Удобство, понятность и демократичность: кто, как и зачем разрабатывает проект «Избирательного кодекса РФ»
Широкую общественность пригласят к обсуждению и внесению предложений в проект Кодекса «О выборах и референдумах в РФ».
16 июля, 2018
Об этом «Выбору народа» сообщил представитель заказчик работ - глава некоммерческой организации «Российский фонд свободных выборов» (РФСВ) Максим Лесков. К разработке свода законов и норм в простонародье именуемым «Избирательным кодексом» приступят после 18 июля - после подписания документов с техническим заданием и графиком работ. Напомним, 5 июля между РФСВ и представителями института МГУ состоялось подписание соответствующего соглашения о начале совместной работы над проектом Кодекса.
Не забавы ради, а удобства для
Отметим, в настоящее время электоральный процесс на федеральном уровне в России регулируется Конституцией и пятью законами о выборах. Это ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах президента РФ», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тем не менее, по словам Максима Лескова, люди в этих 300-страничных законах не могут свободно ориентироваться и поэтому «очень мало информированы о своих правах и возможностях». Для их удобства и для удобства тех, кто непосредственно участвует в электоральном процессе, все положения систематизируют и внесут ряд новшеств. Заниматься этим предложено ученым-теоретикам, преподавателям и студентам юридического и политологического факультетов Московского государственного университета им. Ломоносова.
Один из будущих авторов проекта Кодекса доктор юридических наук, профессор, завкафедрой конституционного и муниципального права на юрфаке МГУ Сурен Авакьян подчеркнул, что речь идет не только о систематизации уже имеющихся норм права, но и о внесении своих предложений. Однако, по словам Сурена Адибековича, отмашку – вносить их или нет – должны дать политики. Так, например, профессор выступает: за то, чтобы партиям не компенсировали затраты на проведение выборов (чтобы партии участвовали в процессе не для заработка); за то, чтобы был вновь установлен порог явки на выборы; за определенные формы агитации, которые бы не позволяли штабам и сторонникам кандидатов оскорблять конкурентов; за проработку норм по защите личной жизни кандидатов с учетом потребностей избирателей знать о нем больше; за запрет голосования вне территории округа при голосовании по округам и т.д.
- Однако нужно политическое решение: делать это или не делать. И уже тогда мы будем прописывать или не будем, - пояснил Сурен Авакьян.
Исправить исправленное
Теоретическая разработка проекта должна завершиться к концу июня 2019 года. На второй стадии подготовленный проект вынесут на «круглые столы» для обсуждения российских практиков и даже научных экспертов из-за рубежа.
- Подготовка Избирательного Кодекса - это действительно важная задача, которую нужно как можно быстрее решать большим количеством экспертов, которые практикуют профессиональный интерес в отношении выборов и референдумов. Узкий юридический подход здесь не достаточен. Поэтому Максим Александрович (Лесков – прим.авт.) нас ориентирует на широкую, в том числе общественную экспертизу тех новелл, которые будут содержаться в Избирательном Кодексе (он может называться также Кодексом «О выборах и референдумах»). Наша задача выйти на очень серьезный, профессионально выверенный документ, - пояснил историк и политолог, доктор исторических наук, профессор, декан факультета политологии Андрей Шутов.
По словам Андрея Юрьевича, Московский Госуниверситет содействует Центральной избирательной комиссии РФ с 2009 года – с момента подписания с ней специального соглашения об экспертной работе. В прошлом году соглашение было обновлено с новым составом ЦИКа, и витавшая много лет идея создания Избирательного Кодекса была также возрождена. Члены ЦИК РФ согласились, что с единым, унифицированным сводом законов работать было бы легче.
По данным РФСВ, Избирательные Кодексы – идея не новая. Первый такой свод законов был принят в 1894 году в Бельгии (обновлен в 2014 году). С тех пор по подобной системе поступили еще в 40 странах ООН, одна страна в СНГ (Белоруссия) и даже 18 субъектов внутри Российской Федерации. Во всех случаях применение было успешным на практике.
Демократичность от спонсора до экспертов
По словам руководителя «Российского фонда свободных выборов» Максима Лескова, Центризбирком является вдохновителем, но с юридической точки зрения все-таки не заказчиком разработки свода документов. По сути это пока личная инициатива РФСВ, подкрепленная финансированием «Газпрома». По словам Лескова, обращение к наполовину независимому грантодателю позволит избежать «заказа» со стороны власти, а также сделает весь процесс прозрачным.
- Скажите, на поддержку какой еще структуры можно было бы опереться при реализации такого масштабного проекта? Президентские гранты? Но там существует определенная форма подачи, сроки, время и ограничения. В данном случае мы тщательно относимся к вопросам финансовой прозрачности, - пояснил директор РФСВ.
Цену вопроса Максим Лесков старается не называть, ради «предотвращения ненужных споров и дискуссий» и с учетом вероятности изменения сумм на каждый из этапов проекта.
В своем интервью «Выбору народа» Максим Александрович опроверг претензии членов движения (в прошлом Ассоциации – иностранного агента) «Голос» в том, что будет переписан их проект «Избирательного Кодекса» десятилетней давности, а деньги попросту «распилены». По словам Лескова, этот документ с учетом многочисленных изменений в российском законодательстве безнадежно устарел. Однако его «дух» будет присутствовать и в новом проекте. Как оказалось, один из деятелей «Голоса» юрист Аркадий Любарев, уже входит в экспертную группу «Российского фонда свободных выборов» и готов содействовать подготовке нового Кодекса. Помимо членов движения, конечно же, наработки и предложения в Кодекс должны внести члены всех практикующих на юридическом и электоральном поле организаций – Совета по правам человеке при Президенте РФ, Ассоциации по защите избирательных прав граждан «Гражданский контроль», «Российского общественного института избирательного права», «Национального общественного мониторинга», Комитета «За чистые выборы!», а также других НКО и политологов.
На завершающем этапе проект свода электоральных законов подвергнется изменениям с учетом всех поступивших предложений, в том числе от депутатов ГосДумы и членов Совета Федерации. И в итоге, как того ожидает ЦИК РФ, к выборам в Госдуму в 2021 году он будет принят парламентом и сможет быть применен на практике.
- Мы соберем все замечания и обязуемся, что ни одно из предложений не будет куда-то отложено, все они будут внимательно изучены, рассмотрены, получат квалифицированную оценку для того, чтобы у нас получился документ, максимально отвечающий потребностям общества, времени, нашего государства и граждан, - подчеркнул Максим Лесков.
Подробное его интервью о целях проекта, его разработчике, финансировании и обвинениях в «распиле» читайте в интервью по ссылке
Надежда Выскребенцева
Источник: Сетевое издание "Выбор народа"