«Наблюдатели — это не враги избиркомов, а их друзья» — Валерий Фадеев
В 2018 году выборы Президента России пройдут с нововведениями: любой гражданин, обладающий активным избирательным правом, может быть назначен наблюдателем от Общественной палаты РФ или общественной палаты региона. При этом ЦИК никак не регулирует работу общественных палат как субъектов общественного контроля.
25 февраля, 2018
Этот механизм позволит избежать фальсификаций и нарушений, которые могут быть со стороны различных кандидатов, он повышает прозрачность и ясность процесса, но главное, что эта практика дает возможность гражданскому обществу независимо от политических партий и кандидатов наблюдать за выборами и формулировать свою точку зрения.
Наблюдателями могут назначаться и представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также любых НКО, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп.
«Мы являемся операторами, которые организуют наблюдение от гражданского общества, — поясняет заместитель Секретаря ОП РФ, руководитель рабочей группы ОП РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан Александр Точенов. — Первая задача — набрать наблюдателей. Их нужно фильтровать: это не должны быть люди из политических партий, от кандидатов, представители НКО в статусе иностранных агентов, например. Далее нужно их подготовить, обучить. Мы подбираем специалистов, готовим инструкторов в регионах. Потом их нужно как-то спустить в избирательные комиссии, непосредственно на выборы — для этого мы тоже должны проработать регламент. А ведь им еще и не будут платить, это волонтеры. Мы обсуждали с главой ЦИК возможность участия в этом процессе студентов профильных вузов, это должно быть интересно тем из них, кто хотел бы связать свою жизнь с избирательным правом».
В ЦИК отмечают, что Общественная палата может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно находиться в помещении для голосования. При этом «не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним субъектом общественного контроля».
Письменное направление наблюдателя может быть предъявлено в избирком с начала его работы непосредственно в день голосования; предварительно уведомлять комиссию о направлении наблюдателя не требуется.
В соответствии с законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Общественная палата РФ может назначать наблюдателей в любую участковую или территориальную комиссию на всей территории страны, региональные палаты — на территории соответствующего субъекта.
«Важно понимать, что система наблюдателей — это не враги избиркомам, а скорее друзья. Наша избирательная система устроена не блестяще: были скандалы, нарушения, использование административных ресурсов и так далее. Мы должны минимизировать давление властей на ход выборов: они должны стать максимально легитимными, это наша важнейшая задача — обеспечить их максимальную открытость и прозрачность», — подчеркивает Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.
Источник: http://2017.vybor-naroda.org/lentanovostey/108653-nablyudateli-eto-ne-vragi-izbirkomov-a-ih-druzya-valeriy-fadeev.html