Международные принципы наблюдения за выборами
Свободные выборы - один из важнейших демократических способов легитимации государственной власти. Поэтому большое значение имеет практика их проведения в соответствии с международными принципами.
19 сентября, 2017
Один из таких демократических принципов - наблюдение за выборами. Первое международное наблюдение относится к 1857 году, когда дипломаты Австро-Венгрии, Великобритании, Пруссии, России, Турции и Франции наблюдали за ходом проведения плебисцита в Молдавии и Валахии, итогом которого было их выведение из-под административного управления Австро-Венгрии и образование в 1859 году нового государства - Румынии.
За это время международное наблюдение стало важной составной частью любых выборов, превратившись в постоянный институт после образования ООН (24 октября 1945 года). ООН полагает, что «наблюдение за выборами - это наиболее транспарентный и методичный способ продвигать и укреплять демократию и обеспечивать соблюдение прав человека».
Актом универсального характера, формирующим этическую составляющую наблюдения за выборами, является утвержденный 27 октября 2005 года Декларацией принципов международного наблюдения за выборами ООН «Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами». В качестве базовых он определяет следующие аспекты: уважение суверенных прав и международных норм в области прав человека, уважение законов страны и полномочий избирательных органов, уважение организационного единства международной миссии по наблюдению за выборами, неизменное поддержание строгой политической беспристрастности, невоспрепятствование процессу выборов, обеспечение точности наблюдения и профессионализма при вынесении заключений, воздержание от высказывания замечаний для общественности или средств массовой информации до опубликования заявления миссии, сотрудничество с другими наблюдателями за выборами и надлежащее личное поведение.
В кодексе особо оговаривается: «Наблюдатели обязаны следовать любым правомерным распоряжениям, поступающим от правительственных органов, органов безопасности и избирательных органов страны. Наблюдатели также обязаны проявлять уважение к должностным лицам избирательных органов и другим представителям национальных органов власти»
Наряду со всеобщими существуют региональные международные избирательные стандарты.
Речь идет прежде всего о наиболее развернутых и детально проработанных европейских стандартах. Они изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 году, в Копенгагене в 1990 году и в Москве в 1991 году. В пункте 7 Копенгагенской декларации указано, что любые выборы должны соответствовать семи основным критериям. Выборы должны быть универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными.
Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1999 году разработало Руководство БДИПЧ по наблюдению за выборами и Кодекс поведения наблюдателей ОБСЕ. БДИПЧ/ОБСЕ не принимает участия в наблюдении на выборах, проводимых на основе косвенного избирательного права.
Разновидностью региональных международных избирательных стандартов является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в странах - участниках Содружества Независимых Государств (2002). Институт международного наблюдения закреплен в законодательстве ФРГ, Швеции, Нидерландах, Бельгии, Италии, Чехии, Венгрии, Великобритании, всех стран Содружества Независимых Государств и других странах.
Так, в Швеции международных наблюдателей может приглашать Парламент, политические партии и местные администрации.
В Нидерландах глава J (Голосование) параграф 9 (Наблюдатели) Избирательного акта от 28 сентября 1989 года предусматривает приглашение международных наблюдателей Министерством иностранных дел. Они вправе находиться на избирательных участках. Однако более конкретное регулирование института международного наблюдения осуществляется Избирательным советом Нидерландов. В
Великобритании в июле 2006 года парламент принял законодательство, позволяющее индивидам и организациям наблюдать за избирательным процессом на выборах в Соединенном Королевстве.
В США отсутствует единый правовой документ, регулирующий деятельность международных наблюдателей при проведении выборов. Регулированием работы международных наблюдателей занимаются аппараты секретарей штатов. Участие международных наблюдателей не допускается в законодательстве штата Западная Виржиния и округа Колумбия.
В Венгрии международные наблюдатели аккредитуются Государственным бюро по выборам, но на избирательных участках в загранучреждениях международные наблюдатели не присутствуют. В Италии деятельность международных наблюдателей регулируется Законом № 22 от 27 января 2006 года «О срочных положениях по национальному голосованию для соответствующей категории граждан и по допуску к избирательным участкам наблюдателей от ОБСЕ». Международные наблюдатели проходят предварительную аккредитацию в Министерстве иностранных дел, которое за 20 дней до утвержденной даты выборов передает Министерству внутренних дел список наблюдателей для дальнейшей передачи префектам каждой провинции и мэрам городов.
В ФРГ аккредитация международных наблюдателей не требуется. Федеральным законом о выборах, Федеральным порядком организации выборов и другими законодательными актами предусматривается, что доступ на избирательные участки на всех этапах избирательного процесса свободен для всех желающих, включая международных наблюдателей.
Не регулируется институт международного наблюдателя в законодательстве Франции, Испании, Австрии, Польше, Швейцарии и других странах. Вместе с тем во Франции проследить за голосованием может каждый желающий в любое время суток - будь то француз или иностранец.
В Швейцарии иностранные наблюдатели вправе вести наблюдение лишь на уровне общин, кантонов и при проведении общенациональных выборов.
Деятельность международных наблюдателей должна основываться на уважении суверенных прав и международных норм в области прав человека, уважении законов страны, строгой политической беспристрастности; объективности наблюдения, профессионализме при вынесении заключений, невмешательстве в избирательный процесс и открытости. Наблюдение как иностранными, так и отечественными наблюдателями повышает авторитетность избирательного процесса в любом государстве и позволяет создать легитимные институты власти.
Татьяна Охлопкова
P.S. С полным текстом ДЕКЛАРАЦИИ принципов международного наблюдения за выборами можно ознакомиться на этой странице
http://www.osce.org/ru/odihr/elections/16937?download=true