Счетные центры по подсчету голосов избирателей при проведении парламентских выборов в государствах региона ОБСЕ
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
24 августа, 2021
В ряде государств – участников ОБСЕ (из 56) организация и проведение парламентских и президентских выборов возложены на иерархическую систему избирательных органов, в других – на смешанную систему государственный органов и избирательных органов, либо на органы исполнительной власти, в частности, министерство внутренних дел или министерство юстиции.
В некоторых государствах система избирательных органов является децентрализованной, при этом в отдельных государствах отсутствуют национальные (центральные) избирательные органы, либо, наоборот, национальные избирательные органы являются «двуглавыми».
Так, в 12 государствах государственными электоральными органами, организующими проведение выборов, являются, фактически, органы исполнительной власти (в частности, соответствующие министерства) – например, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Финляндия, Франция, Швейцария.
В США образованы две национальные электоральные комиссии: Федеральная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия по осуществлению контроля за финансированием деятельности политических партий и их участию в парламентских и президентских выборах, и Комиссия по содействию выборам, на которую возложены полномочия по автоматизации избирательного процесса и организации правового просвещения (обучения) избирателей.
В целом в ряде государств – участников ОБСЕ все избирательные органы, в том числе участковые избирательные комиссии (комитеты, бюро и др.), являются постоянно действующими (например, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Российская Федерация, Словения), в других – постоянно действующими являются отдельные, как правило, высшие и (или) средние звенья системы избирательных органов (Азербайджан – в том числе участковые избирательные комиссии, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Канада, Латвия, Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, США, Турция, ФРГ, Черногория, Эстония), либо только высшие звенья системы избирательных органов (например, Австрия, Андорра, Беларусь, Болгария, Великобритания, Исландия, Испания, Литва, Лихтенштейн, Мальта, Молдова, Монголия, Польша, Сербия, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция).
При этом в некоторых государствах фактически все избирательные органы являются временными, т.е. образуются на период проведения соответствующих выборов (например, Бельгия, Греция, Ирландия, Кипр, Люксембург, Монако, Норвегия, Румыния, Чехия, Швейцария).
Законодательство подавляющего большинства государств региона ОБСЕ предусматривает проведение подсчета голосов избирателей непосредственно участковыми избирательными органами сразу после окончания времени голосования.
При этом в некоторых государствах законодательно дозволяется для проведения подсчета голосов избирателей, в том числе для сортировки избирательных бюллетеней, привлекать дополнительных сотрудников, не являющихся членами соответствующих участковых электоральных органов (например, Финляндия).
При этом, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, в Испании при проведении 20 ноября 2011 года досрочных парламентских выборов уполномоченные представители политических партий были вовлечены в процесс непосредственного подсчета голосов избирателей.
В отдельных государствах при проведении парламентских выборов подсчет избирательных бюллетеней и голосов избирателей проводят не члены участкового избирательного органа, а избиратели, которые в соответствии с законодательством в день голосования сотрудниками избирательного участка назначаются по жребию «счетчиками» из числа тех избирателей, которые принимали участие в голосовании на данном избирательном участке (например, Франция).
Законодательство некоторых государств региона ОБСЕ предусматривает проведение так называемого «двойного» подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей – первоначально в участковом избирательном органе и, затем, в соответствующем вышестоящем избирательном органе.
Так, в Норвегии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов участковые избирательные комитеты обеспечивают проведение голосования избирателей и первичный (первый) подсчет голосов избирателей, при этом муниципальные избирательные комитеты (вышестоящие избирательные органы) проводят обязательный – второй – подсчет избирательных бюллетеней и голосов избирателей после того, как все избирательные бюллетени всех избирательных участков соответствующей муниципальной электоральной территории будут доставлены в соответствующую вышестоящий муниципальный избирательный комитет.
На этой основе муниципальные избирательные комитеты составляют протокол об итогах голосования избирателей на соответствующих электоральных территориях.
В ряде государств региона ОБСЕ в качестве организационного дополнения к системе избирательных органов, в том числе участковых избирательных органов, образуются специальные счетные центры для подсчета голосов избирателей.
Так, в 10 государствах региона ОБСЕ (из 56) подсчет голосов избирателей производится не в участковых избирательных органах, а централизованно – в национальном счетном центре (например, Мальта)1, либо в окружных счетных центрах (например, Албания, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Сан-Марино, Швейцария), либо в иных (вышестоящих) электоральных (избирательных) органах, являющихся своеобразными счетными центрами (например, Исландия, Лихтенштейн, Монако).
В отдельных государствах в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов самостоятельные участковые избирательные органы (комиссии, бюро, советы и др.) не образуются, и их полномочия возложены на иные звенья системы избирательных органов, которые одновременно выступают также в качестве и счетных центров при подсчете голосов избирателей (например, Исландия, Лихтенштейн).
При проведении парламентских выборов счетные центры образуются, как правило, в рамках соответствующих избирательных округов и их количественный «разлет» является довольно значительным в соответствующих государствах региона ОБСЕ.
Так, на Мальке и в Монако при проведении парламентских выборов образуется один национальный счетный центр, в Сан-Марино – 16, в Ирландии – 39, в Албании – 92, в Великобритании – 650, в Бельгии – 6.800.
В состав счетных центров в различных государствах также входит различное число основных сотрудников: в Сан-Марино – от двух до четырех, в Албании – четыре, в Бельгии – 10, в Великобритании – в среднем
15 человек, в Монако – 40.
При этом в отдельных государствах в соответствии с законодательством в состав счетных центров должны на равных входить представители правящей и оппозиционной политических партий, либо председатели участковых избирательных органов.
Так, в Албании в состав окружного счетного центра входит четыре человека, которые назначаются из числа представителей политических партий, представляющих правящую и оппозиционную парламентские политические (партийные) коалиции (соответственно по два члена окружного счетного центра).
В Сан-Марино в состав окружного избирательного бюро – счетного центра входит от двух до четырех председателей участковых избирательных бюро.
В отдельных государствах в состав счетного центра входят заместители членов счетного (резервные члены), а также секретарь счетного центра, обладающий правом совещательного голоса.
Так, в Бельгии в состав специальных счетных центров в целом входит 10 человек: председатель, четыре члена с правом решающего голоса, и четыре их заместителя (резервных члена), а также секретарь, имеющий только право совещательного голоса.
При этом если председатели специальных счетных центров назначаются соответствующим кантональным избирательным комитетом из числа судей, адвокатов или государственных служащих, то члены специальных счетных центров – председателем соответствующего кантонального избирательного комитета из числа избирателей соответствующего избирательного участка, имеющих избирательные права, посредством жребия и заблаговременно уведомляются об их избрании в состав соответствующего специального счетного центра; при этом отказ от назначения в состав специального счетного центра без уважительной причины, а также неучастие в работе специального счетного центра является наказуемым правонарушением.
В отдельных государствах в дополнение к членам избирательных органов – счетных центров, осуществляющих подсчет голосов избирателей, могут быть приданы технические сотрудники (так называемые «счетчики») для непосредственно (технического) подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
Так в Лихтенштейне в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов в подсчете голосов избирателей наряду с членами общинной избирательной комиссии вправе принимать участие помощники (счетные помощники), которые назначаются общинным советом (при этом состав счетных помощников отражает, как правило, политический спектр состава членов общинной избирательной комиссии).
В некоторых государствах в соответствии с законодательством подсчет голосов избирателей начинается после окончания официального времени голосования избирателей и доставки избирательных бюллетеней из участковых избирательных комиссий в соответствующие счетные центры (например, Албания, Бельгия, Великобритания, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино), в других – на следующий день после дня голосования избирателей на парламентских выборах (например, Ирландия, Мальта, Швейцария).
В счетных центрах при проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать наблюдатели, в том числе назначенные общественными организациями, а также международные наблюдатели и представители средств массовой информации (например, Албания, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Мальта, Монако, Сан-Марино, Швейцария), при этом в отдельных государствах при проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать также избиратели (например, Исландия, Монако, Швейцария), вместе с тем представители средств массовой информации должны предварительно получить разрешение должностного лица (окружного руководителя выборов) на нахождение в счетном центре при проведении подсчета голосов избирателей (например, Ирландия); в Исландии, Лихтенштейне законодательство не предусматривает института национальных (общественных) наблюдателей, при этом приглашение международных наблюдателей осуществляется на основе разовых правительственных решений.
Продолжительность подсчета голосов избирателей в счетных центрах различается и может составлять от нескольких часов до нескольких дней (например, Ирландия).
В соответствии с законодательством результаты подсчета голосов избирателей в счетных центрах и протоколы об итогах голосования и результатах парламентских выборов могут быть обжалованы в соответствующий суд общей юрисдикции, в том числе в конституционный суд (например, Албания, Великобритания, Исландия, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино) либо непосредственно только в парламент нового созыва (например, Бельгия, Ирландия).
1. Модель подсчета голосов избирателей в едином национальном счетном центре. При проведении парламентских выборов подсчет голосов избирателей в едином национальном счетном центре закреплен в законодательстве отдельных государствах региона ОБСЕ (например, Мальта).
Так, на Мальте в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов 65 депутатских мандатов замещаются по 13-ти пятимандатным избирательным округам.
При проведении парламентских выборов функционирует двухуровневая система избирательных комиссий: Избирательная комиссия Мальты и участковых избирательных комиссий, сгруппированных в центры для проведения голосования избирателей (т.е. в одном помещении (здании) одновременно размещаются несколько участковых избирательных комиссий, организующих голосование избирателей соответствующих избирательных участков).
В соответствии с законодательством участковые избирательные комиссии организуют проведение только голосования избирателей (подсчет голосов избирателей производится централизованно в национальном счетном центре).
В состав участковых избирательных комиссий может быть назначено не менее трех членов – помощников, один из которых назначается Избирательной комиссией Мальты, два других члена – парламентскими политическими партиями.
Участковые избирательные комиссии образуются только на период проведения парламентских выборов.
При проведении голосования каждая участковая избирательная комиссия имеет только один ящик для голосования.
После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии упаковывают избирательную документацию, опечатывают ящик для голосования избирателей и, затем, доставляют их в национальный счетный центр, расположенный в Нашшаре.
После доставки ящиков для голосования в Национальный счетный центр они вскрываются, избирательные бюллетени сортируются и укладываются лицевой стороной вниз для последующего их подсчета на следующий день.
В соответствии с законодательством установление официальных итогов голосования и определение результатов парламентских выборов осуществляет Избирательный совет Мальты.
В соответствии с законодательством подсчет голосов избирателей является централизованным и осуществляется в национальном счетном центре, куда доставляются избирательные бюллетени с каждой из участковых избирательных комиссий, сгруппированных в центры для проведения голосования избирателей.
Подсчет голосов избирателей является транспарентным (т.е. открытым, прозрачным, публичным), а также эффективным с точки зрения порядка его проведения, установления итогов голосования избирателей и определения результатов парламентских выборов.
При проведении подсчета голосов избирателей в национальном счетном центре вправе присутствовать национальные и международные наблюдатели, в том числе от БДИПЧ ОБСЕ.
Подсчет голосов избирателей в национальном счетном центре транслируется, как правило, в прямом эфире национального телевидения.
При проведении 9 марта 2013 года очередных парламентских выборов, в голосовании на которых приняло участие около 93% избирателей, подсчет голосов избирателей проводился на следующий день после дня голосования избирателей на указанных выборах, т.е. 10 марта с 11:00 по местному времени после доставки участковыми избирательными комиссиями в национальный счетный центр опечатанных ящиков для голосования соответствующих избирательных участков (при проведении указанных парламентских выборов было образовано 609 участковых избирательных комиссий, сгруппированных в 110 центров для проведения голосования избирателей (при проведении 3 июня 2017 года очередных парламентских выборов было образовано 645 участковых избирательных комиссий, сгруппированных также в 110 центров для проведения голосования избирателей).
При проведении 3 июня (суббота) 2017 года парламентских выборов подсчет голосов избирателей начался 4 июня (воскресенье) в 10:00 по местному времени2.
Подсчет избирательных бюллетеней каждого ящика для голосования соответствующей участковой избирательной комиссии производился на отдельном столе.
При проведении подсчета голосов избирателей присутствовали кандидаты и их уполномоченные представители, которые размещались за прозрачным пластмассовым барьером, при подсчете могли визуально видеть содержание каждого избирательного бюллетеня, а также могли задавать «счетчикам» вопросы и получать на них ответы (разъяснения); кроме того, они могли самостоятельно суммировать результаты подсчета голосов избирателей и устанавливать предварительные итоги голосования и результаты парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу до их официального обнародования.
Действия руководителей и членов каждой группы по подсчету избирательных бюллетеней фиксировался отдельными видеокамерами.
Продолжительность подсчета голосов избирателей составила почти 24 часа; при этом на четырех избирательных участках проводилось в совокупности 20 повторных подсчетов голосов избирателей с тем, чтобы в соответствии с законодательством и в рамках применяемой избирательной системы перераспределить между участниками парламентских выборов излишек голосов избирателей и распределить депутатские мандаты (при этом на избирательных участках №№ 1, 9 и 11 проводилось 22 раунда пересчета (повторных подсчетов) голосов избирателей, на избирательном участке № 13 – 10).
В соответствии с законодательством на основании петиции, поданной любым избирателем либо непосредственным участником парламентских выборов, Конституционный суд Мальты может назначить полный или частичный повторный подсчет голосов избирателей (избирательных бюллетеней) на соответствующих избирательных участков многомандатных избирательных округов, либо аннулировать итоги голосования и результаты парламентских выборов во всех либо в отдельных избирательных участках и многомандатных избирательных округах в случае выявления нарушений, могущих существенно повлиять на результаты волеизъявления избирателей.
Так, при проведении в 2013 году указанных парламентских выборов одна из политических партий (Национальная партия Мальты) подала петицию в Конституционный суд Мальты две жалобы по вопросу о проведении повторного подсчета голосов в двух избирательных округах в связи с нарушениями, допущенными при проведении подсчета голосов избирателей в национальном счетном центре (жалобы были отклонены в связи с тем, что в соответствии с законодательством, закрепившем принцип политического (партийного) парламентского представительства, представители данной политической партии будет в обязательном порядке представлены (избраны) в депутатском корпусе парламента нового созыва).
2. Модель подсчета голосов избирателей в окружных счетных центрах. В ряде государств региона ОБСЕ законодательство при проведении парламентских выборов закрепляет модель подсчета голосов избирателей в соответствующих окружных счетных центрах, образованных при окружных избирательных органах (комиссиях, комитетах, бюро и т.д.) (например, Албания, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Сан-Марино, Швейцария).
Так, в Албании подготовка и проведение парламентских выборов возложена на систему избирательных органов (президентские выборы являются косвенными).
При проведении 25 апреля 2021 года очередных парламентских выборов была образована четырехуровневая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Албании, 92 окружные избирательные комиссии административных округов, 5.200 участковых избирательных комиссий, а также 92 окружных счетных центра для централизованного (окружного) подсчета голосов избирателей.
В соответствии с Избирательным кодексом Албании участковые избирательные комиссии обеспечивают проведение только голосования избирателей и последующую передачу заполненных избирателями избирательных бюллетеней в соответствующие счетные центры для подсчета голосов.
Для проведения подсчета голосов избирателей было образовано 92 окружных счетных центра (при проведении 25 июня 2017 года прошлых парламентских выборов – 90 окружных счетных центров).
Состав окружного счетного центра – четыре человека (ранее – семь), которые назначаются из числа представителей политических партий, представляющих правящую и оппозиционную парламентские политические (партийные) коалиции (соответственно по два члена окружного счетного центра).
Состав окружного счетного центра формируется соответствующей зональной (окружной) избирательной комиссий не позднее чем за 10 дней (ранее – за два дня) до дня голосования, т.е. не позднее 15 апреля 2021 года.
Каждый состав окружного счетного центра обеспечивает подсчет голосов избирателей, как правило, от 5 до 10 участковых избирательных комиссий.
Окружные счетные центры образуются только на период подготовки и проведения парламентских выборов.
За каждым столом, на котором подсчитываются избирательные бюллетени и голоса избирателей, должно быть два члена окружного счетного центра.
При этом каждые два члена окружного счетного центра должны подсчитывать избирательные бюллетени не менее 5 и не более 10 избирательных участков.
По результатам подсчета составляется протокол об итогах подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.
При проведении указанных парламентских выборов общественная организация могла назначить наблюдателя на каждый стол подсчета голосов избирателе, коалиции общественных организаций – не более трех общественных (национальных) наблюдателей (при проведении 25 июня 2017 года прошлых парламентских выборов в соответствии с законодательством только политические партии имели право назначать наблюдателей в окружные счетные центры).
При проведении подсчета голосов избирателей в окружных счетных центрах присутствовали международные наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ.
При проведении указанных выборов в одном из избирательных округов города Тираны – столицы Албании (избирательный округ № 40) на 32 избирательных участках в экспериментальном порядке было проведено электронное голосование избирателей с использованием технических средств подсчета голосов.
На каждом избирательном участке данного избирательного округа было размещено два технических средства подсчета голосов, оснащенных сенсорными экранами (мониторами) и бумажными подтвердителями волеизъявления избирателя.
После окончания официального времени голосования с использованием технических средств подсчета голосов подсчет голосов избирателей членами участковых избирательных комиссий или окружных счетных центров не проводился, поскольку подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования избирателей производились в автоматизированном режиме указанными техническими средствами.
При проведении указанных парламентских выборов в ЦИК Албании было подано 10 электоральных жалоб, в том числе одна жалоба по вопросу о формировании составов окружных счетных центров (жалоба была оставлена без удовлетворения).
В Бельгии организация парламентских выборов возложена на государственные и муниципальные органы (МВД Бельгии, судебные органы, муниципальные органы), а также четырехуровневую систему избирательных органов с центрами по подсчету голосов избирателей, а именно: две главные избирательные коллегии, 11 окружных избирательных коллегий, кантональные избирательные комитеты, участковые избирательные бюро, а также специальные счетные центры по подсчету голосов избирателей, образуемые на местном (муниципальном) уровне3.
Так, участковые избирательные бюро организуют проведение только голосования избирателей.
Состав участкового избирательного бюро – как правило, 10 человек: председатель, четыре члена с правом решающего голоса и четыре их заместителя, а также секретарь, который не имеет права решающего голоса (имеет право только совещательного голоса).
Председатели участковых избирательных бюро назначаются председателем соответствующей коммунальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования, члены участкового избирательного бюро – не позднее чем за 12 дней до дня голосования (при проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов – не позднее 23 мая, т.е. не позднее трех дней до дня голосования на указанных выборах).
Председатели участковых избирательных бюро назначаются из числа судей, адвокатов или государственных служащих.
Члены участковых избирательных бюро назначаются председателем соответствующей коммунальной избирательной комиссии из числа избирателей соответствующего избирательного участка, имеющих избирательные права, посредством жребия и заблаговременно уведомляются об их избрании в состав соответствующего участкового избирательного бюро.
Отказ от назначения в состав участкового избирательного бюро без уважительной причины, а также неучастие в работе участкового избирательного бюро является наказуемым правонарушением.
Участковые избирательные бюро образуются только на период проведения парламентских выборов.
В списки избирателей на избирательном участке может быть включено от 100 до 800 избирателей (при проведении голосования с использованием бумажных избирательных бюллетеней), при проведении электронного голосования – не более 2.000 избирателей.
Время и продолжительность голосования избирателей не являются едиными.
Так, голосование избирателей на избирательных участках, использующих бумажные избирательные бюллетени, проводится с 08:00 до 14:00 по местному времени (продолжительность голосования избирателей составляет 6 часов), при проведении электронного голосовании (с использованием технических средств подсчета голосов) – с 08:00 до 16:00 по местному времени (продолжительность голосования избирателей составляет 8 часов).
В соответствии с законодательством подсчет бумажных избирательных бюллетеней производится специальными счетными центрами по подсчету голосов избирателей, которые охватывают, как правило, не более 2.400 избирателей и, как минимум, три избирательных участка.
Специальные счетные центры по подсчету голосов избирателей образуются в единые с участковыми избирательными бюро календарные сроки.
В целом в состав специальных счетных центров входит 10 человек: председатель, четыре члена с правом решающего голоса, и четыре их заместителя (резервных члена), а также секретарь, имеющий только право совещательного голоса.
Председатели специальных счетных центров назначаются соответствующим кантональным избирательным комитетом не позднее чем за 30 дней до дня голосования, члены специальных счетных центров – не позднее чем за 12 дней до дня голосования.
Председатели специальных счетных центров назначаются соответствующим кантональным избирательным комитетом из числа судей, адвокатов или государственных служащих.
Члены специальных счетных центров назначаются председателем соответствующего кантонального избирательного комитета из числа избирателей соответствующего избирательного участка, имеющих избирательные права, посредством жребия и заблаговременно уведомляются об их избрании в состав соответствующего специального счетного центра.
Отказ от назначения в состав специального счетного центра без уважительной причины, а также неучастие в работе специального счетного центра является наказуемым правонарушением.
После окончания времени голосования участковые избирательные бюро незамедлительно направляют опечатанные избирательные бюллетени, а также иную избирательную документацию в соответствующий специальный счетный центр для последующего подсчета голосов избирателей.
В соответствии с законодательством политические партии вправе назначать наблюдателей в специальный счетный центр для осуществления наблюдения за ходом подсчета голосов избирателей.
Подсчет избирательных бюллетеней на выборах в Палату представителей – нижнюю палату парламента, а также в Сенат – верхнюю палату проводится отдельно.
Первоначально подсчитываются голоса избирателей, поданные за списки кандидатов политических партий в целом, затем, проводится подсчет преференциальных голосов избирателей, поданных за соответствующих кандидатов в списках кандидатов политических партий.
Результаты подсчета голосов избирателей заносятся в протокол об итогах голосования и, затем, обнародуются (оглашаются); после этого указанный протокол направляется в соответствующий кантональный избирательный комитет.
На избирательных участках, использующих технические средства подсчета голосов избирателей, подсчет электронных голосов избирателей производится указанными техническими средствами, а их суммирование – в соответствующем кантональном избирательном комитете.
При этом официально обнародование результатов подсчета голосов избирателей в разрезе избирательных участков (при проведении электронного голосования избирателей) и специальных счетных центров по подсчету голосов избирателей (при проведении голосования избирателей с использованием бумажных избирательных бюллетеней) законодательством не предусмотрено4.
Так, при проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов (как и при проведении 25 мая 2014 года прошлых парламентских выборов) было образовано 10.750 участковых избирательных бюро (в 2007 году – 10/500), а также 6.800 специальных счетных центров по подсчету голосов избирателей.
В кантонах, в которых использовались технические средства подсчета голосов избирателей, специальные счетные центры не образовывались, подсчет голосов избирателей производился непосредственно в соответствующем кантональном избирательном комитете.
Зарубежные бельгийские избиратели принимали участие в досрочном голосовании на указанных выборах 22 мая с 13:00 до 21:00 по местному времени в 102 дипломатических представительствах и консульских учреждениях Бельгии в соответствующих иностранных государствах.
После окончания времени голосования избирательные бюллетени переправлялись в специальные счетные центры, образованные при 17 консульских учреждениях Бельгии в соответствующих иностранных государствах для подсчета и установления итогов голосования избирателей по соответствующему избирательному округу.
Затем, результаты подсчета голосов избирателей в электронном виде направлялись не позднее 26 мая (дня общего голосования избирателей на территории Бельгии) в соответствующую окружную избирательную коллегию на территории Бельгии для их включения в общие итоги голосования и результаты выборов по соответствующему избирательному округу.
При этом избирательные бюллетени зарубежных бельгийских избирателей, проголосовавших по почте, подсчитываются в специальном счетном центре, образованном на территории одного из кантонов соответствующего избирательного округа.
Полученные по почте избирательные бюллетени распределяются случайным образом между специальными счетными центрами соответствующего кантона с тем, чтобы обеспечить сохранение тайны голосования избирателей.
Результаты подсчета голосов зарубежных бельгийских избирателей, проголосовавших по почте, включаются в протокол соответствующую окружную избирательную коллегию.
В соответствии со статьей 48 Конституции и статьей 231 Избирательного кодекса Бельгии признание результатов парламентских выборов недействительными отнесено к исключительной компетенции парламента, т.е. решения электоральных (избирательных) органов не могут быть предметом обжалования в судебном порядке, включая решения по вопросам голосования и подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов парламентских выборов.
В соответствии с законодательством только парламент нового созыва вправе рассматривать жалобы о нарушениях при проведении голосования и подсчета голосов избирателей, а также о признании результатов парламентских выборов недействительными.
При этом решения, принятые парламентом, не подлежат судебному обжалованию.
В Великобритании организация и проведение парламентских выборов осуществляется системой государственных и избирательных органов.
Система избирательных органов является децентрализованной, формируется на местном уровне, и включает Избирательную комиссию Великобритании, окружных руководителей выборов, руководителей избирательных участков, а также руководителей окружных счетных центров.
На уровне избирательного участка имеется председатель и два клерка, которые назначаются соответствующими окружными руководителями выборов из числа муниципальных служащих.
Законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании состава сотрудников избирательного участка.
Состав избирательного участка назначается только на период проведения голосования избирателей.
В 2005 году были введены повышенные требования к профессиональной подготовке составов участковых избирательных органов.
Председатель и клерки избирательного участка проходят краткосрочное дистанционное обучение с последующим прохождением тестирования.
В целом, избирательные органы являются административными органами, поскольку в их деятельности законодательно отсутствуют коллегиальные начала – все решения принимает руководитель избирательного органа единолично.
Голосование избирателей проводится в помещениях избирательных участков с 07:00 до 22:00 по местному времени, а подсчет голосов избирателей – в специальных окружных счетных центрах соответствующего избирательного округа (при проведении 9 декабря 2019 года досрочных выборов депутатов Палаты Общин – нижней палаты парламента было образовано 650 одномандатных избирательных округов).
В состав окружных счетных центров при проведении указанных выборов было назначено более 80.000 человек.
По завершении времени голосования (22:00) председатель избирательного участка упаковывает всю избирательную документацию в соответствующие мешки и вместе с ящиком для голосования и протоколом о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, на любом транспорте, в том числе такси, доставляет в счетный центр избирательного округа для подсчета избирательных бюллетеней, установления итогов голосования и определения результатов выборов.
При проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать наблюдатели, назначенные кандидатами.
В окружном счетном центре подсчитываются все избирательные бюллетени соответствующего избирательного округа.
Первоначально представитель окружного счетного центра сличает количество избирательных бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования соответствующих избирательных участков со сведения о числе избирателей, принявших участие в голосовании, представленными председателями избирательных участков.
Затем избирательные бюллетени, извлеченные из ящиков для голосования, смешиваются с избирательными бюллетенями избирателей, проголосовавших по почте, сортируются по голосам избирателей и, затем, подсчитываются.
При этом кандидаты и их уполномоченные представители, присутствующие при подсчете голосов избирателей, вправе потребовать пересчета избирательных бюллетеней (их повторного подсчета) без указания причины для проведения такого повторного подсчета.
Окружной руководитель выборов может отказать в проведении повторного подсчета голосов избирателей, если заявление о его проведении является безосновательным.
После проведения подсчета голосов избирателей окружной руководитель выборов объявляет, как правило, в присутствии всех кандидатов, результаты парламентских выборов по избирательному округу.
Обнародованные результаты выборов по соответствующему избирательному округу являются окончательными, если не подана жалоба в соответствующий суд о признании их недействительными.
Присутствующие в окружном счетном центре представители средств массовой информации сообщают избирателям о результатах парламентских выборов в соответствующем избирательном округе.
В Ирландии подготовка и проведение выборов осуществляется децентрализованной смешанной системой государственных и территориальных избирательных органов и должностных лиц.
В составе Министерства окружающей среды, наследия и местного управления Ирландии имеется Отдел по вопросам избирательного права, который осуществляет общее руководство организацией и проведением парламентских выборов.
Руководитель указанного отдела является, как правило, по должности Главным руководителем выборов Ирландии, обеспечивающим организацию и проведение выборов на территории страны.
В Ирландии отсутствует независимый национальный (центральный) электоральный (избирательный) орган5.
В трехуровневой подсистеме избирательных органов (должностных лиц) имеются: окружные руководители выборов, в ряде случаев имеющие своего заместителя в соответствующем избирательном округе, а также участковые избирательные комиссии; кроме того, для проведения подсчета голосов избирателей образуются окружные счетные центры.
Участковые избирательные комиссии образуются только на период проведения парламентских выборов (при проведении 8 февраля 2020 года очередных парламентских выборов было образовано 6.500 участковых избирательных комиссий).
Законодательство не предусматривает число избирателей, приходящихся на один избирательный участок (на практике, окружные руководители выборов самостоятельно определяют оптимальное, по их мнению, число избирателей на соответствующем избирательном участке).
В состав участковой избирательной комиссии входит два человека: председатель и клерк.
Окружной руководитель выборов формирует участковые избирательные комиссии из числа представителей государственных и муниципальных органов, имеющих опыт в электоральной сфере, либо временно неработающих лиц, а также студентов.
Участковые избирательные комиссии организуют проведение только голосования избирателей.
В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов подсчет голосов избирателей производится на окружном уровне на следующий день после дня голосования на указанных выборах: для подсчета голосов избирателей образуются окружные счетные центры (при проведении 8 февраля 2020 года очередных парламентских выборов было образовано 39 окружных счетных центров).
Подсчет голосов избирателей начинается в 09:00 по местному времени на следующий день после дня голосования на парламентских выборах и может продолжаться, как показывает практика, несколько дней.
Так, при проведении 24 мая (четверг) 2007 года очередных парламентских выборов подсчет голосов избирателей начался в 09:00 по местному времени 25 мая (пятница) и закончился во всех 43 избирательных округам вечером 27 мая (воскресенье), т.е. продолжительность подсчета голосов избирателей в счетных центрах составила двое суток.
В соответствии с законодательством при проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать наблюдатели, назначенные кандидатами; кроме того, с согласия окружного руководителя выборов при проведении подсвета голосов избирателей могут присутствовать представители средств массовой информации, а также представители иных организаций.
Для участия в наблюдении за подсчетом голосов избирателей необходимо подать заявление окружному руководителю выборов.
Присутствующие в окружном счетном центре представители средств массовой информации сообщают избирателям о промежуточных, предварительных и окончательных результатах парламентских выборов в соответствующем избирательном округе, а также о суммарных результатах парламентских выборов в национальном масштабе.
После окончания подсчета голосов избирателей результаты подсчета – результаты парламентских выборов по соответствующему избирательному округу – обнародуются окружным руководителем выборов на уровне каждого избирательного округа: централизованное обнародование результатов парламентских выборов законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 132 Закона о парламентских выборах 1992 года результаты выборов могут быть обжалованы в Высокий суд Ирландии.
Так, в соответствии с законодательством в Высокий суд Ирландии может быть подана петиция о нарушении, в том числе при подсчете голосов избирателей в окружных счетных центрах, которое могло повлиять на определение результатов парламентских выборов.
При этом подача указанной петиции должна сопровождаться внесением денежного залога.
Так, при проведении 24 мая 2007 года парламентских выборов подача петиции, содержащей обоснования и обстоятельства, положенную в ее основу, должна была сопровождаться внесением значительного по свои размерам денежного залога – 5.000 фунтов (в своих прежних рекомендациях БДИПЧ ОБСЕ рекомендовало понизить размер указанного денежного залога, поскольку высокий денежный залог может препятствовать подаче некоторыми участниками парламентских выборов электоральных жалоб о признании результатов парламентских выборов недействительными).
При принятии указанной петиции Высокий суд Ирландии может понизить размер денежного залога, если установит, что истец, в частности, не в состоянии внести первоначально установленную денежную сумму либо ее внесение ввергнет его в состояние материальной нужды.
При проведении 26 февраля 2016 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством решения Высокого суда Ирландии, принятые по жалобам о признании результатов парламентских выборов недействительными, могли быть обжалованы в Верховный суд Ирландии, решение которого является окончательным.
При этом законодательство не устанавливает конкретных процессуальных сроков для рассмотрения вышеуказанных петиций.
В целом на практике подача жалоб о признании результатов парламентских выборов является крайне редким явлением в электоральной истории Ирландии.
В Сан-Марино подготовка и проведение выборов возложена на ряд государственных органов, а также на трехуровневую систему избирательных органов: Избирательный совет Сан-Марино, участковые избирательные бюро, окружные избирательные бюро – счетные центры.
При проведении 8 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов их подготовку и проведение обеспечивали Избирательный совет Сан-Марино, 16 окружных избирательных бюро – счетных центров и 51 участковое избирательное бюро6.
В соответствии с законодательством на девять участковых избирательных бюро были возложены полномочия по организации и проведению голосования зарубежных сан-маринских избирателей, прибывших на территорию страны для участия в голосовании на парламентских выборах7.
В соответствии с законодательством участковые избирательные бюро организуют только проведение голосования избирателей и передачу избирательных бюллетеней, иных электоральных материалов в соответствующие окружные избирательные бюро – счетные центры для непосредственного подсчета голосов избирателей.
При проведении парламентских выборов все избирательные участки образуются на территории города Сан-Марино – столицы государства, включая девять специальных избирательных участков, предназначенных для организации и проведения голосования избирателей, проживающих за пределами территории Сан-Марино, но для участия (при желании) в голосовании на парламентских выборах, прибывающих в Сан-Марино.
Кроме того, избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей, в частности, в лечебных учреждениях.
Участковые избирательные бюро организуют голосование для избирателей вне помещения для голосования, т.е. на дому, в случае подачи такими избирателями не позднее чем за 15 дней до дня выборов соответствующего заявления в Избирательный совет Сан-Марино и представления медицинского документа о состоянии здоровья, препятствующего участию в голосовании в помещении участкового избирательного бюро.
Состав участкового избирательного бюро – три человека: президент (председатель) и два члена, которые назначаются на основе случайной выборки из числа избирателей, включенных в список избирателей соответствующего избирательного участка, и которые изъявили согласие на такое назначение (к членам участкового избирательного бюро предъявляются и некоторые другие требования, в частности обладание дипломом о среднем образовании, при этом членами участкового избирательного бюро не могут быть назначены лица, являющиеся кандидатами на проходящих парламентских выборах, лица, занимающие судейские должности, а также некоторые выборные общественные должности).
Для назначения председателем участкового избирательного бюро необходимо, чтобы лицо ранее (на прошлых парламентских выборах) исполняло обязанности члена участкового избирательного бюро.
После окончания официального времени голосования избирателей участковые избирательные бюро незамедлительно направляют ящики для голосования с содержащимися в них избирательными бюллетенями, а также иную избирательную документацию в соответствующее окружное избирательное бюро – счетный центр для проведения подсчета голосов избирателей.
При проведении парламентских выборов окружные избирательные бюро являются счетными центрами, на которые законодательством о выборах возложена обязанность по подсчету голосов избирателей.
Срок полномочий окружного избирательного бюро – счетного центра завершается с окончанием парламентской избирательной кампании.
В состав окружного избирательного бюро – счетного центра входит от двух до четырех председателей участковых избирательных бюро.
В окружном избирательном бюро – счетном центре при проведении подсчета голосов избирателей избирательные бюллетени, извлеченные из ящиков для голосования соответствующих избирательных участков, перемешиваются и, затем, распределяются между членами окружного избирательного бюро – счетного центра для последующего их подсчета.
Такой порядок подсчета голосов избирателей законодательно был введен в 2007–2008 годах с целью обеспечения тайны голосования избирателей.
Законодательно институт наблюдателей прямо не предусмотрен, но на практике национальные (общественные) наблюдатели допускаются к проведению наблюдения на парламентских выборах, в том числе в рамках правового режима открытости и гласности парламентского избирательного процесса, в условиях которого присутствовать при подсчете голосов избирателей вправе и сами избиратели.
При проведении подсчета голосов избирателей в окружном избирательном бюро – счетном центре также праве присутствовать международные наблюдатели.
На следующий день после дня голосования на парламентских выборах Министерство внутренних дел Сан-Марино созывает Центральное избирательное бюро Сан-Марино, в состав которого входят председатели участковых избирательных бюро и представители от каждого списка кандидатов политических партий, политических коалиций, для суммирования итогов голосования и обнародования предварительных результатов парламентских выборов.
Избирательный совет Сан-Марино – центральный электоральный орган суммирует итоги голосования избирателей и обнародует предварительные результаты парламентских выборов.
В соответствии с законодательством результаты парламентских выборов не могут быть обжалованы в судебном порядке.
Для рассмотрения избирательных споров, в том числе связанных с признанием предварительных результатов парламентских выборов недействительными, имеется специальный постоянно действующий орган – Постоянный избирательный совет Сан-Марино.
Постоянный избирательный совет Сан-Марино, состоящий из пяти членов, назначенных Большим генеральным советом – парламентом Сан-Марино, вправе рассматривать избирательную документацию Избирательного совета Сан-Марино, связанную с итогами голосования и результатами парламентских выборов (в частности, соответствующие протоколы); рассматривать поступающие жалобы, поданные избирателями в течение пяти дней после дня голосования; принимать решения о признании кандидата неизбранным при наличии допущенных нарушений законодательства о выборах; вносить предложение в парламент о признании результатов парламентских выборов недействительными.
В случае совершения серьезных нарушений может быть принято решение о признании состоявшихся парламентских выборов недействительными и назначении проведения новых выборов.
Окончательное решение о признании результатов парламентских выборов недействительными отнесено к компетенции Большого генерального совета – парламента Сан-Марино.
В Швейцарии в соответствии с законодательством при проведении федеральных выборов на территории 26 кантонов страны участковые избирательные комиссии организуют проведение только голосования избирателей.
После окончания официального времени голосования председатель участковой избирательной комиссии подсчитывает количество карточек – приглашений избирателей принять участие в голосовании и соответствующих отметок в списке избирателей об участии избирателей в голосовании и объявляет голосование на избирательном участке завершенным.
Затем сотрудник муниципалитета незамедлительно доставлял опечатанные ящики для голосования избирателей вместе с вышеуказанными сведениями, в том числе карточками-приглашениями избирателей принять участие в голосовании, в соответствующий коммунальный или кантональный счетный центр для последующего проведения подсчета избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
Подсчет голосов избирателей, проголосовавших с использованием бумажных избирательных бюллетеней, начинается, как правило, на следующий день после дня голосования на парламентских выборах.
При этом в ряде кантонов подсчет избирательных бюллетеней, полученных по почте, начинается до дня общего голосования на парламентских выборах, в других – в день общего голосования на парламентских выборах до окончания официального времени голосования избирателей (например, кантон Базель-Штадт в рамках двух этапов подсчета избирательных бюллетеней) либо после окончания официального времени голосования избирателей (например, кантон Женева8).
Федеральное законодательство при проведении парламентских выборов и подсчета голосов избирателей в счетных центрах прямо не предусматривает возможность национального (общественного) и международного наблюдения.
При этом в соответствии с законодательством ряда кантонов при проведении голосования, а также подсчета голосов в счетных центрах вправе присутствовать уполномоченные представители политических партий, а также избиратели.
В счетном центре первоначально сопоставляются сведения об участии избирателей в голосовании, представленные председателем участковой избирательной комиссии, с количеством избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования.
В некоторых общинах ряда кантонов подсчет голосов избирателей проводится в рамках двух основных этапов: подсчета избирательных бюллетеней и подсчета голосов избирателей, поданных за соответствующих кандидатов списков кандидатов частников парламентских выборов (в рамках преференциального голосования).
При этом отдельно подсчитываются избирательные бюллетени и голоса избирателей при проведении выборов в Национальный совет – нижнюю палату федерального парламента и Сенат – верхнюю палату, при этом в первую очередь подчитываются избирательные бюллетени на выборах в Национальный совет.
В других общинах формируются две счетные группы и избирательные бюллетени на выборах в палаты парламента подчитываются одновременно и раздельно.
Как правило, при подсчете голосов избирательные бюллетени зарубежных швейцарских избирателей, полученные по почте, смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из ящиков для голосования.
При этом в ряде кантонов первоначально подсчитываются избирательные бюллетени, полученные по почте; в некоторых кантонах указанные избирательные бюллетени подсчитываются в закрытом режиме до дня общего голосования на парламентских выборах и окончания официального времени голосования избирателей (начала общего подсчета избирательных бюллетеней).
Затем производится общий подсчет голосов избирателей в соответствии с применяемой пропорциональной избирательной системой, «открытыми» списками кандидатов и преференциальным голосованием избирателей.
По результатам подсчета голосов избирателей составляется протокол об итогах голосования на территории соответствующего кантона.
Протокол об итогах голосования в электронной форме (сведения об итогах голосования) направляется по электронной почте, либо по факсу, либо сообщаются по телефону в соответствующую кантональную избирательную комиссию и опубликовываются в кантональном печатном средстве массовой информации.
Избирательные бюллетени и иная избирательная документация после окончания подсчета голосов избирателей незамедлительно доставляются из соответствующего счетного центра (общинного или кантонального) в соответствующую кантональную избирательную комиссию.
3. Модель подсчета голосов избирателей в соответствующем электоральном (избирательном) органе. В отдельных государствах региона ОБСЕ при проведении парламентских выборов самостоятельные участковые избирательные органы не образуются и их полномочия по проведению голосования, а также подсчету голосов избирателей в соответствии с законодательством возлагаются на другие звенья системы избирательных органов, являющихся своеобразными счетными центрами (например, Исландия), либо подсчет голосов избирателей производится централизованно в соответствующей избирательной комиссии (например, Лихтенштейн) или в специальном вышестоящем электоральном органе (например, Монако).
Так, в Исландии в соответствии с законодательством проведение парламентских и президентских выборов возложены на систему электоральных органов: Национальную избирательную комиссию Исландии, головные (окружные) избирательные комиссии, местные (муниципальные) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
При проведении 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов было образовано, в частности, шесть головных (окружных) избирательных комиссий, 260 местных (муниципальных) избирательных комиссий.
В соответствии с законодательством на территории избирательных участков проводилось только голосование избирателей (подсчет голосов избирателей проводился в соответствующих головных (окружных) избирательных комиссиях).
При проведении указанных выборов на территории 74 муниципалитетов в 130 электоральных местностях было образовано 267 местных (муниципальных) избирательных комиссий.
На указанные избирательные комиссии была возложена обязанность по организации голосования избирателей на территории избирательных участков.
Состав местной (муниципальной) избирательной комиссии – шесть человек: три члена и три их заместителя.
Работа в местной (муниципальной) избирательной комиссии является гражданской обязанностью для назначенного в ее состав гражданина Исландии.
Местные (муниципальные) избирательные комиссии организовывают, в частности, голосование избирателей в помещениях для голосования избирательных участков, транспортировку ящиков для голосования в соответствующую головную (окружную) избирательную комиссию (специальные места), где производился подсчет и установление итогов голосования и результатов парламентских выборов.
Таким образом, после проведения голосования избирателей в помещении для голосования избирательного участка, организация и проведение которого возложена на соответствующую местную (муниципальную) избирательную комиссию, подсчет голосов избирателей производится в соответствующей головной (окружной) избирательной комиссии.
Головные (окружные) избирательные комиссии образуются в каждом из шести многомандатных избирательных округов после проведения парламентских выборов.
Срок полномочий головных (окружных) избирательных комиссий составляет четыре года, однако члены комиссии осуществляют свои полномочия на непостоянной (штатной) основе.
Головные (окружные) избирательные комиссии формируются после проведения парламентских выборов.
В состав головной (окружной) избирательной комиссии входит пять человек.
Члены головной (окружной) избирательной комиссии с правом решающего голоса назначаются Министерством юстиции Исландии (ранее – парламентом) на пропорциональной основе из числа представителей парламентских политических партий; при этом политические партии, не представленные в составе головной (окружной) избирательной комиссии с правом решающего голоса, могут назначать в состав комиссии членов с правами наблюдателя и правом совещательного голоса.
Члены головной (окружной) избирательной комиссии избирают из своего состава Председателя Комиссии.
Подсчет голосов избирателей осуществляется централизованно в соответствующих местах под руководством со стороны головных (окружных) избирательных комиссий.
В соответствии с законодательством головные (окружные) избирательные комиссии, в частности, организуют централизованный подсчет избирательных бюллетеней в помещении головной (окружной) избирательной комиссии (специальных местах), а также передают протоколы о результатах парламентских выборов и иные избирательные документы в Верховный суд Исландии.
В соответствии с законодательством подготовка к проведению подсчета голосов избирателей должна производиться до окончания официального времени голосования избирателей и в «закрытом» режиме (при этом законодательство не раскрывается содержание понятия «в закрытом режиме», оставляя его практическую реализацию на усмотрение соответствующих избирательных комиссий).
Время начала проведения процедуры подсчета голосов избирателей устанавливается соответствующей головной (окружной) избирательной комиссией.
В целом подсчет голосов избирателей в головных (окружных) избирательных комиссиях проводится в рамках двухэтапной процедуры: первый (полузакрытый) этап – с 17:00 до 22:00 и второй (открытый) этап – с 22:00 по местному времени до окончания подсчета голосов избирателей.
При этом указанные этапы подсчета голосов избирателей прямо законодательством не закреплены и не урегулированы.
Так, в соответствии с электоральной традицией, установленной головными (окружными) избирательными комиссиями, как правило, между 17:00 и 18:00 часами по местному времени дня голосования, на избирательных участках ящики для голосования с опущенными в них избирательными бюллетенями опечатываются и заменяются новыми, пустыми, ящиками для голосования.
Указанные опечатанные ящики для голосования избирателей (так называемая первая партия ящиков для голосования) вместе со сведениями о количестве проголосовавших к данному времени избирателями доставляются местными (муниципальными) избирательными комиссиями в соответствующую головную (окружную) избирательные комиссии.
Местные (муниципальные) избирательные комиссии используют для доставки ящиков для голосования различные виды транспортных средств, в том числе автомобилей полиции.
Для проведения подсчета голосов избирателей головные (окружные) избирательные комиссии привлекают (нанимают) значительное число так называемых «счетных помощников», которые производят сортировку избирательных бюллетеней и, затем, подсчет голосов избирателей.
В соответствующей головной (окружной) избирательной комиссии в период между 18:00 и 19:00 производится непосредственная подготовка к подсчету голосов избирателей первой партии ящиков для голосования.
Указанная подготовка к подсчету голосов избирателей проводится в соответствующем помещении для подсчета голосов избирателей в «закрытом» непубличном режиме, при этом, однако, вправе присутствовать уполномоченные представители политических партий, принимающих участие в парламентских выборах.
При этом все присутствующие не должны пользоваться имеющимися у них техническими средствами связи и коммуникации; кроме того, никто не должен покидать или входить в помещение для подсчета голосов избирателей с тем, чтобы не допустить «утечки» соответствующей конфиденциальной электоральной информации до окончания официального времени голосования.
Перед подсчетом избирательных бюллетеней проверяется наличие неповрежденных пломб (печатей) на ящиках для голосования, затем, производится извлечение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования и их размещение на отдельном столе для подсчета избирательных бюллетеней, сопоставление количества извлеченных избирательных бюллетеней со сведениями о числе избирателей, принявших участие в голосовании; после этого уполномоченные «счетные» сотрудники приступают к непосредственному подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
При этом при проведении подсчета голосов избирателей избирательные бюллетени, извлекаемые из различных ящиков для голосования различных избирательных участков, прежде всего с численностью менее 100 зарегистрированных избирателей, предварительно перемешиваются перед проведением последующего их подсчета с тем, чтобы – как гласит законодательство – обеспечить сохранение тайны голосования избирателей.
Как правило, после окончания времени голосования избирателей на парламентских выборах с 22:00 по местному времени в головных (окружных) избирательных комиссиях – после доставки участковыми избирательными комиссиями второй партии ящиков для голосования избирателей (голосование избирателей проводится с 09:00 до 22:00 по местному времени) – начинается непосредственный подсчет второй партии избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
Подсчет голосов избирателей на втором этапе является открытым и публичным: при его проведении вправе присутствовать уполномоченные представители политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, представители средств массовой информации, избиратели.
При этом, однако, законодательство не закрепляет института национальных (общественных) и международных наблюдателей.
«Счетные» работники получают предварительно рассортированные пачки избирательных бюллетеней и производят фактический подсчет голосов избирателей, поданных в целом за каждого участника парламентских выборов.
При этом преференциальные голоса избирателей, а также избирательные бюллетени, в отношении которых имеются сомнения в их действительности, передаются на рассмотрение и разрешение головной (окружной) избирательной комиссии.
Головная (окружная) избирательная комиссия проводит по указанным вопросам консультации с представителями политических партий и совместно определяет действительность или недействительность того или иного избирательного бюллетеня.
В случае недостижения единой (консенсусной) оценки электорального качества избирательного бюллетеня, указанный избирательный бюллетень (или избирательные бюллетени) подлежит передаче в парламент для рассмотрения и принятия решения, который по указанному вопросу принимает решение на первом своем заседании.
Предварительные итоги подсчета голосов избирателей головные (окружные) избирательные комиссии периодически предоставляют национальным средствам массовой информации.
По окончании подсчета голосов избирателей итоги голосования не разбиваются по избирательным участкам, а представляются в суммарном виде.
Головные (окружные) избирательные комиссии представляют протоколы об итогах голосования и результатах парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу в Национальный избирательный совет Исландии.
В соответствии с законодательством Верховный суд Исландии получает протоколы об итогах голосования и результатах парламентских выборов, решения избирательных комиссий, принятые в отношении признания избирательных бюллетеней недействительными, рассматривает электоральные жалобы по вопросам организации и проведения парламентских выборов и на основании указанных документов и решений принимает решение об официальном обнародовании результатов парламентских выборов.
В Лихтенштейне в соответствии с законодательством организацию и проведение парламентских выборов осуществляют государственные (МВД Лихтенштейна и другие государственные органы) и муниципальные органы, а также двухуровневая система избирательных органов (при этом центральный электоральный орган, а также участковые избирательные комиссии не образуются).
В соответствии с законодательством выборы 25 депутатов однопалатного парламента – Ландтага, избираемого сроком на четыре года, проводятся по пропорциональной избирательной системе в рамках двух многомандатных избирательных округов (15 депутатских мандатов подлежат замещению в Верхней части Лихтенштейна (Оберланд) и 10 депутатских мандатов – в нижней его части (Унтерланд) с использованием «открытых» списков кандидатов и преференциального голосования избирателей.
Голосование избирателей проводится в один календарный день – воскресенье.
В соответствии с законодательством голосование избирателей является обязательным.
В соответствии с законодательством в день общего голосования избиратели могут лично проголосовать в помещении избирательного участка: продолжительность такого голосования составляет 1,5 часа (голосование избирателей проводится с 10:30 до 12:00 по местному времени).
На практике около 95% избирателей голосуют по почте, которое продолжается в течение 12 календарных дней, а именно: голосование избирателей по почте начинается за 14 дней и заканчивается за два дня до дня проведения общего голосования избирателей (при этом указание избирателем на причину его участия в голосовании по почте законодательство не предусматривает).
В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов образуются две постоянно действующие окружные избирательные комиссии (Оберланд – в Верхней части Лихтенштейна и Унтерланд – в Нижней части Лихтенштейна), которые осуществляют суммирование итогов голосования (при этом проводят обязательный повторный подсчет голосов избирателей, корректировку протоколов об итогах голосования в случае выявления в них ошибок и неточностей, составление нового протокола об итогах голосования), определение результатов парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу.
На этой основе – при проведении обязательного повторного подсчета голосов избирателе), корректировки протоколов об итогах голосования общинных избирательных комиссий в случае выявления в них ошибок и неточностей, составлении нового протокола об итогах голосования – окружные избирательные комиссии являются своеобразным «субнациональным счетным центром» при определении результатов парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу.
Формирование окружных избирательных комиссий осуществляется Правительством Лихтенштейна с учетом парламентского представительства политических групп по результатам прошлых парламентских выборов.
Кроме того, все участники парламентских выборов имеют право на равное представительство (по одному представителю) в указанных окружных избирательных комиссиях.
Законодательство не предусматривает наличие гендерных квот при формировании окружных избирательных комиссий.
Состав окружной избирательной комиссии – председатель и максимум 11 постоянных членов и шесть заместителей постоянных членов комиссии.
Председатель окружной избирательной комиссии назначается Правительством Лихтенштейна с учетом результатов последних парламентских выборов и, как правило, из числа представителей политической партии, получившей наибольшее число депутатских мандатов в соответствующем многомандатном избирательном округе.
Срок полномочий указанных двух окружных избирательных комиссий составляет четыре года.
В соответствии с законодательством общинные избирательные комиссии (при проведении 7 февраля 2021 года очередных парламентских выборов было образовано 11 таких избирательных комиссий) – нижний уровень системы избирательных органов – осуществляют организацию голосования и подсчет голосов избирателей на избирательных участках и направление в соответствующую окружную избирательную комиссию избирательных документов об итогах голосования избирателей.
Срок полномочий общинной избирательной комиссии – четыре года.
Формирование общинных избирательных комиссий осуществляется общинным советом на основе предложений только парламентских политических партий (другие политические партии, как правило, не предлагают кандидатуры для назначения в состав указанных избирательных комиссий).
Законодательство не предусматривает наличие гендерных квот при формировании окружных избирательных комиссий9.
Состав общинной избирательной комиссии – 10 человек: председатель, шесть постоянных членов и три заместителя постоянных членов комиссии.
Председателем общинной избирательной комиссии является председатель общинного совета – местного представительного органа.
В дни голосования в соответствии с законодательством общинные избирательные комиссии осуществляют полномочия участковых избирательных комиссий (на этой основе самостоятельные участковые избирательные комиссии не образуются), обеспечивают проведение голосования и непосредственный подсчет голосов избирателей.
В проведении подсчета голосов избирателей наряду с членами общинной избирательной комиссии вправе принимать участие помощники (счетные помощники), которые назначаются общинным советом (их состав отражает, как правило, политический спектр состава членов общинной избирательной комиссии).
В целом подсчет голосов избирателей осуществляется в избирательных комиссиях двух видов: первоначальный подсчет голосов избирателей – в общинной избирательной комиссии и, затем, – в качестве обязательной электоральной процедуры – в соответствующей окружной избирательной комиссии, по результатам проведения которого составляется новый протокол об итогах голосования по соответствующей электоральной территории и протокол о результатах парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу10.
Так, указанные избирательные комиссии (окружные и общинные) осуществляют первоначальный подсчет голосов избирателей и суммирование итогов голосования, по результатам которого общинными избирательными комиссиями составляется первичный протокол об итогах голосования на соответствующей электоральной территории, а, затем, окружными избирательными комиссиями – на их основе и после проведения обязательного повторного (т.е. второго) подсчета голосов избирателей – соответствующий официальный протокол об итогах голосования избирателей по соответствующему многомандатному избирательному округу.
При этом при подсчете голосов избирателей, избирательные бюллетени, в которых избиратели не сделали какие-либо отметки (в рамках преференциального голосования и панаширования), суммируются и результаты суммирования вводятся в указанную компьютерную систему блочным методом (суммарно), избирательные бюллетени, в которых избиратели сделали какие-либо отметки, суммируются и результаты суммирования вводятся в указанную компьютерную систему в индивидуальном порядке.
При этом для суммирования последних избирательных бюллетеней применяется так называемый бригадный подряд, когда их обработка и ввод в компьютерную систему производится двумя членами соответствующей избирательной комиссии, принадлежащими к различным политическим партиям.
Суммирование итогов голосования и определение результатов парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу производится соответствующими окружными избирательными комиссиями в рамках единой (централизованной) компьютерной сети и специальной компьютерной программы «SEZAM Wahlen Proporz»11.
Соответствующие окружные избирательные комиссии составляют протокол о результатах парламентских выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе.
В соответствии с Конституцией и законодательством жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными могут быть поданы в Государственный суд Лихтенштейна12 непосредственными участниками парламентских выборов только после завершения подсчета голосов избирателей, и предметом обжалования могут быть только результаты парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.
Государственный суд Лихтенштейна может признать результаты парламентских выборов недействительными по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны, если установит, что нарушения законодательства о выборах оказали или могли оказать существенное влияние на установление результатов парламентских выборов по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.
За последние 20 лет в Государственный суд Лихтенштейна не было подано ни одной жалобы о признании результатов парламентских выборов недействительными по соответствующему многомандатному избирательному округу или в целом по территории страны.
В Монако при проведении выборов 24 депутатов Национального совета – однопалатного парламента образуется двухуровневая система электоральных органов в виде двух избирательных органов: Рабочая группа по выборам и участковая избирательная комиссия.
Рабочая группа по выборам и участковая избирательная комиссия образуются только на период подготовки и проведения парламентских выборов.
В соответствии с законодательством Мэр Монако является главой Рабочей группы по выборам, в состав которой входит часть членов городского Совета и сотрудников аппарата мэрии.
Состав Рабочей группы по выборам не имеет фиксированного членства (при проведении 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов в состав Рабочей группы по выборам входило 40 человек).
В составе Рабочей группы по выборам имеется несколько рабочих подгрупп по различным аспектам организации и проведения выборов.
Мэр Монако осуществляет непосредственный контроль за голосованием и подсчетом голосов избирателей.
При проведении парламентских выборов образуется только один избирательный участок и одна участковая избирательная комиссия.
При этом законодательство является нечетким в части порядка образования избирательного участка и формирования состава участковой избирательной комиссии, не требует, чтобы члены участковой избирательной комиссии обязательном порядке были гражданами (подданными) Княжества Монако.
Голосование избирателей проводится с 08:00 до 19:00 по местному времени.
На практике подсчет голосов избирателей осуществляет Рабочая группа по выборам и привлекаемые ею так называемые «счетчики» (т.е. лица, осуществляющие технический подсчет избирательных бюллетеней и голосов избирателей).
Подсчет голосов избирателей является открытым для присутствия уполномоченных представителей политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, а также избирателей.
При проведении подсчета голосов избирателей в окружных счетных центрах присутствовали международные наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ.
После окончания времени голосования ящики для голосования открываются Мэром Монако и конверты с вложенными в них избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, подсчитываются членами Рабочей группы по выборам и счетными работниками («счетчиками»).
Подсчет избирательных бюллетеней производится одновременно на 20 отдельных столах: за каждым таким столом размещается четыре «счетчика», из которых двое являются государственными служащими (один из них назначается председателем соответствующей счетной группы) и двое «счетчиков» – избирателями, назначенными участвующими в выборах политическими партиями.
Соответствующие сведения из каждого избирательного бюллетеня незамедлительно заносится в специальную контрольную информационную форму.
Избирательные бюллетени, в отношении которых «счетчиками» выражены сомнения в их действительности, передаются Мэру Монако для рассмотрения и принятия им окончательного решения.
При проведении 10 февраля 2013 года, а также 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов каких-либо жалоб на подсчет голосов избирателей не было подано (при проведении парламентских выборов в 1998 году и в 2003 году в судебном порядке было подано несколько жалоб по вопросу о признании ряда избирательных бюллетеней недействительными, которые были оставлены без удовлетворения).
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] В Боснии и Герцеговине при проведении 3 октября 2010 года очередных всеобщих выборов в соответствии с законодательством зарубежные боснийские избиратели могли принять участие в голосовании по почте.
При этом все избирательные бюллетени, отправленные по почте до 3 октября, должны были поступить для подсчета голосов в Главный счетный центр, находившийся в городе Сараево, который осуществлял установление общих предварительных итогов голосования и результатов парламентских выборов.
В соответствии с решением Центральной избирательной комиссии Боснии и Герцеговины все избирательные бюллетени, поступившие в Главный счетный центр не позднее 10 дней со дня общего голосования избирателей на указанных парламентских выборах, подлежали подсчету, тогда как поступившие за пределами указанного календарного срока при подсчете голосов не учитывались.
Главный счетный центр подсчитывал голоса зарубежных боснийских избирателей только после проведения перекрестной проверки факта не голосования таких избирателей на территории Боснии и Герцеговины с целью недопущения множественного голосования избирателей, т.е. более одного раза.
В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов ЦИК Боснии и Герцеговины в течение 20 дней со дня проведения голосования на парламентских выборах должна утвердить предварительные результаты парламентских выборов.
В Венгрии, наоборот, при проведении 8 апреля 2018 года очередных парламентских выборов избирательные бюллетени зарубежных венгерских избирателей, проголосовавших по почте, и первоначально рассортированные на национальном уровне по соответствующим 106 избирательным округам, были переданы, затем, для подсчета в соответствующие специальные участковые избирательные комиссий, образованные в каждом из избирательных округов (по одной такой избирательной комиссии было образовано в каждом избирательном округе).
[2] При проведении указанных выборов в списки избирателей было включено 341.856 избиратель: 169.352 мужчины и 171.094 женщины.
В состав участковых избирательных органов входило 3.570 сотрудников.
Голосование избирателей проводилось с 07:00 до 21:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составила 14 часов.
Кабины для голосования были изготовлены из картона и таких размеров, которые позволяют сотрудникам участкового избирательного органа (не нарушая тайны голосования) видеть, что избиратель не использует какие-либо технические средства (фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны и др.) для того, чтобы сфотографировать заполненный избирательный бюллетень, поскольку это противоречит требованиям законодательства.
В голосовании приняло участие 92.06% избирателей (в 2013 году – 93%).
[3] При проведении 25 мая 2014 года парламентских выборов специальные счетные центры были образованы на территории 589 муниципалитетов.
[4] Предполагается, что такое обнародование на небольших избирательных участках или муниципалитетах может привести к нарушению тайны голосования избирателей (в политическом плане).
[5] При этом проводятся общественные дискуссии, в том числе с учетом рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, о необходимости создания независимого и постоянно действующего центрального электорального органа (Центральной избирательной комиссии Ирландии), на который бы возлагались обязанности по подготовке и проведению парламентских выборов, регистрации избирателей и составлению списков избирателей, осуществлению контроля за финансированием предвыборной агитации участниками парламентских выборов (данная рекомендация содержится в документах Конституционного совещания 2013 года, подготовленный пакет законодательных актов был внесен на рассмотрение парламента, избранного 26 февраля 2016 года, однако вопрос до сих пор еще не решен: при этом, однако, в декабре
2019 года правительство Ирландии одобрило обновленный пакет законодательных актов об учреждении центрального электорального органа Ирландии и внесло его на рассмотрение в парламент).
При проведении 8 февраля 2020 года досрочных парламентских выборов, как отмечалось БДИПЧ ОБСЕ, большинство участников выборов по-прежнему поддерживают предложение о создании независимого и постоянно действующего центрального электорального органа, который бы осуществлял общее единое руководство национальным избирательным процессом, который в настоящее время является децентрализованным и находится в ведении многочисленных государственных органов, в частности, Комиссии по вопросам стандартизации государственной службы, Комиссии по вопросам референдумов, соответствующего государственного органа по вопросам избирательных прав, муниципалитетов.
При этом ряд политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, включили в свои избирательные программы (платформы) положения об учреждении центрального электорального органа.
[6] При проведении 11 ноября 2012 года парламентских выборов было образовано 52 участковых избирательных бюро и 17 окружных избирательных бюро – счетных центров; при проведении 20 ноября 2016 года досрочных парламентских выборов было образовано 50 участковых избирательных бюро и также 17 окружных избирательных бюро – счетных центров.
[7] Некоторые участники парламентских выборов высказывались за расширение возможностей для участия в голосовании зарубежных сан-маринских избирателей без обязательного (как это предусмотрено действующим законодательством) их прибытия на территорию Сан-Марино для участия в голосовании на президентских выборах.
[8] Первоначально в соответствии с законодательством в кантоне Женева подсчет голосов в кантональном счетном центре мог начинаться до окончания официального времени голосования избирателей, затем, на основании внесенных законодательных поправок, было принято решение о том, что подсчет голосов избирателей может начинаться только после окончания голосования избирателей на всех избирательных участках кантона.
[9] При проведении 7 февраля 2021 года очередных парламентских выборов в состав указанных избирательных комиссий было назначено 40% женщин.
[10] Ни Конституция Лихтенштейна, ни законодательство о выборах не предусматривают института национальных (общественных) и международных наблюдателей на парламентских выборах.
При этом порядок приглашения и деятельности международных (иностранных) наблюдателей на парламентских выборах регулируется разовыми решениям Правительства Лихтенштейна.
[11] Специальная компьютерная программа «SEZAM Wahlen Proporz» установлена на центральном сервере Правительства Лихтенштейна.
Окружные избирательные комиссии и общинные избирательные комиссии взаимодействуют с указанной системой через виртуального посредника – так называемого «клиента».
[12] Государственный суд Лихтенштейна состоит из пяти судей, назначаемых Великим Князем Лихтенштейна, на срок пять лет с ежегодной ротацией одного из судей Суда.