Выступление Анны Жегаловой на международной конференции "Гражданин. Выборы. Власть"
Анна Жегалова, аспирантка РГЭУ, заняла третье место во Всероссийском конкурсе по вопросам избирательного права, проведенном ЦИК России при содействии РФСВ в 2018 году.
18 октября, 2018
К ВОПРОСУ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ ЭМАНСИПИРОВАННЫХ ГРАЖДАН
С 17 по 20 октября 2018 года на базе Пятигорского государственного университета избирательная комиссия Ставропольского края при поддержке Правительства Ставропольского края проводит V Международную научно-практическую конференцию «Гражданин. Выборы. Власть». В этом году конференция посвящена 25-летию Конституции Российской Федерации.
Без преувеличения конференцию можно назвать уникальной. В ней принимают участие ученые из ближнего и дальнего зарубежья - Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Италии, Швейцарии и более 40 регионов России, представители избирательных комиссий Республики Дагестана, Республики Ингушетии, Республики Калмыкии, Карачаево-Черкеской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Коми, Хабаровского края, Владимирской и Астраханской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и городов Москвы и Севастополя; а также председатели территориальных избирательных комиссий Ставропольского края, 50 образовательных организаций высшего образования принимают участие в юбилейной конференции.
На конференцию также приглашены региональные отделения политических партий, зарегистрированных на территории Ставропольского края.
Впервые в конференции при поддержке Российского фонда свободных выборов принимают участие представители Молодежных избирательных комиссий, победители общероссийских конкурсов по темам совершенствования избирательного права и процесса.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом избирать, быть избранным в представительный орган муниципального образования обладают граждане, достигшие возраста 18 лет (ст. 4). Для выдвижения кандидатуры на другие выборные должности законодательство устанавливает более высокие возрастные цензы[1].
Помимо возрастных ограничений существенным условием для осуществления избирательных прав выступает наличие дееспособности, которая, по общему правилу, наступает в полном объеме по достижении гражданином совершеннолетия. Однако, в дополнение к общему стандарту в действующем законодательстве также предусмотрены механизмы досрочного приобретения лицом полной дееспособности – процедура эмансипации гражданина. Так, согласно ч. 1. ст. 27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью[2]. Также закон признает наступление полной дееспособности у граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и вступивших в брак по уважительным причинам в порядке исключения (ст. 21 Гражданского кодекса РФ [2], ст. 13 Семейного кодекса РФ [3]).
Таким образом, гражданин, прошедший процедуру эмансипации и объявленный решением органа опеки и попечительства либо решением суда полностью дееспособным, формально может приобретать и избирательные права. Однако, несмотря на наличие в гражданском и семейном законодательстве норм, регулирующих подобные исключения из правил, избирательное законодательство содержит положения, относящиеся исключительно к совершеннолетним гражданам. Более того, Пленум Верховного Суда РФ ставит количественный показатель возраста гражданина над качественным показателем - его дееспособностью. Так Суд отмечает: «эмансипированный несовершеннолетний в полном объеме обладает гражданскими правами и несет обязанности, в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим из-за причиненного им вреда. Исключение составляют права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ данное ограничение прав и свобод является допустимым»[4].
Безусловно, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. речь идет обо всей совокупности гражданских прав, однако, ограничение именно избирательного права по основаниям, предусмотренным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, на наш взгляд, не достаточно обосновано.
По нашему мнению, допуск гражданина признанного в соответствии с действующим российским законодательством полностью дееспособным к участию в выборах (референдуме) в качестве избирателя (голосующего) не создает угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства. Более того, эмансипированные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вступают во взаимодействие с органами местного самоуправления, представляется справедливым предоставить им возможность через прямое волеизъявление участвовать в их формировании.
Поскольку правовой статус гражданина складывается из совокупности социальных, экономических, культурных и политических прав и свобод, вопрос о наделении эмансипированных граждан активным избирательным правом является весьма важным в рамках правового демократического государства. На основании вышеизложенного, предлагается внести в законодательство о выборах следующие положения:
«Статья. Об избирательных правах эмансипированных граждан
1. Граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 16 лет и объявленные в соответствии с законом полностью дееспособными, имеют право избирать и голосовать на референдуме.
2. Несовершеннолетний гражданин, объявленный в соответствии с законом полностью дееспособным, имеет право обратиться в Территориальную избирательную комиссию по месту жительства с заявлением о включении его в списки избирателей /списки для голосования. Вместе с заявлением гражданин обязан предоставить в Территориальную избирательную комиссию один из комплектов документов:
А) документ удостоверяющий личность и решение органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным;
Б) документ удостоверяющий личность и решение суда об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным;
В) документ удостоверяющий личность и свидетельство о браке.
Территориальная избирательная комиссия не вправе требовать от несовершеннолетнего гражданина, объявленного в соответствии с законом полностью дееспособным дополнительных документов для включения его в списки избирателей / списки для голосования.
Территориальная избирательная комиссия обязана включить несовершеннолетнего гражданина, объявленного в соответствии с законом полностью дееспособным в списки избирателей / списки для голосования в течение трех дней с момента получения соответствующего заявления».
Считаем нужным отметить, что обращение гражданина в Территориальную избирательную комиссию по месту жительства необходимо лишь для его первоначального включения в списки избирателей / списки для голосования, впоследствии гражданин может подать заявление о голосовании по месту нахождения.
Безусловно, наделение рассматриваемой категории граждан избирательными правами требует внесения изменений или дополнений в действующее законодательство, и прежде всего в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, в виду проводимой работы по кодификации избирательного законодательства, дабы не нарушать логическую и лексическую структуру действующих норм, новые нормы предлагается включить в проект Избирательного кодекса после их общественного обсуждения.
Мы сознательно обходим стороной вопрос о выдвижении эмансипированных граждан кандидатами на муниципальных выборах. Несмотря на наметившуюся тенденцию омоложения состава выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления обсуждение вопроса о наделении эмансипированных граждан пассивным избирательным правом, на наш взгляд, представляется преждевременным.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ.1994. №32. Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. №152. 13.08.1996 г.
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону