Выступление Анны Жегаловой на международной конференции "Гражданин. Выборы. Власть"

Выступление Анны Жегаловой на международной конференции "Гражданин. Выборы. Власть"

Анна Жегалова, аспирантка РГЭУ, заняла третье место во Всероссийском конкурсе по вопросам избирательного права, проведенном ЦИК России при содействии РФСВ в 2018 году.

18 октября, 2018

К ВОПРОСУ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ ЭМАНСИПИРОВАННЫХ ГРАЖДАН

С 17 по 20 октября 2018 года на базе Пятигорского государственного университета избирательная комиссия Ставропольского края при поддержке Правительства Ставропольского края проводит V Международную научно-практическую конференцию «Гражданин. Выборы. Власть». В этом году конференция посвящена 25-летию Конституции Российской Федерации.

Без преувеличения конференцию можно назвать уникальной. В ней принимают участие ученые из ближнего и дальнего зарубежья - Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Италии, Швейцарии и более 40 регионов России, представители избирательных комиссий Республики Дагестана, Республики Ингушетии, Республики Калмыкии, Карачаево-Черкеской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Коми, Хабаровского края, Владимирской и Астраханской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и городов Москвы и Севастополя; а также председатели территориальных избирательных комиссий Ставропольского края, 50 образовательных организаций высшего образования принимают участие в юбилейной конференции.

На конференцию также приглашены региональные отделения политических партий, зарегистрированных на территории Ставропольского края.

Впервые в конференции при поддержке Российского фонда свободных выборов принимают участие представители Молодежных избирательных комиссий, победители общероссийских конкурсов по темам совершенствования избирательного права и процесса. 

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом избирать, быть избранным в представительный орган муниципального образования обладают граждане, достигшие возраста 18 лет (ст. 4). Для выдвижения кандидатуры на другие выборные должности законодательство устанавливает более высокие возрастные цензы[1]. 

Помимо возрастных ограничений существенным условием для осуществления избирательных прав выступает наличие дееспособности, которая, по общему правилу, наступает в полном объеме по достижении гражданином совершеннолетия. Однако, в дополнение к общему стандарту в действующем законодательстве также предусмотрены механизмы досрочного приобретения лицом полной дееспособности – процедура эмансипации гражданина. Так, согласно ч. 1. ст. 27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью[2]. Также закон признает наступление полной дееспособности у граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и вступивших в брак по уважительным причинам в порядке исключения (ст. 21 Гражданского кодекса РФ [2], ст. 13 Семейного кодекса РФ [3]). 

Таким образом, гражданин, прошедший процедуру эмансипации и объявленный решением органа опеки и попечительства либо решением суда полностью дееспособным, формально может приобретать и избирательные права. Однако, несмотря на наличие в гражданском и семейном законодательстве норм, регулирующих подобные исключения из правил, избирательное законодательство содержит положения, относящиеся исключительно к совершеннолетним гражданам.  Более того, Пленум Верховного Суда РФ ставит количественный показатель возраста гражданина над качественным показателем - его дееспособностью. Так Суд отмечает: «эмансипированный несовершеннолетний в полном объеме обладает гражданскими правами и несет обязанности, в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим из-за причиненного им вреда. Исключение составляют права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ данное ограничение прав и свобод является допустимым»[4]. 

Безусловно, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. речь идет обо всей совокупности гражданских прав, однако, ограничение именно избирательного права по основаниям, предусмотренным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, на наш взгляд, не достаточно обосновано. 

По нашему мнению, допуск гражданина признанного в соответствии с действующим российским законодательством полностью дееспособным к участию в выборах (референдуме) в качестве избирателя (голосующего) не создает угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства. Более того, эмансипированные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вступают во взаимодействие с органами местного самоуправления, представляется справедливым предоставить им возможность через прямое волеизъявление участвовать в их формировании.

Поскольку правовой статус гражданина складывается из совокупности социальных, экономических, культурных и политических прав и свобод, вопрос о наделении эмансипированных граждан активным избирательным правом является весьма важным в рамках правового демократического государства. На основании вышеизложенного, предлагается внести в законодательство о выборах следующие положения:

«Статья. Об избирательных правах эмансипированных граждан

1.    Граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 16 лет и объявленные в соответствии с законом полностью дееспособными, имеют право избирать и голосовать на референдуме.

2.    Несовершеннолетний гражданин, объявленный в соответствии с законом полностью дееспособным, имеет право обратиться в Территориальную избирательную комиссию по месту жительства с заявлением о включении его в списки избирателей  /списки для голосования. Вместе с заявлением гражданин обязан предоставить в Территориальную избирательную комиссию один из комплектов документов:

А) документ удостоверяющий личность и решение органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным;

Б) документ удостоверяющий личность и решение суда об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным;

В) документ удостоверяющий личность и свидетельство о браке.

Территориальная избирательная комиссия не вправе требовать от несовершеннолетнего гражданина, объявленного в соответствии с законом полностью дееспособным дополнительных документов для включения его в списки избирателей / списки для голосования.

Территориальная избирательная комиссия обязана включить несовершеннолетнего гражданина, объявленного в соответствии с законом полностью дееспособным в списки избирателей / списки для голосования в течение трех дней с момента получения соответствующего заявления». 

Считаем нужным отметить, что обращение гражданина в Территориальную избирательную комиссию по месту жительства необходимо лишь для его первоначального включения в списки избирателей / списки для голосования, впоследствии гражданин может подать заявление о голосовании по месту нахождения.

Безусловно, наделение рассматриваемой категории граждан избирательными правами требует внесения изменений или дополнений в действующее законодательство, и прежде всего в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, в виду проводимой работы по кодификации избирательного законодательства, дабы не нарушать логическую и лексическую структуру действующих норм, новые нормы предлагается включить в проект Избирательного кодекса после их общественного обсуждения.

Мы сознательно обходим стороной вопрос о выдвижении эмансипированных граждан кандидатами на муниципальных выборах. Несмотря на наметившуюся тенденцию омоложения состава выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления обсуждение вопроса о наделении эмансипированных граждан пассивным избирательным правом, на наш взгляд, представляется преждевременным. 

Список литературы

1.    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

2.    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ.1994. №32. Ст. 3301.

3.    Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

4.    Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. №152. 13.08.1996 г.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону