Безальтернативные парламентские выборы: зарубежный опыт
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.
13 сентября, 2018
1. Законодательство некоторых зарубежных государств предусматривает положения о безальтернативных парламентских выборах и признании кандидатов избранными без проведения голосования избирателей.
При этом в некоторых государствах законодательное закрепление положений о замещении депутатских мандатов без голосования на выборах является следствием выдвижения по соответствующему избирательному округу числа кандидатов, равного числу подлежащих замещению депутатских мандатов.
На этой основе теоретически, конечно, не исключается ситуация, в рамках которой во всех избирательных округах выдвинуто число кандидатов, равное числу подлежащих замещению депутатских мандатов и, таким образом, голосование избирателей не должно проводиться и не проводиться, а все выдвинутые и зарегистрированные кандидаты признаются избранными.
Так, в Бахрейне законодательство допускает избрание безальтернативного кандидата без проведения голосования избирателей.
В Бельгии, государстве – участнике ОБСЕ, законодательство о парламентских выборах также предусматривает положение о безальтернативных выборах.
Так, законодательно закреплено, что в рамках пропорциональной избирательной системы, если по соответствующему избирательному округу зарегистрировано число кандидатов, не превышающее количество подлежащих замещению по соответствующему избирательному округу депутатских мандатов, соответствующей окружной избирательной комиссией непосредственно перед днем общего голосования избирателей все зарегистрированные кандидаты признаются избранными без формального проведения процедуры голосования избирателей.
В Ливане законодательство допускает избрание безальтернативного кандидата без проведения голосования избирателей.
Так, при проведении 8 мая 2016 года очередных выборов в региональных избирательных округах «Бейрут» и «Долина Бекаа» замещению подлежало 2.124 депутатских мандата и 668 мандатов глав муниципальных образований (в Бейруте замещению подлежало 24 депутатских мандата в городском совете); при проведении 15 мая 2016 года очередных местных выборов в региональном избирательном округе «Горный Ливан» голосование избирателей проводилось в 325 муниципалитетах, при этом в 45 из них депутатские мандаты замещались на безальтернативной основе; в региональном избирательном округе «Северный Ливан» избирались депутаты 273 муниципалитетов и 798 глав муниципальных образований.
2. В некоторых государствах региона ОБСЕ замещение депутатского мандата без голосования является следствием занятия лицом выборной парламентской должности в составе депутатского корпуса парламента прошлого созыва (например, Ирландия).
Так, в Ирландии в соответствии со статьей 16 Конституции выборы депутатов, а также замещение вакантных депутатских мандатов Палаты представителей должно проходить в соответствии с законом и при соблюдении соответствующих законодательных положений.
Члены Палаты представителей должны быть избраны по системе пропорционального представительства с использованием единственного передаваемого голоса, в рамках которой избиратели пронумеровывают (по восходящей – начиная с цифры 1) всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень.
Избиратель вправе выбрать (выразить свою преференцию в отношении) только одного кандидата посредством проставления цифровой преференции, при этом избиратель имеет право перенаправить свой голос другому кандидату (другим кандидатам).
При этом законом может быть установлено положение о том, что член Палаты представителей, который был ее председателем непосредственно перед роспуском Палаты представителей, рассматривается как избранный член Палаты представителей на последующих всеобщих выборах без голосования.
3. В некоторых государствах замещение депутатских мандатов предусматривается на безальтернативной основе, но с проведением голосования избирателей (например, Иран, Катар, Маршалловы Острова, Ниуэ, Оман, США).
Так, в Иране при проведении 26 февраля 2016 года выборов 88 членов Собрания экспертов по выборам лидера страны был выдвинут 801 кандидат, затем количество выдвинутых кандидатов сократилось; первоначально было зарегистрировано 166 кандидатов (20,72%), затем – 161 кандидат; в конечном счете, в избирательные бюллетени было включено 159 кандидатов.
При этом первоначально в шести провинциях Ирана было зарегистрировано по одному кандидату в некоторых избирательных округах, т.е. там предстояло безальтернативное голосование (это не запрещается законодательством), затем для обеспечения фактической альтернативности ряд кандидатов был «передвинут» в такие избирательные округа (это также не запрещено законодательством).
В Катаре при проведении 3 мая 2003 года очередных выборов
29 депутатов Центрального муниципального совета в избирательные бюллетени было включено 88 кандидатов, из них четыре человека безальтернативно баллотировались по соответствующим избирательным округам.
При проведении 1 апреля 2007 года третьих по счету выборов 29 депутатов Центрального муниципального совета было зарегистрировано 116 кандидатов, в том числе по двум избирательным округам – безальтернативно.
При проведении 11 мая 2011 года выборов 29 депутатов Центрального муниципального совета в избирательные бюллетени был включен 101 кандидат, в том числе по двум избирательным округам – безальтернативно.
На Маршалловых Островах в соответствии с законодательством о выборах допускается регистрация в избирательном округе и включение в избирательный бюллетень одного кандидата в депутаты Парламента, т.е. допускается безальтернативное голосовании по одной кандидатуре.
Так, при проведении 17 ноября 2003 года парламентских выборов кандидат в депутаты Парламента – действующий Премьер-министр баллотировался в избирательном округе в качестве единственного кандидата в депутаты.
При проведении 21 ноября 2011 года парламентских выборов было зарегистрировано 96 кандидатов, в том числе семь женщин, для замещения 33 вакантных депутатских мандатов (при этом по одному избирательному округу был зарегистрирован только один кандидат – депутат прежнего состава Парламента).
В Ниуэ законодательство о выборах допускает проведение голосования по одной (безальтернативной) кандидатуре на выборах депутатов Законодательной ассамблеи Ниуэ.
В Омане в соответствии с законодательством кандидат считается избранным, если он набрал наибольшее среди других кандидатов по соответствующему одномандатному избирательному округу количество голосов избирателей, а также непосредственно следующий за ним кандидат, если избирательный округ является двухмандатным; при этом законодательство допускает возможность включения в избирательный бюллетень безальтернативных кандидатов, т.е. количество зарегистрированных и включенных в избирательный бюллетень кандидатов в депутаты Совета шуры может соответствовать количеству замещаемых в соответствующем избирательном округе депутатских мандатов; избранными признаются также кандидат и два кандидата, которые оказались единственными кандидатами в окончательных (официальных) списках кандидатов по соответствующим одномандатному и двухмандатному избирательным округам.
В США, государстве – участнике ОБСЕ, законодательство ряда штатов закрепляет возможность регистрации по избирательному округу одного кандидата, т.е. допускает, в конечном счете, безальтернативные выборы.
Так, на выборах в 2006 году такие примеры были (34 безальтернативных кандидата, и некоторые из них были избраны), в том числе связанные с нарезкой избирательных округов применительно к «желательному» кандидату.
Данное положение подвергалось критике со стороны миссии международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ.
При проведении 8 ноября 2016 года выборов 435 депутатов Палаты представителей – нижней палаты Конгресса США в 28 избирательных округах было зарегистрировано 28 безальтернативных кандидатов (6,43% от общего состава депутатского корпуса палаты).
Очередные промежуточные выборов по замещению одной трети депутатских мандатов в Палате представителей состоятся 6 ноября 2018 года.
4. В некоторых государствах замещение депутатских мандатов на безальтернативной основе является сложившейся политической традицией (например, КНДР, Куба).
Так, в КНДР выборы депутатов Верховного народного собрания КНДР являются безальтернативными, поскольку по избирательному округу выдвигается один кандидат.
При проведении 26 июля 1998 года выборов 687 депутатов Верховного народного собрания КНДР было зарегистрировано 687 кандидатов, по одному кандидату на каждый депутатский мандат, т.е. законодательно допускалась регистрация и проведение голосования по одной кандидатуре (безальтернативные выборы).
На Кубе выборы являются безальтернативными – в итоговые списки для голосования во все органы представительной власти вносится то количество кандидатов, которое соответствует числу депутатских мандатов.