Юлия Пеганова: Участие в общественно полезных проектах как фактор повышения электоральной активности молодежи
Материалы доклада добровольца Российского фонда свободных выборов из Вологодской области Юлии Пегановой на круглом столе «Молодежь выбирает» в рамках Международной научно-практической конференции «Конвенция СНГ о стандартах демократических выборов: открытое пространство международного сотрудничества» (6 октября 2022 года, Санкт-Петербург).
06 октября, 2022
В последние годы наблюдается трансформация роли молодежи в государственной и общественной жизни страны. Активно развивается молодежная политика, государство и общественные институты заинтересованы в молодежи как активной социальной силе, которая в будущем займет ведущие позиции в развитии общественного прогресса.
В связи с этим не теряет актуальности и вопрос электоральной активности молодежи. Выборы и избирательный процесс выступают базовой характеристикой демократического государства, «содержанием электорального процесса выступает формирование легитимных органов государственной власти и управления при участии структур гражданского общества, самих граждан, осуществляющих свободный выбор в форме голосования, в результате чего происходят изменения в структурах власти и политических элит, в режимах функционирования властных органов, в поведении и культуре политических акторов, в политических курсах правительства»1.
Факторы, влияющие на электоральную активность молодежи, часто становились предметом исследования ученых, политиков, государственных и общественных деятелей2. В качестве методов повышения электоральной активности молодого поколения рассматривали как просветительскую работу, так и включение в политическую жизнь путем привлечения в деятельность молодежных парламентов и молодежных движений политических партий.
Предлагаем рассмотреть такой метод повышения электоральной активности как участие в общественно полезных проектах и программах.
Общественно полезный проект (программа) (иначе – социальный проект) представляет собой деятельность, направленную на качественное преобразованию социальной действительности, в результате чего создаются социальные продукты или услуги, приносящие пользу обществу или отдельным категориям граждан.
Чаще всего общественно полезные проекты разрабатываются и реализуются социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО). Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными НКО признаются НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также такие виды деятельности, как социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность и другие, предусмотренные ст. 31.1. закона.
Для реализаций целей и мероприятий своих проектов такие НКО используют практику привлечения молодежи (обучающихся колледжей, вузов, работающей молодежи) в качестве волонтеров, а также в качестве соавторов проектов.
По нашему мнению, участие молодежи в социальных проектах способствует развитию навыков определения потребностей различных групп населения, оценки состояния государственной политики в той или иной сфере.
Кроме того, многолетний опыт работы автора в сфере социального проектирования в рамках Вологодского регионального отделения Ассоциации юристов России (далее – ВРО АЮР) дает основания сделать вывод, что молодые люди приобретают в процессе проектирования и реализации проектной идеи интегративный опыт социальной ответственности. Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации молодежи, а также понимания возможностей и значимости участия в социальной и политической жизни государства. Как следствие, социально активная молодежь глубже осознает существующие в государстве проблемы, варианты их разрешения и желает принимать личное участие в изменении качества жизни населения, а значит, в формировании органов власти и политического курса страны.
В качестве примера проанализируем положительный опыт реализации нескольких социальных проектов командой ВРО АЮР, к участию в которых привлекалась молодежь из числа будущих юристов – обучающихся Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Анализируемые проекты можно разделить на две группы: 1) непосредственно связанные с реализацией избирательных прав граждан; 2) проекты, направленные на правовое просвещение в иных сферах, влияющих на уровень доверия населения к власти.
В 2019 году ВРО АЮР при поддержке Правительства Вологодской области успешно реализован общественно полезный проект «Развитие института общественного наблюдения в рамках избирательного права и избирательного процесса на территории Вологодской области».
Целью проекта было развитие демократических процедур и обеспечение справедливого формирования и устойчивого функционирования властных институтов на территории Вологодской области.
В качестве задач определялись:
- формирование в Вологодской области корпуса общественных наблюдателей – активных, ответственных, квалифицированно обученных, разбирающихся в основах наблюдения за ходом голосования, востребованных на любых видах выборов и в резерве членов участковых избирательных комиссий;
- организация процесса наблюдения за избирательным процессом в день голосования с целью обеспечения его законности, открытости и прозрачности;
- обеспечение защиты избирательных прав граждан;
- правовое просвещение избирателей.
В рамках проекта с участием молодежи проведены следующие мероприятия:
- проведена агитационная кампания по осуществлению набора граждан в кандидаты общественных наблюдателей, сформирована электронная база данных граждан в кандидаты общественных наблюдателей с приложением необходимых документов;
- сформированы учебно-методические, консультативно-правовые и справочные материалы для проведения обучающих занятий по организации и проведению общественного наблюдения на выборах;
- организованы и проведены обучающие занятия с кандидатами в общественные наблюдатели общественного наблюдения на выборах;
- разработана «Настольная книга наблюдателя на выборах в Вологодской области», в которой сгруппированы нормативные и методические материалы по законодательному обеспечению деятельности наблюдателя в день голосования;
- проведены творческие и научные конкурсы по тематике проекта;
- состоялся научно-практический круглый стол «Актуальные проблемы избирательного права и избирательного процесса в субъектах Российской Федерации»;
- осуществлено общественное наблюдение в Единый день голосования.
К участию в проекте было привлечено более тысячи представителей молодежи Вологодской области. Руководитель проекта Заслуженный юрист России, преподаватель, доцент И.В. Груздева отмечает, что проект позволил не только решить его непосредственную задачу – организовывать широкое участие молодежи в общественном наблюдении на выборах, но и показать молодому поколению важность их личного участия в управлении делами государства, важность их слова, их идей; вовлечение молодежи, будущих юристов, в процесс организации и проведения выборов повысило уровень доверия к избирательной системе, интерес к избирательному процессу, что подтвердилось на итоговом круглом столе, где молодые люди представили свои впечатления и конкретные предложения по совершенствованию законодательства о выборах.
Участники проекта проявили большую активность на выборах 2019 года и последующих избирательных кампаниях в сравнении с молодыми людьми, не принимавшими участия в проекте3. Кроме того, со стороны координаторов проекта отметим, что молодые люди, пришедшие в проект со скептическим отношением к процедуре выборов и наблюдения, по итогам участия в проекте меняли свое мнение и «были удивлены, насколько серьезно и строго организован процесс голосования и подсчета голосов».
Среди проектов ВРО АЮР, не связанных с выборами, отметим проект «Формирование антикоррупционного правосознания населения Вологодской области, как основы правомерного антикоррупционного поведения» (2018-2019 гг.) и проект ««Повышение качества жизни лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования пенсионного и социального законодательства» (2021-2022 гг.).
Проект антикоррупционной направленности был нацелен на внедрение эффективных форм предупреждения коррупционных отклонений в сознании граждан, в том числе молодежи, предоставление обучающимся возможности выразить свое отношение к проблеме коррупции в России. Второй проект направлен на популяризацию социальной политики государства, направленной на повышение качества жизни лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте изменений пенсионного и социального законодательства, а также устранение правовой неграмотности населения страны по вопросам социальной политики государства.
По итогам реализации проектов также отмечается положительный эффект, в том числе в области электоральной активности. Молодые люди, заинтересованные в решении социальных проблемы, стали проявлять более высокую гражданскую активность: вносить предложения по совершенствованию законодательства, участвовать в выборах в качестве избирателей, наблюдателей, а также кандидатов.
Вовлечение молодежи в реализацию общественно полезных проектов – возможность находить оптимальные пути решения существующих проблем населения. Проблемы, проанализированные молодежью в ходе участия в проектах, дали возможность молодым людям оценить эффективность действующей нормативно-правовой базы и системы организации разработки и принятия управленческих решений. Реализация молодежью своего активного избирательного права – способ поддержать ту программу социально-экономического развития страны, которая, по их мнению, наиболее полно и эффективно поможет решить проблемы, над которыми молодые люди работали в ходе социальных проектов. Реализация молодежью своего пассивного избирательного права – способ самостоятельно и непосредственно предложить решение проблем и внедрить в практику государственного управления, возможность напрямую оказывать помощь гражданам, пользуясь дополнительными возможностями и ресурсами представителя государственной или муниципальной власти.
Пеганова Юлия Александровна, начальник отдела организации научной работы Северо-Западного института (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Вологодского регионального отделения Ассоциации юристов России, доброволец Российского фонда свободных выборов
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Кинзерская И. Л. Избирательная система как инструмент формирования общественного выбора: теоретические подходы и российская практика // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2008. – С. 137.
[2] См., например,: Митюнова И.Г. Факторы повышения электоральной активности российской молодежи // Beneficium. – 2020.; Молодежная электоральная концепция // URL: http://www.rfsv.ru/uploads/MEK-2021.pdf (дата обращения: 28.09.2022).
[3] Согласно опросам, проводимым Северо-Западным институтом (филиалом) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).