Молодежная электоральная концепция. Версия – 2021

Молодежная электоральная концепция. Версия – 2021

Проект молодежной электоральной концепции подготовлен с целью актуализации и дальнейшего развития положений, отраженных в Постановлении ЦИК России от 12 марта 2014 года. Авторами сформулирован ряд предложений по развитию правосознания молодежи и повышению электоральной культуры молодых и будущих избирателей.

09 марта, 2021

Публичная защита и общественное обсуждение данной работы состоится в рамках Круглого стола «Молодежная электоральная концепция. Версия – 2021», организованного Российским фондом свободных выборов 16-18 марта 2021 года, с участием ведущих российских ученых-правоведов, признанных экспертов в сфере избирательного права и процесса.

ПРОЕКТ ОБНОВЛЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

(скачать в формате pdf)

 

1. Общие положения

Молодежная электоральная концепция (далее – Концепция) представляет собой комплекс системных предложений, направленных на повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей в Российской Федерации.

Концепция содержит систему взаимосвязанных между собой мероприятий, подходов и взглядов, ориентированных на активное информирование, обучение и правовое просвещение молодых граждан Российской Федерации.

Концепция определяет стратегию действий системы избирательных комиссий Российской Федерации по решению актуальных задач в сфере молодежной электоральной политики.
         
Концепция устанавливает и закрепляет следующие понятия:        

Будущие избиратели – граждане Российской Федерации, которые не достигли возраста 18 лет и в силу указанного обстоятельства не обладают активным избирательным правом.

Молодые избиратели – граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет включительно, обладающие активным избирательным правом.

Молодежная электоральная политика – часть комплекса мер молодежной политики в Российской Федерации, направленных на создание условий для развития кадрового потенциала системы избирательных комиссий посредством вовлечения молодых граждан в избирательный процесс, самореализации молодежи в электоральной сфере, а также гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание уважения к демократическим институтам выборов и референдумов в молодежной среде.

Молодежные избирательные комиссии – консультативно-совещательные органы, состоящие из представителей молодежи и сформированные при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований.

Молодежные участковые избирательные комиссии – действующие составы участковых избирательных комиссий избирательных участков, в которых половина и более членов комиссии с правом решающего голоса являются молодыми гражданами Российской Федерации (в возрасте от 18 до 35 лет включительно).

Настоящая Концепция базируется на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных законах от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», Распоряжениях Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении 

Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», от 12 декабря 2015 г. № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя».

Предполагаемый срок реализации Концепции предусматривает проведение мероприятий в течение периода 2021 – 2026 г.г., который совпадает с периодом осуществления полномочий восьмого состава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Субъекты, принимающие участие в реализации Концепции:

  • молодые и будущие избиратели Российской Федерации;
  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • участковые избирательные комиссии (молодежные участковые избирательные комиссии);
  • молодежные избирательные комиссии;
  • молодежные общественные объединения;
  • институты гражданского общества;
  • некоммерческие организации;
  • профессиональные союзы и объединения;
  • редакции средств массовой информации;
  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления.

2. Востребованность Молодежной электоральной концепции

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ЦИК России обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей. Взаимодействие с общественными организациями и молодежными объединениями по вопросам обучения и повышения правовой культуры молодых и будущих избирателей является постоянным направлением деятельности, непрерывно реализуемым на протяжении более чем 25-летней истории ЦИК России.

Деятельность ЦИК России в данной сфере основывается на положениях Концепции, а также выстраивается в соответствии с принимаемыми ежегодными планами работы ЦИК России.
    
Создан и эффективно функционирует Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России. Ежегодно утверждается сводный план основных мероприятий РЦОИТ при ЦИК России по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации. По результатам выполнения плана работы ЦИК России и сводного плана основных мероприятий РЦОИТ при ЦИК России принимаются постановления ЦИК России.

Содействие в целях привлечения институтов гражданского общества и общественных объединений к реализации мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей на федеральном и региональном уровнях оказывает некоммерческая организация «Российский фонд свободных выборов», соучредителем которой ЦИК России выступил в 2001 году.

При участии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации принимаются соответствующие региональные программы повышения правовой культуры избирателей и обучения организаторов выборов. Аналогичные программы существуют на муниципальном уровне, их реализуют территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований при содействии органов местного самоуправления. Подобные программы предусматривают проведение дополнительного комплекса молодежных мероприятий.

Системная работа по повышению правовой культуры молодежи ведется ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований, участковыми избирательными комиссиями совместно на территории России более 20 лет. 

За указанный период произошла качественная трансформация общественно-политической ситуации в государстве, что позволило выстроить эффективные механизмы осуществления молодежной политики в электоральной сфере, которые доказали свою эффективность и до сих пор применяются на практике.

В 2007 году было принято постановление ЦИК России № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя», в соответствии с которым определена дата проведения ежегодных специализированных (целенаправленных в рамках деятельности по повышению правовой культуры) мероприятий для молодых и будущих избирателей.

В настоящее время проведение Дня молодого избирателя охватывает все субъекты Российской Федерации. Система избирательных комиссий Российской Федерации проводит мероприятия различного плана, цель реализации которых совпадает с основной целью принятия настоящей Концепции.
    
Ежегодный охват мероприятиями значительного числа российской молодежи свидетельствует о том, что практика проведения Дня молодого избирателя зарекомендовала себя с положительной стороны и является результативной, в связи с этим, должна быть сохранена и поддержана в дальнейшей реализации.

Система молодежных избирательных комиссий неоднократно поднимала вопрос о придании более высокого официального статуса Дню молодого избирателя в Российской Федерации. В качестве позитивного примера установления молодежных дат отмечается, что в 1993 году Распоряжением Президента Российской Федерации поддержано предложение о ежегодном проведении в России Дня молодежи. День молодежи официально отмечается 27 июня. Определение конкретной даты позволило подчеркнуть особое отношение к молодым людям в российском обществе.
    
Молодежная инициатива о направлении обращения в адрес Президента Российской Федерации о проведении Дня молодого избирателя на всероссийском уровне важна, поскольку подобное предложение особенно актуально в настоящее время в связи с усилением деструктивных попыток вовлечь российскую молодежь в неправомерную и незаконную деятельность.

Необходимость разработки Молодежной электоральной концепции, учитывающей накопленный опыт и объединяющей существующие направления и формы деятельности по повышению правовой культуры, обусловлена поиском и внедрением новых подходов и способов работы с молодыми и будущими избирателями.

Правовое обучение и повышение электоральной культуры молодых и будущих избирателей предполагает получение правовых знаний в области законодательства о выборах и референдумах. Данная цель достигается как в результате общего правового просвещения, так и специального обучения избирательному праву. Кроме того, правовое просвещение решает задачу осознанной вовлеченности и участия в избирательном процессе молодых избирателей.
    
Тенденции последних лет наглядно доказывают, что преимуществами в политической, правовой и социальной сферах обладают государства, которые эффективно используют инновационный и человеческий потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь – наиболее мобильная часть общества, которая способна развивать потенциал государства, предлагать новые идеи и формулировать перспективные предложения, ведущие к социальному развитию и улучшению качества жизни.

С момента принятия Молодежной электоральной концепции в 2014 году произошла трансформация общественно-политической жизни России. Текущий период характеризуется стремительной цифровизацией общественных процессов и укреплением значения и ценности виртуального пространства в процессе осуществления человеческой деятельности.
    
Не остается в стороне от новаций отечественная избирательная система, которая более динамична и гибка по отношению к изменениям. Появились новые формы реализации прямой демократии. Прочно вошла в историю уникальная практика организации и проведения Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, которая была успешно реализована в условиях непростых ограничений, действующих в связи с мировой пандемией коронавирусной инфекции.
    
Появились новые способы волеизъявления граждан (дистанционное электронное голосование) и возникли новые алгоритмы (голосование в течение нескольких дней, дополнительные возможности голосования вне помещения для голосования, голосование там, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено). 
    
В связи с отмеченным необходимо уделять особое внимание развитию взаимодействия с молодежью в виртуальном пространстве. Значительная часть социальной жизни молодежи выстраивается в информационных системах благодаря широкому распространению и доступности сети Интернет. Подлинными лидерами общественного мнения для множества молодых людей являются популярные пользователи новых медиа – социальных сетей и информационных платформ. Без продуманной работы в данном направлении государство рискует потерять заинтересованность со стороны молодых избирателей в реализации активного и пассивного избирательного права.

В целях усиления открытости, прозрачности и гласности работы избирательных комиссий и оперативного информирования граждан созданы аккаунты ЦИК России и избирательных комиссий различного уровня в социальных сетях. 

На регулярной основе РЦОИТ при ЦИК России проводит дистанционное обучение в формате прямых эфиров, видеолекций и коротких заметок на каналах «Просто о выборах» и «Электорий». Осуществлен ребрендинг и перезапуск всероссийских конкурсов ЦИК России, направленных на правовое просвещение молодежи, а именно: Всероссийский конкурс на лучшую работу в области избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера» и Всероссийская олимпиада школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Софиум».
    
Стремительно формируются новые молодежные общественные объединения. В 2017 году создан Союз Молодежных избирательных комиссий России – первое в истории неформальное объединение молодежных избирательных комиссий в стране.
    
Продолжает формироваться и выстраиваться в определенном смысле саморегулируемая и самоорганизованная система молодежных избирательных комиссий в 75 субъектах Российской Федерации. Молодежные избирательные комиссии действуют при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссиях, избирательных комиссиях муниципальных образований. Также они могут быть сформированы в качестве молодежных общественных советов или в иных формах. Молодежь информирует о новациях избирательного законодательства, проводит обучение для членов молодежных избирательных комиссий, волонтеров и молодых избирателей.
    
Дальнейшего уточнения требует вопрос выстраивания определенной линии взаимодействия между молодежными избирательными комиссиями. На основе предложений от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и в ходе общественной дискуссии целесообразно решить вопрос о формировании Молодежной избирательной комиссии при ЦИК России, а с участием молодежи в российских регионах определить возможные задачи, которые могут быть возложены на общественный консультативно-совещательный орган в электоральной сфере на федеральном уровне.
    
Цифровизация и новации избирательного законодательства ставят задачи по выработке современных направлений работы по повышению правовой культуры молодежи. 

3. Цель, задачи и принципы реализации

Молодежная электоральная концепция направлена на реализацию новых подходов и способов работы с молодыми и будущими избирателями Российской Федерации. Положения Концепции основаны на статистических и аналитических данных о российской молодежи, имеющемся опыте и апробированных направлениях работы по повышению правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей.

Целью принятия Молодежной электоральной концепции является совершенствование системной работы по повышению интереса молодежи к избирательному праву и процессу в России, а также вовлечение молодых граждан в деятельность избирательных комиссий Российской Федерации.

Задачами Концепции являются:

  • повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей;
  • обучение молодых людей основам избирательного права и процесса;
  • повышение доступности информации для молодежи путем предоставления актуальных и достоверных сведений о деятельности системы избирательных комиссий Российской Федерации;
  • формирование условий для осознанного участия в выборах и референдумах;
  • укрепление доверия молодых людей к избирательной системе;
  • формирование позитивного восприятия институтов прямой демократии в молодежной среде;
  • налаживание международных молодежных связей в сфере избирательного права и процесса;
  • создание условий для осуществления молодежной экспертной деятельности в электоральной сфере;
  • разработка, внедрение и апробация новых методов и способов работы избирательных комиссий с молодыми и будущими избирателями.

Концепция отвечает следующим задачам практического плана:

  • правовое просвещение молодежи с учетом современных запросов молодежной среды;
  • выработка стратегии по работе с молодежью в виртуальном пространстве;
  • повышение уровня электоральной активности молодежи;
  • обучение и подготовка молодых граждан для работы в системе избирательных комиссий;
  • развитие международного сотрудничества и выработка опыта экспертной работы молодежи в электоральной среде;
  • поддержка талантливой молодежи, проявляющей интерес к изучению и исследованию избирательного законодательства в творческом, научном и иных направлениях.

Основными способами реализации Концепции являются:

  • разработка предложений по реализации Концепции и внесение их в ежегодные планы работы ЦИК России, тематические планы изданий ЦИК России, сводные планы основных мероприятий РЦОИТ при ЦИК России;
  • принятие и реализация избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации совместно с территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований ежегодных планов мероприятий по реализации Концепции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • проведение конкурсов для молодых и будущих избирателей;
  • обобщение и изучение опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, молодежных избирательных комиссий, молодежных общественных объединений по реализации отдельных положений Концепции, выявление и распространение наиболее эффективных практик и результатов;
  • взаимодействие с представителями экспертного и научного сообщества по реализации мероприятий Концепции;
  • консолидация молодежных избирательных объединений;
  • взаимодействие с представителями институтов гражданского общества, общественных организаций, средств массовой информации;
  • поддержка и реализация специальных проектов в рамках направлений, указанных в Концепции;
  • подготовка, опубликование и размещение на сайте ЦИК России аналитических, обобщающих и методических материалов по отдельным направлениям реализации Концепции.

Принципы реализации мероприятий и проектов в рамках Концепции:

  • приоритетность реализации предложений, внесенных консультативно-совещательными молодежными органами при избирательных комиссиях;
  • направленность действий на повышение электоральной информированности и осознанности участия молодежи в выборах и референдумах;
  • информационная открытость при взаимодействии с молодежью, предполагающая размещение информации в сети Интернет.

Указанные механизмы формируют условия для комплексной реализации Концепции на территории Российской Федерации.

4. Основные направления деятельности
по реализации Концепции

✓   Правовое обучение молодых избирателей

Обучение молодых и будущих избирателей – одна из приоритетных задач избирательных комиссий Российской Федерации по работе с молодежью.
РЦОИТ при ЦИК России обеспечивает разработку обучающих материалов и размещение в открытом доступе научной и образовательной литературы по электоральной тематике, в том числе предназначенной для молодежи. 

Аналогичную деятельность осуществляют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при содействии молодежных избирательных комиссий.

В процессе правового обучения важную роль играют способы реализации образовательных целей. Классическое представление лекционных материалов может иметь низкую эффективность усвоения в рамках правового просвещения. Опыт проведенной работы по повышению правовой культуры избирателей показывает, что наиболее результативно усваивается тот материал, который получает практическое применение.

В целях повышения уровня знаний молодежи в сфере избирательного права целесообразно закреплять пройденный материал путем моделирования различных ситуаций, которые могут возникнуть при организации и проведении выборов.

Обязательна визуализация учебно-методических и иных материалов. Рекомендуется использование таких уникальных форматов, как короткие видеоролики, презентации и комиксы, настольные игры и т.п.

Важно усилить и расширить программу обучения молодых избирателей путем проведения и сочетания дистанционного и очного обучения в формате открытых дискуссий и мастер-классов.

Особый акцент необходимо сделать на работе с членами молодежных избирательных комиссий при поддержке общественных организаций. Подобная работа активно ведется на протяжении последних лет.

Перспективно предложение о проведении Всероссийского теста по основам избирательного права и образовательной акции Избирательный диктант. Данные форматы позволят не только познакомить молодежь с новеллами избирательного законодательства и практикой, но и изучить избирательный процесс с различных сторон. Ключевыми ориентирами при проведении мероприятий должны являться мотивация молодых граждан Российской Федерации к получению знаний в области избирательного права и процесса, объективной информации о деятельности системы избирательных комиссий Российской Федерации.

Указанные мероприятия целесообразно приурочить к проведению Дня молодого избирателя. Кроме того, в рамках Концепции предлагается ежегодно обобщать опыт работы ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий по проведению Дня молодого избирателя в течение календарного года.
    
Глобальная пандемия, связанная с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году, наглядно продемонстрировала, что следует развивать форматы онлайн-обучения. Активно используются массовые открытые онлайн-курсы, которые предполагают обратную связь со спикерами, промежуточные аттестации и выдачу сертификата, подтверждающего уровень знаний. Данная система показывает высокую эффективность.

Требуют продолжения и дополнительного развития следующие формы работы:

  • взаимодействие с общественными организациями инвалидов с целью оказания содействия в реализации избирательных прав молодых граждан, имеющих инвалидность, посредством расширения программы реализации проектов «Дорога на избирательный участок» и «Помоги мне»;
  • проведение специализированных дней бесплатной юридической помощи, направленных на разъяснение молодым гражданам норм избирательного законодательства;
  • организация и проведение публичных открытых лекций и семинаров по отдельным вопросам избирательного процесса.

✓   Правовое просвещение молодых избирателей

Представляется обоснованным расширить программу правового просвещения молодых избирателей, основанную на сочетании электоральной тематики и направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Эффективным механизмом реализации подобной деятельности могут выступить стимулирующие мероприятия в формате молодежных конкурсов.

Наряду с повышением правовой культуры воспитание гражданского правосознания подразумевает овладение навыками реализации политических прав. Данное направление реализации Концепции призвано формировать устойчивый интерес молодых граждан к политико-правовым формам собственной гражданской активности, развивать интерес к процессу организации и проведения выборов и референдумов, повышать осознанность участия в них.

Принимая во внимание, что с каждым новым электоральным циклом в избирательный процесс включается новое поколение граждан, невозможно оставаться безразличными к вопросам правового просвещения молодежи. Для обеспечения системной работы по правовому просвещению молодежи целесообразно проведение мероприятий, направленных на взаимодействие избирательных комиссий с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, молодежными организациями по вопросам расширения возможностей и условий преподавания избирательного права, реализации совместных мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.

✓   Правовое просвещение будущих избирателей

Для повышения, сохранения и укрепления уровня правовой грамотности избирателей необходимо вести целенаправленную и системную информационно-разъяснительную деятельность среди граждан различного возраста, включая тех лиц, которые на определенный период времени не достигли совершеннолетия и в связи с этим не обладают активным избирательным правом.

Важно вести работу с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется модель будущего поведения ребенка. Дети склонны копировать модель поведения взрослых, у них формируются стойкие поведенческие привычки, развивается мировоззрение и складываются жизненные установки с определенного возраста. 

Ребенок, с детства знакомый с процедурой выборов, будет с интересом приходить на избирательный участок с родителями. В будущем у него сформируется сознание электорально активного гражданина, который будет осознанно участвовать в голосовании. Необходимо учитывать психофизиологические особенности этого возраста. Форматом правового просвещения будущих избирателей может стать игра.

Существуют различные методические пособия для детей в возрасте от 5 лет: начиная от раскрасок, сказок, азбук на выборную тематику и заканчивая полноценными тематическими занятиями и учебно–ролевыми играми. 

Важно объяснять, рассказывать и наглядно показывать, что такое выборы адаптивными для данного возраста способами, формируя первичные представления об избирательном процессе и эмоциональный отклик у будущих избирателей.

Социально-правовое воспитание детей дошкольного возраста – сложный и многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей. 

В рамках реализации данного направления Концепции предлагается проведение учебно-ролевых игр, тематических занятий на базе образовательных организаций, организация конкурсов рисунков, проведение экскурсий на избирательные участки и в избирательные комиссии, а также театрализованных представлений на избирательную тематику с непосредственным участием детей. Необходима подготовка новой учебно-методической литературы для работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

В 2007 году в рамках Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» было опубликовано типовое Положение о проведении выборов в органы ученического самоуправления, подписанное Председателем ЦИК России. Это Положение актуально в нынешних условиях тем, что в нем простым для школьников языком в подробностях изложен порядок организации и проведения избирательного процесса, адаптированный для общеобразовательного учреждения.

Данное Положение получило широкое распространение и отклик среди образовательных организаций на территории всей страны. В стране появилось и укрепилось понятие «единый день голосования в органах ученического самоуправления». Выборы в школах дают обучающимся возможность ощутить всю важность их голоса и выбора. Это позволяет развивать правовую культуру, создавать условия для подготовки школьников к участию в избирательном процессе. Школьные выборы стали площадкой для самореализации подрастающего поколения.

Сегодня на смену очной формы проведения голосования в органы ученического самоуправления пришли новые технологии: цифровые платформы и социальные сети. Они позволяют отойти от традиционного формата волеизъявления и перейти к дистанционному электронному голосованию, что намного удобнее в рамках образовательного учреждения, и главное – интереснее для обучающихся. Однако осваивать новации школьникам зачастую приходится самостоятельно, помочь реализовать молодежный запрос на современные формы волеизъявления призваны молодежные избирательные комиссии.

Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы первый опыт выборных процедур, приближенный к реальному избирательному процессу, прошел на высоком уровне. Это позволит обучающимся самостоятельно понять и увидеть изнутри тонкости организации избирательного процесса. Будущие избиратели будут готовы сформулировать свои предложения по улучшению данной работы.

Необходимо поощрять проведение выборов в органы ученического самоуправления, оказывать всевозможную поддержку обучающимся и общеобразовательным учреждениям, исключить формализм в вопросах обеспечения грамотной методической помощи заинтересованным сторонам.

Работа в данном направлении не ограничивается только проведением выборов в органы ученического самоуправления. Нужна постоянная систематическая работа в рамках образовательной деятельности: классные часы и открытые уроки с приглашением членов избирательных комиссий, проведение дебатов, интеллектуальных игр, квестов и иных мероприятий в рамках уроков по обществознанию.

Для углубленного изучения избирательного законодательства в субъектах Российской Федерации представляется возможным поддержать инициативу о введении в школьную образовательную программу элективного курса по избирательному праву и процессу.

✓   Деятельность молодежных избирательных комиссий
и усиление кадрового потенциала избирательных комиссий

Изменения в Конституцию Российской Федерации, одобренные в ходе Общероссийского голосования в 2020 году, позволили сформировать новые условия для развития молодежной политики в стране. Особенную значимость приобретает кадровая работа с молодежью в системе избирательных комиссий Российской Федерации.

В настоящее время члены молодежных избирательных комиссий выполняют не только информационно-просветительскую работу, но и выступают ценным кадровым резервом для усиления потенциала избирательных комиссий всех уровней.

В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и действуют молодежные избирательные комиссии на региональном уровне, более чем в половине субъектов Российской Федерации функционируют молодежные территориальные и муниципальные избирательные комиссии. Существует система вовлечения молодежи в работу составов участковых избирательных комиссий, что позволяет формировать молодежные участковые избирательные комиссии.

Данное направление реализации Концепции включает повышение уровня профессиональной подготовки молодых членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий) и предусматривает включение молодых граждан в составы резерва участковых избирательных комиссий.

С учетом реализации основ государственной молодежной политики для избирательной системы важно развитие следующих направлений:

  • организация профессиональной подготовки молодых специалистов, работающих по направлению повышения правовой культуры молодых и будущих избирателей;
  • развитие института наставничества в системе избирательных комиссий;
  • создание условий для реализации и саморазвития членов молодежных избирательных комиссий.

Особую роль приобретает подготовка молодых специалистов для избирательной системы.

Молодежные избирательные комиссии создаются на основании положений о порядке формирования молодежных общественных консультативно-совещательных органов. Их порядок работы и состав определяются решениями соответствующих избирательных комиссий. Все сформированные молодежные избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах и не являются юридическими лицами. Срок полномочий молодежных избирательных комиссий составляет, как правило, два года. Членами молодежных избирательных комиссий могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно.

Предлагается продолжить практику по созданию условий для дальнейшего формирования и развития молодежных избирательных комиссий при избирательных комиссиях различного уровня. В целях совершенствования деятельности молодежных избирательных комиссий необходимо проводить регулярный анализ и обобщение лучших молодежных электоральных практик.

✓   Взаимодействие с молодежными парламентами
и организация выборов в органах молодежного самоуправления 

Молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал для выстраивания взаимоотношений представительных и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями.

Молодежный парламентаризм является особой формой представительства молодежи как единой социальной группы. Молодежные парламентские структуры (молодежные парламенты, молодежные общественные палаты) осуществляют свою деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо сформировать условия для сотрудничества между молодежными парламентами и молодежными избирательными комиссиями в целях осуществления совместной работы по повышению правовой культуры и электоральной активности молодежи.

В последние годы возрастает роль молодежных избирательных комиссий в формировании молодежных парламентов. Кроме того, молодежные избирательные комиссии организуют широкое информационное освещение выборов в молодежные парламенты, способствуя в целом популяризации выборных институтов и повышению доверия к избирательной системе.

При проведении молодежных выборов молодежные избирательные комиссии применяют современные информационные технологии, в том числе технологию блокчейн. Данная технология лежит в основе дистанционного электронного голосования в Российской Федерации.

В российских регионах имеется опыт запуска цифровых платформ для выборов представителей молодежных парламентов. Потенциальные кандидаты проходят процедуру регистрации на сайте в сети Интернет. По упрощенной процедуре регистрационные действия осуществляют избиратели и иные участники избирательного процесса. В результате, избирательный процесс реализуется в виртуальном пространстве, что не приводит к сужению возможностей зарегистрированных пользователей на осуществление избирательных действий, а процедура голосования и подведения итогов осуществляется в электронной форме.

Представляется целесообразным аккумулировать опыт молодежных избирательных комиссий по проведению выборов, в том числе с использованием современных информационных технологий. Необходимо разработать единые рекомендации по проведению выборов в молодежные общественные органы. Апробированные процедуры голосования на данном уровне будут полезны и могут быть использованы при проведении выборов в органы ученического и студенческого самоуправления.

✓   Содействие политическим партиям в обучении
молодых представителей и работников аппаратов и отделений

Взаимодействие с политическими партиями – одна из важнейших задач ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, которая также заключается в оказании содействия представителям партий при подготовке молодых специалистов для участия в различных ролях в избирательных кампаниях.

В настоящее время существуют отдельные образовательные проекты для представителей политических партий в субъектах Российской Федерации. Представляется необходимым расширить практику по проведению образовательных мероприятий в целях обучения и подготовки молодежи, которая активно принимает участие в деятельности политических партий.

Открытость и прозрачность избирательных процедур во многом обеспечивается широким общественным контролем за законностью на всех этапах избирательной кампании. Особую роль в этом направлении играют наблюдатели от политических партий и субъектов общественного контроля.

В преддверии старта избирательных кампаний перед политическими партиями и субъектами, имеющими право назначать наблюдателей, стоит практический вопрос поиска новых лиц, имеющих возможность и желание принять участие в наблюдении на избирательных участках. Проблему можно объяснить отсутствием должной информированности граждан.

Информирование и поиск наблюдателей не являются задачами, которые в соответствии с требованием законодательства стоят перед системой избирательных комиссий. Однако избирательные комиссии готовы оказать содействие политическим партиям и иным субъектам по данному вопросу, приняв участие в обучении и подготовке лиц, которые приобретают статус участников избирательного процесса. Инициатива по этому направлению в первую очередь должна исходить от политических партий.

При этом в качестве основного пути по преодолению проблемы недоверия молодых людей к избирательному процессу является предоставление возможности лично убедиться в легитимности и прозрачности выборов, принимая участие в них в качестве наблюдателя. Фактически, основная информационно-разъяснительная деятельность в этом направлении ложится на избирательные комиссии, однако ей должны заниматься также субъекты, имеющие право назначать наблюдателей на выборах.

В рамках Концепции предлагается обратить внимание на необходимость осуществления совместной работы по обучению молодых членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей и работников аппаратов и отделений политических партий.

✓   Повышение правовой культуры молодых журналистов и блогеров

Работа по вопросам информационного сопровождения избирательных кампаний не должна быть ориентирована исключительно на представителей средств массовой информации. Практика последних лет показывает, что в информационное освещение выборов активно включаются блогеры, медианаблюдатели, представители экспертного сообщества и лидеры общественного мнения.
    
В ходе онлайн-форума избирателей «Мой Голос» в декабре 2020 года на высоком официальном уровне отмечен позитивный опыт по привлечению блогеров и пользователей сети Интернет к информационному освещению выборов. Широкое развитие сетевых изданий, информационных платформ и социальных сетей способствует появлению новых способов информирования и проведения предвыборной агитации в период подготовки и проведения избирательных кампаний.
    
Молодые люди в статусе журналистов и наблюдателей на выборах работают как в составе межрегиональных мониторинговых групп, так и ведут информационно-просветительскую деятельность в субъектах Российской Федерации в межвыборный период. В России сложился институт медианаблюдения, инициатива создания которого принадлежит некоммерческой организации «Российский фонд свободных выборов».
    
Медианаблюдатели – молодые электоральные эксперты, имеющие статус представителя средства массовой информации на выборах. Они осуществляют гражданский контроль и достоверное информирование граждан о ходе голосования в социальных сетях и сетевых изданиях.
    
Итогом работы становится написание качественного аналитического материала об избирательной кампании. Как показала практика, данное направление работы является исключительно молодежным. Представляется возможным его развивать в субъектах Российской Федерации при содействии молодежных избирательных комиссий.
    
Указанная работа обеспечивает распространение достоверной информации о ходе голосования, избирательном процессе в целом в молодежной среде. Медианаблюдатели используют современные технологии и понятную для молодых избирателей форму подачи информации, укрепляя доверие к выборам среди сверстников.
    
При осуществлении медианаблюдения молодежь проводит независимый мониторинг электоральной ситуации и ведет активную информационную деятельность в сети Интернет.
    
В целях повышения правовой культуры и уровня знаний молодых журналистов и блогеров необходимо ежегодное проведение электоральной медиашколы при содействии ЦИК России. Практика может быть распространена на субъекты Российской Федерации, что позволит обучать активную и заинтересованную молодежь.
    
При подготовке молодежи целесообразно обратить самое пристальное внимание на следующие темы: правовая грамотность и культура, распознание и разоблачение информационных фейков, информационное взаимодействие с избирательными комиссиями.

✓   Организация молодежной электоральной деятельности
в сети Интернет

По различным оценкам исследовательских и аналитических агентств, в социальных сетях зарегистрировано более 4 миллиардов пользователей, а в России – около 70 миллионов человек.
    
Увеличение пользователей социальных сетей и времени, которое они проводят в виртуальном пространстве, предполагает появление в деятельности различных объединений и организаций, осуществляющих правовое просвещение молодежи, нового направления взаимодействия с аудиторией путем перехода на онлайн-формат деятельности и распространения информации. Отмеченное предполагает трансляцию информации в более доступной форме, которая не исключает, но и не предполагает в качестве базового ориентира длительное изучение и глубокое погружение в рассматриваемую область.

Расширение информационной деятельности молодежи – важнейший инструмент вовлечения молодых граждан в избирательный процесс. В настоящее время в сети Интернет созданы и продвигаются сообщества и группы, аккаунты и страницы молодежных избирательных комиссий в социальных сетях, а также сайты в сети Интернет.

Представляется возможным расширить молодежную информационную деятельность, запустив молодежный электоральный канал с телевизионным качеством видеоконтента для трансляции в сети Интернет и в эфире каналов региональных телерадиокомпаний. На канале молодые специалисты по избирательному праву и процессу смогут доступно и понятно рассказывать об основах избирательного права, брать интервью, вести авторские проекты и освещать ход подготовки и проведения избирательных кампаний, организовывать показы фильмов по тематике выборов, документальных проектов об истории выборов в России и становлении избирательной системы.

Развитие информационных технологий требует гибкости и своевременного реагирования в работе по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.

По данным ежегодных исследований российской аудитории социальных сетей, в 2020 году произошел значительный качественный рост количества активных авторов – до 64 миллионов человек. В первую очередь, изменения произошли за счет заметного роста числа пользователей цифровых платформ. Принцип работы данных платформ основан на трансляции динамичного видеоконтента и заключается в простоте механики, наличии удобных мобильных приложений, поддержке различных форматов публикуемого контента и алгоритма «умных» персональных рекомендаций.

Развитие социальных сетей – новый вызов для молодежных избирательных комиссий, определяющий формат их работы с аудиторией. Молодые люди уделяют больше времени «быстрому контенту», который не подразумевает целенаправленного поиска в сети Интернет. Исходя из этого, появляется острая необходимость перепрофилирования работы по развитию электоральной культуры в молодежной среде и ее дальнейшая и углубленная интеграция в социальные сети.

Помимо уже имеющихся форм взаимодействия с применением интернет-технологий (онлайн-конференции, разделы для молодых избирателей на сайтах избирательных комиссий, проведение викторин, конкурсов и интерактивных игр) требуется разработка комплексного плана по созданию и развитию площадок в виртуальном пространстве. Примерами таких площадок могут стать образовательные каналы, сообщества и прочие информационные ресурсы по тематике избирательного права, которые должны появляться на самых разнообразных и новых платформах.

Главными задачами организации молодежной электоральной деятельности в сети Интернет являются:

  • всестороннее информирование молодых и будущих избирателей;
  • создание качественного контента по тематике избирательного законодательства и его своевременная актуализация;
  • доступность для понимания и простота использования разрабатываемых тематических материалов.

✓   Поддержка талантливой молодежи системой
избирательных комиссий Российской Федерации

В Российской Федерации 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Научно-просветительская деятельность является важным элементом в подготовке специалистов, в том числе в сфере избирательного права и процесса.
    
Создание и распространение качественных творческих и научных материалов по избирательному праву будет способствовать повышению интереса к электоральной тематике как среди молодых, так и в среде будущих избирателей. В условиях цифровизации общественной жизни возникает особая потребность для избирательной системы в поиске творческих идей и технических разработок, которые будут направлены на совершенствование работы членов избирательных комиссий и повышение удобства для избирателей.
ЦИК России регулярно проводятся конкурсы, направленные на выявление талантливых молодых специалистов в электоральной сфере – Всероссийский конкурс «Атмосфера», Всероссийская олимпиада «Софиум». 

Стоит отметить заметную научно-просветительскую деятельность представителей Корпуса добровольцев Российского фонда свободных выборов по созданию специальных докладов и разработке предложений по совершенствованию избирательного законодательства, среди которых можно отметить специальный доклад «Молодежь. Выборы. Власть» 2018 года. В документе обосновывается необходимость координации работы молодежных избирательных комиссий, функционирующих в 75 субъектах Российской Федерации, а также создания молодежного совещательно-консультативного органа при ЦИК России. 

Другой подготовленный специальный доклад «Выборы 2024 – молодежный запрос» содержит анализ современного электорального законодательства России и предложения по его совершенствованию. Аналитический доклад «Законопроект о молодежной политике: добровольцы РФСВ – в поисках новых идей» предлагает иной взгляд на решение актуальных вопросов молодежной политики.

Важно поддерживать молодых и талантливых исследователей в сфере избирательного права и процесса, победителей конкурсов ЦИК России путем включения их в кадровый резерв ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

✓   Подготовка молодых экспертов в области
избирательного права и процесса

Полноценное вовлечение молодежи в избирательный процесс должно обеспечиваться охватом широкого спектра молодых специалистов. Обучение, общественное обсуждение законопроектов, выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов должны осуществляться не только с привлечением представителей молодежных электоральных структур, но и молодых юристов, политологов, социологов, управленцев, журналистов и представителей иных близких к избирательной тематике профессий.

В целях выработки предложений по повышению правовой культуры молодежи и вовлечению молодых граждан в избирательный процесс необходимо развивать направление по формированию и развитию молодежного экспертного пула. Молодые эксперты позволят повысить эффективность аналитической, научной, просветительской деятельности в сфере избирательного права и процесса, а также внести предложения по совершенствованию практики.

✓   Организация международного
молодежного электорального сотрудничества 

Международное сотрудничество – важный элемент поддержания миропорядка и укрепления международных связей. ЦИК России регулярно проводятся встречи с представителями избирательных систем иностранных государств, члены ЦИК России принимают участие в наблюдении за выборами при проведении избирательных кампаний в зарубежных странах.

Активно должны включаться в международную деятельность представители молодежи. Добровольцы Российского фонда свободных выборов в 2020 году в составе миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств приняли участие в международном наблюдении на выборах Президента Республики Беларусь, в 2021 году – в миссии наблюдателей от стран Содружества Независимых Государств на досрочных выборах Президента и референдуме по определению формы правления Кыргызской Республики.

Необходимо продолжить развитие практики международного молодежного взаимодействия и активного включения молодых специалистов в работу международных мониторинговых миссий, научных конференций, круглых столов в сфере избирательного права и процесса. Это позволит изучать особенности молодежной политики в зарубежных государствах, избирательные практики и деятельность по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей в других государствах, обмениваться опытом и включить российскую молодежь в межгосударственные общественные электоральные структуры с целью развития наблюдения на выборах.

5. Состав рабочей группы по подготовке проекта
Молодежной электоральной концепции

Координаторы

Дубровина Юлия –    Доброволец Российского фонда свободных выборов (Саратовская область)
Пащенко Илья –    Доброволец Российского фонда свободных выборов (Краснодарский край)
Фатхутдинова Вероника   –    Доброволец Российского фонда свободных выборов (Томская область)

 

Участники

Гуриева Диана –    Член Молодежной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания
Егорова Любовь –    Председатель Молодежной избирательной комиссии Тульской области
Кузменкин Иван –    Член Молодежной избирательной комиссии Новосибирской области
Лапик София –    Член Молодежного Общественного Совета при Избирательной комиссии Краснодарского края
Назаров Давид –    Председатель Молодежной избирательной комиссии Белгородской области
Пермякова Светлана        –    Член Молодежной избирательной комиссии Иркутской области
Петренко Ксения –    Член Молодежной избирательной комиссии Белгородской области
Ручьев Александр –    Член Молодежной избирательной комиссии Свердловской области
Сидорова Надежда –    Пресс-секретарь Молодежной избирательной комиссии Тульской области