Александр Точенов: регионы голосуют за общественное наблюдение
Сентябрьские выборы могут пройти без общественных наблюдателей: Госдума может не успеть принять внесенный Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым законопроект, наделяющий Общественную палату РФ и региональные общественные палаты правом назначать наблюдателей на выборы всех уровней.
27 апреля, 2018
Первый опыт такого участия общественников в наблюдении на выборах президента был признан успешным – и такую практику законодатели предложили распространить не только на президентские выборы, но и на региональные и местные выборы; однако чтобы такая законодательная норма заработала в ближайший Единый день голосования, поправки должны быть приняты до начала избирательной кампании.
В этой ситуации главы Нижегородской области и Москвы проявили инициативу – и предложили парламентам принять соответствующие поправки об общественном наблюдении на региональном уровне; так, в Москве законопроект уже принят во втором чтении и в целом. Однако против неожиданно выступила московская прокуратура: согласно опубликованному ей заключению, законопроект не соответствует федеральному законодательству, и Мосгордума не может принимать такие поправки до соответствующих изменений федерального закона Госдумой.
Комментирующие проблему юристы не едины во мнении, насколько правомерно действуют региональные парламенты. Однако ситуация, которая может привести к отсутствию общественных наблюдателей на выборах (учитывая, что в сентябре ожидается много значимых выборов), имеет не только юридическое измерение – но и измерение социальное, гражданское.
Своим видением сложившейся проблемы с сайтом «Выбор народа» поделился Александр Точенов, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ:
«На сегодняшний момент два губернатора, в Нижнем Новгороде и Москве, обратились к своим региональным законодательным органам о наделении общественных палат правом направлять наблюдателей на выборы в единый день голосования в сентябре. В ответ московская прокуратура указала на то, что такие поправки относятся к сфере ответственности федерального законодательства; однако 67-ой ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав..» можно толковать по-разному, в нем содержится положение о том, что наблюдателей могут направлять и «иные общественные объединения», вопрос только, в какой степени общественные палаты подходят под это определение. Но все эти вопросы надо адресовать юристам, а я могу говорить с точки зрения ожиданий общества.
На прошедших выборах президента прописанная в законе возможность направлять наблюдателей от общественных палат вызвала огромный отклик гражданской активности. Порядка 150 тысяч наблюдателей, причем именно волонтеров, добровольцев, прошли обучение и пошли на избирательные участки от общественных объединений, которые решили направить своих наблюдателей через общественные палаты. Они использовали возможность проверить, насколько выборы честные и справедливые; использовали свое право сделать выборы более прозрачными. И если сейчас такое право в единый день голосования гражданам не дать – это, по большому счету, будет преступно с политической, эмоциональной, социальной точки зрения. Граждане должны иметь право контролировать то, что происходит в стране, и в первую очередь - выборы, поскольку они формируют наше будущее.
В сентябре будет много выборов регионального уровня – глав регионов, законодательных органов субъектов Федерации, что делает общественный контроль за ними особенно важным; а между тем внесенный в Госдуму федеральный закон к началу избирательной кампании могут не успеть принять. Поэтому некоторые регионы, учитывая гражданскую активность, вышли с законодательной инициативой о наделении общественных палат регионов правом направлять наблюдателей на региональных и муниципальных выборах. И, по моим сведениям, список таких регионов будет пополняться.
На мой взгляд, это правильное решение; граждане должны иметь такое право, и президентские выборы это очень хорошо показали.
Об этом написал в письме в генеральную прокуратуру глава комитета Совета Федерации Андрей Клишас, один из авторов закона; он обосновал возможность законодательным органам в регионах принимать такие решения. Даже если из-за законодательной заминки в организации наблюдения на выборах не сможет участвовать федеральная Общественная палата – это сейчас не главное. Важно дать возможность гражданам в регионах участвовать в общественном наблюдении.
Недавно завершился Форум «Сообщество», проводимый Общественной палатой РФ в Уфе; в рамках этого форума у нас состоялись встречи с руководителями палат из разных регионов, и все они высказывались однозначно: «Общественное наблюдение необходимо, мы хотим этим заниматься». Так что это мнение не только федеральной Палаты, - это мнение без преувеличения всего гражданского общества. И если есть возможность оформить это законодательно хотя бы на региональном уровне – это нужно сделать; задача закона состоит в том, чтобы обеспечивать такие права гражданам; в конце концов, согласно Конституции именно народ у нас власть.
И последнее. Если закон не будет принят, то в поисках компромисса можно было бы, конечно, отправить на избирательные участки наших обученных бывших общественных наблюдателей через партии и кандидатов; но прибегать к ухищрениям и «кривым» схемам не хотелось бы».
Сайту «Выбор народа» удалось побеседовать с главами нескольких региональных общественных палат; они единодушно высказались за развитие института общественного наблюдения, и каждый из них нашел свои слова, подчеркнул свои нюансы.
Так, председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников поддержал регионы, которые до принятия федерального закона Госдумой планируют принять поправки, необходимые для распространения института общественного наблюдения на все уровни выборов: «Если это возможно сделать, не нарушая федерального законодательства, я поддерживаю эту инициативу регионов: прошедшие выборы показали, что общественные наблюдатели – это большая сила; в их ряды приходят активные, искренние люди».
Председатель Общественной палаты Тульской области Александр Воронцов в целом поддержал общественное наблюдение на выборах всех уровней, однако обратил внимание на то, что принятие региональных поправок раньше, чем внесенного в Госдуму законопроекта, может впоследствии привести к нестыковкам: «Есть некоторая возможность получить разночтения, если регионы примут у себя одну концепцию законопроекта, а Госдума – другую концепцию, то их придется приводить в соответствие. Надо ли, чтобы телега была впереди лошади?».
Кроме того, Александр Воронцов считает, что регионам было бы проще, если бы был принят федеральный закон прямого действия: единый механизм упростил бы работу региональным законодателям.
Ольга Панчихина, председатель Общественной палаты Республики Башкортостан, высказалась за распространение общественного контроля на все уровни выборов: «Мы на Форуме «Сообщество» обсудили этот вопрос, все его поддерживают. Правда, в Москве прокуратура уже высказалась о том, что это невозможно; но мы понимаем, что общественный контроль обязательно нужен на выборах, другой вопрос – как это будет приниматься Государственной думой».
Глава Общественной палаты ХМАО Ирина Максимова не только поддержала принятие законопроектов об общественном наблюдении в регионах, но и заявила о том, что будет способствовать внесению аналогичного законопроекта в парламент ХМАО: «Мы провели огромную работу, сформировали такой огромный пул общественных наблюдателей, и мы должны эту работу продолжить на выборах разного уровня – регионального, муниципального. Это необходимое включение гражданского общества в механизм принятия решений. Поэтому мы все - члены палаты, координаторы, которые работали на местах, наблюдатели, - поддерживаем эту идею, и после приезда я буду разговаривать с председателем регионального парламента о том, чтобы у нас в ХМАО на региональном уровне тоже был принят такой закон, до выхода федерального».
Все опрошенные главы региональных общественных палат сошлись на том, что и общественные палаты, и уже обученные ими общественники и активисты хотят дальше развивать институт общественного наблюдения на выборах, и задача законодателей – пойти навстречу этой потребности общества.
Источник: http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/112025-dva-izmereniya-odnogo-zakonoproekta-regiony-golosuyut-za-obschestvennoe-nablyudenie.html