Зарубежный опыт проведения теле - и радиодебатов на выборах

Зарубежный опыт  проведения теле - и радиодебатов на выборах

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

13 марта, 2018

1. ОБСЕ

Из 57 государств – участников ОБСЕ, включая Ватикан, в конституциях и законодательстве 34 государств предусмотрено проведение всеобщих прямых президентских выборов, в 10 государствах предусмотрено проведение косвенных президентских выборов (Албания, Армения (с марта 2018 года), Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Мальта, ФРГ, Швейцария, Эстония), в 3 государствах имеется коллективный глава государства, состав которого избирается как на всеобщих (Босния и Герцеговина, так и косвенных выборах (Андорра и Сан-Марино, при этом в Канаде Генерал-губернатор Канады назначается британским монархом; кроме того, в 10 государствах институт президентства отсутствует (Бельгия, Великобритания Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция) и главой государства пожизненно является монарх.

В трех государствах осуществлен переход от косвенных к всеобщим президентским выборам (Молдова, Турция, Чехия), в Армении (с 2018 года) – наоборот, от всеобщих прямых президентских выборов к косвенным выборам главы государства.

Так, в Армении в соответствии с конституционными поправками, принятыми на национальном референдуме 6 декабря 2015 года, осуществляется переход от всеобщих прямых выборов к косвенным выборам Президента Армении на заседании Национального собрания – парламента Армении (первые косвенные выборы были проведены 4 марта 2018 года).

При проведении президентских и парламентских выборов в 57 государствах – участниках ОБСЕ особый интерес представляют положения, связанные с обязательным или факультативным участием кандидатов в публичных дебатах, периодом проведения либо местом проведения дебатов, в том числе за пределами территории страны (например, Болгария, Дания, Ирландия, Исландия, Монголия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Словения, Чехия, Швеция).

Как теледебаты, так и радиодебаты используются при проведении президентских и парламентских выборов, а также выборов других уровней, в частности региональных и даже муниципальных (местных) выборов.

В ряде государств теледебаты проводятся между представителями всех политических партий, принимающих участие в выборах, либо первоначально между всеми политическими партиями и затем – лидерами двух основных политических партий, либо первоначально между представителями парламентских политических партий, затем – непарламентских политических партий, либо с использованием других организационно-правовых моделей подготовки и проведения дебатов.

В ряде государств организация и проведение теледебатов, контроль за их проведением осуществляет специальный орган – Комиссия по проведению президентских дебатов (например, США) либо специальный наблюдательный совет (например, Бельгия).

Законодательство ряда государств предусматривает некоторые ограничения на количество участников теледебатов, а также на количество участий кандидата на должность главы государства в теледебатах.

«Разлет» теледебатов различен: от одного-двух до шести, 12 сеансов теледебатов и более.

Продолжительность сеансов теледебатов также различается: от одного до трех часов.

Теледебаты проводятся как в рамках тематических обсуждений, так и по другим форматам проведения предвыборной агитации.

Теледебаты проводятся, как правило, в прайм-тайм.

Законодательство и электоральная практика ряда государств допускают изменение формата теледебатов по соглашению всех их участников.

Участие в теледебатах для кандидата на должность главы государства в ряде государств является факультативным, а не обязательным и личным.

Современная электоральная практика и использование современных информационных технологий допускают проведение теледебатов не только в традиционных электронных средствах массовой информации, но также и их ретрансляцию в социальных сетях (в сети Интернет).

В ряде государств теледебаты транслируются не в онлайн-режиме, а в записи.

В некоторых государствах при подготовке к проведению выборов ведущие телерадиоорганизации проводят с потенциальными участниками выборов консультации по модальности проведения теледебатов, в том числе участия в них двух ведущих политических партий.

В некоторых государствах теледебаты транслируются с синхронным переводом государственного языка на другие языки, прежде всего представителей национальных и иных меньшинств.

Теледебаты становятся доступными для лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности, посредством использования телеканалами технологии дублирующих титров («бегущей строки») и сурдоперевода.

Законодательством о выборах некоторых государств предусмотрена возможность проведения дебатов между кандидатами на территории как государства, так и за ее пределами – в помещениях дипломатических представительств или консульских учреждений государства в иностранных государствах.

В целом участники выборов по-разному относятся к дебатам, но практика проведения выборов показывает, что дебаты повышают явку избирателей, в том числе молодых, а также способствуют победе тех политических партий, которые ориентируются на либеральные ценности.

Так, в Андорре теле- и радиодебаты были организованы при проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов.

Национальная теле- и радиовещательная организация Андорры проводила в прямом эфире по одному сеансу теле- и радиодебатов между четырьмя участниками парламентских выборов (представителями политических партий и политических коалиций), а также отдельные дебаты в каждом из семи многомандатных избирательных округов

В Беларуси при проведении 11 октября 2015 года президентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…3 октября в прямом эфире прошли дебаты, в которых приняли участие трое кандидатов и/или их доверенные лица, за исключением действующего Президента…

…Действующий Президент отказался от использования бесплатного эфирного времени и не принимал участия в телевизионных дебатах в прямом эфире между остальными тремя кандидатами, которые были проведены 3 октября…»

В Болгарии в соответствии с Избирательным кодексом политические партии, политические коалиции, независимые кандидаты имеют право участвовать в теледебатах в государственных, а также в частных средствах массовой информации.

При проведении 26 марта 2017 года досрочных парламентских выборов проводились теледебаты.

Некоторые представители политические партии использовали запрещенные законодательством высказывания при проведении теледебатов, в том числе в отношении рома и синти (болгарских цыган как представителей одного из национальных меньшинств).

Национальная телерадиоорганизация («BNT 1»)приглашала принять участие в теледебатах представителей всех политических партий, тогда как частные телекомпании – только представителей основных политических партий.

Национальные телевизионные каналы выделяли для проведения теледебатов по четыре часа эфирного времени.

Региональные национальные теле- и радиоканалы должны были выделять для проведения теле- и радиодебатов не менее одного часа эфирного времени.

При этом решение «BNT» о проведение одного сеанса теледебатов с участием только парламентских политических партий или с участием политических партий, получивших не менее 0,5 % голосов избирателей на прошлых выборах, было обжаловано (жалоба была отклонена).

В Боснии и Герцеговине при проведении 12 октября 2014 года президентских и парламентских выборов проводились теледебаты, при этом были отмечены случаи разжигания межнациональной розни некоторыми участниками дебатов.

Кроме того, в ходе теледебатов практически не обсуждались актуальные вопросы развития Боснии и Герцеговины, предвыборные программы кандидатов в состав этнического (босняк, хорват и серб) трехчленного состава Президиума Боснии и Герцеговины – коллективного главы государства.

В Грузии при проведении 27 октября 2013 года президентских выборов проводились теледебаты.

В соответствии с положениями Избирательного кодекса Грузии только так называемые «квалифицированные» кандидаты на должность Президента Грузии могли принимать участие в теледебатах на равных основаниях.

«Квалифицированные» кандидаты на должность Президента Грузии - это лица, выдвинутые на указанную должность политическими партиями, которые по результатам прошлых парламентских выборов получили не менее 4% голосов избирателей либо не менее 3% – на прошлых местных (муниципальных) выборах.

Телекомпания «GPB 1» организовала теледебаты для двух групп «квалифицированных» кандидатов на должность Президента Грузии соответственно 17 и 18 октября.

Кандидат на должность Президента Грузии Нино Бурджанадзе отказалась принять участие в теледебатах, поскольку она не была включена в первую группу участников теледебатов, в которую были включены Маргвелашвили и Баркадзе.

В Дании предусматривается проведение дебатов между всеми участниками парламентских выборов.

Ряд средств массовой информации при проведении 15 сентября 2011 года парламентских выборов проводили дебаты между всеми участниками выборов, а также дебаты только между лидерами двух основных политических партий.

При проведении 18 июня 2015 года парламентских выборов два ведущих телеканал планировали организацию и проведение теледебатов с участием представителей всех политических партий, а также теледебатов с участием лидеров только двух основных политических партий. При этом один из телеканалов «DR» планировал сделать теледебаты доступными для лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности, посредством использования титров («бегущей строки») и сурдоперевода.

В Испании 9 марта 2008 года публичные дебаты лидеров двух ведущих политических партий были проведены впервые за последние 15 лет, что в целом является необычным для парламентских выборов (т.е. проведение дебатов между лидерами двух политических партий) – всего было проведено два сеанса телевизионных дебатов между лидерами Социалистической партии Испании и Народной партии Испании.

Это вызвало критику со стороны других политических партий, не имевших возможности принять участие в публичных дебатах).

ЦИК Испании, в ответ на обвинение со стороны других политических партий в том, что не обеспечивается равенство политических партий перед законом при проведении дебатов в таком формате, констатировала, что законодательство обеспечивает равное участие, но не равенство, вместе с тем призвала СМИ предпринять меры по предоставлению таким политическим партиям равноценных возможностей.

При проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов также проводились теледебаты, при этом были отмечены случаи разжигания межнациональной розни некоторыми участниками дебатов.

Кроме того, формат теледебатов был подвергнут критике в связи с созданием неравных условий участия в них представителей политических партий.

Государственная телекомпания (канал «Ла 1») организовала проведение двух теледебатов: один сеанс теледебатов с участием представителей девяти политических партий, другой сеанс теледебатов – с участием представителей только двух основных политических партий.

В соответствии с законодательством частные телекомпании должны были организовать теледебаты между представителями только двух основных политических партий, должны были компенсировать другим политическим партиям, представленным в парламенте, но не участвовавших в теледебатах, соответствующим объемом информационного освещения в своих телевизионных программах.

Тем не менее, несколько малых парламентских политических партий подали жалобы в ЦИК Испании на такой подход (формат) организации теледебатов, в том числе в части несопоставимости привлечения внимания телевизионной аудитории, однако им было отказано в удовлетворении их жалоб.

Так, частный телеканал «Ла Секста» организовал теледебаты с участием четырех политических партий и был подвергнут критике за то, что двум непарламентским участникам выборов было предоставлено больше эфирного времени, чем парламентским политическим партиям.

Другой телеканал («Эль Паис») также организовал теледебаты с участием этих же четырех политических партий, при этом теледебаты транслировались также в социальных сетях и на частном телеканале «13ТВ» (лидер одной из политических партий, в отличие от трех других, не принял личного участия в теледебатах).

В Италии при проведении парламентских выборов дебаты не являются распространенным электоральным явлением.

Последние дебаты между двумя основными кандидатами – представителями политических партий были проведены в 2006 году между Сильвио Берлускони и Романо Проди; дебаты проводились на РАИ (государственное телевидение).

В последние десять лет лидеры основных политических партий отказывались участвовать в теледебатах (предпочитали формат интервью с ведущим телекомпании).

При этом лидеры других политических партий принимали участие в теледебатах

При проведении 4 марта 2018 года парламентских выборов было проведено семь сеансов теледебатов: 7 ноября (не принимал представитель политического движения «5 звезд») и 12 декабря 2017 года, 16 и 30 января, 13 февраля (на двух телеканалах) и 278 февраля 2018 года с участием представителей четырех основных политических партий, политических коалиций (правоцентристской политической коалиции, левоцентристской политической коалиции, политического движения «5 звезд» и «LeU»).

Теледебаты проводились на двух телеканалах – «РАИ 3» («Rai 3», пять сеансов теледебатов) и «ЛА 7» («La 7», два сеанса теледебатов).

На Кипре при проведении 17 февраля 2013 года президентских выборов в преддверии первого тура голосования было организовано три сеанса теледебатов между основными кандидатами на должность Президента Кипра; кроме того, при необходимости проведения второго тура голосования предусматривалось проведение одного сеанса теледебатов между двумя кандидатами на должность Президента Кипра.

При этом теледебаты проводились и между другими кандидатами на должность Президента Кипра.

В Кыргызстане при проведении 15 октября 2017 года президентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Положительно, телевизионные дебаты предоставили избирателям возможность получить информацию о кандидатах,… которые иначе были практически невидимы для избирателей,… и представить свою программу, способствуя большему плюрализму…»

В Литве при проведении 9 октября 2016 года парламентских выборов проводились теледебаты.

Решение о проведении теле- и радиодебатов было принято Государственной избирательной комиссией Литвы и финансировалось за счет средств государственного бюджета.

При этом участники парламентских выборов на основе политического соглашения могли самостоятельно согласовать состав участников теле- и радиодебатов.

Некоторые малые политические партии подали в Государственную избирательную комиссию Литвы жалобу на то, что на этой основе они отвергались «большими» политическими партиями в качестве участников теле- и радиодебатов.

Национальная телерадиовещательная организация организовала проведение 12 теледебатов и 7 радиодебатов (при этом по данным ее замеров смотрели теледебаты только 2% телеаудитории).

Проведение теледебатов было организовано также частными телекомпаниями.

В соответствии с решением Высшего административного суда Литвы в теледебатах могли принимать участие и кандидаты, выдвинутые в мажоритарных (одномандатных) избирательных округах.

Теледебаты проводились только на литовском языке.

Участники теледебатов имели право сопровождать трансляцию теледебатов с использованием языков национальных меньшинств, однако они должны были оплачивать такое дополнительное «языковое» сопровождение, в частности, субтитры, за счет средств собственного избирательного фонда.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержалась, в частности, рекомендация о необходимости дополнительного «языкового» сопровождения теледебатов, в частности, в формате субтитров, за счет средств государственного бюджета.

В Македонии при проведении 13 апреля 2014 года президентских выборов были проведены теледебаты, транслировавшиеся по национальному телевидению, между всеми четырьмя кандидатами на должность Президента Македонии.

Один из национальных исследовательских центров также организовал дебаты между кандидатами, однако некоторые ведущие кандидаты, прежде всего от правящей политической партии, не приняли в них участия.

На Мальте при проведении 3 июня 2017 года парламентских выборов теледебаты (четыре сеанса теледебатов) проводились с участием представителей политических партий: три сеанса теледебатов были проведены с участием представителей двух основных политических партий, другой сеанс теледебатов – с участием представителей других политических партий.

В Польше дебаты проводились на одном из каналов ТВ (4), из них: три сеанса дебатов – между главными политическими партиями – в 20.00 (не по сценарию и интересно), один сеанс дебатов – между мелкими политическими партиями – в 16.00.

На другом канале – между всеми политическими партиями и по утвержденному сценарию (менее интересно).

При проведении в 2015 году президентских и парламентских выборов государственная телекомпания «Телевидение Польши» планировала организовать теледебаты с участием, в частности, кандидатов на должность Президента Польши.

В Португалии на прошедших парламентских выборах телевизионные дебаты проводились между лидерами всех парламентских политических партий и отдельно – между лидерами непарламентских политических партий.

При подготовке к проведению 4 октября 2015 года парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками три ведущих телерадиоорганизации провели с потенциальными участниками парламентских выборов консультации по модальности проведения теледебатов.

Поскольку политического соглашения не было достигнуто между всеми политическими партиями, то теледебаты с участием всех потенциальных участников выборов в ходе избирательной кампании не проводились, при этом дебаты проводились только между двумя основными политическими партиями: один сеанс дебатов – по телевидению и другой – на радио.

В Румынии законодательство предусматривает проведение дебатов между кандидатами или их уполномоченными представителями при проведении парламентских и президентских выборов.

При проведении 22 ноября 2009 года президентских выборов было организовано всего лишь несколько теледебатов между кандидатами на должность Президента Румынии

В частности, несколько теледебатов было проведено в последнюю неделю перед первым туром голосования.

3 декабря, перед вторым туром голосования, был проведен только один сеанс теледебатов между двумя кандидатами на должность Президента Румынии.

При проведении 11 декабря 2016 года парламентских выборов национальное телевидение планировало организацию проведения серии теледебатов.

В Сан-Марино законодательством о выборах предусмотрена возможность проведения дебатов между кандидатами на территории как Сан-Марино, так и за ее пределами – в помещениях консульских учреждений Сан-Марино в иностранных государствах (с оплатой организации их проведения за счет средств государственного бюджета – смет расходов Министерства внутренних дел Сан-Марино и Министерства иностранных дел Сан-Марино).

Такие теледебаты были организованы, в частности, при проведении 20 ноября 2016 года досрочных парламентских выборов.

В Сербии при проведении 2 апреля 2017 года президентских выборов кандидат Вучич не принимал участия в теледебатах, что понизило интерес избирателей к ознакомлению с другими участниками президентских выборов.

В Словении при проведении парламентских выборов национальное телевидение «Словения» организовало – в рамках особой организационно-технологической модели с учетом статуса участников выборов – проведение шести сеансов теледебатов с участием представителей политических партий, политических коалиций, которые зарегистрировали списки своих кандидатов во всех восьми многомандатных избирательных округах.

В первом сеансе теледебатов принимали участие представители только парламентских политических партий, во втором – непарламентских политических партий; при проведении трех сеансов теледебатов использовалась смешанная модель с определением состава участников теледебатов посредством жеребьевки; в последнем сеансе теледебатов принимали участие представители 13 политических партий, политических коалиций, которые зарегистрировали списки кандидатов во всех восьми многомандатных избирательных округах.

При проведении 22 октября 2017 года президентских выборов телекомпании также проводили серию теледебатов с участием всех кандидатов на должность Президента Словении.

В Узбекистане при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Хотя изменения, внесенные в законодательство в 2015 году, предусматривают проведение дебатов, все четыре кандидата предпочли не вступать в публичные обсуждения и, как правило, не оспаривали программы и не подвергали сомнению достижения друг друга. В своих речах никто из кандидатов не выступил с критикой в адрес правительства или проводимой им государственной политики…»

Во Франции на прошедших еще в 2012 году президентских выборах дебаты во втором раунде привлекли внимание 20 млн. избирателей; продолжительность дебатов – 2 часа.

При проведении в 2017 году президентских и парламентских выборов дебаты проводились в традиционных электронных средствах массовой информации, а также транслировались в социальных сетях.

В ФРГ при проведении 24 сентября 2017 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что планировалось проведение дебатов между представителями политических партий, принимающих участие в выборах в Бундестаг, а также между двумя основными кандидатами на должность Канцлера ФРГ.

В Хорватии в соответствии с законодательством национальные государственные и частные телекомпании обязаны провести один сеанс теледебатов каждая.

При проведении 8 ноября 2015 года парламентских выборов телерадиоорганизации проводили теледебаты; состав участников дебатов определялся на основе результатов опросов общественного мнения, т.е. на рейтинговой основе.

В результате одной из жалоб одна из телекомпаний отменила проведение таких теледебатов (в составе представителей пяти политических партий, отобранных на основе рейтингового метода).

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении указанных выборов содержится рекомендация о снятии запрета на проведение телекомпаниями только одного сеанса теледебатов, и предоставлении им возможности проведения неограниченного количества таких дебатов.

В Черногории при проведении 7 апреля 2013 года президентских выборов теледебаты, транслировавшиеся по национальному телевидению 5 апреля в прямом эфире, были проведены только между двумя кандидатами на должность Президента Черногории.

При этом теледебаты фокусировались преимущественно не на национальных проблемам, а на недостатках кандидатов.

В Швеции проводятся телевизионные дебаты, которые являются дифференцированными: при проведении 19 сентября 2010 года парламентских выборов теледебаты проводились между представителями правящей политической партии (Премьер-министром) и основной оппозиционной парламентской политической партии (продолжительность теледебатов – один час) и, кроме того, проводятся теледебаты между представителями всех других политических партий (продолжительность теледебатов – два часа).

В Эстонии в соответствии с законодательством при проведении 1 марта 2015 года очередных парламентских выборов планировалось проведение на эстонском телевидении и радио шести сеансов тематических дебатов с участием представителей всех десяти политических партий, принимавших участие в выборах.

При этом на трех сеансах дебатов предполагалось участие представителей шести политических партий, которые зарегистрировали максимальное количество своих кандидатов (четыре парламентские и две непарламентские партии выдвинули и зарегистрировали в составе своих списков кандидатов максимально возможное количество кандидатов в 12 многомандатных избирательных округах – по 125), а в двух сеансах дебатов – представителей остальных четырех политических партий. Заключительные дебаты проводились с участием лидеров соответствующих двух категорий политических партий.

Проведение теледебатов сопровождается бегущей строкой на русском языке; при этом отдельные дебаты между представителями ряда политических партий могут быть проведены на русском языке.

Дебаты были организованы не только на государственном телевидении и радио, но и частными средствами массовой информации.

В ряде государств региона ОБСЕ право проведения дебатов и определения состава их участников предоставлено исключительно средствам массовой информации (например, Чехия), в других – эти вопросы законодательно не регулируются.

Так, в Австрии ТВ и радио самостоятельно организуют дебаты между кандидатами на должность Федерального президента, а при проведении парламентских выборов – между представителями политических партий.

При проведении 24 апреля 2016 года президентских выборов Телерадиовещательная корпорация Австрии планировала организовать серию теледебатов между кандидатами на должность Федерального президента.

При проведении 15 октября 2017 года парламентских выборов Телерадиовещательная корпорация Австрии планировала организовать 16 теледебатов между участниками выборов.

В Бельгии ТВ и радио самостоятельно организуют дебаты в прайм-тайм (при этом при проведении одних их парламентских выборов две политические партии обжаловали действия некоторых ТВ и радио-кампаний, которые не пригласили их к участию в дебатах).

Франкоговорящий Наблюдательный совет рекомендовал, например, привлекать к участию в дебатах всех кандидатов.

При проведении 25 мая 2014 года парламентских выборов на государственном (национальном) телевидении также были организованы теледебаты. При этом за неделю до дня голосования во Франции умер один из бывших Премьер-министров Бельгии и ряд теледебатов были отменены; в этих условиях несколько фламандских политических партий в течение нескольких дней не проводили своей предвыборной агитации.

В Ирландии проводятся теледебаты с участием 3–5 участников парламентских выборов (кандидатов либо представителей политических партий, политических коалиций).

При проведении 26 февраля 2016 года парламентских выборов было организовано несколько теледебатов между лидерами политических партий; при этом два сеанса теледебатов были проведены, в частности, на государственном телевидении, один – на телекомпании на ирландском языке.

В Исландии теледебаты проводят государственные и частные телекомпании.

При проведении 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов национальная государственная телерадиокомпания планировала организацию проведения двух теледебатов между кандидатами.

Для формирования состава участников одного из сеансов теледебатов были сформированы две группы кандидатов – представителей политических партий; в основу формирования состава указанных групп были положены результаты опросов общественного мнения.

В Канаде порядок проведения публичных дебатов законодательством не урегулирован; консорциум средств массовой информации организует публичные дебаты между кандидатами, являющиеся основным элементом предвыборной агитации кандидатов и политических партий.

Дебаты проводятся в англоязычных и франкоязычных электронных средствах массовой информации.

Так, при проведении досрочных парламентских выборов 2006 года публичные дебаты состоялись четыре раза: дважды на английском языке и дважды – на французском; в 2004 году лидер Партии зеленых не был приглашен для участия в дебатах, в отличие от лидеров парламентских партий.

При проведении 19 октября 2015 года парламентских выборов также были проведены теледебаты.

Консорциум национальных средств массовой информации традиционно провели два сеанса теледебатов: один сеанс теледебатов – на английском языке, другой сеанс – на французском языке.

При этом в мае Консервативная партия заявил, что не будет принимать участие в национальных теледебатах; вместо этого лидер консерваторов Джон Харпер намерен принять участие в пяти независимых теледебатах.

В связи с этим не состоялись, в частности, в прямом эфире теледебаты по вопросам обеспечения равенства прав мужчин и женщин (это должны были быть первыми за последние 30 лет дебаты по гендерному вопросу).

В конечном счете, Консорциумом национальных средств массовой информации была достигнута договоренность о проведении пяти теледебатов с участием лидеров трех основных политических партий.

Партия «Зеленые» и «Квебекский блок» были приглашены для участия только в двух теледебатах; по этому поводу партия «Зеленые» подала жалобу.

В целом, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, формат теледебатов и критерии отбора участников законодательно ясно и исчерпывающим не определены.

В Латвии при проведении 4 октября 2014 года парламентских выборов был организован ряд теледебатов, в том числе с тематическим форматом о статусе русского языка, о государственном финансировании программ обучения представителей национальных меньшинств.

При проведении указанных выборов на государственном ТВ-канале дебаты проводились только на латышском языке, тогда как на прошлых выборах они сопровождались синхронным переводом на русский язык.

На частных телеканалах было проведено семь обязательных сеансов теледебатов за счет государственных бюджетных средств (один сеанс теледебатов – на русаком языке, пять теледебатов на региональных телеканалах – на латышском языке, один сеанс теледебатов – между основными претендентами на должность Премьер-министра Латвии).

Кроме того, частные телеканалы дополнительно организовали проведение серии последующих теледебатов.

В Лихтенштейне законодательство прямо не регулирует участие средств массовой информации в оказании содействия кандидатам при проведении выборов.

Имеется одна государственная телевизионная станция, а также радиостанция, которые организовывали дебаты и интервью с кандидатами. При проведении 6 и 8 февраля 2009 года парламентских выборов Партия «Открытый список» обжаловала в Правительство Лихтенштейна порядок проведения теледебатов между кандидатами на должность Премьер-министра Лихтенштейна, к которым были допущены представители только двух вышеуказанных политических партий.

При проведении 5 февраля 2017 года парламентских выборов рядом теле- и радиокомпаний также проводились теле- и радиодебаты.

В Люксембурге при проведении 20 октября 2013 года досрочных парламентских выборов было организовано проведение теледебатов.

В Молдове при проведении 30 октября 2016 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Кампания, включавшая телевизионные дебаты, позволила обоим кандидатам обратиться к избирателям напрямую…

…6 сентября ЦИК Молдовы совместно с Советом утвердила «Правила практического применения принципов справедливого, сбалансированного и беспристрастного освещения» для вещателей. Эти правила обязали государственных и коммерческих вещателей с национальным покрытием организовать дебаты с кандидатами или их представителями по усмотрению редакции…

…Во время обоих туров только государственный вещатель выполнил обязательство по организации дебатов и предоставлению бесплатного эфирного времени. Однако три телеканала с ограниченным вещанием из участвовавших в мониторинге — «Журнал ТВ», «Про ТВ» и «ТВ7» — тоже организовали дебаты, в то время как «Прайм» и «Публика ТВ», вещающие на всю страну, этого не сделали…

…В эфир вышли пять теледебатов между двумя кандидатами, что позитивно повлияло на информирование избирателей. Однако кандидаты часто обменивались взаимными обвинениями, порой очень жесткими, и не вели предметного обсуждения….»

В Нидерландах отбор участников дебатов производится исключительно по усмотрению СМИ.

С учетом того, что мусульманская община имеет 8 депутатских мандатов, были организованы дебаты исключительно по вопросам, имеющим отношение к данной категории избирателей, т.е. дебаты по национальному (религиозному) принципу.

Дебаты интенсивно использовались, в том числе накануне дня голосования. Дебаты продолжались и в день голосования, а также на следующий день после выборов. Дебаты проводят практически все ТВ-каналы.

При проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов ряд национальных и частных средств массовой информации организовали серию теледебатов между участниками выборов.

При этом один из лидеров одной из политических партий отказался от участия в теледебатах и сконцентрировался на проведении предвыборной агитации в социальных сетях.

Теледебаты на национальном телевидении («NOS») были организованы 13 и 14 марта, на частной телекомпании («RTL») – 26 февраля и 5 марта. Национальное телевидение пригласило к участию 13 марта в теледебатах лидеров двух основных политических партий, 14 марта – представителей 14 политических партий, основываясь на парламентском статусе политических партий и рейтинге опросов общественного мнении; частная телекомпания – на наивысшем среднем рейтинге опросов общественного мнения (для участия в первом сеансе теледебатов было приглашено пять политических партий, во втором сеансе – восемь политических партий).

Национальное телевидение «разбило» каждый сеанс теледебатов на шесть сегментов по 8-10 минут, в течение которых представители двух-трех политических партий дебатировали между собой.

Другие телеканалы также организовали проведение теледебатов.

В США информационное обеспечение выборов стало возможным благодаря использованию разнообразных программ, особенно на телевидении, таких как дебаты.

Еще в 2008 году публичные телевизионные дебаты проводились трижды между кандидатами на должность Президента США и дважды – между кандидатами на должность Вице-президента США.

Телевизионные дебаты были организованы 26 сентября, 2, 7 и 15 октября специальной Комиссией по президентским дебатам (дебаты проводились на бесплатной основе для кандидатов).

В соответствии с законодательством кандидаты на должность Президента США и Вице-президента США не имеют права на равное эфирное время, в том числе в части участия в теледебатах.

Для участия в теледебатах кандидаты должны были получить поддержку не менее 15% участников последних пяти национальных опросов общественного мнения.

При проведении 8 ноября 2016 года президентских выборов специальная Комиссия по президентским дебатам организовывала теледебаты только между двумя парами основных кандидатов (кандидатов на должность Президента и Вице-президента США от Республиканской парти и Демократической партии).

31 августа 2015 года и 5 августа 2015 года Окружной суд Федерального округа Колумбия (Вашингтон) отказал кандидатам на должность Президента США Джонсона и Стайн в их совместной жалобе (иске) к Федеральной избирательной комиссии США и Комиссии по президентским дебатам о допуске к участию в теледебатах наряду с кандидатами от двух ведущих политических партий США.

В целом была организована серия теледебатов между двумя основными кандидатами на должность Президента США, а также между кандидатами на должность Вице-президента США, которая привлекла рекордное количество зрителей в политической электоральной истории США.

Первые дебаты были проведены 26 сентября и их смотрели 84 млн. телезрителей (зрительский рекорд), вторые теледебаты были проведены 19 октября и их смотрели третья по численности телезрителей аудитория.

На Украине при проведении 25 мая 2014 года внеочередных президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Положительным моментом стала инициированная государственным телевидением организация и трансляция дебатов между всеми кандидатами… …Государственный «Первый национальный» канал, в качестве положительной инициативы, организовал и транслировал «Национальные дебаты» всех кандидатов. В контексте сдержанной избирательной кампании эта инициатива стала важным вкладом, который дополнительно позволил гражданам сделать осознанный выбор…»

Вместе с тем, «…Данные дебаты на «Первом Национальном» не соответствовали положениям Закона о выборах в части дебатов кандидатов. Вместо этого вещательная организация создала свой собственный формат с тремя кандидатами в каждом из семи раундов дебатов… …П. Порошенко получил приглашение принять участие в дебатах с Ю. Тимошенко в этом ток-шоу, но отказался…»

При этом «…Закон о выборах строго регламентирует формат теледебатов с участием кандидатов как в государственных, так и в частных СМИ, потенциально ограничивая объем оживленной публичной дискуссии между участниками избирательной гонки…

…Статья 62 Закона «О выборах Президента Украины» предусматривает, что в дебатах могут принимать участие только два кандидата, и что каждый кандидат может принять участие в дебатах только один раз на одном канале в течение избирательной кампании…»

В Финляндии в соответствии с Законом о средствах массовой информации 1993 года дебаты организуют сами СМИ.

При проведении 28 января 2018 года президентских выборов планировалось организовать в период проведения избирательной кампании 12 дебатов (все кандидаты изъявили желание принять участие в теледебатах), при этом ведущая телекомпания планировала организовать проведение двух теледебатов с ее ведущим и с участие всех кандидатов на должность Президента Финляндии.

В Чехии предусматривается проведение дебатов между участниками парламентских выборов.

Вместе с тем участие в дебатах представителей тех или иных участников парламентских выборов зависит от усмотрения самих средств массовой информации; некоторые из них организуют такие дебаты только между политическими партиями, политическими движениями, политическими коалициями, которые на прошлых парламентских выборах получили не менее 5% голосов избирателей, другие, например, при проведении 28–29 мая 2010 года очередных парламентских выборов, – разовые областные (земельные) дебаты в каждом из 14 многомандатных избирательных округов и один раз – национальные дебаты непосредственно перед днем голосования между двумя основными политическими силами, выявленными по итогам опроса общественного мнения.

При проведении в 2013 году первых всеобщих прямых президентских выборов на государственном телевидении были проведены теледебаты, каждый раз в которых принимали участие по три кандидата, отобранные жеребьевкой; при этом 10 января 2013 года были организованы финальные теледебаты с участием всех девяти кандидатов на должность Президента Чехии.

В проведенных два раза радиодебатах на государственном радио принимали участие соответственно пять и четыре кандидата, а 9 января 2013 года состоялись финальные радиодебаты с участием всех девяти кандидатов.

Частные теле- и радиокомпании также организовали дебаты между всеми кандидатами, при этом порядок их участия в дебатах определялся с учетом результатов опросов общественного мнения.

При проведении 28 января 2018 года президентских выборов дебаты проводились между всеми кандидатами на должность Президента Чехии в традиционных средствах массовой информации (на ТВ и радио), а также – и это новое явление в электоральной предвыборной агитации – транслировались в социальных сетях.

При этом теледебаты проводились только между теми представителями политических партий, которые по результатам опросов общественного мнения могли быть представлены в парламенте (парламентские выборы проводились одновременно с президентскими выборами).

В ряде государств проведение дебатов во время парламентских и президентских выборов – пока довольно редкое явление (например, Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Казахстан, Литва, Монако, Монголия, Норвегия, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Швейцария).

В Азербайджане при проведении 9 октября 2013 года президентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, мониторимые Миссией телекомпании не организовывали проведение теледебатов.

В Албании при проведении 25 июня 2017 года парламентских выборов ни один из лидеров основных политических партий (Демократической партии и Социалистической партии), несмотря на приглашение, не принял участия в теледебатах.

Таким образом, в целом теледебаты не проводились.

В Армении при проведении 2 апреля 2017 года парламентских выборов несколько неправительственных общественных организации и региональных СМИ предприняли попытки организовать проведение теледебатов между участниками парламентских выборов, однако эффект от их проведения был ограниченным.

В целом на ведущих телевизионных каналах не было организовано теледебатов между представителями политических партий.

Некоторые ведущие политические партии отказались от участия в теледебатах.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится рекомендация о необходимости организации теледебатов.

В Болгарии, несмотря на законодательное дозволение, кандидаты, особенно лидеры политических партий, всячески избегали своего участия в публичных телевизионных дебатах, ограничивая возможности для избирателей сделать свой осознанный выбор в день голосования.

В Великобритании в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ о проведении 8 июня 2017 года досрочных парламентских выборов не содержится информации об использовании кандидатами теледебатов при их проведении.

В Венгрии политические партии и кандидаты при проведении предвыборной агитации участники выборов стали широко использовать технологические возможности сети Интернет, в том числе различных социальных сетей, и на этой основе такая форма предвыборной агитации, как дебаты между кандидатами, представителями политических партий, существенно уменьшилась (в отличие от прошлых парламентских выборов).

При проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов ЦИК Венгрии 27 марта приняла решение в адрес частного телевизионного канала «ATV» и ежедневной газеты «Непсабатшаг» о том, что без участия представителя политической партии «Йоббик» проведение теледебатов между кандидатами политических партий на должность Премьер-министра Венгрии не могут быть проведены.

1 апреля данное решение поддержал Верховный Суд Венгрии, в частности, в связи с тем, что теледебаты являются одним из важных средств влияния на выборы и волеизъявление избирателей.

В этих условиях теледебаты между кандидатами политических партий на должность Премьер-министра Венгрии не были проведены. В целом лидер «ФИДЕШ» Виктор Орбан отказался от участия в любых теледебатах.

В Греции перед проведением 6 мая 2012 года досрочных парламентских выборов политические партии, политические коалиции не смогли договориться о формате и составе участников телевизионных дебатов, в связи с этим теледебаты не проводились.

В Казахстане при проведении при проведении 26 апреля 2015 года досрочных президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Несмотря на то, что предвыборная кампания была заметна в СМИ на национальном и местном уровнях, в них не были представлены дебаты или интервью и практически отсутствовал углубленный анализ. Кроме того, ЦИК Казахстана так истолковала Закон о выборах, что любое предоставление кандидатам эфирного времени вне рамок выпусков новостей рассматривалось как агитация и подлежало оплате. Данное обстоятельство в сочетании с пониманием СМИ своей роли в строгом соблюдении принципа равных возможностей ограничивало редакционную свободу и не способствовало аналитическому освещению или критическому обсуждению со стороны общественности. Отсутствие всесторонней информации об избирательной кампании значительно ограничивало возможность избирателей сделать осознанный выбор…»

В Литве при проведении 11 мая 2014 года очередных президентских выборов кандидаты на должность Президента Литвы практически не проводили своей предвыборной агитации посредством размещения агитационных материалов; проводимые с участием всех семи зарегистрированных кандидатов теледебаты носили в основном информационный характер.

В Монако при проведении 10 февраля 2013 года парламентских выборов теледебаты между участниками выборов не проводились.

Частая радиокомпания «Радио Монако» планировала организовать и провести радиодебаты между представителями двух ведущих политических партий, однако они не были проведены в связи с тем, что политические партии не достигли соглашения о формате проведения радиодебатов. Так, представитель одной политической партии предлагал провести радиодебаты с участием представителей трех кандидатов от каждой политической партии, так как список кандидатов был составлен из представителей нескольких политических партий, тогда как представитель другой политической партии настаивал на проведении радиодебатов только между лидерами политических партий.

В Монголии при проведении в 2009 году, а также в 2017 году президентских выборов проводились дебаты между основными кандидатами на должность Президента Монголии.

В Норвегии при проведении парламентских выборов 9 сентября 2013 года в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ не содержится информации об использовании кандидатами теледебатов при их проведении.

В Словакии при проведении 3 апреля 2004 года президентских выборов одна из национальных телекомпаний («STV»)отказалась от проведения теледебатов между кандидатами на должность Президента Словакии, заменив формат теледебатов на формат телеинтервью по вопросам, согласованным с кандидатами (при этом данные телеинтервью транслировались на втором телеканале).

При проведении 15 марта (первый тур голосования) и 29 марта (второй тур голосования) 2014 года президентских выборов перед вторым туром голосования была проведена серия теледебатов между двумя кандидатами на должность Президента Словакии – Робертом Фико и Андреем Киска. В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ о проведении 5 марта 2016 года парламентских выборов не содержится информации об использовании кандидатами теледебатов при их проведении.

В Таджикистане при проведении 6 ноября 2013 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ указывается, что «…между кандидатами проходило очень мало дебатов…

…Для предоставления избирателям возможности сравнивать и противопоставлять кандидатов и их платформы можно было бы поощрять подлинные дебаты между соперниками в предвыборный период…»

В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится рекомендация – «..Государственным СМИ следует рассмотреть вопрос о диверсификации форматов для программ, связанных с выборами, в том числе путем организации дебатов, с тем чтобы сделать кампанию более информативной для избирателей…»

В Турции при проведении 7 июня 2015 года парламентских выборов теледебаты между представителями политических партий не проводились. При проведении 1 ноября 2015 года досрочных парламентских выборов в Итогом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержалась , в частности, рекомендация о необходимости введения института дебатов между кандидатами.

В Швейцарии в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ о проведении 18 октября 2015 года федеральных выборов не содержится информации об использовании кандидатами теледебатов при их проведении.

2. Американский континент

В государствах указанного региона (в состав Организации американских государств ходит 39 государств, включая Канаду и США) особый интерес представляют положения, связанные с факультативным или обязательным участием кандидатов в публичных дебатах (Аргентина, Бразилия, Гватемала, Мексика).

В ряде стран право проведения дебатов и определения состава их участников предоставлено исключительно средствам массовой информации, в других эти вопросы законодательно не регулируются.

В ряде стран проведение публичных дебатов во время парламентских выборов – довольно редкое явление либо некоторые кандидаты отказываются от участия в дебатах.

Так, при проведении в Аргентине 28 октября 2007 года президентских выборов никаких серьезных политических дебатов не было – кандидат-лидер Кристина Фернандес де Киршнер отказалась в них лично участвовать (вместо нее в политических дебатах принимал участие ее супруг – действующий Президент Аргентины Нестор Киршнер).

В Бразилии проведение дебатов между кандидатами – одна из новых черт избирательных кампаний.

В ходе избирательной кампании назначенных на 28 ноября 2010 года президентских выборов впервые были проведены телевизионные дебаты между кандидатами, которые транслировались в прямом эфире по международным телевизионным сетям.

В Гватемале при проведении 9 сентября 2007 года президентских выборов проводились дебаты, в том числе по вопросу противодействия проникновению во власть представителей организованных преступных группировок, их воздействию на государство и его институты.

В Мексике также предусматривается проведение предвыборных дебатов между кандидатами.

При этом на первоначальном этапе президентской избирательной кампании в 2006 году кандидат на должность Президента Мексики Андреас Мануэль Лопес Обрадор отказался от участия в теледебатах с другим кандидатом – Фелипе Кальдероном.

3. Азиатско-Тихоокеанский регион

В Австралии при проведении парламентских выборов на уровне штатов проходят телевизионные дебаты между лидерами региональных политических партий – например, в ходе избирательной кампании по парламентским выборам 24 марта 2012 года в штате Квинсленд состоялись телевизионные дебаты между Премьер-министром штата Анной Блай и лидером Либеральной национальной партии Квинсленда Кемпбеллом Ньюменом, бывшим лорд-мэром города Брисбена – столицы штата Квинсленд.

В Бутане при проведении 31 мая (первый этап) и 13 июля (второй этап) 2013 года выборов депутатов Национальной ассамблеи – нижней палаты Парламента агитационный период избирательной кампании для кандидатов начинался с момента принятия документов о выдвижении в качестве кандидата, для политических партий – с 6 мая 2013 года.

Дебаты между кандидатами проводились с 19 июня по 9 июля 2013 года в рамках четырех временных зон на двух телеканалах: с 18:10 до 19:00 и с 19:10 до 20:00, а также с 20:30 до 21:00 и с 21:30 до 22:00 на канале государственного телевидения Бутана.

В соответствии со статьей 65 Конституции Восточного Тимора избирательная кампания проводится в соответствии, в частности, с таким принципом, как свобода проведения дебатов.

В Индонезии в соответствии с законодательством о выборах при проведении в 2009 году президентских выборов в предвыборных дебатах участвовали все кандидаты на должность Президента и Вице-президента Индонезии.

Законодательство о выборах позволяет действующему Президенту Индонезии отказаться от своего участия в предвыборных дебатах, однако кандидат на должность Президента Индонезии принял в них участие.

В Новой Зеландии при проведении в 2002 году досрочных парламентских выборов были организованы и проведены телевизионные дебаты между лидерами двух основных политических партий – Лейбористской и Либеральной.

На Фиджи также проводились дебаты между представителями различных политических партий; при этом впервые в 2006 году представители двух ведущих политических партий приняли участие в радиодебатах.

В Японии при проведении в 2009 году парламентских выборов состоялись телевизионные дебаты Премьер-министра Японии Таро Асо (ЛДПЯ) и лидера Демократической партии Японии Юкио Хатоямы.

В некоторых государствах установлен период до дня голосования для проведения дебатов между кандидатами.

Так, в Сингапуре в соответствии с законодательством о выборах при проведении президентских и парламентских выборов только в течение 10 дней до дня голосования допускается проведение дебатов как кандидатами в депутаты Парламента, так и кандидатами на должность Президента Сингапура.

4. Ближневосточный регион

Особый интерес представляют положения, связанные с участием кандидатов в публичных дебатах, прежде всего в электронных средствах массовой информации и на радио, периодом и частотностью их проведения.

Как теледебаты, так и радиодебаты используются при проведении президентских и парламентских выборов в некоторых государствах Ближневосточно-Азиатского региона.

Так, в Иране при проведении 12 июня 2009 года президентских выборов наибольший интерес в ходе избирательной кампании представляли теледебаты: всего состоялось шесть раундов теледебатов – оживленных, с взаимными обвинениями, а порой и оскорблениями; эмоциональнее всего дебаты разворачивались с участием Махмуда Ахмадинежада, ведь каждый из оппонентов стремился предъявить ему собственные претензии и указать на ошибки, допущенные в годы его первого президентского срока, на что у Махмуда Ахмадинежада был стандартный ответ: ни одна иранская администрация не достигла таких успехов, как это удалось ему.

При проведении в 2017 году президентских выборов в соответствии с решением Наблюдательного комитета по вопросам информационного обеспечения выборов теледебаты кандидатов на должность Президента Ирана должны были транслироваться в телевизионном эфире в записи (в отличие от президентских выборов 2009 и 2013 годов, когда они транслировались в режиме реального времени); 23 апреля Наблюдательный комитет пересмотрел свое решение, и теледебаты транслировались в прямом эфире.

В частности, первый раз трехчасовые теледебаты на государственном телевидении были проведены 28 апреля, второй раз – 5 мая, третий раз – 16 мая.

В ряде государств проведение дебатов во время парламентских выборов – пока довольно редкое явление.

Так, в Иордании при проведении 23 января 2013 года парламентских выборов в ограниченном объеме и в инициативном порядке проводились дебаты между кандидатами.