Владимир Лысенко о том, как в других странах решаются вопросы доставки избирателей к месту голосования
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.
28 февраля, 2018
В ряде государств региона ОБСЕ законодательство закрепляет положения о транспортной доставке некоторых категорий избирателей в помещения для голосования избирательных участков (например, Болгария, Финляндия, Франция).
Так, в Болгарии в 2016 году в преддверии проведения 26 марта 2017 года парламентских выборов в закон о политических партиях были внесены изменения, запрещающие бесплатное использование политическими партиями, в частности, государственных и муниципальных транспортных средств в период проведения избирательной кампании, в том числе для доставки избирателей к помещениям для голосования избирательных участков.
В Финляндии законодательство, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 28 января 2018 года президентских выборов, предусматривает возможность транспортной доставки избирателей с ограниченными физическими возможностями к помещениям для голосования специальных участковых избирательных органов (предназначенных для голосования избирателей-инвалидов) для обеспечения их личного и непосредственного участия в голосовании.
Такая возможность предоставлялась избирателям-инвалидам и при проведении 28 января 2018 года президентских выборов.
Во Франции при проведении в мае – июне 2017 года президентских и парламентских выборов законодательство предусматривает возможность транспортной доставки отдельных категорий избирателей с ограниченными физическими возможностями, а именно: слепых избирателей-инвалидов, к помещениям для голосования специальных участковых избирательных органов (предназначенных для голосования избирателей-инвалидов) для обеспечения их личного и непосредственного участия в голосовании.
Модель инициативной организации транспортной доставки избирателей для голосования
В некоторых государствах такая практика развивается спорадически, в том числе по линии кандидатов на выборные должности, что порождает соответствующие жалобы со стороны других участников президентских выборов и избирателей (например, Грузия, Македония, Молдова, Сербия, США, Украина, Черногория, Ливан).
В Грузии при проведении 5 января 2008 года чрезвычайных президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что Объединенное национальное движение организовало транспортную доставку своих сторонников-избирателей к помещениям для голосования ряда избирательных участков.
В Македонии при проведении 11 декабря 2016 года досрочных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, в частности, что для участия в голосовании представителей национальных меньшинств в местах компактного их проживания кандидатами использовался автотранспорт для доставки к помещению для голосования избирательного участка, и это расценивалось, в том числе и БДИПЧ ОБСЕ, в качестве одного из способов оказания «мягкого» давления на чувствительные национальные меньшинства.
В Молдове при проведении 30 октября (первый тур голосования) и 13 ноября (второй тур голосования) 2016 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Наблюдатели ММНВ и многие собеседники МНВ ОБСЕ/БДИПЧ отмечали, что некоторые избиратели из Приднестровья прибывали на выделенные для них участки на автобусах. Некоторые собеседники также сообщали, что транспорт организовывала социалистическая партия или другие сторонники г-на И. Додона и заявляли, что приднестровским избирателям могли платить за голоса или угрожать последствиями, например увольнением с работы. Наблюдатели ММНВ слышали такие обвинения в день выборов, но не смогли их подтвердить.
ЦИК Молдовы опубликовала пресс-релиз, в котором отмечалось, что организация транспорта для содействия участию в выборах не является нарушением закона…»
В Сербии при проведении 2 апреля 2017 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, в частности, что для участия в голосовании представителей национального меньшинства рома и синти (цыган) кандидатами использовался автотранспорт для доставки к помещению для голосования избирательного участка, и это расценивалось, в том числе и БДИПЧ ОБСЕ, в качестве одного из способов оказания «мягкого» давления на чувствительные национальные меньшинства.
В США в судебной практике есть также соответствующие прецеденты: «Народ против Сперл» в 1976 году Маршал Лос-Анджелеса предоставил транспортное средство в распоряжение кандидата, его сотрудников и семьи. Г-н Сперл был приговорен к тюремному заключению; исполнение приговора было приостановлено и заменено на испытательный срок 4 года, на определенных условиях, в том числе заключение на первые шесть месяцев в тюрьме графства и штраф 500 долларов.
В целом в США развита практика доставки политическими партиями своих сторонников к помещениям для голосования избирательных участков.
На Украине при проведении 31 октября (первый тур голосования, 21 ноября (второй тур голосования) и 26 декабря (повторное голосования на втором туре голосования) 2004 года некоторые территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, а также местные органы власти в инициативном порядке организовали транспортную доставку лиц с ограниченными возможностями, а также престарелых избирателей к помещениям для голосования избирательных участков.
В Черногории при проведении 14 октября 2012 года в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что представители двух политических партий подали жалобы в муниципальную избирательную комиссию по поводу незаконного использования правящей политической коалиции государственных транспортных средств для доставки избирателей к помещениям для голосования на ряде избирательных участков.
По данным жалобам были возбуждены, в частности, уголовные дела.
В Ливане при проведении 27 августа – 3 сентября 2000 года очередных парламентских выборов несмотря на заверение Министра внутренних дел Ливана, сделанного после первого этапа голосования 27 августа 2000 года, о том, что выборы проведены в полном соответствии с законодательством о выборах, некоторые общественные организации, наблюдавшие за избирательным процессом, в частности Ливанская ассоциация за демократические выборы, отметили, что имели место случаи, когда, в частности, использовался муниципальный транспорт для организованного подвоза избирателей в помещения для голосования избирательных участков.
Международные документы о транспортной доставке избирателей для голосования
В ряде документов международных организаций содержатся положения об организованном подвозе избирателей к помещениям для голосования избирательных участков.
3.1. Так, в Руководстве по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ 2010 года (шестое издание) содержится глоссарий, в котором, в частности, дается определение понятия «подвозка», а именно:
Подвозка (Bussing) – незаконная схема, при которой избирателей организованно подвозят по очереди к нескольким избирательным участкам с тем, чтобы каждый из них мог проголосовать многократно. Данный термин не относится к ситуациям, когда какая-либо партия или орган власти предоставляют избирателям транспорт для проезда на избирательный участок с тем, чтобы каждый из них мог проголосовать один раз в соответствии с законом.
3.2. В Руководстве Европейского Союза по наблюдению за выборами 2008 года (второе издание) содержатся положения, в том числе в формате вопроса для изучения наблюдателями, а именно:
<…>
• «Принимались ли специальные меры в день выборов, чтобы обеспечить и облегчить участие внутренне перемещенных лиц в избирательном процессе, например, предлагался ли транспорт, если расстояние до избирательного участка слишком большое? Если необходим транспорт, предлагался ли он бесплатно или по сниженной ставке, чтобы участие людей в выборах было для них бесплатным или незатратным?»
<…>
Кроме того, имеются следующие положения:
4.11. Голосование и подсчет голосов
4.11.1. Голосование: право голоса, равное избирательное право и свободное волеизъявление избирателей
Чтобы реализовывать право на голос, избиратели должны иметь доступ к избирательным участкам. Власти отвечают за обеспечение избирателям свободы передвижения до избирательных участков. Расположение избирательных участков является важным фактором, и от избирателей не могут требовать проделывать необоснованно долгий путь или оплачивать транспортные услуги, чтобы добраться до своего избирательного участка. Необходимо принять меры, чтобы лица с ограниченными возможностями могли иметь доступ к выделенным им избирательным участкам.
<…>
3.1.4. Нарезка округов
a) Границы избирательных округов.
<…>
Средства транспорта: фиксирует, как люди из этого округа будут добираться до участка и назад и при каких условиях (пешком, рейсовыми автобусами, на лодке или самолете).
3.3. В Рекомендациях для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (Новая редакция) от 16 мая 2011 года закреплено, в частности, следующее положение:
<…>
6.2. Организация наблюдения за голосованием на избирательном участке (участке референдума)
- затруднен ли доступ на избирательный участок, в частности в помещение для голосования (имеются ли указатели направления движения к помещению для голосования, удобно ли транспортное сообщение, безопасны ли подходы к помещению для голосования, имеются ли перед входом в него информационные стенды);
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.