Подготовлен законопроект об общественном наблюдении на выборах всех уровней
Главы правовых комитетов Совета Федерации и Госдумы Андрей Клишас и Павел Крашенинников подготовили законопроект об общественном наблюдении на выборах всех уровней. Право на это будет дано Общественной палате (ОП) РФ и общественным палатам субъектов РФ – как это и было в ходе только что завершившейся президентской кампании.
27 марта, 2018
Инициатива Клишаса–Крашенинникова предполагает изменения в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме». Документ в Госдуму уже внесен, его обсуждение начнется оперативно, новые правила должны вступить в силу уже в мае.
Как и в ходе президентских выборов, для которых проект закона об общественном наблюдении также внесли Клишас и Крашенинников, наблюдателей на региональные и муниципальные выборы смогут теперь назначать не только кандидаты и партии, но и те самые общественные палаты.
«Реализация конституционных прав граждан является одной из основных целей законопроекта. Общественное наблюдение, не ограниченное интересами кандидата или партии, призвано содействовать в реализации избирательных прав граждан», – считает Клишас.
Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен «на обеспечение гласности и открытости деятельности избирательных комиссий при проведении выборов в органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления».
Что же касается недавней кампании, то, по словам Клишаса, «привлечение институтов гражданского общества для наблюдения за выборами президента позволило обеспечить их максимальную открытость и прозрачность». «Положительный опыт применения общественного наблюдения показывает, что целесообразно распространить его на все уровни выборов. Чем чище выборы, тем они легитимнее», – заявил, в свою очередь, Крашенинников.
Отметим, что глава Центризбиркома Элла Памфилова, подводя итоги выборов, назвала количество нарушений ничтожно малым. Всего в день голосования, по ее словам, работали 356 тыс. наблюдателей, из них 150 тыс. от ОП – и «не было ни одного случая, чтобы кого-то отвергли».
«НГ» спросила у экспертов, насколько эффективный окажется данное изменение законодательства. И нет ли рисков, что ее используют скорее для прикрытия выборных махинаций, чем для их выявления.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что риск может быть в следующем: «Оппозиция традиционно будет обвинять провластных депутатов в том, что инициатива принята не просто так. Хотя на самом деле подводных камней там нет, ведь чем больше контроль общества за выборами, тем меньше злоупотреблений на местах». Он подчеркнул, что инициатива имеет отличные перспективы на принятие. Ведь эксперимент по общественному контролю на выборах президента власть признала успешным. И теперь хочет распространить высокий стандарт на все регионы.
«Главная проблема для власти – это региональный уровень, там каждый сам себе хозяин. Федеральный Центр уже шесть лет пытается донести до регионалов, что главное для него – это честно проведенные выборы. Те, желая угодить федеральному Центру, конечно, соглашаются с аргументами, но потом выходят из кремлевского кабинета и делает все по-своему – опять же из желания угодить. На это жаловался еще Володин, теперь такие же проблемы у Кириенко», – заявил Мухин. По мнению эксперта, конечно, полностью «вылечить» власть на местах сразу не получится, но таких серьезных проблем, как шесть лет назад, уже нет.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что «поскольку общественные наблюдатели на прошедших выборах оправдали ожидания, опыт признан успешным, данный проект закона – это логическое продолжение». Он напомнил, что только на выборах в Московской области присутствовали 10 тыс. наблюдателей от «Общественной палаты». По словам эксперта, «раз надо продвигать доверие к выборам и на региональном уровне, к нынешней осенней кампании инициатива скорее всего будет принята».
Подробнее:
Дарья Гармоненко, Независимая газета
http://www.ng.ru/politics/2018-03-26/3_7197_nabludenie.html