Гарник Туманян о некоторых особенностях предстоящих парламентских выборов в Кыргызстане

Гарник Туманян о некоторых особенностях предстоящих парламентских выборов в Кыргызстане

28 ноября состоятся выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Помимо мониторинга голосования непосредственно в Кыргызстане, медианаблюдатели РФСВ в качестве международных наблюдателей от МПА СНГ будут наблюдать за тем, как проходят выборы в парламент Кыргызской Республики на избирательных участках в Москве, Краснодаре, Иркутске, Екатеринбурге, Новосибирске и Томске. В рамках подготовки к этой миссии автором предпринята попытка проанализировать электоральную ситуацию в Кыргызстане.

17 ноября, 2021

Нестабильность социально-экономической и политической систем, которая длительное время подпитывалась перманентным негативным влиянием глобальной пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) довольно ярко отразилась на внутриполитической системе Кыргызской Республики. Описываемые трансформации привели к всплеску гражданского недовольства и гражданской протестности после обнародования предварительных итогов выборов депутатов Жогорку Кенеша в октябре 2020 года. 

Учитывая высокий уровень внутригосударственной напряжённости и начало различных акций гражданского неповиновения и гражданского несогласия, которые в дальнейшем были квалифицированы различными политическими силами как: «протесты», «политический кризис» и даже «революция», Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики признала недействительными итоги голосования, а президент Кыргызской Республики Сооронбай Шарипович Жээнбеков добровольно ушел в отставку. 

Решением внутриполитического кризиса стало формирование «Правительства согласия» во главе с Премьер-министром Садыром Нургожоевичем Жапаровым, который впоследствии (в январе 2021 года) был избран Президентом Кыргызстана. Важнейшим решением в сложившейся ситуации стало назначение новых выборов в Жогорку Кенеш. 

Выборы депутатов Жогорку Кенеша в 2021 году являются закономерным окончанием последовательного процесса легитимного, демократического перехода представительной власти внутри Кыргызской Республики. 

В период подготовки избирательного процесса различные политические силы и отдельные представители политического истеблишмента провозгласили идеологию «чистых и честных выборов». В стране начали происходить системные трансформации в сфере публичного (государственного) управления и организации избирательного процесса. 

Рассмотрим основные изменения избирательного процесса в Кыргызской Республике, которые в большинстве своём нашли отражение в Конституционном Законе Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 26 августа 2021 года № 103 и сформировали целостный электоральный нормативно-правовой акт –  Конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года № 68

Можно выделить ряд положительных трансформаций: 

  • В законодательство внесены терминологические уточнения, которые призваны исключить разночтения и множественные трактовки нормативно-правовых актов;
  • Смягчён возрастной ценз, отменена верхняя возрастная граница для кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша;
  • Минимизировано административное давление на участников избирательного процесса. Вышесказанное подтвердилось увольнением ректора Ошского университета за вмешательство в предвыборный процесс
  • Внедрена система проверки соответствия кандидатов нормативным требованиям посредством обмена данными информационных систем государственных органов власти через систему «ТУНДУК»;
  • Для удобства граждан внедрена Информационная система «Электронный кандидат», где они могут ознакомиться с публикуемой информацией о кандидатах и политических партиях: общие сведения, списки кандидатов, программа кандидатов/политических партий, сведения по избирательным фондам и иным медиа-контентом;
  • Публичности электоральных процессов будет способствовать открытый реестр обращений и жалоб на выборах депутатов Жогорку Кенеша на сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;
  • Была проведена работа в части совершенствования законодательства в сфере предвыборной агитации, в частности, запрещены агитационные мероприятия вблизи культовых сооружений и с использованием религиозной тематики;
  • Был снижен региональный порог для допуска к распределению депутатских мандатов с 0,7% до 0,5% голосов избирателей, принявших участие в выборах, по всем областям и городам республиканского значения.

Одновременно, на мой взгляд, можно выделить и некоторые аспекты, несущие в себе политические и электоральные риски:

  • Увеличен избирательный порог для допуска к распределению депутатских мандатов с 3% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах, в целом по Кыргызской Республике; 
  • Количество депутатских мандатов в Жогорку Кенеше сокращено со 120 до 90. При этом, – лишь 36 из них будут распределены по одномандатным округам, в то время как 54 мандата будет распределено по пропорциональной системе с открытыми списками по единому избирательному округу; 
  • Сложная форма избирательного бюллетеня с двухуровневой системой заполнения. Гражданин должен будет проставить за одну из партий (либо отразить свой выбор «против всех») соответствующий знак в специальном квадрате, а затем повторить то же действие за одного из кандидатов из списка партии, примечательно, что кандидаты будут обозначены лишь порядковыми номерами от 1 до 54. Подобное составление избирательного бюллетеня может создать множество сложностей для избирателей, неточностей и двойственных трактовок гражданского выбора;
  • Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики наделена правом признавать итоги голосования по кандидату или списку кандидатов недействительными, если во время подготовки и проведения выборов произошли нарушения, которые могут сказаться на достоверности голосования или волеизъявлении граждан. Расширительное или недостаточно обоснованное применение этой нормы может спровоцировать электоральные конфликты;
  • Запрет Президента Садыра Жапарова своей политической силе — партии «Мекенчил» участвовать в выборах депутатов Жогорку Кенеша в целях борьбы с использованием административного ресурса на парламентских выборах, очевидно, должен рассматриваться как вынужденная, крайняя мера. Тем не менее, она может быть истолкована как неправомерное ограничение пассивных избирательных прав.

Следует также отметить неоднозначные новации избирательного права Кыргызстана в сфере квотирования. Для регистрации партийных списков теперь необходимо соблюсти следующие правила:

  • не более 70% кандидатов может быть одного пола, при этом, разница очередности в партийном списке кандидатов женщин и кандидатов мужчин не должна превышать 3 позиций;
  • не менее 15% кандидатов должны быть на момент выдвижения не старше 35 лет, при этом, не менее 3 кандидатов из них должны занимать в партийном списке места среди первых 25 кандидатов;
  • не менее 15% кандидатов, должны иметь различную этническую принадлежность, при этом, не менее 3 кандидатов из них должны занимать в партийном списке места среди первых 25 кандидатов;
  • не менее 2 кандидатов должны быть лица с ограниченными возможностями здоровья, как минимум 1 кандидат из них должен занимать в партийном списке место среди первых 25 кандидатов.

Факты массового выхода женщин из партийных списков по «собственному желанию» после получения партиями мандатов в Ошском городском кенеше свидетельствуют о том, что квотирование может быть использовано некоторыми политическими силами как грязная технология продвижения нужных кандидатов посредством последующего вывода из партийных списков женщин и молодежи (к примеру: Сакматова И.Б.; Махмутова С.М.; Мамырова А.А. и другие ).

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что значение предстоящих выборов для формирования электоральных инструментов и стратегий ближайшего будущего нельзя недооценивать. Предоставленная мне возможность быть международным наблюдателем дает огромный материал для последующего анализа и научной работы.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за эту уникальную возможность Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, Российский фонд свободных выборов, ЦИК России и избирательную комиссию Томской области.

ОБ АВТОРЕ

Туманян Гарник Вагинакович – аспирант кафедры Гуманитарных проблем информатики, философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета, заместитель председателя Молодёжной избирательной комиссии Томской области, член территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Томска с правом решающего голоса.

Достижения:

  • Лауреат Премии Администрации Томской области;
  • Лауреат Премии Национального исследовательского Томского государственного университета «Научный деятель 2020»;
  • Лауреат Стипендии Президента РФ;
  • Лауреат Стипендии Правительства РФ;
  • Номинант на Премию Российской Академии Наук в области «философии, социологии, психологии и права».