Регистрация и участие в голосовании избирателей, не имеющих места жительства на территории национального государства: зарубежный опыт

Регистрация и участие в голосовании избирателей, не имеющих места жительства на территории национального государства: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

12 мая, 2022

1. В ряде государств региона ОБСЕ конституционно и законодательно предусмотрены различные модели регистрации и организации голосования национальных избирателей, в том числе избирателей, не имеющих постоянного или временного места жительства (регистрации) на территории национального государства (например, Австрия, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Молдова, Нидерланды, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония) (См. Приложение).

Законодательство ряда государств дополнительно регулирует вопросы участия в голосовании лиц (избирателей), не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории государства, но сохраняющих конституционное право голоса.

В некоторых государствах в соответствии с законодательством за временно перемещенными лицами сохраняется право участия в голосовании на соответствующих выборах по месту их временного пребывания либо по месту их прежнего жительства; при этом в отдельных государствах законодательно закреплена обязанность указанной категории лиц проходить перерегистрацию каждые два года (например, Босния и Герцеговина).

Ряд государств региона ОБСЕ не предоставляют избирателям, не имеющим места жительства (регистрации) на территории государства, права принимать участие в голосовании на национальных выборах (например, Ирландия, Исландия, Республика Северная Македония1, Польша, Румыния, Сербия, Черногория, Чехия).

В целом, при регулировании вопросов организации регистрации и голосования национальных избирателей указанной категории, в государствах региона ОБСЕ применяются различные организационно-правовые механизмы, а именно:

  • заявительный порядок регистрации лиц, не имеющих места жительства (регистрации) на территории национального государства либо указывающих в заявлении неполные сведения о фактическом месте своего нахождения на территории государства (например, Армения, Венгрия, Нидерланды, Словакия, Хорватия, Чехия, Эстония).

При этом срок подачи заявления указанной категорией лиц для участия в голосовании на соответствующих выборах является законодательно установленным (например, Словения – 3 дня, Словакия – 50 дней, Хорватия – 2 месяца, Франция – 6 месяцев);

  • наличие регистрации в социальном учреждении или в ином признаваемом законодательством месте (например, Беларусь, Турция, Франция);
  • выдача избирателям, не имеющим определенного места жительства на территории национального государства, специального документа для участия в голосовании (например, Австрия, Хорватия);
  • включение в отдельный (централизованный либо дополнительный) список избирателей, в том числе непосредственно в день голосования на соответствующих выборах (например, Болгария, Венгрия, Молдова, Словакия, Словения);
  • предоставление возможности принять участие в голосовании в сочетании с дачей обязательства не принимать участие в голосовании многократно (например, Венгрия);
  • образование для голосования избирателей указанной категории отдельных (специальных) избирательных участков (например, Кипр, Эстония), либо «приписка» указанных избирателей к определенным избирательным участкам (например, Словакия, Финляндия), либо голосование на любом избирательном участке по месту своего фактического нахождения (например, Нидерланды).

При этом в отдельных государствах региона ОБСЕ законодательно не закреплена единая централизованная национальная система регистрации избирателей, в том числе указанной категории, а также обязательность составления списков избирателей, прежде всего на уровне избирательных участков, до начала голосования на соответствующих выборах.

Это связано, в частности, с закреплением законодательной модели предоставления всем избирателям возможности проголосовать по их выбору на любом избирательном участке, образованном на территории государства, с включением указанных избирателей в список проголосовавших избирателей на соответствующем избирательном участке, а также проставлением в документе, удостоверяющем личность избирателя, отметки о его участии в голосовании (например, Латвия, США – отдельные штаты).

2. В рамках модели заявительного порядка регистрации лиц, не имеющих места жительства (регистрации) на территории национального государства либо указывающих в заявлении неполные сведения о фактическом месте своего нахождения на территории государства (например, Армения, Венгрия, Литва, Нидерланды, Словакия, Словения, Хорватия, Эстония) в Армении лица, не имеющие постоянного места жительства, а также бездомные вправе принимать участие в голосовании, если подают в Департамент паспортизации и визового обслуживания полицейского органа Армении заявление о предоставлении возможности принять участие в голосовании, т.е. для указанной категории граждан регистрация в качестве избирателей является активной (заявительной).

В Венгрии регистрация избирателей, находящихся на территории Венгрии, является пассивной (при этом регистрация в качестве избирателя осуществляется по достижении лицом возраста 17 лет); регистрация же лиц в возрасте 16 лет (с учетом их семейного положения) является активной, и осуществляется по их заявлению.

При этом избиратели, не имеющие постоянного места жительства, включаются в список избирателей на основании их письменного обращения, подаваемого в Национальное избирательное бюро Венгрии.

В Литве при проведении 11 мая 2019 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством муниципальные избирательные комиссии составляли списки избирателей, адреса места жительства (регистрации) которых не были известны.

В Нидерландах при проведении 15-17 марта 2021 года очередных парламентских выборов один из избирателей, не имевший постоянного места жительства (регистрации) на территории страны, но временно находившийся на территории муниципалитета города Роттердама, был уведомлен муниципалитетом о том, что он не имеет права принимать участие в голосовании на указанных выборах.

Указанное лицо подало жалобу в Государственный совет Нидерландов, который удовлетворил ее, указав в своем решении, что Конституция Нидерландов ни в одном из своих положений, относящихся к осуществлению политических и избирательных прав и свобод человека и гражданина, не содержит каких-либо ограничений на участие в голосовании граждан Нидерландов, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории страны.

На этой основе указанное лицо сохраняет право на участие в голосовании в силу факта места своего фактического нахождения.

В Словакии при проведении национальных (президентских и парламентских) выборов избиратели, не имеющие постоянного места жительства на территории Словакии, по их требованию (заявлению) включаются в специальный список избирателей (регистр избирателей), который является централизованным, и ведется МВД Словакии и муниципалитетом Братислава-Петржалка.

Указанное заявление должно быть подано избирателем не позднее чем за 50 дней до дня голосования.

При проведении 5 марта 2016 года парламентских выборов около 1.200 таких избирателей было включено в специальный список избирателей; в целом в списки избирателей было включено 4.426.760 избирателей.

В Словении при проведении 3 июня 2018 года досрочных парламентских выборов было составлено три основных вида списков избирателей:

1) список избирателей, имеющих постоянное место жительства на территории Словении, в который было включено 1.614.898 избирателей;

2) список избирателей, не имеющих постоянного места жительства на территории Словении, в который было включено избирателей 96.769 избирателей;

3) списки избирателей – представителей итальянского и венгерского меньшинства, в которые было включено 5.950 избирателей (в том числе 41 избиратель за пределами территории Словении) и 2.734 избирателей (в том числе 110 избирателей за пределами территории Словении) соответственно венгерского и итальянского меньшинства; решение о включении таких избирателей принимались специальной комиссией, которая основывала свою работу на соответствующих законодательных критериях, а также имела право ввести дополнительные критерии.

Для проведения голосования избирателей, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории того избирательного округа, где они фактически пребывали, были образованы так называемые экстерриториальные избирательные участки; при этом на указанных избирательных участках могли проголосовать и зарубежные словенские избиратели, которые возвратились на территорию Словении во время проведения парламентских выборов и не имели постоянного места жительства (регистрации) на территории того избирательного округа, где они фактически пребывали.

Указанные избиратели для участия в голосовании должны были зарегистрироваться не позднее трех дней до дня голосования на соответствующем экстерриториальном избирательном участке.

В целом, было образовано 55 экстерриториальных избирательных участков.

При проведении 24 апреля 2022 года очередных парламентских выборов законодательство также предусматривает возможность участия в голосовании лиц, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории Словении, в том числе зарубежные словенские избиратели, которые в день общего голосования избирателей на указанных парламентских выборах будут находиться на территории Словении.

При этом зарубежные словенские избиратели, которые в день общего голосования избирателей на указанных парламентских выборах будут находиться на территории Словении, должны подать заявление в Государственную избирательную комиссию Словении не позднее 20 апреля 2022 года лично либо в электронном виде через портал правительства Словении (eGoverment portal).

Для голосования избирателей указанных категорий образуются специальные избирательные участки – так называемые «OMNIA», которые размещаются в помещениях территориальных (районных) избирательных комиссий или органов местного самоуправления (всего образовано 55 специальных избирательных участков).

Для получения избирательного бюллетеня такие избиратели должны предъявить документ, удостоверяющий их личность (паспорт, удостоверение личности, водительские права).

В Хорватии списки избирателей составляются централизованно Министерством по вопросам государственного управления Хорватии на основании сведений о наличии у лица хорватского гражданства, постоянного места жительства (регистрации), проездных (транспортных) документов, за пределами территории Хорватии – МВД Хорватии; при этом специальное отделение указанного Министерства образовано на территории столицы Хорватии – города Загреба для регистрации, в частности, избирателей, не имеющих постоянного места жительства на территории Хорватии.

При проведении 29 декабря 2014 года очередных выборов Президента Хорватии активным избирательным правом обладали около 3.799.000 граждан Хорватии, в том числе 8.328 человек, не зарегистрированных в качестве постоянно проживающих на территории страны (в основном, это были жители Боснии и Герцеговины, где хорваты имеют двойное гражданство).

При проведении указанных выборов лица, не имеющие постоянного места жительства на территории Хорватии, должны были подать заявление о регистрации в качестве избирателей не позднее 28 октября 2014 года.

При проведении 22 декабря 2019 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством избиратели, которые с 2015 года не имеют нового, в том числе в электронной виде, удостоверения личности, исключались из списков избирателей.

В соответствии с законодательством лица, не имеющие места жительства (регистрации) на территории Хорватии, утрачивают право на получение документа, удостоверяющего их личность.

Кроме того, избиратели, которые не имели постоянного места жительства (регистрации) на территории Хорватии, но находились на территории страны, также не включались в списки избирателей на территории Хорватии, а подлежали включению в список зарубежных хорватских избирателей без указания конкретного иностранного государства их электоральной «приписки»2.

При проведении указанных выборов представители указанной категории избирателей (не имеющие действительного документа, удостоверяющего их личность) могли принять участие в голосовании при условии подачи заявления в специальное территориальное отделение МВД Хорватии, образованное на территории столицы Хорватии – города Загреба, либо в дипломатическом представительстве или консульском учреждении

Хорватии в соответствующем иностранном государстве, и получения специального избирательного сертификата, заменяющего недействительный основной документ, удостоверяющий личность гражданина, и дающего право лицу принять участие в голосовании.

В Эстонии для того, чтобы быть внесенным в список избирателей, лицо, имеющее право голоса, должно быть внесено в Регистр населения Эстонии (данные об адресе его места жительства).

На этом основании избиратель вносится в список избирателей соответствующего избирательного участка.

Если адрес места жительства в Регистре населения Эстонии отсутствует, то лицо может представить в Регистр населения Эстонии уведомление о месте своего жительства.

Уведомление о месте жительства избиратель может представить в письменном или электронном виде; аналогичным образом осуществляются действия при смене избирателем места своего жительства, поскольку в противном случае избиратель остается в списке избирательного участка по прежнему месту своего жительства.

В случае, если лицо не может точно указать адрес места своего жительства, оно может сделать это, уточнив волость или город (часть волости или район города).

В каждой волости и городе есть один избирательный участок, в список избирателей которого вносятся такие избиратели.

3. Как отмечалось, в отдельных государствах региона ОБСЕ законодательно не закреплена единая централизованная национальная система регистрации избирателей, а также обязательность составления списков избирателей, прежде всего на уровне избирательных участков, до начала голосования на соответствующих выборах, что связано, в частности, с закреплением законодательной модели предоставления всем избирателям возможности проголосовать по их выбору на любом избирательном участке, образованном на территории государства, с включением указанных избирателей в список проголосовавших избирателей на соответствующем избирательном участке, а также проставлением в документе, удостоверяющем личность избирателя, отметки о его участии в голосовании (например, Латвия).

Так, в Латвии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов в голосовании вправе принять участие лица, достигшие возраста 18 лет и старше, не отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда и не являющиеся недееспособными3).

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов регистрация избирателей является активной; при этом активная регистрация избирателей является как правом, так и, одновременно, основной формой регистрации избирателей, поскольку избиратели включаются в список избирателей непосредственно в помещении для голосования избирательного участка и только в день голосования по предъявлении соответствующего действительного документа, удостоверяющего их личность.

В этих условиях в стране отсутствует централизованный постоянный список избирателей; при этом на избирательных участках отсутствуют также первоначально составленные списки избирателей: в рамках применяемой модели организации голосования избирателей в день голосования по прибытия избирателя в помещение для голосования избирательного участка сведения о нем (на основании паспорта избирателя) включаются членом участковой избирательной комиссий в список избирателей, принявших участие в голосовании на данном избирательном участке, а в паспорте избирателя членом участковой избирательной комиссии проставляется отметка о его участии в голосовании4.

На этой основе гражданин Латвии, обладающий активным избирательным правом и действительным документом, удостоверяющим его личность, даже не имея постоянного или временного места жительства (регистрации) на территории Латвии, может принять участие в голосовании на любом по его выбору, как и все другие латвийские избиратели, избирательном участке, образованном на территории Латвии.

После того как он в день голосования на парламентских выборах был включен в список избирателей на соответствующем избирательном участке, получил избирательный бюллетень и проголосовал, в его паспорте членом участковой избирательной комиссии проставляется отметка (штамп) о том, что он принял участие в голосовании на указанных выборах (в том числе с целью недопущения множественного голосования).

В США законодательство 49 штатов и Федерального округа Колумбия предусматривает регистрацию избирателей до дня голосования на основе подачи соответствующих заявлений, тогда как в штате Северная Дакота такая регистрация законодательством не предусмотрена, и избиратели включаются в список избирателей непосредственно в день голосования в помещении соответствующей участковой избирательной комиссии.

4. В рамках модели наличия регистрации в социальном учреждении или в ином признаваемом законодательством месте (например, Беларусь, Турция, Франция, Чехия) в Беларуси лица, не имеющие постоянного места жительства, могут принимать участие в голосовании при условии наличия у них регистрации в соответствующем социальном центре.

Указанные лица принимают участие в голосовании на избирательном участке по месту расположения социального центра, где они зарегистрированы в качестве лиц, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории Беларуси.

В Турции лица, не имеющие места жительства, могут принимать участие в голосовании при условии наличия регистрации о месте пребывания.

Указанные лица принимают участие в голосовании на избирательном участке по месту их пребывания.

Во Франции отдельные категории граждан, не имеющих постоянного места жительства на территории Франции, а также бродяги (так называемые путешественники), подлежат регистрации в качестве избирателей на основании адресных сведений, содержащихся в их карточках социального обеспечения или в приравненных к ним документах.

Заявление указанных лиц о предоставлении возможности принять участие в голосовании должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования на соответствующих выборах.

В Чехии при проведении 8-9 октября 2021 года очередных парламентских выборов около 400.000 избирателей не имели постоянного места жительства (регистрации) на территории страны.

В соответствии с законодательством указанные избиратели подлежали регистрации непосредственно в здании городского муниципалитета, где они могли принять участие в голосовании, получив избирательные бюллетени.

5. В рамках модели включения избирателей указанной категории в отдельный (дополнительный либо централизованный) список избирателей, в том числе непосредственно в день голосования на соответствующих выборах (например, Болгария, Венгрия, Молдова, Словакия, Словения) в Болгарии в Национальный регистр населения Болгарии в 2020 году было включено 75.406 граждан Болгарии, которые не имели места жительства (регистрации) на территории страны.

Лица указанной категории вправе принимать участие в голосовании при наличии у них действительного документа, удостоверяющего их личность; вместе с тем, в соответствии с законодательством, выдача лицу документа, удостоверяющего его личность, возможна только при наличии у него постоянного места жительства (регистрации) на территории страны.

При проведении 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов дополнительно в списки избирателей на соответствующих избирательных участках было включено 75.964 избирателя, в том числе и тех, кто не имел постоянного места жительства (регистрации) на территории страны.

В Венгрии при проведении парламентских выборов избиратели указанной категории в день голосования на указанных выборах дополнительно включаются в списки избирателей на соответствующем избирательном участке.

В Молдове при проведении 1 ноября (первый тур голосования) и 15 ноября (второй тур голосования) 2020 года президентских выборов, по данным ЦИК Молдовы, в Государственном регистре избирателей Молдовы числился 232.631 избиратель без постоянного места жительства.

При голосовании они были включены в дополнительные списки избирателей соответствующих участковых избирательных комиссий непосредственно в день голосования на указанных выборах.

При проведении 11 июля 2021 года досрочных парламентских выборов ЦИК Молдовы, обеспечивая единообразное применение положений Кодекса о выборах Молдовы и смежных законодательных актов, принял инструкцию о порядке участия в голосовании лиц, не имеющих места жительства (регистрации) на территории Молдовы.

В соответствии с законодательством и нормативными актами ЦИК Молдовы избиратели, не имеющие постоянного места жительства (регистрации) на территории страны, включались не в основной, а в дополнительный список избирателей соответствующей участковой избирательной комиссии непосредственно в день голосования на указанных выборах.

В целом, при проведении указанных выборов было зарегистрировано 237.300 избирателей, не имеющих места жительства (регистрации) на территории Молдовы.

В Словакии избиратели, не имеющие постоянного места жительства на территории Словакии, по их требованию (заявлению) включаются в специальный список избирателей (регистр избирателей), который является централизованным, и ведется МВД Словакии и муниципалитетом Братислава-Петржалка.

В Словении при проведении 3 июня 2018 года досрочных парламентских выборов было составлено три основных вида списков избирателей:

1) список избирателей, имеющих постоянное место жительства на территории Словении, в который было включено 1.614.898 избирателей;

2) список избирателей, не имеющих постоянного места жительства на территории Словении, в который было включено избирателей 96.769 избирателей;

3) списки избирателей – представителей итальянского и венгерского меньшинства, в которые было включено 5.950 избирателей (в том числе 41 избиратель за пределами территории Словении) и 2.734 избирателей (в том числе 110 избирателей за пределами территории Словении) соответственно венгерского и итальянского меньшинства; решение о включении таких избирателей принимались специальной комиссией, которая основывала свою работу на соответствующих законодательных критериях, а также имела право ввести дополнительные критерии.

При проведении 24 апреля 2022 года очередных парламентских выборов составляется также три вида регистров (списков) избирателей:

1) общий регистр (список) избирателей, зарегистрированных на территории Словении и постоянно проживающих на территории Словении;

2) регистр (список) зарубежных словенских избирателей, постоянно не проживающих на территории Словении (включен 105.251 избиратель);

3) списки избирателей – представителей итальянского и венгерского меньшинства, в которые было включено 5.563 и 2.771 избиратель соответственно венгерского и итальянского меньшинства (регистрация избирателей данной категории является активной и избиратели должны принадлежать к соответствующему национальному меньшинству; будучи зарегистрированными, в дальнейшем избиратели данной категории включаются в списки избирателей автоматически, т.е. их регистрация становиться пассивной).

6. В рамках модели выдачи избирателям, не имеющим определенного места жительства на территории национального государства, специального документа для участия в голосовании (например, Австрия, Хорватия) в Австрии лица, не имеющие своего жилища, могут принять участие в голосовании с помощью специальных карточек для голосования на любом избирательном участке, образованном на территории страны.

В Хорватии при проведении национальных выборов избиратели указанной категории, не имеющие также действительного документа, удостоверяющего их личность, могут принять участие в голосовании на основании выданного Министерством по административным делам Хорватии непосредственно в день голосования на указанных выборах так называемого избирательного сертификата, заменяющего недействительный основной документ, удостоверяющий личность гражданина, и дающего право лицу принять участие в голосовании.

7. В рамках модели предоставления возможности принять участие в голосовании в сочетании с дачей обязательства не принимать участие в голосовании многократно (например, Венгрия) в Венгрии при дополнительном включении в список избирателей непосредственно в день голосования избиратели указанной категории подписывают присягу о том, что они не голосовали, и не будут голосовать повторно (или многократно).

8. В рамках модели образования для голосования избирателей указанной категории отдельных (специальных) избирательных участков (например, Кипр, Словения, Эстония), либо «приписка» указанных избирателей к определенным избирательным участкам (например, Словакия, Финляндия), либо голосование на любом избирательном участке по месту своего фактического нахождения (например, Нидерланды).

На Кипре при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством анклавные избиратели регистрируются по месту своего фактического проживания на территории анклава (т.е. на неподконтрольной правительству Кипра турецкой части территории острова), но должны принимать участие в голосовании на территории, подконтрольной киприотскому правительству (т.е. на избирательных участках, специально образованных на греческой части территории острова для их голосования)5.

В Нидерландах при проведении 15-17 марта 2021 года очередных парламентских выборов Государственный совет Нидерландов в своем решении, принятом по жалобе одного из избирателей указанной категории, констатировал, что Конституция Нидерландов ни в одном из своих положений, относящихся к осуществлению политических и избирательных прав и свобод человека и гражданина, не содержит каких-либо ограничений на участие в голосовании граждан Нидерландов, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории страны, и на этой основе указанное лицо сохраняет право на участие в голосовании в силу факта места своего фактического нахождения.

Данное право осуществляется лицом на территории того муниципалитета, в котором он фактически находится при проведении парламентских выборов.

В Словакии при проведении национальных (президентских и парламентских) выборов избиратели, не имеющие постоянного места жительства на территории Словакии, по их требованию (заявлению) включаются в специальный список избирателей (регистр избирателей), который является централизованным, и ведется МВД Словакии и муниципалитетом Братислава-Петржалка.

При этом мэр муниципалитета Братислава-Петржалка определяет избирательный участок, где организуется голосование для таких избирателей.

В Словении при проведении 3 июня 2018 года досрочных парламентских выборов было образовано 55 так называемых экстерриториальных избирательных участков для проведения голосования избирателей, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории того избирательного округа, где они фактически пребывали.

При этом на указанных избирательных участках могли проголосовать и зарубежные словенские избиратели, которые возвратились на территорию Словении во время проведения парламентских выборов и не имели постоянного места жительства (регистрации) на территории того избирательного округа, где они фактически пребывали.

В целом, в голосовании приняло участие 4.163 избирателей, не имевших постоянного места жительства (регистрации) на территории соответствующего избирательного округа (или 0.5% от общего числа зарегистрированных избирателей Словении).

При проведении 24 апреля 2022 года очередных парламентских выборов законодательство также предусматривало возможность участия в голосовании лиц, не имеющих постоянного места жительства (регистрации) на территории Словении.

Для голосования избирателей указанных категорий образуются специальные избирательные участки – так называемые «OMNIA», которые размещаются в помещениях территориальных (районных) избирательных комиссий или органов местного самоуправления (всего образовано 55 специальных избирательных участков).

В Финляндии в соответствии со статьями 8 и 18 Закона о выборах в случае, если за 51 день до дня голосования на соответствующих национальных (парламентских или президентских) выборах лицо не имеет регистрации по месту постоянного жительства или временного пребывания, соответствующий муниципалитет, на территории которого фактически находится указанное лицо, определяется законодательством как муниципалитет, на территории которого зарегистрировано данное лицо, и сведения об этом передаются Национальный центр регистрации населения Финляндии для последующего включения данного избирателя в список избирателей соответствующего муниципалитета.

Соответствующий муниципалитет (представительный орган местного самоуправления) должен определить избирательный участок, на котором могут принять участие в голосовании лица, не имевшие регистрации в Национальном центре регистрации населения Финляндии.

В Эстонии при проведении парламентских выборов в каждой волости и городе есть один избирательный участок, в список избирателей которого вносятся такие избиратели.

Приложение
РЕГИСТРАЦИЯ И УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА (РЕГИСТРАЦИИ) НА ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА – УЧАСТНИКА ОБСЕ

№ п/п

Государство

Участие в голосовании лиц, не имеющих места жительства (регистрации) на территории национального государства

Срок подачи заявления

Избирательные участки для голосования лиц, не имеющих места жительства (регистрации) на территории национального государства

1

Австрия

Да

подача заявления в муниципалитет по месту фактического нахождения лица

выдача избирателю карточки для голосования и возможность проголосовать на любом избирательном участке

2

Азербайджан

 

 

 

3

Албания

 

 

 

4

Андорра

 

 

 

5

Армения

Да

подача заявления в Департамент паспортизации и визового обслуживания полицейского органа Армении

дополнительно включаются в списки избирателей на соответствующем избирательном участке

6

Беларусь

Да

при наличии регистрации в социальном центре

дополнительно включаются в списки избирателей на соответствующем избирательном участке по месту нахождения социального центра

7

Бельгия

 

 

 

8

Болгария

Да

подача заявления в государственный орган, осуществляющий ведение Национального регистра населения Болгарии

дополнительно включаются в списки избирателей на соответствующем избирательном участке

9

Босния и Герцеговина

Да

(для временно перемещенных лиц)

обязательное прохождение перерегистрации по месту временного пребывания каждые 2 года

дополнительно включаются в списки избирателей на соответствующем избирательном участке по месту временного пребывания

10

Великобритания

 

 

 

11

Венгрия

Да

подача заявления в Национальное избирательное бюро Венгрии

дополнительно включаются в списки избирателей на соответствующем избирательном участке непосредственно в день голосования; при включении в список избирателей избиратели указанной категории подписывают присягу о том, что они не голосовали, и не будут голосовать повторно (или многократно)

12

Греция

 

 

 

13

Грузия

 

 

 

14

Дания

 

 

 

15

Ирландия

 

 

 

16

Исландия

 

 

 

17

Испания

 

 

 

18

Италия

 

 

 

19

Казахстан

 

 

 

20

Канада

 

 

 

21

Кипр

Да

подача заявления в МВД Кипра

на специальных избирательных участках, образованных на территории греческой части страны (острова)

22

Кыргызстан

 

 

 

23

Латвия

Да

включение в список проголосовавших избирателей в помещении для голосования избирательного участка непосредственно в день голосования

включаются в список проголосовавших избирателей на любом избирательном участке, образованном на территории страны, непосредственно в день голосования на парламентских выборах

24

Литва

 

 

 

25

Лихтенштейн

 

 

 

26

Люксембург

 

 

 

27

Македония

 

 

 

28

Мальта

 

 

 

29

Молдова

Да

подача заявления

включаются не в основной, а в дополнительный список избирателей соответствующей участковой избирательной комиссии непосредственно в день голосования на соответствующих выборах

30

Монако

 

 

 

31

Монголия

 

 

 

32

Нидерланды

Да

подача заявления в муниципалитет по месту фактического нахождения лица

по месту фактического нахождения лица на любом избирательном участке, образованном на территории муниципалитета

33

Норвегия

 

 

 

34

Польша

 

 

 

35

Португалия

 

 

 

36

Российская Федерация

Да

решением участковой избирательной комиссии избиратели указанной категории могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей избирательной комиссии для проведения голосования этих избирателей, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем в день голосования

соответствующие избирательные участки образуются либо определяются решением вышестоящей избирательной комиссии

37

Румыния

 

 

 

38

Сан-Марино

 

 

 

39

Сербия

 

 

 

40

Словакия

Да

не позднее 50 дней до дня голосования;

включаются в отдельный централизованный список избирателей, который ведется МВД Словакии и муниципалитетом Братислава-Петржалка

мэр муниципалитета Братислава-Петржалка определяет избирательный участков для голосования избирателей данной категории

41

Словения

Да

не позднее 3 дней до дня голосования;

включаются в отдельный централизованный список избирателей, не имеющих места жительства на территории страны

55 экстерриториальных избирательных участков для голосования избирателей данной категории (2018 год);

55 экстерриториальных избирательных участков в помещениях территориальных избирательных комиссий или местных администраций (2022 год)

42

США

 

 

 

43

Таджикистан

 

 

 

44

Туркменистан

 

 

 

45

Турция

Да

(при условии наличия у лица регистрации по месту пребывания)

подача заявления по месту пребывания

предоставляется возможность проголосовать на избирательном участке по месту пребывания лица

46

Узбекистан

 

 

 

47

Украина

 

 

 

48

Финляндия

Да

подача заявления в муниципалитет по месту фактического нахождения лица

соответствующий муниципалитет (представительный орган местного самоуправления) по месту фактического нахождения лица должен определить избирательный участок

49

Франция

Да

не позднее 6 месяцев до дня голосования на основании адресных сведений, содержащихся в их карточках социального обеспечения или в приравненных к ним документах

лица указанной категории принимают участие в голосовании на избирательном участке на основании адресных сведений, содержащихся в их карточках социального обеспечения или в приравненных к ним документах

50

ФРГ

 

 

 

51

Хорватия

Да

не позднее 2 месяцев до дня голосования; заявление подается в специальное территориальное отделение МВД Хорватии, образованное на территории столицы Хорватии – города Загреба

предоставляется возможность проголосовать на избирательном участке по месту пребывания лица; лица указанной категории могут принять участие в голосовании на основании выданного МВД Хорватии непосредственно в день голосования на соответствующих выборах так называемого специального избирательного сертификата, заменяющего недействительный основной документ, удостоверяющий личность гражданина, и дающего право лицу принять участие в голосовании

52

Черногория

 

 

 

53

Чехия

Да

подача заявления

подлежат регистрации непосредственно в здании городского муниципалитета, где они могут принять участие в голосовании, получив избирательные бюллетени

54

Швейцария

 

 

 

55

Швеция

 

 

 

56

Эстония

Да

подача заявления в государственный орган, осуществляющий ведение Регистра населения Эстонии

в каждой волости и городе имеется один избирательный участок, в список избирателей которого вносятся избиратели указанной категории

 

ИТОГО

19

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В частности, при проведении в Македонии 21 апреля 2019 года президентских выборов Административный суд Македонии поддержал два решения Государственной избирательной комиссии Македонии о невключении в соответствующие списки избирателей лиц, не имеющих действительного документа, удостоверяющего их личность, а также места жительства (регистрации) на территории Македонии.

[2] В целом, при проведении указанных выборов 737.088 зарубежных хорватских избирателей имели зарегистрированное место жительства за пределами территории Хорватии, при этом только 165.424 человека имели действительный электронный документ, удостоверяющий их личность.

[3] При этом в законодательстве имеется возможность предоставления таким гражданам Латвии активного избирательного права на основе индивидуального судебного решения.

[4] В преддверии проведения 8 октября 2018 года очередных выборов депутатов Саэйма – однопалатного парламента парламент по предложению ЦИК Латвии рассматривал возможность закрепления в Законе о выборах в Саэйму положения об обязательности составления и ведения государственного регистра избирателей, основанного на регистрации (учете) населения Латвии.

Кроме того, продолжались также общественные обсуждения и выдвигались инициативы в части возможности подготовки к следующим парламентским выборам списков избирателей для каждого избирательного участка (при сохранении действующей модели участия в голосовании избирателей по месту их фактического нахождения в день голосования).

[5] При проведении 30 мая 2021 года парламентских выборов вправе были принимать участие более 190.000 киприотов-турок.