК Кыргызстана результаты голосования по таким избирательным округам, избирательным участкам исключаются из общих результатов президентских выборов при условии, что без них выборы в целом могут быть признаны состоявшимися.
Окончательные результаты выборов Президента Таджикистана утверждаются решением ЦИК Таджикистана и публикуются в печати не позднее чем в десятидневный срок после завершения президентских выборов.
Электоральные жалобы и обращения. В соответствии с законодательством избирательные комиссии могут рассматривать жалобы о регистрации избирателей, а также на решения, действия и бездействие нижестоящих избирательных комиссий.
Суды могут рассматривать жалобы о нарушении избирательных прав и апелляции на решения избирательных комиссий.
Заявления о нарушениях Конституционного закона «О выборах Президента Республики Таджикистан», поступившие в избирательную комиссию, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в трехдневный срок, а поступившие в день выборов – немедленно.
В соответствии с законодательством в случае отказа ЦИК Таджикистана в регистрации кандидата на должность Президента Таджикистана кандидат вправе подать жалобу в Верховный суд Таджикистана, который в течение 6 дней должен рассмотреть и принять решение по поступившей жалобе; решение Суда является окончательным.
В соответствии с Конституционным законом «О выборах Президента Республики Таджикистан» решение о признании выборов недействительными принимается ЦИК Таджикистана и может быть обжаловано в Верховный суд Таджикистана в течение 10 дней.
Право обжалования решения о признании выборов недействительными предоставлено только кандидатам на должность Президента Таджикистана.
Национальное (общественное) и международное наблюдение на президентских выборах. При проведении президентских выборов субъекты права выдвижения кандидатов на должность Президента Таджикистана наделены также правом назначения наблюдателей.
Так, республиканские политические партии, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Таджикистана, Федерация независимых профсоюзов Таджикистана, Союз молодежи Таджикистана, Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, Маджлисы народных депутатов областей, Маджлисы народных депутатов города Душанбе, а также Собрание представителей депутатов Маджлисов народных депутатов городов и районов республиканского подчинения, вправе представить для регистрации в соответствующие окружные избирательные комиссии список наблюдателей в установленном порядке.
Наблюдатели в день проведения голосования избирателей на президентских выборах наблюдают за ходом голосования в помещении для голосования участковых избирательных комиссий.
В соответствии с законодательством деятельность национальных наблюдателей начинается после утверждения решением соответствующих окружных избирательных комиссий их списков и завершается после оглашения предварительных результатов президентских выборов.
Национальные наблюдатели вправе, в частности, только ознакомиться с протоколами участковых избирательных комиссий по результатам голосования и окружных избирательных комиссий по итогам выборов.
При этом законодательные положения не позволяют, в частности, осуществлять наблюдение за ходом рассмотрения электоральных жалоб, а также постэлекторальным развитием вплоть до дня официального обнародования итоговых результатов президентских выборов21.
Законодательно предусмотрен институт международного наблюдения на президентских выборах22.
В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу двух миссий международного наблюдения на президентских выборах.
Так, миссии международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ осуществляли наблюдение на президентских выборах, проводимых 6 ноября 2006 года и
6 ноября 2013 года.
При проведении 11 октября 2020 года очередных президентских выборов законодательство по-прежнему предусматривает участие международных наблюдателей в осуществлении наблюдения на указанных выборах.
При этом законодательство прямо не закрепляет право международных наблюдателей на получение заверенной копии протокола соответствующей избирательной комиссий об итогах голосования и результатах президентских выборов, хотя на практике избирательные комиссии предоставляют им соответствующие копии протоколов.
При проведении 11 октября 2020 года очередных президентских выборов в условиях пандемии коронавируса БДИПЧ ОБСЕ планирует принять решение о направлении краткосрочных международных наблюдателей на указанные выборы.
Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств также принимает участие в международном наблюдении на указанных президентских выборах: 21 сентября 2020 года миссия международного наблюдения приступила к электоральному наблюдению.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] При проведении в 2013 году президентских выборов, в которых принимало участие шесть кандидатов, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон получил 83,92% действительных голосов избирателей (в голосовании приняло участие 86,64% избирателей)
[2] В 2003 году в Конституцию Таджикистана была внесена поправка, предусматривающая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Таджикистана более двух конституционных сроков подряд.
В 2016 году в Конституцию Таджикистана были внесены поправки, предусматривающие, что одно и то же лицо может занимать должность Президента Таджикистана неограниченное количество конституционных сроков.
[3] При проведении 6 ноября 2013 года президентских выборов в первом туре голосования Президентом Таджикистана был избран Эмомали Рахмон, который получил 3.023.754 голоса избирателей (83,92%).
В списки избирателей было включено 7.008.682 избирателя, в голосовании приняло участие 4.201.156 избирателей (86,64%).
[4] При проведении 1 ноября 2013 года президентских выборов было образовано 3.158 избирательных участков, 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов – 3.209, 1 марта 2020 года очередных парламентских выборов – 3.380 избирательных участков, т.е. наблюдается общий рост количества избирательных участков при проведении президентских и парламентских выборов.
[5] В частности, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Таджикистана в Российской Федерации образовано пять избирательных участков для голосования зарубежных таджикских избирателей (города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Уфа).
В Казахстане образовано два избирательных участка.
[6] При проведении 1 ноября 2013 года президентских выборов было образовано 3.158 участковых избирательных комиссий, а также 61 зарубежная участковая избирательная комиссия в 27 иностранных государствах.
[7] Во второй половине 2020 года планировалось проведение национальной переписи населения.
[8] Министерством юстиции Таджикистана зарегистрировано семь политических партий, при этом из них шесть представлены в парламенте по результатам последних парламентских выборов.
При проведении президентских выборов Социал-демократическая партия Таджикистана (единственная зарегистрированная оппозиционная политическая партия) приняла решение бойкотировать указанные выборы.
Так, по мнению лидера Социал-демократической партии Таджикистана, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Таджикистана, в установленном количестве, невозможен, поскольку 10% граждан Таджикистана находятся за рубежом в качестве трудовых мигрантов и не могут участвовать в сборе подписей.
Конституционный закон « О выборах Президента Таджикистана» не соответствует Конституции Таджикистана, а решение о назначении очередных президентских выборов раньше установленного конституционного срока является незаконным.
Кроме того, в соответствии с новым Законом о ЦИК Таджикистана все члены Комиссии должны быть беспартийными, хотя изначально ЦИК Таджикистана состоял из членов правящей политической партии; при этом из 31.000 членов избирательных комиссий 25.000 (или 80%) являются членами Народно-демократической партии Таджикистана, хотя в соответствии с законодательством член избирательной комиссии во время работы в составе комиссии обязан приостанавливать свое членство в политической партии.
В целом все члены избирательных комиссий и кандидаты на должность главы государства вышли из структур государственной власти и их деятельность отвечает интересам действующего Президента Таджикистана.
Исходя из этого политический совет Социал-демократической партии Таджикистана принял решение воздержаться от выдвижения своего кандидата на должность Президента Таджикистана и бойкотировать президентские выборы.
[9] При проведении в 2013 году президентских выборов единый кандидат от оппозиционных политических сил Ойнихол Бобоназарова не смогла собрать необходимое количество подписей избирателей в поддержку своего выдвижения кандидатом на должность Президента Таджикистана.
[10] Первым кандидатом, выдвинутым на должность Президента Таджикистана, был Рустам Латифзод, который был выдвинут 15 августа Аграрной партией на своем внеочередном съезде.
[11] При проведении в 2013 году президентских выборов в избирательные бюллетени было включено шесть кандидатов на должность Президента Таджикистана.
В современной политической и электоральной истории Таджикистана пять человек принимали несколько раз участие в президентских выборах.
Так, действующий Президент Таджикистана Эмомали Рахмон принимал участие в президентских выборах пять раз (с 1994 года), Абдухалим Гаффоров – трижды (в 2006 году, в 2013 году, в 2020 году), Олимджон Бобоев – дважды (в 2006 году и в 2013 году), Исмаил Талюаков – дважды (в 2006 году и в 2013 году), Саиджафар Исмонов (Усмонзода) – дважды (в 2013 году и в 2020 году).
[12] Принимает участие в качестве кандидата в третьих президентских выборах, при этом ранее дважды не смог собрать предусмотренное законодательством количество подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.
[13] ЦИК Таджикистана 16 сентября зарегистрированным кандидатам на должность Президента Таджикистана были вручены удостоверения кандидатов.
[14] Первым самым молодым кандидатом на должность Президента Таджикистана в современной политической истории страны был действующий Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, которому при проведении в 1994 году вторых президентских выборов было 42 года, самым пожилым – Миродж Абудллоев, которому при проведении 11 октября 2020 года шестых президентских выборов исполнилось 72 года.
[15] Так, как уже отмечалось, выдвинувшийся в порядке самовыдвижения Иброхимжон Юсуфбеков, молодой 30-летний юрист из города Хорог, собрал подписи только 83.000 избирателей в поддержку выдвижения кандидатом на должность Президента Таджикистана.
Саидджафару Усмозода, лидеру Демократической партии Таджикистана, 14 сентября ЦИК Таджикистана было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Президента Таджикистана в связи с представлением больше половины фальшивых подписей избирателей в поддержку его выдвижения (кандидат представил 285.420 подписей избирателей).
[16] В голосовании вправе принимать участие избиратели, имеющие двойное гражданство в случаях, предусмотренных международным договором Таджикистана с соответствующим иностранным государством.
Так, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, который был подписан 7 сентября 1995 года и ратифицирован 26 апреля 1997 года, лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, постоянно проживающее на территории одной из сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает.
В этих условиях граждане с двойным гражданством, постоянно проживающие на территории Таджикистана, имеют право участвовать в голосовании на указанных президентских выборах.
[17] Электронное голосование избирателей, в том числе с использованием мобильных телефонов, использование технических средств подсчета голосов, видеонаблюдение законодательством не предусмотрены.
При этом в условиях пандемии коронавируса все чаще звучат призывы вводить электронные выборы (Е-выборы) или организовать голосование избирателей с использованием мобильных телефонов.
[18] Всемирная организации здравоохранения считает целесообразным присутствие медицинских работников на избирательных участках.
[19] В июне 2020 года в Административный кодекс Таджикистана и в Уголовный кодекс Таджикистана и были внесены поправки, предусматривающие наказание за умышленное распространение инфекционных заболеваний.
В частности, законодательством предусмотрен штраф за отсутствие маски в общественных местах, а также за несоблюдение социальной дистанции до двух метров.
[20] В 1991 году при проведении президентских выборов Рахмон Набиев, избранный Президентом Таджикистана, получил 56,9% голосов избирателей (в голосовании приняло участие 84,6% избирателей), в 1994 году Эмомали Рахмон получил 59,5% голосов избирателей (в голосовании приняло участие 95,00% избирателей), в 1999 году – 97,6% (явка избирателей составила 98,9%), в 2006 году – 79,3% или в 15 раз больше голосов избирателей, чем ближайший кандидат (5,23%) (при этом явка избирателей составила 90,9%), в 2013 году – 83,92% (явка избирателей составила 86,64%).
[21] При проведении 6 ноября 2013 года прошлых президентских выборов было назначено более 6.000 национальных наблюдателей от политических партий, кандидатов, Союза молодежи Таджикистана, Федерации независимых профсоюзов Таджикистана.
Кроме того, окружными избирательными комиссиями были аккредитованы свыше 370 представителей национальных средств массовой информации.
[22] При проведении 6 ноября 2013 года прошлых президентских выборов международное наблюдение более 500 международных наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, отдельных государств и международных организаций.
Кроме того, ЦИК Таджикистана было аккредитовано 80 представителей зарубежных средств массовой информации.
При этом международные наблюдатели от ряда международных организациях в полном объеме ни разу не признавали проводимые в Таджикистане выборы свободными, демократичными и соответствующими международным избирательным стандартам.