Влада Минькова: система обучения избирательному праву - уникальный фактор развития молодежи
Материалы выступления добровольца Российского фонда свободных выборов Влады Миньковой (Пятигорск) на Научно-практической конференции по актуальным вопросам подготовки квалифицированных кадров избирательных комиссий "Выборы. Обучение. Перспективы" (5 декабря 2019 года, ЦИК России).
10 декабря, 2019
При подготовке доклада использованы материалы «научной роты» Корпуса добровольцев РФСВ (Анна Жегалова, Анастасия Архипова, Илья Пащенко, Татьяна Сидорук, Наталья Горяинова, Юлия Дубровина, Вероника Фатхудинова).
Практика обучения молодежи центрами избирательного права и процесса: недостатки, уверенные достижения и перспективные направления
Система Центров избирательного права и процесса начала формироваться совсем недавно, но за прошедшие 6 лет ЦИППы были образованы в 19 субъектах нашей страны.
Закономерно возникла потребность в координации их деятельности и был сформирован Федеральный координационный совет (далее – ФКС ЦИПП).
Вдохновителем создания ФКС ЦИПП стала Тхабисимова Людмила Аслановна, профессор, доктор юридических наук, директор Северо-Кавказского центра избирательного права и процесса, заместитель директора по научной работе Юридического института ФГБОУ ВО Пятигорский государственный университет.
При ее непосредственном участии на базе Пятигорского государственного университета регулярно проводятся международные научно-практические конференции по вопросам избирательного права и процесса, организуются встречи с ведущими политиками и электоральными экспертами, устраиваются олимпиады по избирательному праву и многое другое. Данные мероприятия позволяют студентам получить дополнительные знания, сформировать собственную гражданскую позицию, а также предоставляют возможности для вступления в общественную деятельность.
Так как основной задачей Центров избирательного права и процесса является обучение и подготовка наблюдателей и членов избирательных комиссий, вопрос организации дополнительного образования ЦИППами особенно актуален. Нормативной базой допобразования выступает в первую очередь Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с главой 10 данного закона дополнительно образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Указанные программы предусмотрены для лиц, имеющих или получающих среднее и высшее профессиональное образование.
Заранее следует предусмотреть порядок создания учебных планов Центрами избирательного права и процесса. В этом смысле на Федеральный координационный совет возлагаются большие надежды – его деятельность должна быть направлена на интеграцию региональных ЦИППов в целях обмена опытом и выработки единой политики их деятельности.
С этой целью очевидна необходимость разработки единого положения о деятельности ЦИППов и создания общих планов обучения по программам дополнительного образования.
Следует также отметить, что данные планы должны иметь общую базу, но при этом содержать региональные отличия в виде интерактивных курсов.
Значение интерактивных занятий в образовательной деятельности ЦИППов велико, так как, помимо обучения участников избирательного процесса, Центры играют важную роль в формировании гражданского правосознания молодых людей.
Необходимо сделать все возможное, чтобы учащиеся почувствовали неподдельный интерес к избирательному праву, осознали его значимость и сформировали собственную гражданскую позицию.
Примерами форм интерактивного обучения являются:
1. Деловые и дебатные игры;
2. Кейс-метод;
3. Электоральные квесты, викторины, олимпиады и конкурсы;
4. Модельные участки для занятий;
5. Образовательные приложения для компьютеров и мобильных устройств.
Для обеспечения нормальной работы системы ЦИПП необходимо затронуть вопрос финансового обеспечения деятельности Центров избирательного права и процесса.
На данный момент они формируются в виде структурных подразделений университетов, что лишает их возможности финансирования из средств бюджетов. Придание Центрам статуса юридических лиц обеспечит их финансовую независимость, что позволит сформировать новую независимую платформу для обучения членов избирательного процесса.
Важным моментом является недопущение регулирования образовательной деятельности ЦИППов в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Применение данного закона подразумевает образование отношений по закупке образовательных услуг, главным критерием осуществления которых станет предложение поставщиками наименьшей цены выполнения услуги, что приведет не только к ухудшению качества образования, но также станет благоприятной средой для появления недобросовестных участников.
В связи с этим необходимо провести аккредитацию Центров избирательного права и процесса Министерством науки и высшего образования. Данная мера станет гарантией качества оказываемых ЦИППами образовательных услуг.
Помимо перевода системы ЦИПП в рамки дополнительного образования, стоит подумать и над идеей создания механизма образовательного обмена студентами между Центрами избирательного права и процесса. Наличие системы дополнительного образования, осуществляемого ЦИППами и участие в программах образовательного обмена повысит рейтинг ВУЗов в связи с предоставлением дополнительных возможностей студентам – участникам данных программ, а именно:
1. Возможности внеконкурсного поступления на должности государственной гражданской службы (при наличии соответствующего образования);
2. Предоставления дополнительных баллов для поступления на следующий уровень образования (при поступлении на бакалавриат, магистратуру, аспирантуру);
3. Занесения молодых людей в резервные списки на членство в Молодежных избирательных комиссиях, которые, как известно, являются кадровыми резервами избирательных комиссий в регионах.
Указанные возможности должны предоставляться обучающимся посредством выдачи сертификатов о прохождении дополнительного образования, по итогам сдачи аттестационных экзаменов.
Образование системы Центров избирательного права и процесса является уникальной возможностью для развития молодежи, повышения качества избирательного процесса и координации субъектов всей нашей страны. На заре становления данного механизма следует приложить все усилия для того, чтобы созданная система соответствовала возложенным на нее ожиданиям и приносила видимые результаты.