Электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов: зарубежный опыт

Электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

19 марта, 2021

В государствах – участников ОБСЕ (56), а также в двух государствах – партнерах по сотрудничеству с ОБСЕ (Афганистан, Тунис), в которых проводятся всеобщие и прямые парламентские и президентские выборы, выдвижение и регистрация списков кандидатов, кандидатов производится в рамках различных организационно-правовых моделей и различными субъектами политической и избирательной системы, а также сочетанием процедур сбора подписей, в том числе членов выборных (представительных) органов, в поддержку выдвижения кандидатов и (или) внесения избирательного залога.

При этом в некоторых государствах региона ОБСЕ сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может проводиться в электронном виде либо в сочетании с традиционным сбором подписей избирателей на бумажном носителе.

В ряде государств указанного региона электронный сбор подписей избирателей предусмотрен при проведении президентских выборов, в ряде случаев в качестве разовой электоральной процедуры, связанной с пандемией коронавируса, и не предусмотрен при проведении парламентских выборов (например, Исландия).

В целом в шести государствах региона ОБСЕ при проведении парламентских и президентских выборов законодательно предусмотрена возможность сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде, с проведением последующей проверки представленных электронных подписей избирателей (например, Бельгия (парламентские выборы 2019 года), Дания (парламентские выборы 2019 года), Исландия (президентские выборы 2020 года), Литва (парламентские (2016 года) и президентские (2020 год) выборы), Российская Федерация (2020 год), а также Тунис (президентские выборы 2014 года).

Необходимо отметить, что в Дании при проведении парламентских выборов при сборе подписей избирателей применяется индивидуальная декларация избирателя о поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов и автоматизированная смешанная бумажно-электронная процедура и форма оказания избирателем такой поддержки, основанная на первоначальной электронной авторизации избирателя на сайте соответствующего государственного органа и проведении электронной проверки сведений об избирателе как единственном основании для признания его «поддерживающей» электронно-бумажной подписи действительной.

При этом в одних государствах региона ОБСЕ сбор подписей избирателей в электронном виде производится в рамках автоматизированных информационных систем центральных электоральных органов (например, Литва), в других – автоматизированных информационных систем исполнительных органов государственной власти, организующих проведение парламентских выборов (например, Бельгия), либо на портале предоставления государственных услуг населению (например, Дания), либо иных информационных систем (например, Исландия, Тунис).

Так, при проведении парламентских выборов в Литве при проведении сбора подписей избирателей в электронном виде применяется автоматизированная информационная система Главной избирательной комиссии Литвы, в Бельгии – автоматизированная информационная система (Management, Registration and Transmission of Information and Results about Elections (MARTINE) Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии, в Дании – портал предоставления государственных услуг населению.

В соответствии с международными избирательными стандартами количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, не может превышать одного процента от общей численности зарегистрированных избирателей1: данное положение распространяется как на сбор подписей избирателей с использованием традиционных бумажных подписных листов (бланков и др.), так и в электронном виде (в соответствующем электронном формате).

В некоторых государствах региона ОБСЕ законодатели не устанавливают пропорции (соотношение) при сборе бумажных и электронных подписей избирателей.

Так, в Исландии при проведении 27 июня 2020 года в условиях пандемии коронавируса очередных президентских выборов кандидаты на должность главы государства собрали в электронном виде 87% подписей избирателей и 13% – на бумажном носителе.

В ряде государства региона ОБСЕ рассматривается возможность внедрения технологической (электронной) процедуры сбора электронных подписей избирателей при проведении парламентских и президентских выборов.

Так, в Словении рассматривается возможность внедрения процедуры сбора электронных подписей избирателей при проведении как парламентских, так и президентских выборов2, в Исландии – парламентских выборов (на президентских выборах 2020 года в условиях пандемии коронавируса в качестве разовой избирательной процедуры она уже применялась)3.

В Австрии также вносились предложения об использовании при проведении парламентских выборов процедуры сбора подписей избирателей в электронном виде в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (по аналогии с электронной (технологической) процедурой, применяемой при инициировании народной инициативой).

В некоторых государствах региона ОБСЕ возможность сбора подписей в электронном виде законодательно предусмотрена при инициировании референдума либо народной инициативы (например, Австрия, Словения).

Так, в Австрии в соответствии с законодательством при инициировании референдума (народной инициативы) избиратель может поставить свою подпись в электронном виде в электронном подписном листе на сайте Национального регистра избирателей Австрии либо в помещении муниципалитета независимо от места его постоянного проживания4.

В условиях пандемии коронавируса в отдельных государствах региона ОБСЕ также рассматривается возможность проведения сбора электронных подписей инициаторов проведения референдума либо народной инициативы.

Так, в США до пандемии коронавируса ни один из 26 штатов, законодательство которых предусматривает инициирование референдума или народной инициативы путем сбора подписей, не предусматривал сбора подписей в электронном виде.

Затем, несколько штатов инициировали разработку законодательства, дозволяющего сбор подписей в электронном виде в поддержку проведения народных инициатив или референдума (например, Аризона, Миссисипи, Миссури, Небраска, Юта), при этом, однако, потерпели неудачу в принятии такого законодательства, в том числе в связи с вынесением судами некоторых штатов решений о недопустимости использования процедуры сбора подписей в электронном виде при инициировании народной инициативы или референдума.

Первым штатом, который разработал и принял законодательство о сборе электронных подписей инициаторов проведения референдума или народной инициативы, стал штат Массачусетс, в котором 29 апреля 2020 года законодатели приняли решение о возможности сбора подписей в электронном виде при проведении в 2020 году в штате, в частности, четырех соответствующих народных, в том числе избирательных, кампаний.

1. Парламентские выборы. При проведении в государствах региона ОБСЕ парламентских выборов законодательная модель регистрации кандидатов, списков кандидатов на основе сбора подписей избирателей, либо иных субъектов политической и избирательной системы в качестве единственного основания регистрации применяется в 29 государствах (например, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Молдова, Монголия, Норвегия, Польша, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словения, Узбекистан, ФРГ, Хорватия, Черногория, Швейцария).

Модель регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основе сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога применяется в 10 государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Греция, Ирландия, Литва, Нидерланды, США, Турция).

При этом в США в отдельных штатах регистрация кандидатов производится на основе сбора подписей избирателей, при этом в Ирландии применяется так называемая «вилочная» модель регистрации кандидата, в соответствии с которой независимый кандидат может по своему усмотрению предъявить подписи не менее чем 30 избирателей, поддерживающих выдвижение его кандидатуры, либо вместо представления подписей избирателей внести избирательный залог в размере 500 евро для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей – нижней палаты парламента.

В целом в законодательстве подавляющего большинства государств региона ОБСЕ предусматривается изготовление подписных листов на бумажном носителе и внесение в них подписей избирателей, поддерживающих выдвижение соответствующего кандидата, списка кандидатов.

При этом только в некоторых государствах при проведении парламентских выборов избиратели могут поставить свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов в подписном листе на бумажном носителе, либо поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов своей подписью в электронном виде (электронной подписью) в электронном подписном листе, либо в рамках комбинированной (смешанной) процедуры поддержки выдвижения кандидатов, списков кандидатов, т.е. законодательно допускается смешанный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов – на бумажном носителе и в электронном виде (например, Бельгия, Дания, Литва).

Кроме того, законодательство в ряде случаев определяет «место» нахождения электронного подписного листа в поддержку выдвижения кандидатов на соответствующем сайте в сети Интернет, а также возможность либо необходимость проведения последующей проверки достоверности электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, правомочности избирателя поставить свою подпись в соответствующем подписном листе (например, в части регистрации места его постоянного жительства).

Так, в Бельгии федеральный двухпалатный Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата, косвенные выборы).

При проведении выборов 150 депутатов Палаты представителей, избираемых на пять лет, применяется региональная пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием избирателей в рамках списков кандидатов, выдвигаемых фламандскими, валлонскими и немецкими лингвистическими политическими партиями в 11 многомандатных избирательных округах, образуемых в национально-государственных границах трех языковых регионов Бельгии как федерального государства.

В соответствии с законодательством только политические партии, политические коалиции, а также группы избирателей вправе выдвигать списки кандидатов, которые для последующей их регистрации должны получить поддержку не менее трех парламентариев или разумного числа избирателей (предусмотренного законодательством от 200 до 500 подписей в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа).

При проведении парламентских выборов избиратель в соответствии с законодательством может поддержать только один список кандидатов политической партии, парламентарии – также только один список кандидатов по соответствующему избирательному округу.

Избиратель может поддержать выдвижение списка кандидатов путем проставления подписи лично в бумажном подписном листе, либо путем проставления своей электронной подписи в рамках автоматизированной информационной системы (Management, Registration and Transmission of Information and Results about Elections (MARTINE) с использованием приложения, размещенного на сайте Министерства внутренних дел и юстиции Бельгии.

Таким образом, «местом» сбора подписей избирателей является электронный интернет-ресурс, размещенный на сайте указанного Министерства.

При этом при проведении 26 мая 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками Министерством внутренних дел и юстиции Бельгии впервые была разработана и применялась типовая форма электронной поддержки избирателями выдвижения списка кандидатов, а также единый порядок проведения проверки документов о выдвижении списка кандидатов5.

В Дании при проведении парламентских выборов по региональной пропорциональной избирательной системе с использованием компенсационных мандатов, преференциальным голосованием избирателей избирается 179 депутатов, при этом 135 депутатов избирается по 10 многомандатным избирательным округам, 40 мандатов являются компенсационными мандатами, которые распределяются между тремя регионами, многомандатными избирательными округами и избирательными округами для выдвижения кандидатов в рамках двухэтапного порядка их распределения.

Кроме того, еще четыре депутатских мандата замещаются на территории острова Гренландия (два депутатских мандата) и на территории Фарерских островов (два депутатских мандата).

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов кандидаты выдвигаются политическими партиями и избирателями (в порядке самовыдвижения) по 92 районам для выдвижения кандидатов.

Политические партии должны не позднее чем за 15 дней до дня голосования уведомить Министерство внутренних дел и экономического развития дел Дании о намерении принять участие в парламентских выборах.

Политические партии, имеющие представительство в Фолькетинге – однопалатном парламенте Дании по результатам последних парламентских выборов, в силу данного факта вправе выдвигать своих кандидатов по всем 92 районам для выдвижения кандидатов без выполнения каких-либо иных (дополнительных) условий, в том числе в части сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов.

Иные политические партии должны не позднее чем за 15 дней до дня голосования на парламентских выборах собрать в поддержку своего участия в выборах определенное число подписей (индивидуальных деклараций) избирателей – 20.109 (при проведении парламентских выборов в 2019 году, 19.769 – в 2011 году, 20.260 – в 2015 году) в форме соответствующей индивидуальной декларации поддержки избирателем такого их участия.

Независимые кандидаты должны представить от 150 до 200 подписей (индивидуальных деклараций) избирателей соответствующего района по выдвижению кандидатов.

В целом законодательство предусматривает представление такого числа подписей избирателей (индивидуальных деклараций избирателей), которое соответствует, как минимум, 1/175 от общего числа действительных голосов избирателей, проголосовавших на соответствующих последних парламентских выборах.

При этом законодательство предусматривает, что декларации избирателей не требуются для участия в парламентских выборах политической партии, представляющей интересы немецкого национального меньшинства.

Избиратель может поддержать только одну политическую партию и одного независимого кандидата.

Каждый избиратель в индивидуальной декларации о поддержке выдвижения кандидата указывает, в частности, свой персональный идентификационный номер.

Указанные декларации должны подаваться избирателем вместе с сертификатом, удостоверяющим право избирателя принимать участие в парламентских выборах, который выдается избирателю соответствующим местным отделением Национального бюро регистрации населения Дании.

Декларации избирателей подлежали проверке Отделом по выборам Министерства внутренних дел и экономического развития Дании и после ее проведения возвращались избирателям, которые затем передавали их соответствующим непарламентским политическим партиям для последующего прохождения ими процедуры регистрации в качестве участника парламентских выборов.

В 2016 году указанным Министерством был обновлен вышеуказанный механизм представления и проведения проверки подписей (индивидуальных деклараций) избирателей, а именно: осуществлен переход к электронной авторизации избирателя и проведению автоматизированной проверке индивидуальных деклараций в рамках цифровой системы обработки персональных данных.

На этой основе при проведении 5 июня 2019 года очередных парламентских выборов избиратель, желающий поставить свою подпись в поддержку списка кандидатов политической партии, независимого кандидата, должен был первоначально зарегистрироваться (авторизоваться) в электронном виде на портале электронных государственных услуг и, затем, практически без каких-либо временных задержек получить электронное (при необходимости – и бумажное) подтверждение правомерности простановки им своей подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов6.

В Литве в соответствии с законодательством при проведении выборов 141 депутата Сейма – однопалатного парламента применяется смешанная избирательная система, в рамках которой 71 депутат избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе и 70 депутатов – по пропорциональной избирательной системе по единому (национальному) избирательному округу с преференциальным голосованием избирателей.

При проведении 9 октября 2016 года очередных парламентских выборов в соответствии с законодательством политические партии, выдвигающие кандидатов по одномандатным избирательным округам по мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы, а также независимые кандидаты должны были собрать в поддержку выдвижения подписи не менее 1.000 избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, что, на практике, составляло от 2.5% до 4.4% об числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа и значительно превышало установленный международными избирательными стандартами 1% максимальный порог для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Главная избирательная комиссия Литвы (ГИК Литвы) в рамках своей автоматизированной информационной системы использовала новые информационные технологии в организации парламентского избирательного процесса, в том числе при сборе в электронном виде и проведении проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Перед проведением указанных выборов ГИК Литвы совместно с провайдеров протестировали работу автоматизированной информационной системы, при этом, однако, при проведении тестирования не приглашались представители политических партий, институтов гражданского общества, эксперты; к тому же результаты тестирования не были публично обнародованы.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов производился либо с использованием бумажных подписных листов, либо в электронном виде с использованием автоматизированной информационной системы Главной избирательной комиссии Литвы.

В соответствии с законодательством подписи избирателей должны были быть представлены в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня голосования на парламентских выборах, указанные избирательные комиссии должны были в течение 10 дней провести проверку представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Окружные избирательные комиссии отмечали удобство и надежность технологической оснастки и специального программного обеспечения при проведении проверки подписей избирателей, при этом независимые кандидаты отмечали технические проблемы при использовании автоматизированной информационной системы ГИК Литвы, а также некоторые другие трудности в организации сбора электронных подписей избирателей в поддержку своего выдвижения с использованием данной автоматизированной системы.

В конечном счете, только незначительное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов было собрано в электронном виде.

В целом в 71 одномандатном избирательном округе было зарегистрировано 673 кандидата, в том числе 17 независимых кандидатов.

2. Президентские выборы. В 33 государствах – участников ОБСЕ, а также в двух государствах – партнерах по сотрудничеству с ОБСЕ (Афганистан, Тунис), в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится в рамках различных организационно-правовых моделей и различными субъектами политической и избирательной системы, а также сочетанием процедур сбора подписей, в том числе членов выборных (представительных) органов, в поддержку выдвижения кандидатов и (или) внесения избирательного залога.

Так, регистрация кандидатов на должность главы государства на основании сбора подписей избирателей производится в 22 государствах региона ОБСЕ (например, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Исландия, Македония, Молдова, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США – отдельные штаты, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия – избиратели).

Регистрация кандидатов на должность главы государства на основании сбора подписей парламентариев (депутатов иных представительных органов) производится в девяти государствах ОБСЕ (например, Австрия, Ирландия, Македония, Словакия (наряду с подписями избирателей), Словения (наряду с подписями избирателей), Франция, Таджикистан, Турция, Чехия), а также в Тунисе.

Регистрация кандидатов на должность главы государства на основании сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога производится в девяти государствах региона ОБСЕ (например, Австрия, Болгария – общественные комитеты по выдвижению кандидатов на президентских выборах, Босния и Герцеговина, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, США – отдельные штаты, Турция – независимые кандидаты).

При этом в некоторых государствах региона ОБСЕ вводятся (введены) новые информационные технологии сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а именно: сбор подписей избирателей в электронном виде (например, Литва), при этом, в отдельных государствах это связано с пандемией коронавируса и необходимостью обеспечить безопасность избирательного процесса и избирателей (например, Исландия) либо вносятся предложения о переходе от использования бумажного к использованию электронного формата сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (например, Словения).

В этих условиях в законодательстве подавляющего большинства государств региона ОБСЕ при проведении президентских выборов предусматривается изготовление подписных листов, как правило, на бумажном носителе, вместе с тем, в отдельных государствах избиратели могут поставить свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов либо в подписном листе на бумажном носителе, либо поддержать выдвижение кандидатов своей электронной подписью в электронном виде в электронном подписном листе (например, Исландия, Литва).

При этом законодательство устанавливает порядок (механизм) проведения проверки достоверности электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства.

Так, в Исландии при проведении 27 июня 2020 года очередных президентских выборов в соответствии с законодательством кандидаты на должность Президента Исландии должны были собрать не менее 1.500 и не более 3.000 подписей избирателей в поддержку выдвижения, при этом кандидаты могли собирать подписи избирателей как на бумажном носителе, так и впервые – в электронном виде.

Электронный сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов был законодательно введен в апреле 2020 года в целях облегчения в условиях пандемии коронавируса процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы государства и, в целом, проведения президентских выборов.

Необходимо отметить, что электронный сбор подписей избирателей имел разовый характер, применялся только к проведению указанных парламентских выборов (при этом некоторые участники выборов полагали, что данная процедура сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в электронном виде может быть сохранена и в дальнейшем и, кроме того, распространена также и на проведение парламентских выборов).

Кандидаты на должность главы государства должны собрать и представить не менее 1.500 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения во всех четырех округах (регионах) страны (верхний количественный предел составляет не более 3.000 подписей избирателей), при этом на территории южного округа (региона) страны должно быть собрано не менее 1.224 подписей, северного – не менее 160, западного – не менее 59, восточного – не менее 57 подписей избирателей7.

В соответствии с законодательством избиратель мог поставить свою подпись, в том числе в электронном виде, в поддержку выдвижения только одного кандидата на должность Президента Исландии.

МВД Исландии 16 апреля 2020 года приняло инструкцию о порядке проведения сбора электронных подписей избирателей на основе идентификации электронных удостоверений личности избирателей, утвердило форму электронного подписного листа, интерфейс избирателя, а также перечень необходимых документов для признания электронной подписи избирателя действительной.

В соответствии с законодательством головные (окружные) избирательные комиссии осуществляют прием и проверку электронных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Исландии.

Головные (окружные) избирательные комиссии устанавливали правомочность избирателя поставить свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также отсутствие дублирующих подписей избирателей в поддержку выдвижения других кандидатов на должность главы государства.

При этом территориальные границы осуществления полномочий указанных головных (окружных) избирательных комиссий в полной мере не совпадают с административно-территориальными границами четырех округов (регионов) страны, что в определенной мере затрудняет организацию проведения проверки электронных подписей избирателей.

Кроме того, в соответствии с законодательством списки избирателей официально утверждаются только после завершения процедуры выдвижения кандидатов на должность главы государства, что также сказывается на проведении проверки правомочности избирателей поставить свою электронную подпись в поддержку выдвижения кандидата с учетом территориального (регионального) места жительства избирателя.

Национальное бюро регистрации населения Исландии, находящееся под юрисдикцией Министерства транспорта и местного управления Исландии, и ведущее централизованную (автоматизированную) базу сведений об избирателях на основе общегражданского регистра населения, в том числе и тех граждан Исландии, которые находятся за пределами территории страны в течение не более восьми лет, разработало для головных (окружных) избирательных комиссий специальное программное обеспечение для осуществления проверки представленных в электронном виде подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы государства.

При проведении указанных президентских выборов кандидаты собрали в электронном виде 87% подписей избирателей и 13% – на бумажном носителе.

Всего на указанных выборах были выдвинуты и зарегистрированы два кандидата на должность главы государства, в том числе действующий Президент Исландии.

В Литве в соответствии со статьей 79 Конституции Литвы кандидат на должность Президента Литвы должен собрать не менее 20.000 подписей избирателей8 в поддержку своего выдвижения с представлением собранных подписей избирателей для проверки в Главную избирательную комиссию Литвы (ГИК Литвы).

Избиратель может поставить свою подпись в поддержку любого числа кандидатов на должность главы государства.

Кроме того, каждый кандидат на должность Президента Литвы должен внести избирательный залог в размере пяти среднемесячной заработной платы (при проведении 12 мая 2019 года президентских выборов – 4.600 евро).

Избирательный залог возвращается кандидату в случае представления им итогового финансового отчета и получении при голосовании не менее 7% действительных голосов избирателей.

В соответствии с законодательством ГИК Литвы должна в течение 11 дней со дня представления документов о выдвижении произвести их проверку и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица в качестве кандидата на должность Президента Литвы.

При проведении 12 мая 2019 года очередных президентских выборов проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения лица кандидатом на должность Президента Литвы проводилась в рамках информационной системы ГИК Литвы путем сканирования и сравнения данных электронного файла с данными регистра населения Литвы.

Кроме того, в рамках автоматизированной информационной системы ГИК Литвы проводилась также проверка факта подписания избирателем подписного листа более одного раза в поддержку одного и того же кандидата (при этом в случае обнаружения повторяющиеся подписи (после первой подписи избирателя) не учитывались); если страница подписного листа была неправильно оформлена или повреждена, все подписи избирателей на соответствующих страницах подписных листах не учитывались.

Электронные подписи избирателей в электронных подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Литвы проверялись таким же вышеуказанным образом, т.е. на основе сопоставления персональных сведений об избирателях с соответствующими электронными базами банных о населении и избирателях.

Регистрация кандидатов на должность Президента Литвы проводилась с 12 ноября 2018 года по 18 февраля 2019 года, т.е. в течение 99 календарных дней.

В соответствии с законодательством ГИК Литвы должна была в течение 11 дней провести проверку представленных для регистрации документов, в том числе электронных подписей избирателей, и принять решении о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.

ГИК Литвы рассматривала документы о регистрации 13 кандидатов на должность Президента Литвы, в том числе одной женщины (два кандидата (из 15) не представили документы для регистрации).

В конечном счете, было зарегистрировано 9 кандидатов на должность Президента Литвы, в том числе одна женщина (четырем кандидатам было отказано в регистрации).

Законодательство некоторых государств региона ОБСЕ при проведении президентских выборов предусматривает представление кандидатами документов на регистрацию, в том числе подписных листов, в электронном виде (например, Тунис).

В Тунисе в 2014 году при проведении первых всеобщих и прямых президентских выборов после принятия новой Конституции законодательство о выборах предусматривало сбор подписей парламентариев или избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а также внесение избирательного залога в размере 10.000 тунисских динаров (5.200 долларов США), который возвращается в случае получения кандидатом 3% голосов избирателей.

Так, кандидаты на должность Президента Туниса должны были собрать подписи 10 членов парламента или 10.000 подписей избирателей, по меньшей мере, 10 избирательных округов при наличии не менее 500 избирателей в каждом избирательном округе.

При этом для регистрации кандидаты на должность Президента Туниса должны были представить в электронном виде (в требуемом электронном формате) электронного подписного листа о сборе подписей избирателей.

В целом свои кандидатуры кандидатами на должность Президента Туниса выдвинули 70 человек, в том числе пять женщин.

30 сентября кандидатами на должность Президента Туниса было зарегистрировано 27 кандидатов, в том числе 14 независимых кандидатов; среди зарегистрированных кандидатов была одна женщина.

Основные причины отказа в регистрации – непредставление кандидатами в электронном виде (в требуемом электронном формате) электронного подписного листа о сборе подписей избирателей, а также невнесение избирательного залога.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. Параграф 1.3.ii Свода рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад (принятые Венецианской комиссией на 52–й сессии. Венеция, 18–19 октября 2002 года, Страсбург, 30 октября 2002 года).

[2] Данное положение отражено, в частности, в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в Словении 29-31 августа 2017 года в преддверии проведения 22 октября 2017 года президентских выборов.

[3] При проведении 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов некоторые участники выборов выступали за переход к электронной системе сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов на основе правительственного сайта (портала) государственных услуг, пользователями которого являются практически все зарегистрированные на нем исландцы.

[4] Данное положение отражено, в частности, в Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившейся в Австрии 14-16 августа 2019 года в преддверии проведения 29 сентября 2019 года досрочных парламентских выборов.

[5] Ранее законодательство при регистрации списка кандидатов не предусматривало процедуры проверки подписей избирателей в поддержку его выдвижения.

[6] В 2015 году одна из политических партий при проведении парламентских выборов использовала такую технологию, которую в дальнейшем Министерство внутренних дел и экономического развития Дании сочло необходимым повсеместно распространить на основе соответствующего нормативно-правового регулирования. Ранее в рамках прежней (бумажной) системы поддержки выдвижения кандидатов политической партии, независимого кандидата избиратель вынужден был ожидать в течение приблизительно одной недели подтверждения правомерности простановки им своей подписи в поддержку такого выдвижения.

[7] Некоторые участники президентских выборов и эксперты полагали, что необходимо законодательно увеличить количество подписей избирателей, которые кандидат на должность Президента Исландии должен собрать в поддержку своего выдвижения.

[8] Составляет 0,8% от общего числа зарегистрированных избирателей, что не противоречит международным избирательным стандартам (не более 1%), хотя, по мнению некоторых участников президентских выборов, такой количественный «размер» является обременительным для независимых кандидатов, не пользующихся поддержку политических партий. Некоторые участники президентских выборов и эксперты полагали, что необходимо законодательно сократить количество подписей избирателей, которые кандидат на должность Президента Литвы, в том числе независимый кандидат, не имеющий поддержки крупной политической партии, должен собрать в поддержку своего выдвижения.