Изменения, предлагаемые к внесению в проект Кодекс Российской Федерации о выборах и референдумах
Предлагается дополнить главу IV «Избирательные округа, округ референдума, избирательные участки, участки референдума» статьей следующего содержания:
Статья ***. Цифровые участки
1. Цифровым избирательным участком является избирательный участок, определенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, в целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, и оснащенный в этих целях техническими средствами в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Предлагается статью 47 «Общие положения (избирательные объединения)» изложить в следующей редакции
Статья 47. Общие положения
1. В соответствии со статьей 2 настоящего Кодекса избирательными объединениями в период любых выборов являются политические партии. На выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления избирательными объединениями могут быть иные общественные организации, а также общественные объединения, которые в зарегистрированных уставных документах провозгласили возможность своего участия в соответствующих выборах.
2. На выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы избирательным объединением также может быть избирательный блок, созданный двумя или тремя политическими партиями.
3. Допускается образование избирательных блоков как избирательных объединений на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для этих целей возможно сохранение по решению соответствующих политических партий избирательного блока, указанного в пункте 2 настоящей статьи, либо создание избирательного блока из других политических партий.
4. Избирательные блоки и их региональные отделения могут быть созданы на период соответствующих выборов в порядке, определяемом статьей ___ настоящего Кодекса. В случае, если выдвинутый избирательным блоком кандидат на выборную должность будет избран, единый список кандидатов в депутаты соответствующего представительного органа власти допущен к распределению депутатских мандатов, функционирование избирательного блока, его регионального отделения продлевается на период полномочий соответствующего должностного лица, органа.
5. Участие в выборах избирательных объединений, указанных в пунктах 1–3 настоящей статьи, осуществляется посредством выдвижения соответственно кандидатов, списков кандидатов и других избирательных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.
6. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица – одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
7. Политические партии участвуют в выборах на основании Федерального закона «О политических партиях» и настоящего Кодекса. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, имеющих право на основании Федерального закона «О политических партиях» и настоящего Кодекса принимать участие в соответствующих выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.
8. Общественные организации и общественные движения участвуют в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления на основании Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 1 настоящей статьи, а также в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальные органы составляют списки зарегистрированных общественных объединений, их региональных отделений, имеющих право в соответствии с настоящим Кодексом принимать участие в соответствующих выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанные списки в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают их на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в этот же срок направляют указанные списки в избирательную комиссию, организующую выборы.
Предлагается дополнить главу VIII «Избирательные объединения» статьей следующего содержания:
Статья **. Избирательные блоки
1. Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в конкретных выборах добровольный союз двух или трех политических партий, имеющих право участия в выборах.
2. Избирательные блоки создаются на срок, определяемый соглашением о создании блока, но не менее чем на период проведения избирательной кампании. Регистрация избирательных блоков начинается за сто пятьдесят дней до дня голосования и завершается не позднее чем через десять дней с момента опубликования решения о назначении выборов. Если в соответствии с пунктом 4 статьи ___ настоящего Кодекса выдвинутый избирательным блоком кандидат на выборную должность будет избран, единый список кандидатов в депутаты соответствующего представительного органа власти допущен к распределению депутатских мандатов, функционирование избирательного блока, его регионального отделения продлевается на период полномочий данного должностного лица, органа.
3. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждой из политических партий, желающих войти в блок. В решении указываются: на какой срок и с какой даты предполагается создание избирательного блока; наименования тех политических партий, с которыми создается избирательный блок; обязательство оставаться в составе избирательного блока в случае избрания выдвинутого выборного должностного лица, допуска единого списка кандидатов в депутаты соответствующего представительного органа власти к распределению депутатских мандатов.
4. После принятия решения о вхождении в избирательный блок на съезде (конференции) каждой партии избирается делегация соответствующей партии для обсуждения содержания и далее принятия совместного соглашения (решения) о создании избирательного блока. На съезде (конференции) может быть также определен уполномоченный представитель партии, которому поручается подписать совместное соглашение (решение) о создании избирательного блока.
5. Соглашение (решение) об образовании избирательного блока должно предусматривать:
1) состав политических партий, вошедших в избирательный блок;
2) порядок созыва конференции избирательного блока и принятия решений на конференции;
3) сведения о полном и кратком наименованиях избирательного блока, состоящих из полных и сокращенных наименований политических партий в соответствии с их уставами;
4) порядок избрания координационных и контрольно-ревизионных органов избирательного блока, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
5) порядок выдвижения избирательным блоком кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, в том числе на повторных и дополнительных выборах;
6) основания и порядок отзыва выдвинутых избирательным блоком кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых избирательным блоком, списков кандидатов;
7) порядок распределения расходов избирательного блока между входящими в его состав политическими партиями;
8) порядок управления денежными средствами и иным имуществом, порядок отчетности каждой политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
9) порядок распределения между политическими партиями, входящими в избирательный блок, предусмотренного законом государственного финансирования из средств федерального бюджета по итогам участия избирательного блока в выборах;
10) срок, на который в соответствии с решениями политических партий образуется избирательный блок;
11) порядок внесения изменений и дополнений в соглашение (решение).
6. Соглашение (решение) о создании избирательного блока принимается на совместной конференции делегаций соответствующих политических партий большинством голосов в каждой из делегаций. С момента создания избирательного блока совместная конференция (далее – также конференция избирательного блока) становится руководящим и координационным органом избирательного блока, уполномочена выступать от имени избирательного блока в период избирательной кампании. Если выдвинутый избирательным блоком кандидат на выборную должность будет избран, единый список кандидатов в депутаты соответствующего представительного органа власти допущен к распределению депутатских мандатов, конференция продолжает функционировать в период полномочий данного должностного лица, органа.
7. Вошедшие в избирательный блок политические партии не могут входить в иные избирательные блоки на тех же выборах, на выборах, проводимых в иные органы государственной власти, голосование на которых назначено на ту же дату, на дополнительных выборах в указанные органы, а также самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на период действия соглашения о создании блока.
8. Конференция избирательного блока назначает уполномоченного представителя избирательного блока, которому поручается представительство блока в избирательных действиях, а также уполномоченного блока по финансовым вопросам.
9. Регистрация избирательного блока производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии уставов политических партий, вошедших в избирательный блок;
2) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи о политических партиях, вошедших в избирательный блок, в единый государственный реестр юридических лиц;
3) протоколы съездов (конференций) политических партий с решениями о вхождении в избирательный блок;
4) соглашение (решение) о создании избирательного блока, подписанное представителями политических партий и заверенное печатями этих политических партий;
5) сведения о полном и кратком наименованиях избирательного блока.
10. Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, невыполнение требований статьи 39 и настоящей статьи Кодекса. Не может служить основанием для отказа в регистрации избирательного блока создание избирательного блока с меньшим составом участников, чем это было зафиксировано в решении съезда (конференции) политической партии о создании данного избирательного блока, за исключением случаев, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии.
11. После регистрации избирательного блока в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в его состав не могут быть включены другие политические партии.
12. При выдвижении кандидата избирательным блоком лицо, намеченное к выдвижению кандидатом или в составе списка кандидатов от избирательного блока, первоначально должно быть поддержано тайным голосованием на съезде (конференции) соответствующей политической партии, вошедшей в избирательный блок. Далее решение о выдвижении кандидата и списка кандидатов принимается конференцией избирательного блока.
13. Решение конференции избирательного блока о выдвижении кандидата оформляется протоколом, в котором указываются:
1) число зарегистрированных участников конференции;
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с соглашением о создании избирательного блока;
3) решение о выдвижении кандидата с указанием необходимых сведений о кандидате в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного блока, уполномоченных представителей избирательного блока по финансовым вопросам;
5) дата принятия решения.
14. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) избирательными блоками проводится в сроки, установленные для выдвижения кандидатов (списков кандидатов) избирательными объединениями.
15. После выдвижения кандидатов (списков кандидатов) избирательным блоком входящие в его состав политические партии не вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на тех же выборах.
16. Политическая партия, вошедшая в состав избирательного блока, вправе не позднее чем за пятнадцать дней до дня голосования выйти из состава блока, направив соответствующее письменное извещение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
17. Регистрация избирательного блока отменяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае принятия данным избирательным блоком решения об отказе от участия в избирательной кампании, а также в случае, когда в избирательном блоке остается одна политическая партия. Отмена регистрации избирательного блока является основанием отмены регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательным блоком. При отмене регистрации избирательного блока входившие в него политические партии не могут самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на тех же выборах.
18. Избирательный блок может быть ликвидирован по совместному решению политических партий до истечения срока соглашения о его образовании и в том же порядке, как он был создан (далее – самоликвидация).
В случае самоликвидации избирательного блока избранные должностные лица, депутаты, выдвигавшееся данным блоком, сохраняют свои полномочия.
В случае прекращения существования политической партии, состоящей в избирательном блоке, избранные должностные лица, депутаты от данной партии сохраняют свои полномочия. Депутаты остаются в составе фракции данного избирательного блока в соответствующем представительном органе и не имеют права выйти из нее.
Предлагается статью 48 «Предварительные обсуждения и голосования, проводимые политическими партиями с целью определения возможных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности» изложить в следующей редакции:
Статья 48. Предварительные обсуждения и голосования, проводимые политическими партиями и иными общественными объединениями с целью определения возможных кандидатов в депутаты
1. В период, предшествующий назначению выборов, политические партии и иные общественные объединения, для которых настоящим Кодексом разрешено участие в выборах, могут проводить предварительные обсуждения и голосования среди населения с целью определения кандидатов в депутаты, которые далее могут быть поддержаны политическими партиями, иными общественными объединениями и выдвинуты в индивидуальном качестве или в составе избирательного списка кандидатов.
2. Порядок проведения указанных предварительных обсуждений и голосований определяется уставами политических партий или иных общественных объединений. Организаторами подобных мероприятий должны быть обеспечены демократизм процедур, свобода выдвижения и самовыдвижения кандидатур, свобода волеизъявления участников с обеспечением тайны голосования.
3. Действующие избирательные комиссии не несут обязанностей по организации указанных предварительных обсуждений и голосований, не выполняют надзорных и контрольных функций, но могут вести разъяснительную работу.
Предлагается главу IX «Общественный контроль при проведении выборов и референдумов» дополнить следующей статьей:
Статья **. Содержание и субъекты общественного контроля при проведении выборов и референдумов
1. Общественный контроль на выборах и референдумах состоит в осуществлении права наблюдения за проведением соответствующих действий и права высказать публично свои оценки этих действий полномочным избирательным комиссиям, комиссиям референдумов.
2. Субъектами внешнего общественного контроля при проведении выборов и референдумов являются в силу своего статуса, закрепленного законом, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также иные субъекты общественного контроля, указанные в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Соответствующие органы и организации могут осуществлять наблюдение за проведением действий по выборам, референдумам без вмешательства в ход мероприятий. Эти органы и организации вправе на основе официальных данных, своих материалов и обобщений высказывать рекомендации в адрес избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, кандидатов, а также представлять в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства.
3. Субъектами непосредственного наблюдения и общественного контроля в отношении мероприятий по выборам, референдумам, в том числе в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, являются наблюдатели, международные наблюдатели, действующие в соответствии с настоящим Кодексом.
4. Аналитическую поддержку и помощь субъектам общественного контроля, названным в настоящей статье, оказывают штатные подразделения аппаратов соответствующих избирательных комиссий, в том числе содействуют выполнению задач общественного контроля, применяют в этих целях данные дистанционных видеонаблюдений, трансляции хода голосования и подведения его итогов, а также данные, полученные посредством сбора, обобщения и анализа информации от избирателей, кандидатов, избирательных объединений, средств массовой информации и др.
Предлагается статью 52 «Порядок назначения и права наблюдателей» изложить в следующей редакции:
Статья **. Наблюдатели – граждане Российской Федерации
1. Наблюдатели – граждане Российской Федерации выполняют свои задачи, закрепленные в подпункте 43 пункта 1 статьи 2 настоящего Кодекса.
2. При проведении выборов наблюдателя могут назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. При проведении выборов возможно назначение наблюдателей иными общественными объединениями, зарегистрированными в порядке, установленном законом, а также субъектами общественного контроля, указанными в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее также – субъекты общественного контроля).
3. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, вправе назначить наблюдателей во все избирательные комиссии на территории соответствующего избирательного округа. Избирательное объединение, субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии на территории своей деятельности.
4. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне, субъект общественного контроля, а при проведении одновременно референдума и выборов – зарегистрированный кандидат или доверенное лицо зарегистрированного кандидата.
5. Лица и организации, указанные в пунктах 2–4 настоящей статьи, вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
6. Лица и организации, указанные в пунктах 2–4 настоящей статьи, назначают наблюдателей из числа граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, не имеющих неснятой или непогашенной судимости, как правило, постоянно проживающих в Российской Федерации и преимущественно на той территории, на которой проводятся выборы, референдум.
7. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении названных должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего или совещательного голоса.
8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
9. Избирательное объединение, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную комиссию, предусмотренную настоящим Кодексом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.
10. Направление, указанное в пункте 9 настоящей статьи, должно быть представлено самим наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, как правило, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). Установление иных, кроме указанных в настоящем Кодексе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
11. Наблюдателям, назначенным в участковые комиссии, должен быть обеспечен доступ во все помещения избирательных комиссий, где происходит голосование, подсчет голосов избирателей, участников референдума и иные избирательные действия.
12. Наблюдатели, назначенные в иные, помимо участковых, комиссии, вправе присутствовать при установлении этими комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
13. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день (дни) голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время;
3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
4) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
6) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
7) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию; форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;
9) обжаловать в порядке, установленном настоящим Кодексом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;
11) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
14. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
2) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Предлагается статью 57 «Общие условия выдвижения кандидатов, списков кандидатов» изложить в следующей редакции:
Статья 57. Общие условия выдвижения кандидатов, списков кандидатов
1. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста пассивного избирательного права, выдвигаются кандидатами в депутаты или на выборную должность либо избирательными объединениями, либо посредством самовыдвижения. Общие требования к порядку выдвижения (самовыдвижения) содержатся в настоящей статье и в статье __ настоящего Кодекса и детализируются по соответствующим выборам в Особенной части настоящего Кодекса.
2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Если кандидат в депутаты выдвинут избирательным объединением в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, то он не может быть выдвинут кандидатом на тех же выборах по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Если кандидат выдвинут по одномандатному или многомандатному избирательному округу, в том числе и в составе списка таких кандидатов от избирательного объединения, в таком случае избирательное объединение не вправе включать данного кандидата на тех же выборах в список кандидатов по единому избирательному округу. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
3. Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, на выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее сорока дней (при досрочных выборах – не менее тридцати дней). На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления указанный период определяется законом субъекта Российской Федерации и должен составлять соответственно не менее тридцати дней и не менее двадцати дней.
4. На всех видах выборов депутатов, где политической партией, избирательным блоком выдвигается список кандидатов по единому избирательному округу, в такой список помимо членов партии (партий) допустимо включение в качестве кандидатов граждан, которые не являются членами соответствующей партии (соответствующих партий), а также членами иных политических партий (далее – беспартийные граждане). Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список.
5. После выдвижения списков кандидатов, самовыдвижения избирательное объединение и кандидат обязаны проинформировать соответствующую избирательную комиссию о выдвижении, самовыдвижении. При этом избирательное объединение представляет в избирательную комиссию документы и данные, указанные в статье __ настоящего Кодекса, а кандидат в порядке самовыдвижения – данные, указанные в статье __ настоящего Кодекса. После представления этой информации избирательная комиссия обязана в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом, проверить ее достоверность и соответствие требованиям настоящего Кодекса, о чем сообщить избирательному объединению, кандидату. Далее с ведома избирательной комиссии избирательное объединение и (или) сам кандидат организуют сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения.
6. Кандидат, избирательное объединение могут вместо сбора подписей избирателей внести избирательный залог в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Предлагается главу X «Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, реализация инициативы референдума» дополнить следующей статьей:
Статья **. Избирательный залог
1. Вместо сбора подписей избирательное объединение и кандидат-самовыдвиженец могут внести избирательный залог. При внесении избирательного залога сбор подписей избирателей не производится. Избирательный залог вносится до начала сбора подписей. После начала сбора подписей избирательный залог не может быть внесен.
2. Сумма избирательного залога определяется применительно к конкретным видам выборов в Особенной части настоящего Кодекса.
3. Сумма избирательного залога при выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу вносится соответствующим избирательным объединением. Сумма избирательного залога при внесении избирательным объединением списка кандидатов, каждый из которых будет баллотироваться по одномандатному избирательному округу, также вносится избирательным объединением. По согласованию с избирательным объединением избирательный залог может быть внесен самим кандидатом, включенным в указанный список.
4. При выдвижении избирательным объединением кандидата на выборную должность сумма избирательного залога вносится данным избирательным объединением либо самим кандидатом.
5. При самовыдвижении кандидата в депутаты либо на выборную должность сумма избирательного залога вносится непосредственно этим кандидатом.
6. В случае, если список кандидатов допущен к распределению мандатов в соответствующем представительном органе, кандидат избран на выборную должность или депутатом, избирательный залог подлежит возврату. В ином случае избирательный залог зачисляется в соответствующий бюджет и используется для целевого финансирования деятельности избирательных комиссий по просвещению избирателей.
7. Более подробно вопросы избирательного залога регулируются нормативным правовым актом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Предлагается статью 70 «Равенство кандидатов» изложить в следующей редакции:
Статья 70. Равенство прав кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
2. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители, в том числе по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. При формировании кандидатом, избирательным объединением группы поддержки кандидата, списка кандидатов соответствующие кандидат, избирательное объединение могут поручить выступить от их имени также конкретному лицу, входящему в группу поддержки.
Предлагается главу XI «Статус кандидатов» дополнить следующей статьей:
Статья **. Группа поддержки
1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата на выборную должность либо список кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, могут создать группу поддержки соответственно кандидата, списка кандидатов. Максимальная численность группы поддержки на соответствующих выборах определяется в Особенной части настоящего Кодекса.
2. Персональный состав группы поддержки формирует соответственно кандидат, избирательное объединение. Информация об этом направляется соответствующей избирательной комиссии с приложением списка группы поддержки, в котором указываются: фамилия, имя, отчество каждого лица; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; место трудовой деятельности (если имеется) с указанием должности; место жительства (населенный пункт, муниципальное образование); контактный телефон. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим нормативным правовым актом вправе утвердить рекомендации о порядке формирования групп поддержки и о данных, включаемых в информацию о группе и состоящих в ней лицах.
3. По обращению кандидата, избирательного объединения группа поддержки подлежит регистрации в той избирательной комиссии, в которой зарегистрированы кандидат, избирательное объединение. Основаниями для отказа в регистрации могут быть отсутствие документов либо данных о кандидате и о лицах, включенных в группу. В случае отказа в регистрации группы поддержки мотивированное решение избирательной комиссии об отказе выдается кандидату, избирательному объединению или их уполномоченным представителям не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.
4. Члены группы поддержки вправе сопровождать кандидатов на публичных мероприятиях, при необходимости выступать на таких мероприятиях и в средствах массовой информации по поручению кандидата, избирательного объединения и по собственной инициативе, вести иную разрешенную законом агитационную и информационную деятельность. Члены группы поддержки не выполняют функций уполномоченных представителей кандидата, избирательного объединения, доверенных лиц и наблюдателей.
5. Кандидат, избирательное объединение вправе в любой момент исключить гражданина из состава группы поддержки с публичным объявлением об этом и направлением информации в избирательную комиссию.
Предлагается главу XII «Получение и распространение информации о выборах и референдумах» дополнить следующей статьей:
Статья **. Роль средств массовой информации в информационном освещении подготовки и проведения выборов и референдумов
1. В соответствии с законом и настоящим Кодексом средства массовой информации вправе размещать в своих изданиях любую информацию о выборах и референдумах, с соблюдением требований об объективности и достоверности материалов, уважении к участникам процесса выборов и референдумов.
2. В информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются избирательными объединениями, кандидатами, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
3. Предоставление средствами массовой информации своих изданий, эфирного времени для организации дебатов и рекламы кандидатов, избирательных объединений производится с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
4. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
5. В целях информационного освещения подготовки и проведения выборов, референдумов представители средств массовой информации принимают участие в соответствующих мероприятиях, связанных с выборами, референдумами, в том числе данные представители вправе:
1) знакомиться с протоколами комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов;
2) присутствовать на агитационных мероприятиях;
3) освещать избирательные действия и агитационные мероприятия на основе конституционного принципа свободы и независимости средств массовой информации, недопущения цензуры.
6. Представители средств массовой информации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, по предъявлении служебных удостоверений вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии.
7. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет).
8. Для осуществления полномочий, указанных в настоящей статье, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).
9. Избирательные комиссии, комиссии референдума не имеют права допускать дискриминацию при аккредитации средств массовой информации или их сотрудников. Отказ в аккредитации может быть обжалован в порядке, установленном законом.
10. Избирательная комиссия, выполняя требования настоящего Кодекса об опубликовании (обнародовании) информации о проводимых на соответствующей территории избирательных мероприятиях, обязана направить копию данной информации аккредитованным при комиссии представителям средств массовой информации.
Предлагается статью 92 «Уполномоченные представители по финансовым вопросам» изложить в следующей редакции:
Статья 92. Уполномоченные представители по финансовым вопросам
1. Кандидаты вправе, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата (избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума) осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая выдается кандидатом (избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума) и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, а также приводится оттиск печати для финансовых документов.
2. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательными комиссиями на основании заявления кандидата (избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума) и доверенности, указанной в части 1 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня регистрации указанного уполномоченного представителя избирательной комиссией и истекает через девяносто дней со дня голосования, а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата (избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума), – с момента вынесения окончательного решения судом.
3. На период полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам работодатель обязан предоставлять ему по его просьбе неоплачиваемый отпуск.
4. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат (избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума) передает ему следующие полномочия:
1) открытие специального избирательного счета;
2) распоряжение средствами избирательного фонда;
3) учет денежных средств избирательного фонда;
4) контроль за поступлением и расходованием средств избирательного фонда;
5) право подписи на расчетных документах.
Уполномоченному представителю по финансовым вопросам могут быть переданы иные полномочия.
5. Кандидат (избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума) вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию вместе с заявлением о том, на кого возлагаются полномочия отозванного уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата. Копии указанных заявлений должны быть одновременно направлены в соответствующий филиал публичного акционерного общества «Сбербанк России». Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществляется в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Предлагается главу XIV «Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума и их опубликовании» дополнить статьей следующего содержания:
Статья **. Система «электронный избиратель», «электронный участник референдума»
1. При проведении голосования на выборах, референдуме допускается использование системы «электронный избиратель», «электронный участник референдума», если это обеспечивается техническими средствами на конкретных выборах, референдуме.
2. Указанная система дает гражданину, обладающему активным избирательным правом, возможность голосования на выборах, референдуме на любом избирательном участке, участке референдума на территории, где проводятся соответствующие выборы, референдум, путем подачи заявления предварительно либо личного обращения в день голосования. Избирательная комиссия, комиссия референдума с использованием системы ГАС «Выборы» проверяет, не осуществил ли гражданин голосование в другом месте, далее выдает ему бюллетени для голосования и одновременно сообщает соответствующей комиссии по месту регистрации гражданина о его участии в голосовании. При этом комиссия, выдавшая бюллетени для голосования, включает данные о гражданине в отдельный список, а комиссия по месту его регистрации делает соответствующие отметки в своих списках.
3. Порядок обеспечения возможности голосования, предусмотренного пунктами 1 и 2 настоящей статьи, определяется нормативным правовым актом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Предлагается статью 189 «Избирательные системы, применяемые на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
Статья 189. Избирательные системы, применяемые на выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации
1. Выборы депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации могут проводиться: по одномандатным территориальным избирательным округам (один округ – один депутат); по смешанной системе, при которой одна часть депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, другая часть депутатов избирается по общерегиональному избирательному округу с выдвижением списков кандидатов в депутаты. Используемый вариант (используемые варианты) определяется (определяются) законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
2. Для избрания депутатов по одномандатным избирательным округам первоначально численность депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации, далее средняя норма представительства избирателей соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливается путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта, на общее число одномандатных избирательных округов, определенных конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.
3. При смешанной системе по общерегиональному избирательному округу с выдвижением списков кандидатов избирается не более 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Конкретное число депутатов, избираемых по такому избирательному округу, определяется законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
4. Число голосов избирателей, поданных за список кандидатов по общерегиональному избирательному округу, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за данный список кандидатов в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также за пределами территории этого субъекта, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено проведение голосования зарегистрированных избирателей, находящихся за пределами субъекта.
Предлагается главу XVIII «Основы организации выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» дополнить статьей следующего содержания:
Статья **. Методика распределения депутатских мандатов по общерегиональному избирательному округу законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации
1. Общерегиональные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодекс, получают депутатские мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной настоящей статьей.
2. Каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, должно быть передано по одному депутатскому мандату. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в порядке, определенном настоящей статьей.
3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по общерегиональному избирательному округу за каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до N, где N – число депутатских мандатов, распределяемых по общерегиональному избирательному округу. Частные, определенные с точностью до второго знака после запятой, полученные после указанной в настоящей части статьи процедуры деления по всем спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду равен N. Если два или более частных во вспомогательном ряду равны частному, которое равно N, то сначала из этих частных вспомогательный ряд дополняется частным списка кандидатов, получившего большее число голосов, а в случае равенства голосов – частным списка кандидатов, зарегистрированного ранее. Количество частных, относящихся к соответствующему списку кандидатов, расположенных во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны N, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандидатов.
4. После распределения депутатских мандатов, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, проводится их распределение внутри каждого списка кандидатов между общерегиональной частью списка кандидатов и территориальными группами кандидатов. В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общерегиональную часть списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
5. Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общерегиональную часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между территориальными группами кандидатов в следующем порядке:
1) определяется число голосов избирателей, полученных списком кандидатов на каждой из территорий, которым соответствуют территориальные группы кандидатов;
2) вычисляется доля (процент) числа голосов избирателей, поданных за территориальные группы кандидатов, от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании на соответствующей территории;
3) территориальные группы кандидатов располагаются в порядке убывания доли (процента), указанной (указанного) в подпункте 2 настоящего пункта, и получают поочередно по одному мандату. При равенстве указанных долей преимущество отдается той территориальной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
6. Оставшиеся после первоначального распределения депутатских мандатов между территориальными группами нераспределенные мандаты передаются территориальным группам кандидатов в такой же очередности в порядке убывания доли (процента), указанной (указанного) в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
7. Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов.
Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в общерегиональную часть списка кандидатов, или в ту же территориальную группу кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в общерегиональной части списка кандидатов или соответствующей территориальной группе кандидатов отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими территориальными группами кандидатов того же списка кандидатов в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи.
8. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов в одной территориальной группе кандидатов или нескольких территориальных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между территориальными группами того же списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов в соответствии с установленной методикой распределения депутатских мандатов.
9. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри общерегионального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предлагается статью 197 «Поддержка выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
Статья 197. Поддержка выдвижения кандидата. Сбор подписей избирателей, последующее представление документов в избирательные комиссии, регистрация кандидатов
1. В поддержку кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводится сбор подписей избирателей, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, в количестве, устанавливаемом законодательством субъекта Российской Федерации, с определением максимального количества подписей, которые могут быть собраны на территории одного муниципального района, городского округа.
2. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, последующее представление документов в избирательные комиссии, регистрация кандидатов, списков кандидатов производятся по общим правилам, определенным в статьях __ – __ настоящего Кодекса, детализированным в законодательстве субъектов Российской Федерации.
3. Вместо сбора подписей политическая партия, избирательный блок, региональное отделение политической партии, избирательного блока, кандидат-самовыдвиженец могут внести избирательный залог в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. Сумма избирательного залога при выдвижении кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается законодательством субъекта. В случае, если кандидат избран на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, избирательный залог подлежит возврату. В ином случае избирательный залог зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации и используется для целевого финансирования деятельности избирательных комиссий по просвещению избирателей.
Предлагается статью 11 «Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме» дополнить следующей частью:
2. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления граждане Российской Федерации также могут голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно. Необходимая графа подлежит включению в избирательный бюллетень в соответствии со статьей ___ настоящего Кодекса.
Предлагается часть 6 статьи 17 «Назначение очередных выборов» изложить в следующей редакции:
Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если единый день голосования, установленный пунктом 3 настоящей статьи, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо единый день голосования объявлен в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье октября.
Предлагается статью 44 «Статус членов комиссий» дополнить частями в следующей редакции:
1. В состав избирательных комиссий входят члены комиссий с правом решающего голоса и члены комиссий с правом совещательного голоса. Одно и то же лицо может быть в Российской Федерации членом только одной избирательной комиссии с правом решающего голоса либо с правом совещательного голоса.
2. Членами комиссий с правом как решающего голоса, так и совещательного голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста восемнадцати лет;
г) депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;
е) работники аппаратов государственных и муниципальных органов;
ж) лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;
з) работники аппаратов комиссий любого уровня;
и) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;
к) на соответствующих выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;
л) на соответствующих референдумах – члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
м) на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
н) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
о) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
п) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Предлагается статью 93 «Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц» дополнить частью следующего содержания:
Некоммерческие организации, созданные полностью или частично для осуществления пожертвований на нужды избирательных кампаний и референдумов, обязаны представлять в регистрирующий орган финансовый отчет в порядке, предусмотренном законодательством о политических партиях с учетом специфики, установленной настоящим Кодексом.
Формы и порядок финансовой отчетности таких организаций, а также особенности обнародования соответствующей информации для всеобщего сведения устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с регистрирующим органом.
Предлагается в статье 99 «Порядок голосования» первое предложение части 1 изложить в следующей редакции:
1. Если голосование проводится в один нерабочий день, оно начинается в 8 часов утра и заканчивается в 20 часов по местному времени. Если в соответствии с настоящим Кодексом голосование проводится в два нерабочих дня, следующие один за другим, тогда в первый день голосование осуществляется с 8 часов утра и до 20 часов по местному времени, а во второй день начинается в 8 часов утра и заканчивается в 17 часов по местному времени.
Предлагается часть 3 статьи 106 «Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» изложить в следующей редакции:
3. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным в Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), составляемую комиссией (за исключением комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии), заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии.
Предлагается часть 2 статьи 156 «Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы» изложить в следующей редакции:
2. В каждом одномандатном избирательном округе политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата и только по одному избирательному округу. В случае, если кандидат включен в федеральный список кандидатов, он не может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком в одномандатном избирательном округе. В случае, если кандидат включен в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, он не может быть включен в федеральный список кандидатов. Кандидат должен дать письменное согласие на выдвижение его политической партией, избирательным блоком в составе федерального списка кандидатов либо по конкретному одномандатному избирательному округу.
Предлагается части 3 и 4 статьи 185 «Регистрация депутатов Государственной Думы» изложить в следующей редакции:
3. Зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы по федеральному избирательному округу, в пятидневный срок со дня получения извещения, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе отказаться от получения депутатского мандата, представив в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации соответствующее письменное заявление. В этом случае его депутатский мандат считается вакантным и при отсутствии уважительных причин для отказа передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации другому федеральному списку, который по результатам распределения имеет наименьшее количество депутатских мандатов. В указанном списке замещение вакантного мандата производится по правилам, установленным настоящим Кодексом.
4. Представление зарегистрированным кандидатом, избранным депутатом Государственной Думы по федеральному избирательному округу, заявления, указанного в части 3 настоящей статьи, влечет за собой исключение такого зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.
Предлагается часть 1 статьи 187 «Замещение вакантных депутатских мандатов по федеральному избирательному округу, исключение зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов» изложить в следующей редакции:
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного в составе федерального списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, избирательного блока, выдвинувших этот список, вправе предложить Центральной избирательной комиссии Российской Федерации кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же федерального списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. При этом указанная кандидатура предлагается в порядке очередности из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть) федерального списка кандидатов, в которую был включен депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (общефедеральной части) федерального списка кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в указанный орган политической партии о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, избирательного блока вправе предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из другой региональной группы кандидатов (общефедеральной части) данного федерального списка кандидатов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии, избирательного блока.