Владимир Лысенко: в зарубежных странах судимость тоже является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата на пост Президента
Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
11 января, 2018
В 18 (из 35) государствах – участников ОБСЕ, включая Афганистан и Тунис как государства – партнеры ОБСЕ по сотрудничеству, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится с учетом, в частности, наличия у лица судимости (см. Приложение 1).
При этом в Исландии правомочный избиратель в возрасте 35 лет и старше, не отбывающий наказание в виде лишения свободы сроком более четырех лет, вправе принимать участие в президентских выборах.
В Португалии избирательные права лица могут быть ограничены решением суда в качестве составной части наказания за совершение уголовного преступления.
В Туркменистане все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме, в частности, отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления. Это, также означает, что такие лица не могут осуществлять и пассивное избирательное право.
В Узбекистане закреплено, что лица, обвиняемые по уголовным делам не могут принимать участия в президентских выборах.
В 16 государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах прямо не закреплены положения о судимости как основание невозможности избрания лица на должность главы государства (Грузия, Ирландия, Македония, Сербия, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Тунис).
В Румынии в Конституции и законодательстве о выборах установлены некоторые иные ограничения на участие в президентских выборах: к участию в президентских выборов не допускаются лица, которым запрещено быть членами политических партий.
В целом почти в половине государств региона ОБСЕ (в 17 из 35), в которых предусмотрено проведение всеобщих и прямых выборов главы государства, в конституциях и законодательстве предусмотрено ограничение права быть избранным для лиц, которые имеют непогашенную или неснятую судимость, либо были осуждены за совершение преступлений, в том числе тяжких, особо тяжких или военных преступлений.
В целом в государствах региона ОБСЕ используются различные модели несовместимости кандидата на должность главы государства с наличием у него судимости.
В одних случаях в конституциях и законодательстве содержится общая отсылка на отсутствие у лица непогашенной судимости (например, Беларусь) либо конституционного импичмента (например, Литва), в других устанавливаются минимальные календарные сроки для сохранения судимости (Кыргызстан – осужденные правонарушители сохраняют судимость на срок до десяти лет после отбывания наказания, в зависимости от тяжести совершенного преступления).
В некоторых государствах законодательные положения о судимости, влияющей на электоральное участие лица в президентских выборах, были отменены (например, Украина) либо отказались от их введения (например, Словения).
Так, на Украине при проведении 25 мая 2014 года внеочередных президентских выборов (после совершения государственного переворота) положение, согласно которому кандидат на должность Президента Украины не должен иметь судимостей за совершение умышленного преступления, было исключено из новой редакции Закона «О выборах Президента Украины» в соответствии с предыдущими рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии.
В Словении в 2015 году был разработан законопроект, запрещавший гражданам, осужденным к лишению свободы на срок свыше шести месяцев баллотироваться на любые публичные (выборные) должности, был принят к рассмотрению парламентом, но затем был отклонен.
Срок влияния несовершения лицом преступления либо наличия у лица непогашенной или неснятой судимости, препятствующих реализации пассивного избирательного права на президентских выборах, варьируется от шести месяцев (Австрия) до 10 лет (Кыргызстан) либо до 15 лет (Российская Федерация), либо до отмены запрета на занятие выборной должности, принятого судом (Кипр, Польша), в том числе по результатам процедуры импичмента (Литва), либо пожизненное лишение права быть избранным за совершение преступления (Турция), либо несовершение лицом преступления (Монголия).
Вопросам судимости кандидатов на должность главы государства уделяется определенное внимание в некоторых международных документах ОБСЕ, Совета Европы (см. Приложение 2).
Основой лейтмотив указанных документов и решений – ограничения такого рода возможны, при этом любые изъятия из этого права (т.е. пассивного избирательного права) должны быть оговорены законом, преследовать законную цель и не являться произвольными или непропорциональными.
В частности, параграфом 7.3 Копенгагенского Документа СБСЕ от 29 июня 1990 года предусматривается, что государства-участники обеспечат «гарантии всеобщего и равного избирательного права совершеннолетним гражданам», в то же время как параграфом 24 предусмотрено, что ограничения прав и свобод должны быть «строго соразмерны цели закона».
В параграфе 14 Замечаний общего порядка № 25 к статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено положение о том, что «…Если судимость за деяние является основанием для ограничения избирательного права, период такого ограничения должен быть пропорциональным деянию и заключению».
1. Модель наличия непогашенной судимости
В 10 государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах содержится общая отсылка на отсутствие у лица непогашенной судимости (Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Казахстан, Молдова, Польша, Таджикистан, Узбекистан) либо конституционного импичмента (Литва) либо совершенного правонарушения (Монголия).
В Азербайджане в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Азербайджана кандидатами на должность Президента Азербайджана могут быть граждане Азербайджана, ранее осужденные судом за совершение тяжких преступлений.
В Беларуси в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Беларуси кандидатами на должность Президента Беларуси могут быть граждане Республики Беларусь не моложе 35 лет, постоянно проживающие в Республике Беларусь на протяжении последних десяти лет, при условии отсутствия непогашенной судимости.
Таким образом, в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Беларуси право баллотироваться не предоставляется лицам с наличием судимости.
При проведении 11 октября 2015 года президентских выборов такие лица не смогли баллотироваться на этих выборах; кроме того, в соответствии с законодательством такие действия, как участие в несанкционированных мероприятиях, могли привести к возобновлению исполнения их приговоров.
В частности, трем инициативным группам избирателей было отказано в регистрации на том основании, что инициативная группа включала в себя менее 100 членов, одной группе – по причине подачи заявления после окончательного срока подачи, одной по причине отсутствия необходимых документов, одной по причине невыполнения требования десятилетнего проживания кандидата в стране, и одной по причине того, что выдвинутый кандидат имеет непогашенную судимость за участие в массовых беспорядках протестов 2010 года.
В Боснии и Герцеговине пассивным избирательным правом не обладают лица, не обладающие активным избирательным правом, а также ограниченные по суду за совершение тяжких уголовных преступлений, в том числе военных преступлений.
Так, не имеет права быть избранным лицо, которое, в частности:
- отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Международного трибунала по бывшей Югославии;
- которое находится под юрисдикцией Международного трибунала по бывшей Югославии;
- не явилось по требованию Международного трибунала по бывшей Югославии в его расположение.
В Казахстане в соответствии с Конституцией (статья 41) и Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» (статья 4) кандидат должен быть гражданином Казахстана по рождению, не моложе
40 лет, свободно владеть казахским языком и официально проживать на территории страны в течение последних пятнадцати лет. Лица, отбывающие уголовное наказание, лица с непогашенной судимостью, осужденные за преступления или административные правонарушения, включая преступления, связанные с коррупционными действиями, не могут баллотироваться на данную должность.
Как отмечается в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении
26 апреля 2015 года досрочных президентских выборов «…Ограничения, касающиеся длительности проживания, а также абсолютные ограничения, налагаемые на лиц, совершивших преступление, противоречат обязательствам ОБСЕ и другим международным требованиям и стандартам…
Требования к кандидатам следует изменить таким образом, чтобы они не ограничивали чрезмерно право граждан претендовать на государственные должности. Следует рассмотреть возможность снятия требования к продолжительности проживания и обеспечить соразмерность тяжести преступления любых ограничений на право баллотироваться для имеющих судимость…»
В Литве в соответствии со статьей 34 Конституции Литвы право быть избранным устанавливается Конституцией Литвы и законами о выборах.
В соответствии со статьей 78 Конституции Литвы Президентом Литвы может избираться гражданин Литвы по происхождению, проживающий в течение не менее трех последних лет в Литве, если ему ко дню выборов исполнилось не менее 40 лет и если он может избираться депутатом Сейма.
При проведении 11 мая 2014 года очередных выборов Президента Литвы в них намеревался принять участие бывший Президент Литвы, отстраненный путем импичмента, председатель партии «Порядок и Справедливость» Роландас Паксас, однако Главная избирательная комиссия Литвы отказала ему в выдаче подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатом на должность Президента Литвы.
Это было связано, в частности, с тем, что до тех пор, пока в Конституцию Литвы и законодательство о выборах не будет внесена соответствующая поправка, отменяющая запрет лицу, отстраненному от должности Президента Литвы в результате импичмента, принимать участие в президентских выборах, данное лицо не вправе принимать участие в выборах в качестве кандидата на должность Президента Литвы (необходимо отметить, что Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН обязали Литву отменить указанное конституционно-правовое ограничение).
В целом в соответствии со статьей 2 новой редакции Закона Республики Литвы от 7 ноября 2013 года «О выборах Президента Республики» Президентом Республики не может избираться лицо, грубо нарушившее Конституцию Литовской Республики или нарушившее присягу, которое Сеймом в порядке процесса импичмента было отстранено от занимаемой должности или лишено мандата члена Сейма.
Кроме того, соответствующим решением Конституционного суда Литвы Роландасу Паксасу было пожизненно запрещено занимать государственные должности, для вступления в которые необходимо принесение присяги.
В Молдове в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Молдовы право становиться кандидатами на должность Президента Молдовы имеют избиратели с действительным правом голоса как минимум 40-летнего возраста, которые проживают в Молдове хотя бы десять лет и владеют государственным языком.
Пребывающие в местах лишения свободы, с активной судимостью или потерявшие через суд право занимать руководящие должности не могут предоставлять свою кандидатуру на выборы.
В Монголии в соответствии со статьей 30 Конституции Монголии на должность Президента Монголии сроком на четыре года может быть избран исконный гражданин Монголии, достигший 45 лет и постоянно проживающий в Монголии не менее пяти последних лет, т.е. при проведении всеобщих прямых выборов Президента Монголии лицо должно отвечать следующим конституционным требованиям: быть коренным (по рождению) гражданином Монголии, быть не моложе 45 лет, обладать активным избирательным правом, постоянно проживать на территории Монголии не менее пяти последних лет.
Кроме того, кандидаты на должность Президента Монголии не должны иметь просроченных долговых обязательств или налоговых платежей (как это сформулировано в одном из судебных решений), а также совершенных правонарушений.
В Польше при проведении в 2015 году президентских выборов одноврменно с парламентскими выборами право быть избранным на должность Президента Польши не имели лица, осужденные за умышленные уголовные преступления или международные налоговые преступления, а также лишенные по суду избирательных прав в соответствии с Законом о люстрации (в отношении лиц, сотрудничавших с соответствующими службами социалистической Польской Народной Республики).
В Таджикистане при проведении 6 ноября 2013 года президентских выборов на пост Президента Таджикистана могут выдвигаться граждане в возрасте не моложе 35 лет, владеющие государственным языком и проживающие в Республике Таджикистан не менее 10 последних лет.
Лица с «непогашенной» судимостью и профессиональные служители религиозных организаций и объединений не могут быть кандидатами.
В Узбекистане в качестве кандидатов на должность Президента Узбекистана могут выступать граждане, достигшие 35-летнего возраста, свободно владеющие узбекским языком и ко дню выборов проживающие в стране в течение как минимум 10 лет.
Лица, осужденные за преднамеренные преступления, обвиняемые по уголовным делам, а также профессиональные служители религиозных организаций не имеют право выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах.
Как отмечалось в Итоговом отчете БДИП ОБСЕ при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов «…Критерии в виде длительности проживания в стране, степени владения языком, а также безоговорочные ограничения в отношении осужденных за совершение преступлений не соответствуют международным обязательствам и стандартам. Исключение тех, кто только должен предстать перед судом, противоречит принципу презумпции невиновности. Кроме того, некоторые требования к кандидатам, такие как ценз оседлости, владение языком и отсутствие судимости, противоречат международным обязательствам…»
2. Модель наличия непогашенной судимости в течение фиксированного календарного срока
В четырех государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах устанавливаются минимальные или максимальные календарные сроки для сохранения судимости как основания для отказа в выдвижении и регистрации кандидатом на должность главы государства (Австрия, Кыргызстан, Российская Федерации, Турция).
В Австрии в соответствии с Конституцией и законодательством граждане Австрии в возрасте 35 лет и старше могут быть избраны на должность Федерального президента, за исключением лиц, которые осуждены за совершение преступлений и приговорены к лишению свободы на срок более одного года, а также в течение шести месяцев после отбытия наказания.
Кроме того, не обладают пассивным избирательным правом лица, совершившие противоправные деяния, предусмотренные Актом о запрете пропаганды нацизма.
Указанный Акт, принятый еще в 1947 году, запрещает публичную пропаганду нацизма в любой форме.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Австрии данное положение должно в обязательном порядке приниматься во внимание при выдвижении и регистрации кандидатом на должность Федерального президента.
В 2011 году в законодательство о выборах были внесены изменения, связанные с исполнением Австрией решения Европейского Суда по правам человека от 8 апреля 2010 года («Фродль против Австрии») об избирательных правах лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений.
Решение ЕСПЧ предусматривало возможность ограничения государством избирательных прав указанной категории избирателей только на основании судебного решения и только в отношении определенных категорий уголовных преступлений (ранее такие избиратели автоматически утрачивали свое активное и пассивное избирательное право за совершение уголовного преступления в случае их осуждения к лишению свободы – тюремному заключению на срок свыше одного года).
В Кыргызстане Конституция и Закон о выборах запрещают быть кандидатами лицам, не обладающим активным избирательным правом, а также имеющим неснятую или непогашенную судимость.
При проведении 15 октября 2017 года в соответствии с Конституцией и законодательством о выборах осужденные правонарушители сохраняют судимость на срок до десяти лет после отбывания наказания, в зависимости от тяжести совершенного преступления.
При этом закреплено, что с ходатайством о снятии судимости до ее погашения можно обратиться в суд.
В Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 32 Конституцией Российской Федерации не имеют права быть избранными, в частности, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» не имеют права быть избранными также:
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие соответствующих ограничительных календарных сроков после снятия или погашения судимости;
- граждане, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- граждане, в отношении которых вступившим в законную силу приговором суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 указанного Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;
- если срок действия ограничений пассивного избирательного права истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах;
- если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона;
- если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
- при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
В Турции в соответствии с Конституцией и законодательством о выборах при проведении 10 августа 2014 года первых всеобщих и прямых выборов Президента Турции (ранее проводились косвенные президентские выборы депутатами парламента) кандидатом на должность Президента Турции не может быть выдвинуто лицо, которое по решению суда были осуждены за совершение преступления и на этой основе данное лицо лишается пассивного избирательного права пожизненно.
3. Модель неизбрания в случае отбывания лицом наказания в виде лишения свободы или лишения прав быть избранным (пассивного избирательного права)
В четырех государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах устанавливаются ограничения на участие в президентских выборах в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (Болгария) либо лишенных пассивного избирательного права (Кипр, Туркменистан, Афганистан).
В Болгарии в соответствии со статьей 93 Конституции Болгарии Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, отвечающий условиям избрания народным представителем, последние пять лет проживавший в стране.
В соответствии со статьей 65 Конституции Болгарии народным представителем – депутатом Народного собрания (парламента Болгарии) может быть избран болгарский гражданин, который не имеет другого гражданства, достиг 21 года, не находится под опекой, не отбывает наказание в виде лишения свободы.
Для избрания депутатом Народного собрания гражданин Болгарии также должен иметь активное избирательное право.
Не имеют права быть избранными депутатами Народного собрания лица, которые признаны недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, имеют гражданство другого государства.
На Кипре в соответствии со статьей 40 Конституции Кипра каждый имеет право выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента или Вице-президента Кипра, если, в частности, на момент выборов является гражданином Кипра, достиг возраста 35 лет, не был осужден к моменту вступления в силу Конституции Кипра или позднее этого за бесчестящий или морально позорящий проступок и не был лишен права баллотироваться на выборные должности по решению, вынесенному компетентным судом в связи с любым проступком избирательного законодательства.
В Туркменистане все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме объявленных недееспособными судом или отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления.
Это, также означает, что такие лица не могут осуществлять и пассивное избирательное право.
В Афганистане в соответствии со статьей 62 Конституции Афганистана кандидат на должность Президента Афганистана должен отвечать следующим условиям:
- быть гражданином Афганистана, мусульманином, рожденным от родителей-афганцев, и не иметь гражданства другого государства;
- его возраст на день выдвижения кандидатом должен быть не менее 40 лет;
- не должен быть осужден судом за совершение преступлений против человечества, уголовных преступлений или лишен гражданских прав.
4. Модель неизбрания в случае несовместимости лица с членством в политической партии
В некоторых государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах устанавливаются ограничения на участие в президентских выборах в отношении лиц, которым запрещено быть членами политических партий (Румыния).
В Румынии при проведении выборов Президента Румынии кандидаты выдвигаются политическими партиями и в порядке самовыдвижения.
В соответствии с Конституцией (статьи 37 и 40) и законодательством о выборах кандидат на должность Президента Румынии должен быть гражданином Румынии, обладать активным избирательным правом, достичь возраста 35 лет на день выборов, иметь постоянное место жительства на территории страны и не принадлежать к тем категориям граждан Румынии, которые не могут быть членами политических партий, перечисленным в статье 40 Конституции Румынии (не могут входить в политические партии судьи Конституционного Суда, адвокаты народа, магистраты, лица, состоящие на действительной службе в армии, полиции, лица, осуществляющие другие публичные функции, установленные органическим законом.).
Приложение 1
СУДИМОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОТКАЗА В ВЫДВИЖЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
№ п/п | Государство |
Непогашенная или неснятая судимость за совершение преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких |
Фиксированный срок непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких |
Запрет на избрание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы |
1 | Австрия | лица, совершившие противоправные деяния, предусмотренные Актом о запрете пропаганды нацизма | в течение шести месяцев после отбывания наказания
|
лица, осужденные за совершение преступлений и приговорены к лишению свободы на срок более одного года |
2 | Азербайджан | совершившие тяжкие преступления
|
Да | |
3 | Беларусь | непогашенная судимость | Да | |
4 | Болгария | лица, осужденные за совершение преступлений и отбывающие наказание в виде лишения свободы | ||
5 | Босния и Герцеговина | совершение тяжких преступлений, в том числе преступлений военного характера | Да | |
6 | Грузия | Да | ||
7 | Ирландия | Да | ||
8 | Исландия | правомочный избиратель, не отбывающий наказание в виде лишения свободы сроком более четырех лет
|
||
9 | Казахстан | лица с непогашенной судимостью, осужденные за преступления или административные правонарушения, включая преступления, связанные с коррупционными действиями | лица, отбывающие уголовное наказание | |
10 | Кипр | лицо не было осуждено к моменту вступления в силу Конституции Кипра или позднее этого за бесчестящий или морально позорящий проступок и не был лишен права баллотироваться на выборные должности по решению, вынесенному компетентным судом в связи с любым проступком избирательного законодательства | Да | |
11 | Кыргызстан | судимость сохраняется на срок до десяти лет после отбывания наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления | Да | |
12 | Литва | в случае отстранения от должности в рамках конституционно-правовой процедуры импичмента
|
Да | |
13 | Македония | Да | ||
14 | Молдова | непогашенная (активная) судимость или утратившие через суд право занимать руководящие должности
|
Да | |
15 | Монголия | не иметь совершенных преступлений | Да | |
16 | Польша | лица, осужденные за умышленные уголовные преступления или международные налоговые преступления, а также лишенные по суду избирательных прав в соответствии с Законом о люстрации (в отношении лиц, сотрудничавших с соответствующими службами социалистической Польской Народной Республики) | Да | |
17 | Португалия | избирательные права лица могут быть ограничены решением суда в качестве составной части наказания за совершение преступления | Да | |
18 | Российская Федерация * | см. сноску | см. сноску | см. сноску |
19 | Румыния | к участию в президентских выборов не допускаются лица, которым запрещено быть членами политических партий | Да | |
20 | Сербия | Да | ||
21 | Словакия | Да | ||
22 | Словения | в 2015 году парламентом был отклонен законопроект о непогашенной и неснятой судимости
|
Да | |
23 | США | Да | ||
24 | Таджикистан | непогашенная судимость | Да | |
25 | Туркменистан | граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме, в частности, отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления. Это также означает, что такие лица не могут осуществлять и пассивное избирательное право. | ||
26 | Турция | пожизненное лишение лица пассивного избирательного права, которое по решению суда было осуждено за совершение преступления | Да | |
27 | Узбекистан | лица, осужденные за преднамеренные преступления, а также обвиняемые по уголовным делам | ||
28 | Украина | положение о непогашенной судимости было отменено в 2014 году | Да | |
29 | Финляндия | Да | ||
30 | Франция | Да | ||
31 | Хорватия | Да | ||
32 | Черногория | Да | ||
33 | Чехия | Да | ||
34 | Афганистан | лицо не должно быть осуждено судом за совершение преступлений против человечества, уголовных преступлений или лишено гражданских прав | Да | |
35 | Тунис | Да | ||
ИТОГО: | 17 | 4 |
* В Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 32 Конституцией Российской Федерации не имеют права быть избранными, в частности, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» не имеют права быть избранными также:
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие соответствующих ограничительных календарных сроков после снятия или погашения судимости;
- граждане, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- граждане, в отношении которых вступившим в законную силу приговором суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 указанного Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;
- если срок действия ограничений пассивного избирательного права истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах;
- если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона;
- если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
- при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
В целом в 18 (из 35) государствах – участников ОБСЕ, включая Афганистан и Тунис как государства – партнеры ОБСЕ по сотрудничеству, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится с учетом, в частности, наличия у лица судимости.
В 17 государстве региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах не прямо не содержатся положения о судимости как основание невозможности избрания лица на должность главы государства (Грузия, Ирландия, Исландия, Македония, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Туркменистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Тунис).
Приложение 2
ОБЗОР
избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ*
(Варшава, 15 октября 2013 год)
(Извлечение)
…5.3 Избирательное законодательство и практика в государствах-участниках ОБСЕ
5.3.1 Обзор *
Избирательное законодательство и практика в отношении прав и регистрации кандидатов варьировались от страны к стране в регионе ОБСЕ. При этом наблюдался ряд неправомерных ограничений, противоречащих обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам. В некоторых случаях законы государств-участников были оценены как дискриминационные, включая ограничения на этнической основе в Боснии и Герцеговине и возрастные ограничения в Кыргызстане и Туркменистане. В других государствах правовые ограничения были связаны с гражданством и цензом оседлости, уголовной судимостью, а также имелись ограничения, накладываемые на независимых кандидатов и деятельность некоторых политических партий и их членов. В других странах кандидатам было отказано в правах в связи с чрезмерно ограничительным применением процедуры регистрации кандидатов, особенно во время проверки подписей в поддержку кандидатов (Беларусь, Казахстан, Испания)…
…5.3.3 Уголовная судимость
В ряде государств-участников гражданам с уголовной судимостью было отказано в праве баллотироваться вне зависимости от тяжести преступления (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина). Это идет в разрез с принципом соразмерности, закрепленном в параграфе 24 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года. В Беларуси кандидатам было отказано в праве баллотироваться на президентских и парламентских выборах, если они имели в прошлом судимости, даже если судимость была снята. В Турции, согласно Конституции, права баллотироваться были лишены лица, совершившие умышленные преступлениях и приговоренные к более чем одному году лишения свободы, что также вступает в противоречие с принципом соразмерности.
В Таджикистане и Узбекистане вправе баллотироваться было отказано гражданам, которые находились под следствием или в ожидании суда за тяжкие преступления, что противоречит принципу презумпции невиновности, предусмотренному параграфом 5.19 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года…
* Обзор избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (Варшава, 15 октября 2013 год) подготовлен группой экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ – д-р Кристиной Биндер (Австрия), д-р Арменом Мазманяном (Армения), г-н Николаем Вулчановым (Болгария).
***
Резолюция
Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1459 (2005) *
«Об устранении ограничений на право голоса»
(4 июня 2005 года)
(Извлечение)
…3. Ассамблея полагает, что, как правило, приоритет должен отдаваться предоставлению эффективных свободных и равных избирательных прав максимально большому числу граждан, независимо от их этнического происхождения, местожительства, состояния здоровья, статуса военнослужащего или наличия судимости. В должной мере следует учитывать право голоса тех граждан, которые проживают за рубежом.
4. В соответствии с судебной практикой Европейского суда по правам человека любые изъятия из этого права должны быть оговорены законом, преследовать законную цель и не являться произвольными или непропорциональными…
* Обсуждение в Ассамблее 24 июня 2005 года (24-е заседание). См. док. 10553 – доклад Комиссии по юридическим вопросам и правам человека (докладчик - г-н Головатый). Текст, принятый Ассамблеей 24 июня 2005 года (24-е заседание).
Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук