Списки кандидатов по единому (национальному) избирательному округу на парламентских выборах: зарубежный опыт

Списки кандидатов по единому (национальному) избирательному округу на парламентских выборах: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

09 апреля, 2021

1.

В 56 государствах – участниках ОБСЕ используются различные избирательные системы при проведении выборов депутатов однопалатных парламентом или нижних палат двухпалатных парламентов:

- в 28 государствах применяются пропорциональные, прежде всего региональные избирательные системы в рамках единого (национального) или многомандатных избирательных округов, преференциального, кумулятивного голосования, в том числе панаширования, а также компенсационных, квотных, либо предельно допустимых (ограничительных) депутатских мандатов (например, Австрия, Албания, Армения, Бельгия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Украина (с 2023 года), Черногория, Чехия, Швеция, Эстония);

- в девяти государствах используются мажоритарные избирательные системы относительного или абсолютного большинства (например, Азербайджан, Беларусь, Великобритания, Канада, Монголия, США, Туркменистан, Узбекистан – с 22 декабря 2019 года), Франция);

- в 16 государствах используется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система в рамках одномандатных или многомандатных избирательных округов и единого (национального) избирательного округа (например, Андорра, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия1, Италия, Литва, Македония, Молдова, Монако, Российская Федерация, Словения, Таджикистан, Финляндия, ФРГ, Хорватия, Швейцария);

- в одном государстве (ранее – в двух) применяется пропорциональная либо мажоритарная избирательная система в сочетании с косвенными выборами части членов нижней палаты парламента (например, Казахстан, Узбекистан – до 22 декабря 2019 года).

- в двух государствах применяется избирательная система единственного передаваемого голоса в рамках проведения голосования избирателей по многомандатным избирательным округам (например, Ирландия, Мальта).

При этом в электоральной практике ряда государств региона ОБСЕ применяются так называемые бонусные избирательные системы при распределении депутатских мандатов для предоставлении политической партии, политической коалиции гарантированного численного депутатского преимущества при формировании правительства (например, Армения, Греция (до 3 августа 2016 года), Италия, Сан-Марино2), от которых в некоторых из них в последнее время отказались (например, Италия).

Законодательство ряда государств предусматривает в рамках национальных избирательных систем дополнительные гарантии обеспечения квотного представительства государствообразующих народов (например, Босния и Герцеговина), либо автономных образований (например, Испания), либо представителей одного из полов или возрастных либо социальных групп, в том числе молодежи и лиц с ограниченными физическими возможностями (например, Албания, Бельгия, Грузия, Кыргызстан, Украина), либо национальных и этноконфессиональных меньшинств (например, Кипр, Польша, Сербия, Финляндия).

Пропорциональная избирательная система (в качестве самостоятельной либо составной части смешанной избирательной системы) с использованием единого (национального) избирательного округа и единого (либо приравненного к нему, например, Австрия, Нидерланды) списка кандидатов политической партии, политической коалиции прямо предусмотрена законодательством 19 государств региона ОБСЕ (например, Австрия, Андорра, Армения, Венгрия, Грузия, Исландия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Монако, Нидерланды, Российская Федерация, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Таджикистан, Украина, Черногория) (см. Приложение).

При этом в восьми (из 18) указанных государствах региона ОБСЕ применяется смешанная избирательная система (например, Андорра, Венгрия, Грузия (до 2024 года), Казахстан, Литва, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан), в 11 государствах – пропорциональная избирательная система (например, Австрия, Армения, Исландия, Кыргызстан, Монако, Нидерланды, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Украина, Черногория).

При этом в отдельных государствах осуществляется переход от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы к пропорциональной избирательной системе, в рамках которой все депутатские мандаты будут замещаться по единому (национальному) избирательному округу (например, Грузия – с 2024 года, Украина – с 2023 года).

Законодательство девяти (из 19) государств региона ОБСЕ предусматривает «открытые» списки кандидатов участников парламентских выборов и преференциальное голосование избирателей, что оказывает определенное влияние на последующее распределение депутатских мандатов между кандидатами, включенными в список кандидатов политической партии, политической коалиции с учетом итогов такого голосования избирателей (например, Австрия, Армения – только районные списки кандидатов как составная часть национального списка кандидатов, Исландия, Литва, Монако, Нидерланды, Сан-Марино, Словакия, Украина – с 2023 года), в других государствах списки кандидатов являются «жесткими» и распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов производится в порядке очередности расположения кандидатов в соответствующем списке кандидатов политической партии, политической коалиции.

В некоторых государствах региона ОБСЕ при проведении парламентских выборов по пропорциональной избирательной системе образуется несколько видов избирательных округов и соответственно несколько видов списков кандидатов политических партий, политических коалиций (например, Австрия), либо распределение депутатских мандатов производится на национальном уровне, хотя списки кандидатов выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями по соответствующим многомандатным избирательным округам (например, Нидерланды).

Так, в Австрии в соответствии с законодательством образуется три вида избирательных округов: при проведении 15 октября 2017 года досрочных выборов 183 депутатов Национального совета – нижней палаты парламента территория страны была разделена на девять земельных избирательных округов в рамках административных границ девяти федеральных земель, от которых избиралось от семи до 36 депутатов, и которые, в свою очередь, были разделены на 39 региональных избирательных округов, от которых избиралось от одного до семи депутатов (в соответствии с численностью населения, зарегистрированной на соответствующей электоральной территории при проведении в 2011 году последней национальной переписи населения); кроме того был образован и федеральный избирательный округ.

При этом число кандидатов, включенных в соответствующий список кандидатов, не могло более чем в два раза превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем избирательном округе.

Для голосования избиратель получал единый трехуровневый (федеральный, земельный и региональный) избирательный бюллетень, в котором он отмечал политическую партию, политическую коалицию, за которую голосовал, и дополнительно мог отдать свой голос за одного кандидата, включенного в соответствующий федеральный, земельный и региональный список кандидатов.

Распределение депутатских мандатов производилось в рамках трехэтапной процедуры: сначала на уровне региональных избирательных округов, затем – земельных избирательных округов и, наконец, на федеральном уровне – едином (национальном) избирательном округе.

При том к участию в распределении депутатских мандатов на федеральном уровне (на уровне единого (национального) избирательного округа) допускались политические партии, политические коалиции, которые получили не менее 4% голосов избирателей в целом по стране или же не менее одного депутатского мандата в региональном избирательном округе.

В Нидерландах при проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей – нижней палаты парламента применяется пропорциональная избирательная система с «открытыми» списками кандидатов политических партий (преференциальным голосованием избирателей) в рамках 20 многомандатных административно-избирательных округов (образованных преимущественно с административной целью), которые законодательством рассматриваются как единый (национальный) избирательный округ.

В этих условиях распределение депутатских мандатов между списками кандидатов политических партий, политических коалиций, выдвинутых по указанным многомандатным избирательным округам, производится в рамках территории страны как единого (национального) избирательного округа с использованием, в частности, натуральной электоральной квоты действительных голосов избирателей на один депутатский мандат (1/150 или 0.67% действительных голосов избирателей в национальном масштабе).

В указанных государствах региона ОБСЕ в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов по единому (национальному) избирательному округу замещению подлежит:

- 14 депутатских мандатов (из 28) (например, Андорра),

- 22 депутатских мандата (из 63) (например, Таджикистан),

- 24 депутатских мандата (например, Монако),

- 50 депутатских мандатов (из 101) (например, Молдова),

- 60 депутатских мандатов (например, Сан-Марино),

- 63 депутатских мандата (например, Исландия),

- 70 депутатских мандатов (из 141) (например, Литва),

- 81 депутатский мандат (например, Черногория),

- 93 депутатских мандата (из 199) (например, Венгрия),

- 98 депутатских мандатов (из 107) (например, Казахстан),

- 105 депутатских мандатов, в том числе четыре квотных депутатских мандата для представителей национальных меньшинств (например, Армения),

- 120 депутатов (например, Грузия (из 150), Кыргызстан),

- 150 депутатских мандатов (например, Нидерланды, Словакия),

- 183 депутатских мандата в рамках трех видов избирательных округов: региональных, земельных и федерального избирательного округа (например, Австрия),

- 225 депутатских мандатов (из 450) (например, Российская Федерация),

- 250 депутатских мандатов (например, Сербия),

- 450 депутатских мандатов (например, Украина – с 2023 года).

Законодательство предусматривает различные модели формирования списков кандидатов, выдвигаемых по единому (национальному) избирательному округу, а именно:

- модель единого списка кандидатов, разбиваемого на составные части (например, Андорра – основные и резервные кандидаты в списке кандидатов, Армения – национальный и районный списки кандидатов, Украина – общегосударственная часть списка кандидатов и региональные подгруппы кандидатов),

- модель списка кандидатов, в рамках которого кандидат, возглавляющий список кандидатов политической партии, политической коалиции, является кандидатом на должность Премьер-министра страны (например, Нидерланды),

- модель списка кандидатов, в рамках которой устанавливается только минимальное число кандидатов в списке кандидатов (например, Литва – не менее 25 кандидатов),

- модель списка кандидатов, в рамках которой устанавливается только максимальное число кандидатов в списке кандидатов, а именно: список кандидатов политической партии, политической коалиции не должен превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в едином (национальном) избирательном округе (например, Австрия – число кандидатов, включенных в список кандидатов, не может более чем в два раза превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем избирательном округе (т.е. не более 366 кандидатов), не более 366 кандидатов, Монако – не более 24 кандидатов, Словакия – не более 150 кандидатов, Таджикистан – не более 22 кандидатов),

- модель списка кандидатов, в рамках которой устанавливается минимальное и максимальное число кандидатов в списке кандидатов (например, Сан-Марино – в списке кандидатов может быть не менее 12 и не более 60 кандидатов, Армения – от 80 до 300 кандидатов, Грузия – от 100 до 200 кандидатов),

- модель списка кандидатов, в рамках которой число кандидатов должно точно соответствовать числу замещаемых депутатских мандатов (например, Исландия – число кандидатов должно точно в два раза превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем избирательном округе (126 кандидатов).

Кроме того, в некоторых государствах региона ОБСЕ применяется модель, в рамках которой законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включаемых в общенациональный список кандидатов, оставляя его решение на усмотрение политической партии, политической коалиции (например, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Сербия, Черногория).

В отдельных государствах региона ОБСЕ законодательство предусматривает включение в список кандидатов политической партии, политической коалиции по единому (национальному) избирательному округу не только основных, но и резервных кандидатов (в определенном соотношении), при этом число основных кандидатов не должно превышать число депутатских мандатов, подлежащих замещению в избирательном округе (например, Андорра).

Так, в Андорре в соответствии с законодательством политической партией по пропорциональной части избирательной системы в едином (национальном) избирательном округе для замещения 14 депутатских мандатов могут быть выдвинуты 14 основных и три запасных (резервных) кандидата.

В двух государствах законодательство предусматривает деление списка кандидатов политической партии, политической коалиции на несколько, как правило, на две составные внутрисписочные части (например, Армения, Украина).

Так, в Армении список кандидатов политической партии, политической коалиции состоит из двух основных частей: первая часть национального списка кандидатов («жесткий» список) может включать от 80 до 300 кандидатов для замещения 101 общего депутатского мандата, вторая часть национального списка кандидатов может включать кандидатов от соответствующих национальных меньшинств для замещения четырех квотных депутатских мандатов; кроме того составной частью списка кандидатов политической партии, политической коалиции (кандидаты районного списка кандидатов также должны быть включены в национальный список кандидатов) являются 13 районных списков кандидатов «открытые» списки кандидатов с преференциальным голосованием избирателей: кандидаты располагаются в алфавитном порядке, и избиратель может преференциально проголосовать в отношении только одного кандидата в указанном списке).

На Украине в соответствии с Избирательным кодексом при проведении в 2023 году очередных парламентских выборов политическая партия формирует общегосударственный список в составе 450 кандидатов с включением в его общегосударственную часть 9 кандидатов), и распределяет остальных кандидатов общегосударственного списка по региональным подспискам (подгруппам) для каждого из 27 избирательных регионов (областей) страны; при этом в региональные списки кандидатов не могут входить вышеуказанные 9 кандидатов, которые включены в общегосударственную часть списка кандидатов политической партии.

В некоторых государствах региона ОБСЕ законодательство предусматривает положения об обеспечении квотного представительства женщин, либо молодежи, либо представителей национальных меньшинств в составе списков кандидатов в качестве одного из обязательных условий формирования списков кандидатов и порядка размещения в них кандидатов-женщин и молодых кандидатов (например, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Сан-Марино, Сербия, Украина, Черногория).

Так, в указанных государствах законодательно закреплены положения о том, что в списках кандидатов политических партий, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу:

- не менее 30% кандидатов, включенных в первую часть национального списка кандидатов, должны быть женщины, не менее четырех представителей соответствующих национальных меньшинств должно быть включено во вторую часть национального списка кандидатов (например, Армения), либо

- не менее 30% женщин и (или) молодежи (т.е. лиц не старше 29 лет) должно быть включено в списки кандидатов политических партий (например, Казахстан), либо

- не менее 30% представителей одного из полов (каждый четвертый кандидат) в списке кандидатов политической партии должны представлять иной гендер (например, Украина, Черногория), либо

- не менее 40% женщин должно быть включено в списки кандидатов политических партий, политических коалиций (например, Молдова), либо

- не менее одной трети представителей одного из гендеров должно быть включено в списки кандидатов политических партий (например, Сан-Марино), либо

- каждый третий кандидат в списке кандидатов политической партии должен быть представителем наименее представленного пола (например, Сербия), либо

- каждый четвертый кандидат в списке кандидатов политической партии, политической коалиции должен представлять наименее представленный гендер (пол) (например, Грузия), либо

- в списках кандидатов должно быть присутствие не менее 15% кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам, не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет, а также наличие в списке кандидатов хотя бы двух лиц с ограниченными физическими возможностями, один из которых должен быть в числе первых 50 кандидатов этого списка (например, Кыргызстан).

2.

2.1. В рамках модели единого списка кандидатов, разбиваемого на составные части (например, Андорра, Армения, Украина) в Андорре в соответствии с Конституцией однопалатный парламент – Генеральный совет в составе 28 депутатов – должен выражать смешанное и пропорциональное представительство населения Андорры и семи приходов (основных административно-территориальных единиц страны).

Законодательство устанавливает, что в рамках смешанной территориально-пропорциональной избирательной системы: половина (14) депутатских мандатов (из 28) замещается в семи приходах по мажоритарной избирательной систем относительного большинства и простой электоральной квоте, а другая половина (14) – в рамках единого (национального) избирательного округа по пропорциональной избирательной системе в соответствии с количеством действительных голосов избирателей, полученных соответствующим списком кандидатов и на основе правила наибольшего остатка.

Каждая политическая партия, политическая коалиция (политическая ассоциация), а также группа избирателей может выдвинуть список кандидатов как по единому (национальному) избирательному округу, так и по каждому из семи двухмандатных избирательных округов, образованных в административных границах семи общин (приходов).

В рамках единого (национального) избирательного округа списки кандидатов являются «закрытыми» («жесткими»).

Лицо может быть включено только в один список кандидатов: по единому (национальному) избирательному округу либо по двухмандатному избирательному округу.

Законодательство не предусматривает каких-либо гендерных квот при регистрации списков кандидатов; при этом некоторые политические партии в рамках внутрипартийных процедур, хотя и не всегда формализованных, предпринимают меры по обеспечению более широкого представительства женщин в списках кандидатов.

Законодательство предусматривает включение в список кандидатов по единому (национальному) избирательному округу не только основных, но и резервных кандидатов (в определенном соотношении), при этом число основных кандидатов не должно превышать число депутатских мандатов, распределяемых по указанному избирательному округу.

Так, список кандидатов политической партии, политической коалиции, группы избирателей по единому (национальному) избирательному округу может включать не более 17 кандидатов, в том числе 14 основных кандидатов и трех заместителей (резервных кандидатов), по двухмандатному избирательному округу – двух основных кандидатов и трех заместителей (резервных кандидатов).

Вакантные депутатские мандаты замещаются резервными кандидатами, избираемыми одновременно с основными депутатами.

В Армении в соответствии с измененными положениями Конституции Армении и на их основе 25 мая, затем 30 июня и 20 октября 2016 года в Избирательный кодекс Армении были внесены изменения (в формате новой редакции Кодекса).

Новая редакция Кодекса ввела, в частности, гендерные квоты в списках кандидатов политических партий, политических коалиций (не менее 25% представителей одного пола) и чередование каждого четвертого кандидата соответствующего пола в списке кандидатов.

При проведении 2 апреля 2017 года очередных парламентских выборов замещению подлежал 101 депутатский мандат (а не 131, как в 2012 году), при этом дополнительные четыре мандата подлежали замещению представителями национальных меньшинств (всего 105 мандатов).

При проведении указанных выборов применялась новая избирательная система – пропорциональная избирательная система с использованием единого (национального) и 13 районных (многомандатных) избирательных округов и возможным проведением второго тура распределения депутатских мандатов с тем, чтобы обеспечить парламентское формирование стабильного правительства (на основе предоставления победившей политической партии, политической коалиции 54% депутатских мандатов).

В соответствии с законодательством политические партии, политические коалиции выдвигают списки кандидатов по единому (национальному) избирательному округу (национальные списки кандидатов), а в каждом районе (многомандатном избирательном округе) – районные списки кандидатов.

В списки кандидатов могут быть включены как члены политической партии, так и беспартийные кандидаты.

Списки кандидатов по единому (национальному) избирательному округу являются «жесткими», районные списки кандидатов (13 таких списков) – «открытыми» с преференциальным голосованием избирателей: кандидаты располагаются в алфавитном порядке и избиратель может преференциально проголосовать в отношении только одного кандидата в указанном списке; при этом кандидаты районного списка кандидатов также должны быть включены в национальный список кандидатов.

Национальный список кандидатов – список кандидатов по единому (национальному) избирательному округу – может состоять из двух частей: первой (общей) части, в которую включаются все кандидаты, и второй (квотной) части, в которую включаются квотные кандидаты, представляющие национальные меньшинства.

В национальный список кандидатов (в первую его часть) может быть включено от 80 до 300 кандидатов.

При этом не менее 30% кандидатов, включенных в первую часть национального списка кандидатов, должны быть женщины.

В соответствии с законодательством четыре квотных депутатских мандата (101 (общие депутатские мандаты) + 4 (квотные депутатские мандаты) зарезервированы для представителей национальных меньшинств.

На это основе национальный список кандидатов может включать в качестве второй (квотной) его части фамилии кандидатов, представляющих четыре наибольших национальных меньшинства (езидов, русских, ассирийцев, курдов).

Данная (квотная) часть национального списка может подразделяться на четыре секции (для каждого из указанных национальных меньшинств): в каждой секции может быть не более четырех кандидатов соответствующего национального меньшинства.

Указанные депутатские мандаты распределяются на основе метода Д’Ондта (наибольшего остатка).

Если в национальный список кандидатов политической партии не включены кандидаты, представляющие национальные меньшинства, мандат передается политической партии, в национальный список кандидатов которой включен кандидат, представляющий национальное меньшинство, и которая получила наибольшее число голосов избирателей.

В избирательный бюллетень включаются кандидаты национального списка кандидатов и районного списка кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу.

К распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, получившие не менее 5% голосов избирателей, политические коалиции – 7%.

Первоначально депутатские мандаты распределяются между политическим партиями на национальном уровне в соответствии с числом полученных голосов избирателей.

Затем полученные мандаты распределяются поровну (пополам) между национальным списком кандидатов и районными списками кандидатов политической партии.

При этом количество депутатских мандатов округляется в сторону понижения (до целого мандата) для национального списка кандидатов и в сторону увеличения (до целого мандата) – для районных списков кандидатов.

Внутри национального списка кандидатов мандаты распределяются в порядке очередности расположения кандидатов, в отношении районных списков кандидатов – в соответствии с результатами преференциального голосования избирателей.

Кандидаты, избранные по районным спискам кандидатов, исключаются из распределения депутатских мандатов по национальному списку кандидатов.

При определенных законодательством условиях может проводиться второй тур голосования избирателей.

При этом если политическая партия, политическая коалиции получила 54% депутатских мандатов (54 мандата), второй тур голосования не проводится.

Если политическая партия, политическая коалиции не получила 54% мандатов, то после обнародования предварительных результатов выборов проводятся политические консультации для формирования парламентской политической коалиции, которая должна будет иметь парламентское большинство для формирования стабильного правительства.

При этом в соответствии с законодательством такая парламентская коалиция может включать только две политические партии или две политические коалиции.

Если в течение 28 дней парламентская политическая коалиция не будет сформирована, проводится второй тур голосования, в котором принимают участие два избирательных объединения (политические партии, политические коалиции), получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре голосования.

При этом данные избирательные объединения могут (в рамках второго тура голосования) сформировать электоральные политические коалиции с политическими партиями, принимавшими участие в первом туре голосования.

На Украине при проведении 21 июня 2019 года досрочных выборов 450 депутатов Верховной Рады Украины (вторых по счету выборов после государственного переворота 2014 года) применялась смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, в рамках которой 225 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе и «закрытым» спискам кандидатов в едином (национальном) избирательном округе, другие 225 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Для участия в распределении депутатских мандатов политические партии должны были преодолеть избирателей в национальном масштабе 5% заградительный порог, установленный законодательством.

Кандидаты выдвигались политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения, при этом по единому (национальному) избирательному округу списки кандидатов выдвигались политическими партиями, зарегистрированными Министерством юстиции Украины (законодательство не допускало образование политических коалиций).

При этом законодательство не регулировало вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя их на усмотрение политической партии.

В целом было зарегистрировано 5.967 кандидатов, в том числе 2.747 кандидатов в составе 22 списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, т.е. в среднем 125 кандидатов на один список кандидатов.

После проведения указанных парламентских выборов в 2019 году был принят Избирательный кодекс Украины, предусматривающий проведение предстоящих в 2023 году очередных выборов депутатов Верховной Рады Украины по пропорциональной избирательной системе с «открытыми» списками кандидатов, т.е. преференциальным голосованием избирателей.

Так, список кандидатов политической партии состоит из общегосударственной части списка и региональных подгрупп кандидатов.

В избирательный бюллетень в общегосударственную часть списка кандидатов политической партии включаются первые девять фамилий кандидатов списка кандидатов политической партии, т.е. в Кодексе закреплено положение, «бронирующее» (квотирующее) в списке кандидатов депутатские мандаты для кандидатов, которых определяет сама политическая партия, а не избиратели в ходе преференциального голосования.

В целом политическая партия формирует общегосударственный список в составе 450 кандидатов и его общегосударственной части в количестве 9 кандидатов, а также распределяет остальных кандидатов по региональным подспискам (подгруппам) для каждого из 27 избирательных регионов (областей) страны; при этом в региональные списки кандидатов не могут входить вышеуказанные 9 кандидатов, которые включены в общегосударственную часть списка кандидатов.

2.2. В рамках модели списка кандидатов, в котором кандидат, возглавляющий список кандидатов, является одновременно кандидатом на должность Премьер-министра страны, в Нидерландах в соответствии с Конституцией законодательный орган – двухпалатный парламент в составе 225 парламентариев: Палата представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата).

Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых сроком на четыре года на всеобщих и прямых выборах по пропорциональной избирательной системе.

В соответствии с законодательством при проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей применяется пропорциональная избирательная система с «открытыми» списками кандидатов политических партий (преференциальным голосованием избирателей) в рамках 20 многомандатных административно-избирательных округов (образованных преимущественно с административной целью), которые, однако, законодательством рассматриваются как единый (национальный) избирательный округ.

Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов политических партий, выдвинутых в соответствующих многомандатных избирательных округах, производится в рамках территории страны как единого (национального) избирательного округа с использованием метода Д'Ондта, натуральной электоральной квоты действительных голосов избирателей на один депутатский мандат (1/150 или 0.67%).

При этом политическая партия, имеющая остаток действительных голосов избирателей после распределения депутатских мандатов между политическими партиями, может передать его (т.е. указанный излишек) по своему усмотрению какой-либо другой политической партии, которая на этой основе может получить депутатский мандат.

После распределения депутатских мандатов между политическими партиями распределение мандатов внутри списка кандидатов политической партии производится в соответствии с порядком расположения кандидатов в списке кандидатов и с учетом преференциального голосования избирателей.

Так, кандидат, получивший по итогам преференциального голосования избирателей не менее 25% от числа действительных голосов избирателей, необходимых для получения депутатского мандата (0,17% от общего числа действительных голосов избирателей) получает депутатский мандат независимо от места расположения данного кандидата в списке кандидатов политической партии.

В случае если несколько кандидатов получили более 25% вышеуказанных голосов избирателей, очередность предоставления депутатских мандатов предопределяется числом полученных каждым из них действительных голосов избирателей.

Остальные депутатские мандаты, полученные списком кандидатов политической партии, распределяются между остальными кандидатами в порядке их расположения в списке кандидатов.

Вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

В целом при проведении парламентских выборов каждая политическая партия имеет свой список кандидатов.

Законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя их на усмотрение политической партии, политической коалиции.

При этом в список кандидатов под первым номером включается кандидат, который не только, как правило, является лидером политической партии, но также одновременно и кандидатом на должность Премьер-министра; при этом последним номером (как своеобразная церемониальная позиция) в списке кандидатов политической партии является (в рамках политической традиции), как правило, наиболее известный либо заслуженный в прошлом представитель политической партии, который таким образом как бы демонстрирует свою поддержку данной политической партии и ее кандидатов.

В избирательные бюллетени были включены списки кандидатов 37 политических партий (в 2010 году – 18 политических партий, в том числе 8 новых политических партий, в 2012 году – 21 политической партии, в том числе 9 новых политических партий, в 2017 году – 28 политических партий, в том числе 14 новых политических партий).

2.3. В рамках модели списка кандидатов, в которой устанавливается только минимальное число кандидатов в списке кандидатов, в Литве при проведении 11 октября 2020 года очередных выборов 141 депутата Сейма применялась смешанная избирательная система, в рамках которой 71 депутат избирался в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе и 70 депутатов – по пропорциональной избирательной системе по единому (национальному избирательному округу с преференциальным голосованием избирателей.

В соответствии с законодательством при проведении выборов по единому (национальному) избирательному округу список кандидатов политической партии, политической коалиции должен включать не менее 25 кандидатов.

В рамках пропорциональной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии, политической коалиции.

Так, при проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов Главная избирательная комиссия Литвы зарегистрировала списки кандидатов 20 политических партий, 17 из которых принимают участие в выборах по единому (национальному) избирательному округу; всего в составе списков кандидатов и в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам соответствующими избирательными комиссиями зарегистрировано 1.755 кандидатов (на 339 кандидатов больше, чем при проведении 9 октября 2016 года прошлых парламентских выборов).

2.4. В рамках модели списка кандидатов, в которой устанавливается только максимальное число кандидатов в списке кандидатов, при формировании списков кандидатов применяется, как правило, законодательное положение о том, что список кандидатов политической партии, политической коалиции не должен превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в едином (национальном) избирательном округе (например, Австрия, Монако, Словакия, Таджикистан).

Так, в Австрии двухпалатный парламент – Федеральное собрание – состоит из двух палат – Национального совета (нижняя палата) и Федерального совета (верхняя палата).

В состав Национального совета на всеобщих и прямых выборах избирается 183 депутата по региональной пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов и преференциального голосования избирателей.

Кандидаты выдвигаются политическим партиями, политическими коалициями, а также избирательными объединениями, т.е. специально созданными для этой цели группами избирателей.

Число кандидатов, включенных в список кандидатов, не может более чем в два раза превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем избирательном округе.

Для голосования избиратель получает единый трехуровневый (федеральный, земельный и региональный) избирательный бюллетень, в котором он отмечает политическую партию, политическую коалицию, за которую голосует, и дополнительно может отдать свой голос за одного кандидата, включенного в соответствующий федеральный, земельный и региональный список кандидатов.

Распределение депутатских мандатов производится в рамках трехэтапной процедуры: сначала на уровне региональных избирательных округов, затем – земельных избирательных округов и, наконец, на федеральном уровне – едином (национальном) избирательном округе.

При том к участию в распределении депутатских мандатов на федеральном уровне (на уровне единого (национального) избирательного округа) допускаются политические партии, политические коалиции, которые получили не менее 4% голосов избирателей в целом по стране или же получили не менее одного депутатского мандата в региональном избирательном округе.

В Монако при проведении выборов 24 депутатов однопалатного парламента – Национального совета на пятилетний срок применяется смешанная избирательная система.

В соответствии с законодательством список кандидатов политической партии не должен превышать числа депутатских мандатов (24), подлежащих замещению в едином избирательном округе.

Списки кандидатов должны были быть выдвинуты не ранее 15 и не позднее восьми дней до дня голосования.

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций печатаются (размещаются) на отдельных избирательных бюллетенях и включают всех кандидатов списка кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.

Списки кандидатов являются «открытыми» с преференциальным голосованием избирателей.

При проведении 11 февраля 2018 года очередных парламентских выборов в них принимало участие три политические партии.

В соответствии с законодательством избиратель мог проголосовать в целом за 16 кандидатов.

При подсчете голосов избирателей 16 кандидатов, набравшие наибольшее число действительных голосов избирателей, признаются избранными.

Затем для распределения 8 депутатских мандатов по пропорциональной части избирательной системы, подсчитываются голоса избирателей, отданные за политические партии.

При этом если политическая партия совокупно получила 51% действительных голосов избирателей, она получает 20 депутатских мандатов (16 депутатских мандатов, распределяемых по мажоритарной части смешанной избирательной системы + четыре (из восьми) депутатских мандата, распределяемых по пропорциональной избирательной системе).

В Словакии при проведении выборов 150 депутатов Национального совета – однопалатного парламента применяется пропорциональная избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа с использованием преференциального голосования избирателей в отношении не более четырех кандидатов, включенных в список кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.

Заградительный порог для участия политических партий в распределении депутатских мандатов – 5% голосов избирателей, при этом политические коалиции в составе двух или трех политических партий должны получить в национальном масштабе 7% голосов избирателей, в составе четырех и более политических партий – 10% голосов избирателей.

При этом кандидаты, получившие не менее 3% действительных преференциальных голосов избирателей от общего числа действительных голосов избирателей, поданных за политическую партию, имеют приоритет при распределении депутатских мандатов; остальные кандидаты участвуют в распределении депутатских мандатов в порядке очередности их расположения в списке кандидатов.

В соответствии с законодательством в списке кандидатов политической партии, политической коалиции не может быть больше кандидатов, чем подлежит замещению на парламентских выборах (т.е. не более 150 кандидатов).

При проведении 29 февраля 2020 года состоялись очередные парламентские выборы каждая политическая партия, политическая коалиция зарегистрировала по 150 кандидатом в своем списке кандидатов.

В Таджикистане при проведении 1 марта 2020 года очередных парламентских выборов применялась смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система для замещения 63 депутатских мандатов, а именно: 41 депутатского мандата в соответствующих одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства и 22 депутатских мандатов – по пропорциональной избирательной системе, единому (национальному) избирательному окружу и 5% заградительном барьере, в рамках которой в выборах вправе принимать участие представители политических партий и кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения.

Каждая политическая партия вправе была выдвинуть по партийным спискам не более 22 кандидатов по единому (общереспубликанскому или национальному) избирательному округу.

Таким образом, при формировании списков кандидатов применялся законодательный принцип: список кандидатов политической партии, политической коалиции не должен превышать числа депутатских мандатов (22), подлежащих замещению в едином (национальном) избирательном округе.

В рамках пропорциональной части избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

2.5. В рамках модели списка кандидатов, в которой законодательно устанавливается минимальное и максимальное число кандидатов в списке кандидатов по единому (национальному) избирательному округу (например, Армения, Грузия, Сан-Марино) в Армении, как уже отмечалось, в национальный список кандидатов (в первую его часть) политической партии, политической коалиции может быть включено от 80 до 300 кандидатов.

При этом не менее 30% кандидатов, включенных в первую часть национального списка кандидатов, должны быть женщины.

Четыре квотных депутатских мандата (101 (общие депутатские мандаты) + 4 (квотные депутатские мандаты) зарезервированы для представителей соответствующих национальных меньшинств.

Таким образом, национальный список кандидатов может включать в качестве второй (квотной) его части фамилии кандидатов, представляющих четыре наибольших национальных меньшинства (езидов, русских, ассирийцев, курдов).

Данная (квотная) часть национального списка кандидатов политической партии, политической коалиции может, в свою очередь, подразделяться на четыре секции (для каждого из указанных национальных меньшинств).

При этом в каждой секции может быть не более четырех кандидатов соответствующего национального меньшинства.

В Грузии новая редакция Конституции, принятая в 2017 году, предусматривает переход с 2024 года к пропорциональной избирательной системе.

При проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов применялась обновленная смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, в рамках которой из 150 депутатских мандатов, подлежащих замещению, 120 депутатских мандатов подлежали замещению по пропорциональной части избирательной системы, единому (национальному) избирательному округу и «жестким» спискам кандидатов политических партий, политических коалиций, 30 депутатских мандатов – по мажоритарной части избирательной системы в одномандатных избирательных округах.

При проведении указанных выборов кандидаты выдвигались политическими партиями, политическими коалициями, а также группами избирателей в составе не менее пяти избирателей в качестве независимых кандидатов.

При этом в соответствии с принятыми в июле 2020 года законодательными поправками в Избирательный кодекс каждый четвертый кандидат в списке кандидатов политической партии, политической коалиции должен был представлять наименее представленный гендер (пол)3.

При этом политические партии, получающие государственное финансирование, получали дополнительные 30% такого финансирование в случае, если в списке кандидатов политической партии каждый третий (а не четвертый) кандидат представлял наименее представленный гендер (пол).

Политические партии и избирательные блоки вправе были выдвигать по одному кандидату в соответствующем одномандатном избирательном округе и список кандидатов по единому (национальному) избирательному округу (указанный список кандидатов политической партии, избирательного блока (политической коалиции) являлся единым и мог содержать от 100 до 200 кандидатов).

В целом в избирательные бюллетени было включено 50 политических партий, политических коалиций: 48 политических партий и две политические коалиции – «Сила в единстве» (в составе пяти политических партий) и «Георгий Вашадзе – Стратегия Агмашененебели» (в составе двух политических партий) (таким образом, фактически в парламентских выборах принимали участие 55 политических партий).

Всего от 48 политических партий и двух политических коалиций (избирательных блоков) было зарегистрировано 6,880 кандидатов, из которых 2.532 кандидата были беспартийными.

В целом на один депутатский мандат по пропорциональной части смешанной избирательной системы баллотировалось 57 кандидатов (120 депутатских мандатов и 6.880 кандидатов).

В соответствии с обновленным законодательством для участия в распределении депутатских мандатов указанные политические коалиции должны были получить соответственно не менее 5% и не менее 2% действительных голосов избирателей.

При этом политическая партия, политическая коалиция, получившая не менее 40% действительных голосов избирателей по пропорциональной части избирательной системы, приобретает статус политической партии, политической коалиции парламентского большинства и получает право на формирование правительства Грузии; в противном случае формируется коалиционное (межпартийное) правительство4.

В Сан-Марино при проведении выборов 60 депутатов Большого генерального совета – однопалатного парламента применяется пропорциональная избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа и преференциального голосования избирателей с использованием «открытых» списков кандидатов, преференциального голосования избирателей, а также бонусных депутатских мандатов.

В соответствии с законодательством в списке кандидатов политической партии должно было быть не менее 12 и не более 60 кандидатов.

В списке кандидатов должно было быть не менее одной трети представителей одного из гендеров.

В рамках пропорциональной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатами в порядке очередности их расположения в списке кандидатов, получивших наибольшее количество голосов избирателей.

2.6. В рамках модели списка кандидатов, в которой число кандидатов должно точно соответствовать числу замещаемых депутатских мандатов, в Исландии при поведении выборов 63 депутатов Альтинга - однопалатного парламента применяется региональная пропорциональная избирательная система с «открытыми» списками кандидатов политических партий, политических коалиций и преференциальным голосованием избирателей по единому (национальному) и многомандатным избирательным округам.

Для проведения выборов образуется шесть многомандатных избирательных округов, в рамках которых 54 депутатских мандата (из 63) замещаются при отсутствии какого бы то ни было заградительного порога с использованием метода Д’Ондта, при этом многомандатные избирательные округа по численности зарегистрированных на их территории избирателей неравнозначны (на практике расхождения достигает 82%).

Еще девять депутатских мандатов распределяются в рамках единого (национального) избирательного округа между политическими партиями и иными политическими объединениями, которые получили не менее 5% действительных голосов избирателей в национальном масштабе.

Указанные депутатские мандаты рассматриваются как компенсационные (выравнивающие) мандаты с целью выравнивания пропорционального представительства политических партий и иных политических объединений в масштабе страны, но применительно к конкретным многомандатным избирательным округам.

Компенсационные депутатские мандаты распределяются с использованием метода Д’Ондта с тем, чтобы политические партии, иные политические объединения получили такое количество мандатов, которое корреспондировало бы количеству действительных голосов избирателей, полученных политической партией, иным политическим образованием в национальном масштабе.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, иными политическими образованиями.

Списки кандидатов политических партий и иных политических объединений являются «открытыми» с преференциальным голосованием избирателей.

В соответствии с законодательством число кандидатов, включенных в список кандидатов, должно точно в два раза превышать числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем избирательном округе.

2.7. В рамках модели списка кандидатов, в которой законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включаемых в общенациональный список кандидатов, в том числе о количестве первых кандидатов, включаемых в избирательный бюллетень по единому (национальному) избирательному округу, оставляя их решение на усмотрение политической партии, политической коалиции (например, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Нидерланды, Сербия, Черногория) в Венгрии в преддверии проведения в 2018 году парламентских выборов в рамках конституционной реформы была сокращена с 389 до 199 депутатов численность депутатского корпуса парламента.

При проведении указанных выборов было образовано 106 одномандатных избирательных округов, а также единый (национальный) избирательный округ для замещения 93 депутатских мандатов.

Выборы 93 депутатов (из 199) проводятся по пропорциональной избирательной системе, 106 депутатов – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

В соответствии с обновленным законодательством политические партии, политические коалиции (избирательные блоки) могут принимать участие в парламентских выборах по единому (национальному) избирательному округу, если они выдвинули кандидатов не менее чем в 27 одномандатных избирательных округах в девяти областях страны (из 19) и в городе Будапеште – столице Венгрии.

При этом политические партии, представляющие интересы национальных меньшинств (органы местного самоуправления), могут выдвигать самостоятельный национальный список кандидатов.

Законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя решение указанного вопроса на усмотрение политической партии, политической коалиции.

При этом в избирательном бюллетене по единому (национальному) избирательному округу размешаются наименование субъектов права выдвижения список кандидатов в порядке, определяемом жеребьевкой, а также фамилии первых пяти кандидатов в списке кандидатов политической партии, политической коалиции, либо указание на объединенные (связанные) списки кандидатов.

В Казахстане при проведении 10 января 2021 года очередных выборов 98 депутатов (из 107) Мажилиса – нижней палаты парламента в соответствии с обновленным в 2020 году законодательством в парламентских выборах по пропорциональной избирательной системе и единому (национальному) избирательному округу вправе принимать участие только зарегистрированные политические партии; при этом независимые кандидаты не могут участвовать в парламентских выборах, кроме того, политические партии не могут создавать избирательные блоки.

В соответствии с законодательными поправками впервые в списки кандидатов политических партий должно быть включено не менее 30% женщин и (или) молодежи (лиц не старше 29 лет).

В этих условиях единая 30% квота обеспечения представительства женщин и молодежи в списках кандидатов политических партий является обязательной для регистрации списка кандидатов политической партии и допуска политической партии к участию в парламентских выборах, но не является обязательной при распределении депутатских мандатов среди кандидатов в списке кандидатов политической партии.

В соответствии с законодательством политическая партия наделена правом самостоятельного распределения полученных ею депутатских мандатов между кандидатами, включенными в список кандидатов, т.е. порядок (очередность) расположения кандидатов в списке кандидатов не является гарантией для получения кандидатом депутатского мандата в соответствии с указанным порядком расположения кандидатов в списке кандидатов и 30% квотой.

Законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя их на усмотрение политической партии, политической коалиции.

При проведении указанных парламентских выборов пять политических партий выдвинули списки кандидатов, в которые было включено 312 кандидатов, в том числе 90 женщин (28,7%).

Так, правящая политическая партия «Нур Отан» выдвинула список кандидатов в составе 126 кандидатов, в том числе 37 женщин, Народная партия Казахстана – 133 кандидата, в том числе 33 женщины, Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» («Светлый путь») – 38 кандидатов, в том числе 12 женщин, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» («Село») – 19 кандидатов, в том числе четыре женщины, политическая партия «Адал» («Честность») – 16 кандидатов, в том числе четыре женщины.

В Кыргызстане выборы 120 депутатов Жогорку Кенеша – однопалатного парламента проводятся по пропорциональная избирательной системе, единому (национальному) избирательному округу и «жестким» спискам кандидатов политических партий, политических коалиций.

После проведения в 2015 году парламентских выборов и в преддверии проведения указанных выборов в законодательство, в том числе в Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», были внесены существенные изменения.

В частности, для участия в распределении депутатских мандатов политическая партия должна получить не менее 7% голосов (ранее (в 2010 году) – 5%, затем (в 2015 году) – 7%, далее (до июля 2020 года) – 9%) зарегистрированных избирателей в национальном масштабе, а также не менее 0,7% (ранее – 0,5%) голосов зарегистрированных избирателей в каждой из семи областей и городах Бишкек и Оша.

С целью недопущения политической монополии одной политической партии Конституция Кыргызстана содержит ограничение, согласно которому ни одна политическая партия не может получить при распределении депутатских мандатов более 65 депутатских мандатов в 120-местном парламенте.

При проведении 4 октября 2020 года выборов 120 депутатов Жогорку Кенеша в соответствии с обновленным законодательством политические партии должны гарантировать присутствие в списках кандидатов представителям четырех категорий кандидатов, а именно: не менее 30% представителей одного из гендеров, не менее 15% кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам, не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет, а также включение в список кандидатов хотя бы двух лиц с ограниченными физическими возможностями (является новой квотой обеспечения представительства лиц с ограниченными возможностями в составе списка кандидатов).

Законодательство закрепляет также порядок размещения кандидатов указанных четырех категорий в списке кандидатов политической партии, политической коалиции.

Так, каждый четвертый кандидат в списке кандидатов должен быть представителем одного из гендеров; не менее пяти представителей национальных меньшинств и также не менее пяти представителей молодежи должны быть в числе первых 65 кандидатов списка кандидатов политической партии, политической коалиции; кроме того, один из двух лиц с ограниченными физическими возможностями должен быть в числе первых 50 кандидатов списка кандидатов политической партии, политической коалиции.

Вместе с тем указанные квоты в списках должны были обеспечиваться только на момент регистрации списков кандидатов, но не на этапе распределения депутатских мандатов, т.е. законодательство не требовало сохранения квот после регистрации списка кандидатов, что нивелирует эффективность мер, направленных на повышение уровня участия в выборах менее представленных групп.

При проведении указанных парламентских выборов на момент регистрации в списках кандидатов политическими партиями, политическими коалициями были соблюдены установленные законодательством квоты представительства соответствующих категорий кандидатов.

В целом законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя решение указанного вопроса на усмотрение политической партии, политической коалиции.

При проведении указанных парламентских выборов наибольшее число кандидатов (200) включено в списки кандидатов двух политических партий («Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан»), наименьшее (78) – в список кандидатов Партии ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов.

В Молдове в 2017 году законодательно был осуществлен переход от пропорциональной избирательной системы к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, в рамках которой из 101 депутата Парламента Молдовы 50 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, единому (национальному) избирательному округу с «жесткими» списками кандидатов политических партий, политических коалиций, 51 депутат – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах.

При проведении 24 февраля 2019 года парламентских выборов кандидаты (списки кандидатов) выдвигались политическими партиями, политическими коалициями (избирательными блоками), а также в порядке самовыдвижения по соответствующему одномандатному избирательному округу.

В списки кандидатов политических партий, политических коалиций (избирательных блоков), выдвигаемых по единому (национальному) избирательному округу по пропорциональной части смешанной избирательной системы, должно было быть включено не менее 40% кандидатов-женщин.

При этом законодательство не устанавливает порядка размещения (расположения) кандидатов по гендерному признаку в списках кандидатов политических партий, политических коалиций (избирательных блоков).

Законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя их на усмотрение политической партии, политической коалиции.

Всего по пропорциональной части избирательной системы было зарегистрировано 15 участников парламентских выборов: 14 политических партий и один избирательный блок («ACUM Platforma DA și PAS» в составе политической партии «Платформа Достоинство и Правда» и политической партии «Действие и солидарность), по мажоритарной части избирательной системы – 321 кандидат: 264 – представителей политических партий и 64 независимых кандидата.

В целом в общенациональных списках кандидатов было 632 кандидата, в том числе 264 женщины, однако, только 49 из них занимали первые десять позиций в этих списках.

К распределению 50 депутатских мандатов по пропорциональной части избирательной системы были допущены представители четырех политических партий и одного избирательного блока, 51 депутатского мандата по мажоритарной части избирательной системы – 49 представителей политических партий и 2 независимых кандидата.

В Сербии при проведении выборов 250 депутатов однопалатного парламента – Скупщины на четырехлетний срок применяется пропорциональная избирательная система с «жесткими» списками кандидатов политических партий в рамках единого (национального) избирательного округа.

Заградительный порог для участия политических партий в распределении депутатских мандатов – 5% избирательных бюллетеней, выданных проголосовавшим избирателям в соответствии с отметками о выдаче избирательных бюллетеней в списках избирателей.

Политические партии национальных меньшинств законодательно освобождены от преодоления указанного заградительного барьера для участия в распределении депутатских мандатов.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями, а также инициативными группами избирателей численностью не менее 10 человек.

Законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя решение указанного вопроса на усмотрение политической партии, политической коалиции, инициативной группы избирателей.

Вместе с тем в соответствии с законодательством в списках кандидатов политических партий, представляемых на регистрацию в Республиканскую избирательную комиссию Сербии, каждый третий кандидат должен быть представителем наименее представленного пола, при этом после регистрации списка кандидатов сохранение указанной гендерной квоты в списке кандидатов не является обязательным.

При этом в 2011 году в законодательство о выборах были внесены изменения, предусматривающие, что распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов политической партии производится в соответствии с порядком из расположения в данном списке, а не по усмотрению самой политической партии, как это было раньше.

В Черногории при проведении выборов 81 депутата однопалатного парламента – Скупщины на четырехлетний срок применяется пропорциональная избирательная система в рамках единого (национального) избирательного округа с использованием закрытых («жестких») списков кандидатов и квотного парламентского представительства интересов национальных меньшинств.

Списки кандидатов выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями, группами избирателей.Конституция Черногории включает в перечень национальных меньшинств сербов, босняков, албанцев, мусульман, хорватов, представителей других национально-конфессиональных меньшинств.

Списки кандидатов выдвигаются политическим партиями, политическими коалициями, группами избирателей.

При этом в составе списка кандидатов должно быть не менее 30% представителей одного из полов: каждый четвертый кандидат в списке кандидатов должны представлять иной гендер.

В целом законодательство не регулирует вопросы о числе кандидатов, включенных в общенациональный список кандидатов, оставляя решение указанного вопроса на усмотрение политической партии, политической коалиции.

Для участия в распределении депутатских мандатов политическая партия, политическая коалиция должна получить не менее 3% действительных голосов избирателей.

Внутри списка кандидатов депутатские мандаты распределяются в соответствии с порядком расположения кандидатов в списке кандидатов, в том числе при замещении вакантных депутатских мандатов, с соблюдением требований об обеспечении гендерного представительства.

При распределении депутатских мандатов, если политическая партия, представляющая интересы национального меньшинства, не преодолевает 3% заградительный барьер, но набрала не менее 0,7% действительных голосов избирателей, получает три депутатских мандата.

При этом каждый список кандидатов, представляющий хорватское национальное меньшинство, получает по одному депутатскому мандатов при условии, если он получил не менее 0,35% действительных голосов избирателей.

Кроме того, каждое национальное меньшинство, численность которого составляет не менее 1,5% об общей численности населения страны либо 15% в каждом муниципалитете вправе принимать участие в отдельном распределении депутатских мандатов с учетом числа полученных действительных голосов избирателей.

2.8. В рамках модели списка кандидатов, в котором должно быть обеспечено гендерное и иное социальное представительство кандидатов, а также порядка их расположения в списке кандидатов (например, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Сан-Марино, Сербия, Украина, Черногория) в указанных государствах региона ОБСЕ количественный «разлет» квотного гендерного представительства является довольно значительным (об общего состава списка кандидатов): от 15% (например, Кыргызстан) до 25% (например, Грузия), до 30% (например, Армения, Казахстан, Сан-Марино, Сербия, Украина, Черногория), до 40% (например, Молдова).

В Армении также законодательно закреплено положение об обеспечении квотного представительства четырех национальных меньшинств (езидов, русских, ассирийцев, курдов) в списках кандидатов политических партий, политических коалиций.

В некоторых из указанных государств помимо обеспечения гендерного квотного представительства в рамках «пакетного» метода законодательно закреплены и иные разновидности, в частности, социального, квотного представительства, прежде всего молодежи (например, Казахстан), национальных меньшинств, молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями (например, Кыргызстан).

При этом в Кыргызстане законодательно также закреплен порядок размещения кандидатов указанных четырех категорий в списке кандидатов политической партии, политической коалиции.

Так, каждый четвертый кандидат в списке кандидатов должен быть представителем одного из гендеров; не менее пяти представителей национальных меньшинств и также не менее пяти представителей молодежи должны быть в числе первых 65 кандидатов списка кандидатов политической партии, политической коалиции; кроме того, один из двух лиц с ограниченными физическими возможностями должен быть в числе первых 50 кандидатов списка кандидатов политической партии, политической коалиции.

В целом в указанных государствах в списках кандидатов политических партий, политических коалиций по единому (национальному) избирательному округу в рамках обеспечения гендерного и иного социального представительства, в том числе обязательного чередования гендерных кандидатов в списках кандидатов:

- в Армении – не менее 30% кандидатов-женщин должно быть включено в первую часть национального списка кандидатов и, кроме того, представители не менее четырех соответствующих национальных меньшинств должны быть включены во вторую часть национального списка кандидатов,

- в Грузии – при проведении парламентских выборов 2020 года каждый четвертый кандидат в списке кандидатов политической партии, политической коалиции должен представлять наименее представленный гендер (пол),

- в Казахстане – в списки кандидатов политических партий должно быть включено не менее 30% женщин и (или) молодежи (т.е. лиц не старше 
29 лет),

- в Кыргызстане – в соответствии с обновленным законодательством политические партии должны гарантировать присутствие в списках кандидатов представителям четырех категорий кандидатов, а именно: не менее 30% представителей одного из гендеров, не менее 15% кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам, не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет, а также включение в список кандидатов хотя бы двух лиц с ограниченными физическими возможностями, один из которых должен быть в числе первых 50 кандидатов этого списка; при этом каждый четвертый кандидат в списке кандидатов должен быть представителем одного из гендеров,

- в Молдове – в списках кандидатов политических партий, политических коалиций должно быть не менее 40% кандидатов-женщин,

- в Сан-Марино – в списках кандидатов политической партии должно быть не менее одной трети представителей одного из гендеров,

- в Сербии – каждый третий кандидат в списке кандидатов политической партии должен быть представителем наименее представленного пола,

- в Украине – в списке кандидатов политической партии должно быть не менее 30% представителей одного из полов,

- в Черногории – в списке кандидатов политической партии должно быть не менее 30% представителей одного из полов, т.е. каждый четвертый кандидат в списке кандидатов должны представлять иной гендер (пол).

Вместе с тем при проведении парламентских выборов указанные квоты в списках кандидатов политических партий, политических коалиций должны обеспечиваться только на момент регистрации списков кандидатов, но не на этапе распределения депутатских мандатов, т.е. указанные квоты, по существу, являются обязательными только для регистрации списка кандидатов (например, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Сан-Марино, Сербия, Украина, Черногория), при этом в Армении – в отношении обеспечения квотного представительства национальных меньшинств – соблюдение национальной квоты представительства (в случае выдвижения национальных кандидатов) является обязательным как при регистрации списка кандидатов, так и при распределении депутатских мандатов.

Приложение

СПИСКИ КАНДИДАТОВ ПО ЕДИНОМУ (НАЦИОНАЛЬНОМУ) ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ

№ п/п

Государство

Избирательная система

Депутатские мандаты, в том числе замещаемые по единому (национальному) избирательному округу

Список кандидатов, в том числе его составные части

Число кандидатов в списке кандидатов, в том числе в его составных частях

Квотные компоненты списка кандидатов и порядок размещения квотных кандидатов в списке кандидатов, представляемом на регистрацию

1

Австрия

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

183

три вида списков кандидатов:

региональные, земельные и федеральный

списки кандидатов, включаемые в единый избирательный бюллетень

всего не более 366 кандидатов

нет

2

Андорра

смешанная

(мажоритарно-пропорциональная)

28/14

список кандидатов включает основных и резервных кандидатов

14 основных кандидатов и 3 резервных кандидата

нет

3

Армения

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей в отношении
13 районных списков кандидатов

105/101 + четыре квотных депутатских мандата

национальный список кандидатов, состоящий из двух частей: первой (общекандидатской) – 101 кандидат. и второй (квотной для представителей национальных меньшинств) – четыре кандидата

первая часть национального списка кандидатов – от 80 до
300 кандидатов,

вторая часть – не более четырех квотных кандидатов от четырех национальных меньшинств,

кроме того имеются 13 районных списков кандидатов каждой политической партии, политической коалиции

не менее 30% женщин в первой части национального списка кандидатов,

а также по одному квотному представителю каждого из четырех национальных меньшинств

(езидов, русских, ассирийцев, курдов)

4

Венгрия

смешанная

199/93

нет

законодательством не установлено

нет

5

Грузия

смешанная

(до 2024 года)

150/120

нет

от 100 до 200 кандидатов

каждый четвертый кандидат - женщина

6

Исландия

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

63

нет

точно 126 кандидатов

нет

7

Казахстан

смешанная

107/98

нет

законодательством не установлено

не менее 30% женщин и (или) молодежи (т.е. лиц не старше 29 лет)

8

Кыргызстан

пропорциональная

120

нет,

при этом законодательно предусмотрен порядок (очередность) размещения четырех категорий квотных кандидатов в списке кандидатов

законодательством не установлено

законодательно закреплено квотное представительство четырех категорий кандидатов:

не менее 30% женщин,

не менее 15% кандидатов от национальных меньшинств,

не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет,

не менее двух лиц с ограниченными физическими возможностями;

при этом каждый четвертый кандидат в списке кандидатов должен быть представителем одного из гендеров; не менее пяти представителей национальных меньшинств и не менее пяти представителей молодежи должны быть в числе первых 65 кандидатов списка кандидатов; один из двух лиц с ограниченными физическими возможностями должен быть в числе первых 50 кандидатов списка кандидатов

9

Литва

смешанная

с преференциальным голосованием избирателей

141/70

нет

не менее 25 кандидатов

нет

10

Молдова

смешанная

101/50

нет

законодательством не установлено

не менее 40% женщин

11

Монако

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

24

нет

не более 24 кандидатов

нет

12

Нидерланды

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

150

нет

законодательством не установлено

нет

13

Российская Федерация

смешанная

450/225

федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части;

при отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части весь список разбивается на региональные группы кандидатов

не менее 200 и не более
400 кандидатов, при этом в федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам;

в общефедеральную часть списка может быть включено не более 15 кандидатов (с 2021 года, ранее – 105), в региональной части федерального списка должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов

нет

14

Сан-Марино

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

60

нет

не менее 12 и не более 60 кандидатов

не менее одной трети представителей одного из гендеров

15

Сербия

пропорциональная

250

нет

законодательством не установлено

каждый третий кандидат – представитель другого гендера

16

Словакия

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

150

нет

не более 150 кандидатов

нет

17

Таджикистан

смешанная

63/22

нет

не более 22 кандидатов

нет

18

Украина

пропорциональная

с преференциальным голосованием избирателей

(с 2023 года)

450

общегосударственная часть списка кандидатов,

а также

27 региональных подгрупп

общегосударственная часть списка кандидатов –

не более 9 кандидатов,

остальные кандидаты распределяются по 27 региональным подгруппам,

при этом кандидаты из общегосударственной части списка не могут входить ни в одну из региональных подгрупп

не менее 30% женщин

(на выборах в 2019 году)

19

Черногория

пропорциональная

81

нет

законодательством не установлено

не менее 30% представителей одного из гендеров

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Новая редакция Конституции Грузии, которая была принята в 2017 году, предусматривает переход с 2024 года к пропорциональной избирательной системе.

При проведении 31 октября 2020 года очередных парламентских выборов применялась обновленная смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, в рамках которой из 150 депутатских мандатов, подлежащих замещению, 120 мандатов подлежат замещению по пропорциональной части избирательной системы и «жестким» спискам кандидатов политических партий, политических коалиций, 30 мандатов – по мажоритарной части избирательной системы в одномандатных избирательных округах.

[2] Так, в Сан-Марино 2 июня 2019 года был проведен национальный референдум по двум вопросам: одним из вопросов был вопрос о реализации инициативы граждан, требовавших проведения второго тура голосования через 30 дней после дня выборов в Большой генеральный совет в случае, если ни одна из двух основных политических партий не смогла сформировать парламентскую коалицию в течение указанного календарного срока и на этой основе сформировать коалиционное правительство.

Данный вопрос референдума был поддержан участниками указанного референдума.

Так, по данному вопросу референдума в списки участников референдума было включено 34.458 избирателей, в голосовании приняло участие 14.464 участника референдума (41,98%): «за» проголосовало 8,555 избирателей (60,58%), против – 5.566 (39,42%), недействительными было признано 344 бюллетеней для голосования; на этой основе было принято решение о проведении 8 декабря (воскресенье) 2019 года досрочных парламентских выборов.

В соответствии с результатами референдума и законодательством в случае, если не одна из политических партий по итогам голосования в первом туре голосования не получила необходимого большинства депутатских мандатов, либо если ни одна из двух основных политических партий не смогла сформировать коалиционное правительство в течение 30 календарных дней со дня проведения первого тура голосования, проводится второй тур голосования с участием двух основных политических партий, получивших в первом туре голосования наибольшее число депутатских мандатов, и политическая партия, получившая во втором туре голосования больше депутатских мандатов, чем другая политическая партия, дополнительно получает также так называемые бонусные депутатские мандаты для самостоятельного формирования нового правительства.

[3] При этом при проведении парламентских выборов 2028 года и 2032 года каждый третий (а не четвертый) кандидат в списке кандидатов политической партии, политической коалиции должен будет представлять наименее представленный гендер (пол).

[4] К распределению депутатских мандатов по пропорционально части смешанной избирательной системы были допущены представители девяти коллективных участников парламентских выборов: семи политических партий и двух политических коалиций: «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» получила 48,23% голосов избирателей и 61 депутатский мандат, политическая коалиция (избирательный блок) «Сила в единстве», – 27,16% голосов избирателей и 34 депутатских мандата, «Европейская Грузия» – 3,78% и четыре депутатских мандата, «Лело для Грузии» – 3,16% и четыре депутатских мандата, политическая коалиция (избирательный блок) «Георгий Вашадзе – Стратегия Агмашененебели» – 3,15% и четыре депутатских мандата, «Альянс патриотов Грузии» –3,14% и четыре депутатских мандата, «Граждане» – 1,41% и два депутатских мандата, «Новый политический центр – Гирчи» – 1,33% и два депутатских мандата, Лейбористская партия Грузии – 1,01% и один депутатский мандат.

[5] 23 марта 2021 года в первом чтении Государственной Думой был принят законопроект, предусматривающий увеличение общефедеральной части федерального списка кандидатов политической партии с 10 до 20 кандидатов; при этом, предполагалось, что в окончательном виде численность указанной части списка кандидатов будет увеличена до 15 кандидатов.

Во втором чтении, состоявшемся 6 марта, численность общефедеральной части федерального списка кандидатов политической партии в указанном законопроекте составляет 15 кандидатов.