Трынченков Николай: выборы как школа молодого гражданина
Будущее нашей страны напрямую зависит именно от молодежи, которая в скором времени начнет определять векторы развития общества. Однако на данный момент существует тенденция, когда среди граждан растёт доля тех, кто отрицательно или с нигилизмом настроен по отношению к государству в лице его органов, а иногда даже противопоставляет себя им.
05 апреля, 2018
Чтобы решить эту проблему, необходимо целенаправленно и методично держать курс на повышение правовой и политической культуры молодых людей.
Только через сознание граждан можно построить гражданское общество. А начинать нужно со школьных лет, когда юные граждане уже готовы воспринять и осмыслить предназначение и важность демократического правового государства.
В связи с этим видится целесообразным проведение мероприятий преимущественно в игровой и в командно-соревновательной формах.
Реализация подобной модели в перспективе позволяет, не вызывая отторжения среди молодежи, вовлечь в политическую жизнь общества и государства, в пределах создаваемых модельных ситуаций показать необходимость отстаивания активной гражданской позиции.
В этом направлении и осуществляется один из векторов работы Молодежной избирательной комиссии Томской области, члены которой, занимаются повышением уровня правовой культуры и формированием активной гражданской позиции молодежи посредством организации и проведения тематических мероприятий.
В частности, нами был реализован проект «Судьба государства – дело каждого», направленный на повышение политической и правовой культуры молодежи Томской области посредством проведения конкурсов сочинений, плакатов, викторин и дебатов с обучающимися организаций общего образования и студентами организаций профессионального образования.
Основываясь на опыте этих и иных мероприятий, мы предлагаем концепт «Школа молодого гражданина», в рамках которого молодежные избирательные комиссии смогут показать молодым людям необходимость выбора активной правовой позиции, а в перспективе заложить основы подготовки новых членов избирательных комиссий и иных специалистов в сфере избирательного права.
«Школа молодого гражданина» заключается в проведении ряда образовательных событий, среди которых лекции, семинары, дебаты, викторины, брейн-ринги и другие форматы работы с обучающимися 8-11 классов общеобразовательных организаций общего образования и студентами образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Данный концепт представляет собой план взаимосвязанных между собой мероприятий, содержательное наполнение которых может варьироваться в зависимости от региональной специфики и потребностей каждой отдельной молодежной избирательной комиссии, при условии сохранения исходных идей и структуры, что позволяет осуществлять сопоставление между собой результатов проведения мероприятий.
Концепт состоит из следующих этапов:
Первый - координационный, в течение которого осуществляется приём заявок.
Координатором (которым может стать как молодежные избирательные комиссии субъекта РФ, так и любые заинтересованные в правовом просвещении организации), по итогам которого комиссиям организаторам направляется Типовое положение по реализации концепта, в которое включены все предлагаемые форматы проводимых мероприятий, а также эталонные задания и темы для сочинений (данная информация будет подготовлена Координатором на основе опыта мероприятий молодежных избирательных комиссий). По окончанию формирования собственных программ, комиссии направляют Координатору свои региональные положения по реализации концепта, на основе которых Координатором составляется единая синхронизированная карта проведения мероприятий.
При наличии необходимости не исключается внесение корректировок в региональные положения путём согласования мнений между Координатором и комиссией.
Обязательным условием также является участие в качестве лекторов преподавателей образовательных организаций высшего образования или специалистов в сфере избирательного права. Сведения об уровне квалификации привлекаемых лекторов также направляются Координатору.
Предварительный этап заключается в информировании комиссиями возможных участников о проведении концепта, программе его реализации и приёме заявок на участие. Целевую аудиторию составляют обучающиеся 8-11 классов, студенты организаций высшего и среднего профессионального образования. Вместе с заявкой участник направляет сочинение на одну из определенных Региональным положением на основе Типового положения тем. Сочинение носит не отборочный, но предварительно-оценочный характер.
Этап реализации концепта предполагает осуществление мероприятий во всех регионах-участниках. Необходимым условием является качество проведения мероприятий, которое будут обеспечивать комиссии.
В ходе реализации концепта также предполагается параллельно проводимое освещение проводимых мероприятий в социальных сетях, обеспечивающее возможность участников делиться впечатлениями и соображениями по поводу проводимых мероприятий.
Таким образом, реализуя данный концепт, можно достичь повышения правовой культуры молодёжи и формирования ответственного отношения молодёжи перед последующими поколениями за судьбу нашего государства.
Трынченков Николай Алексеевич, член Молодежной избирательной комиссии Томской области