Андрей Шутов о политико-правовых аспектах разработки Избирательного кодекса

Андрей Шутов о политико-правовых аспектах разработки Избирательного кодекса

21 мая в стенах Пятигорского государственного университета состоялось Всероссийское совещание Центров избирательного права и процесса.

24 мая, 2019

Мероприятие организовано  Российским фондом свободных выборов при поддержке Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совместно с избирательной комиссией Ставропольского края и Северо-Кавказским центром избирательного права и процесса  на базе Пятигорского государственного университета с целью обсуждения актуальных вопросов развития электоральной культуры и совершенствования системы правового просвещения.

В совещании, помимо руководителей ЦИПП, приняли непосредственное участие члены ЦИК России, секретарь Центризбиркома Майя Владимировна Гришина, заместитель полномочного представителя Президента России в СКФО Сергей Стариков, заместитель секретаря Общественной Палаты Российской Федерации Александр Точенов, известные представители экспертного сообщества.

 

Председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований Андрей Шутов представил участникам Совещания доклад на тему: "Политико-правовые аспекты разработки проекта Кодекса о выборах и референдумах в Российской Федерации".

Публикуем основные тезисы этого доклада.
 
ГЕНЕЗИС ВОПРОСА

Действующее российское законодательство о выборах и референдумах на протяжении почти трех десятков лет динамично развивается и постоянно совершенствуется.

Неустанные усилия законодателя привели к тому, что на современном этапе реализации конституционного права избирать и быть избранным посвящено свыше тысячи законных и подзаконных нормативных актов.

Появление нормативного обеспечения самым главным образом привело к формированию в России избирательной системы, на основе которой за отмеченный период проведено свыше 16 федеральных, и несколько тысяч муниципальных выборов.  
 
ИЗДЕРЖКИ ЭВОЛЮЦИИ

Однако кратное увеличение законодательного материала также повлекло возникновение ряда ощутимых издержек.

Если говорить в самом общем плане, то за счет постоянного и некритического наращивания количества правовых актов федерального и регионального уровней избирательное законодательство превратилось в многоуровневый, громоздкий и сложный механизм.

На определенном этапе законодательство перестало отвечать строгим требованиям системности, все части которого, какого бы уровня и региона они не касались, должны быть безоговорочно подчинены Духу и Букве конституционного права – избирать и быть избранным.

Если говорить в конкретно-предметном плане, то отмеченное состояние выборного законодательства напрямую сказалось как на правоприменителе, так и на избирателе. Для одних избирательное право стало сложно реализуемым, а для других, как следствие, – трудно доступным.
 
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС

В итоге, возникновение издержек и негативный тренд на нарастание критического отношения к действующему избирательному законодательству привели к формированию социального запроса на разработку и принятие кодифицированного правового акта, все положения которого прошли бы взаимосверку и верификацию на предмет соответствия Основному закону.

При этом важно подчеркнуть, что для разработчиков проекта кодификация законодательства не является самоценностью. Их работа не сводится к решению сугубо юридико-технической задачи. То есть не ограничивается производством простейших арифметических действий.

Сложением совокупности норм в их сумму и вычитанием тех из них, которые являются излишними или чрезмерно противоречивыми.

Авторы Кодекса учитывают современный социальный контекст реализуемого ими мероприятия и его общественно-политическую значимость. На фоне протекающих социально-политических трансформаций и их дестабилизирующей направленности, особенно актуальной видится задача по обеспечению четкой направленности Кодекса и каждого его института на скрепление общества, объединение системных и внесистемных политических сил вокруг его идеалов и ценностей, ожиданий и требований.
 
ЗАДАЧА И ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ

Основная задача, поставленная перед разработчиками – сделать кодифицированный акт четким, ясным и понятным для избирателей и для правоприменителей. Мы полагаем, что Избирательный кодекс не должен характеризоваться избыточным правовым регулированием. В нем будут закреплены основные правовые нормы, регулирующие основы и порядок проведения выборов и организации референдумов, второстепенные нормы выносятся в подзаконные нормативные правовые акты.

Итогом работы должен стать проект Кодекса о выборах и референдумах в Российской Федерации, который бы представлял и символизировал собой новый этап в становлении избирательного законодательства.

Кодекс призван сохранять лучшие выборные практики, сложившиеся в стране, и развивать новые формы реализации непосредственного народовластия, способствовать демократизацию общественного устройства.

Напомним, 4 июля 2018 года Российский фонд свободных выборов и факультет политологии МГУ имени М. В. Ломоносова подписали Соглашение о разработке на базе учебного заведения проекта избирательного кодекса России

Ранее Российский фонд свободных выборов сообщил, что осуществил предварительный отбор исполнителя контракта на разработку проекта избирательного кодекса РФ. Исполнителем был определен факультет политологии МГУ. О том, что российское избирательное законодательство может быть оформлено в избирательный кодекс к следующим выборам в Госдуму в 2021 году ранее говорила председатель ЦИК РФ Элла Памфилова. 

В подписании соглашения приняли участие директор Российского фонда свободных выборов Максим Лесков, декан факультета политологии МГУ, председатель совета директоров Экспертного института социальных исследований Андрей Шутов и завкафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Сурен Авакьян.

Пресс-центр РФСВ