Зарубежный опыт организации выборов для лиц с ограниченными возможностями
25 сентября, 2017
В последние годы в ряде зарубежных государств в свете Конвенции о правах инвалидов 2006 года, ряда других международных документов, предприняты дополнительные меры, в том числе на законодательном уровне, по созданию условий для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в части образования специальных избирательных участков, обеспечения доступа в помещения для голосования, оборудования помещений для голосования, изготовление специальных кабин для тайного голосования инвалидов-колясочников, проведения информационно-разъяснительной работы и агитационной деятельности, оказания содействия в голосовании избирателям-инвалидам.
В некоторых государствах законодательно предусмотрены депутатские квоты для обеспечения представительства инвалидов либо некоторые исключения из перечня критериев для избрания в выборный орган.
В целом зарубежный опыт разнообразен, вместе с тем показывает как общие тенденции, так и национальные особенности обеспечения реализации избирательных прав инвалидов.
1. Европейский континент
В Австрии для участия в голосовании избирателей-инвалидов на большинстве избирательных участков созданы необходимые условия; соответствующие условия созданы для голосования и избирателей с проблемами зрения.
При этом в соответствии с законодательством каждый муниципалитет обязан определить не менее одного избирательного участка с необходимым оборудованием помещения для организации голосования лиц с ограниченными физическими возможностями.
При проведении 29 сентября 2013 года выборов депутатов Национального совета – нижней палаты парламента из 1615 избирательных участков, образованных в столице Австрии – городе Вене, 600 избирательных участков было оборудовано для участия в голосовании лиц с ограниченными физическими возможностями.
В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что обеспечение надлежащих условий для реализации людьми с ограниченными возможностями своего права голоса соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права. Государства-участники, например Австрия, часто включали в свое законодательство возможность надомного (мобильного) голосования для пожилых или больных людей, а также особые механизмы голосования для людей с ограниченными возможностями, включая средства для доступа инвалидов-колясочников на отдельных избирательных участках. Кроме того, были приняты специальные меры с целью облегчения голосования людей с нарушениями зрения, как правило, путем использования шрифта Брайля.
При проведении 4 декабря 2016 года президентских выборов ряд избирательных участков был оснащен специальными избирательными кабинами для голосования избирателей-инвалидов, что обеспечивало, в частности, тайну голосования.
Кроме того, не менее одного избирательного участка, помещение для голосования которого должно быть доступно для избирателей-инвалидов, было образовано в каждом муниципалитете; в Вене такие избирательные участки были образованы в каждом городском районе.
В Азербайджане при подготовке к проведению 1 ноября 2015 года парламентских выборов были приняты дополнительные меры по созданию условий для участия в голосовании избирателей-инвалидов:
- оборудование избирательных участков, обеспечивающее доступ избирателей-инвалидов в помещения для голосования;
- изготовление избирательной документации с использованием шрифта Брайля.
В Албании при проведении 25 июня 2017 года парламентских выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что более чем две трети избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования, на 35% тех избирательных участков, внутри помещении которых были установлены приспособления для голосования избирателей (перила и др.), не отвечали необходимым требованиям для доступа их к голосованию.
Имеются также ограничения при проведении регистрации пожилых избирателей.
На несоответствие такого положения действующим международным избирательным стандартам, запрещающим дискриминацию на основании возраста, также указала миссия наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ.
В Андорре избиратели, в том числе избиратели-инвалиды, могут принимать участие в досрочном голосовании, по почте, а также на дому.
В целом, в списки избирателей было включено 24509 избирателей.
Так, досрочное голосование избирателей обеспечивают судьи суда первой инстанции прихода Андорра-ля-Велла (в помещении суда) и такое досрочное голосование избирателей обычно называется судебным (досрочным) голосованием.
Любой избиратель, в том числе инвалид, может принять участие в досрочном голосовании; указывать причину участия в досрочном голосовании избиратель не должен.
В списке избирателя о досрочном голосовании избирателя делается соответствующая отметка в целях избежания множественного голосования.
При проведении 3 апреля 2011 года досрочных парламентских выборов досрочное голосование избирателей проводилось с 21 марта до 13:00 9 апреля 2011 года, в котором приняло участие около 30% зарегистрированных избирателей.
В указанных временных рамках избиратели, в том числе инвалиды, могли подать заявление о предоставлении возможности проголосовать на дому.
Для голосования на дому, в отличие от досрочного голосования, избиратель должен предъявить медицинский документ, дающий право на голосование на дому.
При подготовке к проведению 1 марта 2015 года парламентских выборов высказывались предложения о более комплексном информировании избирателей, в том числе инвалидов, о выборах, прежде всего о таком новом институте избирательного процесса, как голосование по почте, введенном в 2014 году.
Для участия в почтовом голосовании около 100 избирателей подали соответствующие заявления.
В Армении при проведении 2 апреля 2017 года парламентских выборов информационно-разъяснительные материалы, в том числе видеоматериалы, были изготовлены и для избирателей-инвалидов (с сурдопереводом, бегущей строкой, увеличенным размером текста, использованием шрифта Брайля).
При проведении указанных выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что на 69% избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования.
Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – создание условий для голосования всех категорий избирателей-инвалидов.
В Бельгии законодательство предусматривает голосование избирателей по доверенности, в частности, в случае болезни, ограничения физических возможностей избирателя.
При этом такой избиратель должен предъявить документ, подтверждающий соответствующее его состояние.
Один избиратель может проголосовать по доверенности только за одного избирателя.
В Беларуси при проведении 11 сентября 2016 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится положение о том, что несмотря на решение ЦИК о создании достаточных условий для избирателей с ограниченными возможностями, более половины участков были недоступны для таких избирателей.
Кроме того, органам власти следует рассмотреть вопрос ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.
В Болгарии в Избирательном кодексе закреплено положение о том, что помещения для голосования избирательных участков должны быть приспособлены для участия в голосования лиц с ограниченными физическими возможностями.
При этом в соответствии с Избирательным кодексом лица с ограниченными физическими возможностями вправе принимать участие в голосовании на любом избирательном участке своего избирательного округа либо воспользоваться возможностью проголосовать на дому.
Избирателю-инвалиду при голосовании может оказываться по его просьбе помощь любым лицом по его выбору.
При проведении 26 марта 2017 года парламентских выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что на большинстве избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования, в том числе и на тех избирательных участках, к которым были приписаны избиратели-инвалиды.
В целом для избирателей-инвалидов не была создана безбарьерная электоральная среда.
При этом в информационно-разъяснительных материалах, в том числе в видеороликах, не разъяснялось, что лица с ограниченными физическими возможностями вправе принимать участие в голосовании на любом избирательном участке либо воспользоваться возможностью проголосовать на дому.
Данная информация размещалась только в печатном виде и к тому же она массово не была доведена до сведения таких избирателей.
В день общего голосования участковая избирательная комиссия может включить избирателей-инвалидов в дополнительный список (если по каким-либо причинам они не были включены в основной список избирателей избирательного участка, на котором они зарегистрированы как постоянно проживающие лица), который (т.е. дополнительный список), однако, в дальнейшем не может быть обжалован в судебном порядке. В частности, на предмет правомерности включения в него избирателей.
Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – создание условий для голосования всех категорий избирателей-инвалидов, создание безбарьерной электоральной среды.
В Боснии и Герцеговине предусмотрено голосование по доверенности, в том числе для избирателей-инвалидов.
При проведении 12 октября 2014 года парламентских выборов по сообщению Миссии БДИПЧ ОБСЕ голосование по доверенности наблюдалось на 2% избирательных участков, которые были посещены международными наблюдателями.
В Великобритании при подготовке к проведению 7 мая 2015 года парламентских выборов Аппарат Кабинета министров распределял, в частности, гранты между общественными организациями для проведения информационно-разъяснительной работы среди избирателей-инвалидов.
Впервые кандидатам-инвалидам государством (за счет бюджетных средств) была предоставлена дополнительная финансовая помощь для участия в выборах.
Избирательные участки должны быть оборудованы приспособления для голосования инвалидов.
При этом законодательство разрешает присутствие в помещении для голосования только избирателей, кандидатов и их уполномоченных представителей, членов избирательной комиссии, полицейских при исполнении служебных обязанностей, а также лиц, сопровождающих избирателей-инвалидов.
В Венгрии при проведении 6 апреля 2014 года парламентских выборов избиратели-инвалиды в случае если избирательный участок, на котором они зарегистрированы в качестве избирателя, не оборудован для доступа инвалидов, они могут зарегистрироваться в качестве избирателя и проголосовать на любом другом избирательном участке в пределах своего избирательного округа.
Незрячие и слабовидящие избиратели могут обратиться в избирательную комиссию с просьбой предоставить им избирательные документы (избирательные бюллетени и др.) со шрифтом Брайля для самостоятельного голосования.
В день голосования только 60 избирателей проголосовали таким образом.
Как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ помещения для голосования избирательных участков оборудованы местами для голосования избирателей с ограниченными возможностями, однако используемые с этой целью картонные перегородки в полной мере не обеспечивают соблюдение тайны голосования указанной категории избирателей.
В соответствии с законодательством проводится голосование избирателей на дому (для инвалидов и больных избирателей) а также в местах содержания под стражей.
Законодательством о выборах предусмотрено также голосование по открепительным удостоверениям.
В Греции в соответствии с законодательством о выборах лица с ограниченными физическими возможностями не вправе воспользоваться по своему усмотрению помощью другого избирателя при заполнении избирательного бюллетеня.
В соответствующих инструкциях МВД Греции в адрес участковых избирательных комиссий, в частности, № 20 от 19 апреля 2012 года (при проведении 6 мая 2012 года досрочных парламентских выборов), содержится рекомендация о том, что такую помощь вправе оказывать избирателю с ограниченными физическими возможностями только председатель участковой избирательной комиссии.
Это содействие предполагает вхождение председателя участковой избирательной комиссии вместе с таким избирателем в кабину для тайного голосования, а также внесение в кабину для тайного голосования соответствующих информационных материалов.
В Грузии при подготовке к проведению 8 октября 2016 года парламентских выборов был принят ряд мер по обеспечению участия в голосовании избирателей-инвалидов.
Центральная избирательная комиссия Грузии объявила, что 1115 избирательных участков оборудованы для доступа избирателей-инвалидов; в помещениях для голосования установлены кабины для тайного голосования инвалидов-колясочников; обеспечены избирательной документацией с использованием шрифта Брайля либо увеличенным шрифтом для слабовидящих избирателей.
При проведении указанных выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что на 40% избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования.
В Дании в преддверии проведения 18 августа 2015 года парламентских выборов были внесены изменения в законодательство, в частности, в направлении предоставления избирателям-инвалидам права сменить избирательный участок в целях удобства голосования.
Избиратели, в том числе избиратели-инвалиды. которые не могут в день выборов принять участие в голосовании в помещении избирательного участка, могут проголосовать досрочно.
Досрочное голосование проводится не ранее чем за три недели и не позднее чем за две недели до дня проведения общего голосования.
Досрочное голосование проводится в помещениях местных отделений Национального бюро регистрации населения, в том числе для избирателей, находящихся в лечебных учреждениях, домах для престарелых.
Избиратели, находящиеся на дому, вправе проголосовать досрочно при условии направления не менее чем за 12 дней до дня выборов соответствующего заявления о предоставлении такой возможности.
Досрочное голосование проводится в присутствии представителя муниципалитета; избиратель вкладывает заполненный избирательный бюллетень в специальный конверт, который, в свою очередь, вкладывается в другой конверт в целях недопущения нарушения тайны голосования избирателя, т.е. используется модель двух конвертов.
При проведении вышеуказанных парламентских выборов телекомпании, проводившие теледебаты, обеспечивали их сурдопереводом и субтитрами.
В Исландии в кабинах для голосования находятся карточки (для слабовидящих), напечатанные шрифтом Брайля, с информацией о буквах, представляющих списки кандидатов; если в процессе голосования избирателю понадобится помощь, он может обратиться с такой просьбой к любому члену участковой избирательной комиссии; избиратель вправе попросить об оказании ему помощи в заполнении избирательного бюллетеня представителя кандидата, при этом такая помощь может оказываться только тем избирателям, которые не могут проголосовать по причине слабого зрения или невозможности двигать руками; в этой ситуации избиратели, не способные по причинам физического свойства заявить о своем желании участковой избирательной комиссии, могут подать заявление от защитников своих прав.
При проведении 27 апреля 2013 года очередных парламентских выборов такая помощь была оказана 598 избирателям – 263 мужчинам и 335 женщинам; при этом 378 избирателям помощь была оказана в помещении для голосования избирательного участка и 220 – при голосовании вне помещения для голосования, в том числе 46 избирателям – другими лицами по выбору избирателя.
В Испании в преддверии парламентских выборов 9 марта 2008 года были внесены изменения в избирательное законодательство, связанные с обеспечением доступа к голосованию для инвалидов и тайны их голосования.
Недееспособным лицам не обеспечивается реализация права на участие в голосовании; в соответствии с законодательством о выборах суд должен принять два решения: одно – о признании лица недееспособным, и другое – об ограничении его участия в голосовании.
На практике же суды часто принимают только первое решение, а сотрудники избирательных органов на этом основании исключают таких граждан из списков избирателей (несмотря на то, что нет судебного решения об ограничении лица в реализации активного избирательного права).
Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – создание условий для голосования всех категорий избирателей-инвалидов.
В законодательстве нет положений, запрещающих вхождение в состав избирательных комиссий граждан-инвалидов, в том числе инвалидов по зрению.
На практике, однако, в случае назначения их в состав избирательной комиссии, они не получают какой-либо дополнительной помощи в осуществлении своих обязанностей.
В соответствии с Декретом 422/2011 об условиях участия лиц с ограниченными возможностями в политическом и избирательном процессе предусматривается предоставление услуг по сурдопереводу на уровне участковой избирательной комиссии.
В Ирландии при подготовке к проведению 26 февраля 2016 года парламентских выборов были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования избирательных участков (установка временных перил либо перемещение помещений для голосования в более доступные для инвалидов здания), изготовление избирательных бюллетеней, удобных для заполнения избирателями-инвалидами.
В Италии в соответствии с законодательством избиратели голосуют, как правило, только в помещениях для голосования избирательных участков.
Для избирателей-инвалидов изготавливаются специальные кабины для голосования.
Для избирателей, которые по состоянию здоровья или в связи с ограниченными физическими возможностями не могут лично прибыть в помещение для голосования избирательного участка, разрешается проведение голосования на дому.
Избиратель должен не позднее 15 дней до дня общего голосования подать заявление о предоставлении возможности проголосовать на дому с приложением соответствующего медицинского документа.
В Казахстане при проведении 20 марта 2016 года досрочных парламентских выборов Центральная избирательная комиссия Казахстана изготовила информационно-разъяснительные материала, в том числе с учетом потребностей избирателей-инвалидов.
Некоторые политические партии в своих предвыборных программах поднимали вопросы обеспечения прав и интересов инвалидов.
На Кипре регистрация в качестве избирателя, в том числе для избирателей-инвалидов, и участие в голосовании является обязательным; за нарушение данного законодательного положения предусмотрена ответственность, которая на практике, как правило, не применяется.
В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что на Кипре соблюдение тайны голоса нуждалось в укреплении, так как возникали некоторые проблемы с обеспечением тайного голосования лиц с ограниченными возможностями. БДИПЧ ОБСЕ систематически рекомендовало продолжать повышать степень тайны голосования в этих государствах-участниках, в том числе посредством программ просвещения избирателей.
При проведении 22 мая 2016 года парламентских выборов также имелись некоторые проблемы в обеспечении реализации избирательных прав инвалидов.
В Киргизии в соответствии с законодательством при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов в списках кандидатов политических партий были предусмотрены квоты для представительства, в частности, лиц с ограниченными возможностями.
Партии должны были гарантировать присутствие в списках не менее 15% кандидатов, принадлежащих к национальным меньшинствам, не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет, а также наличие в списке хотя бы двух лиц с ограниченными возможностями, один из которых должен быть в числе первых 50 кандидатов этого списка.
Квоты в списках должны обеспечиваться на момент регистрации, но не на этапе распределения мест в парламенте. При этом закон не требует сохранения квот после регистрации списка, что нивелирует эффективность мер, направленных на повышение уровня участия менее представленных групп, особенно женщин.
Квота на кандидатов с ограниченными возможностями является новой (дополнительно отметим, что не существует требований по месту размещения в списках кандидатов от молодежи и национальных меньшинств).
При проведении указанных выборов на момент регистрации в списках кандидатов были соблюдены квоты по наличию людей с ограниченными возможностями, но не существовало положения о соблюдении квот после регистрации, что подрывало их эффективность.
При подготовке к проведению 15 октября 2017 года президентских выборов Центральная комиссия по выборам и проведению референдумам Кыргызской Республики предприняла некоторые шаги по облегчению доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования, повышению правовой и электоральной культуры данной категории избирателей.
В Латвии законодательно предусмотрена возможность организации и проведения голосования вне помещения для голосования избирательного участка, т.е. на дому, для избирателей с ограниченными физическими возможностями (после проведения в 2011 году парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, предусматривающие такую возможность).
В общем списке избирательных участков обозначено, какие из них оборудованы для голосования избирателей-инвалидов.
В Литве при проведении 9 октября 2016 года парламентских выборов предвыборные платформы многих политических партий содержали положения, относящиеся к обеспечению прав и свобод инвалидов.
Представители общественных организаций инвалидов отмечали, что Центральная избирательная комиссия Литвы проводила недостаточную информационно-разъяснительную работу среди избирателей-инвалидов, в том числе в части информирования о политических партиях и кандидатах, принимающих участие в выборах.
Кроме того, недостаточно информационно-разъяснительных материалов было изготовлено с использованием шрифта Брайля.
Центральная избирательная комиссия Литвы рекомендовала окружным избирательным комиссиям оборудовать, как минимум, один избирательный участок для голосования инвалидов.
На практике, по информации общественных организаций инвалидов, такие участки были оборудованы только в 51 (из 71) избирательных округах.
По сообщению общественных организаций инвалидов на сайте ЦИК Литвы был размещен перечень избирательных участков, оборудованных для голосования инвалидов, на самом же деле эти избирательные участки таковыми не являлись.
Голосование на дому (по мнению общественных организаций инвалидов) было нацелено на то, чтобы избиратели-инвалиды не посещали избирательные участки и, следовательно, не было необходимости их оборудовать для голосования избирателей-инвалидов.
В Лихтенштейне в 2012 году в законодательство были внесены изменения, направленные на создание условий для участия в голосовании недееспособных граждан-инвалидов.
Так, прежний общий запрет на участие в голосовании данной категории избирателей был отменен и решение вопроса об ограничении избирательных прав конкретного представителя данной категории граждан был передан на решение судебных органов.
При проведении 5 февраля 2017 года парламентских выборов такие избиратели могли принимать участие в голосовании (при условии если в отношении конкретного избирателя не было вынесено решение суда об ограничении его избирательных прав).
В Люксембурге голосование обязательное для избирателей в возрасте от 18 до 75 лет, находящихся на территории Люксембурга (избиратель должен посетить избирательный участок лично).
Избиратели старше 75 лет или лица, находящиеся за пределами территории Люксембурга, могут принимать участие в голосовании по почте.
За неучастие в голосовании на избирателя может быть наложен штраф в размере 100–250 евро с формулировкой «за невыполнение долга перед демократией»; в случае повторного неучастия в голосовании в течение пяти лет – в размере 500–1000 евро, при этом избиратель может быть исключен из списка избирателей.
На практике штрафные санкции к избирателям не применяются.
Впервые Люксембург законодательно ввел обязательное избирательное право в 1919 году.
В Македонии при проведении 11декабря 2016 года досрочных парламентских выборов более половины избирательных участков, которые посетили наблюдатели Миссии БДИПЧ ОБСЕ, не были оборудованы для доступа избирателей-инвалидов.
Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – создание условий для доступа избирателей-инвалидов в помещения избирательных участков для голосования.
На Мальте при подготовке к проведению 3 июня 2017 года парламентских выборов Избирательной комиссией Мальты был предусмотрен комплекс мер по участи избирателей-инвалидов в голосовании.
В частности, помещения избирательных участков были доступны для избирателей-инвалидов; кабины для тайного голосования были изготовлены таких размеров, что обеспечивали голосование инвалидов-колясочников; избирательные бюллетени изготавливались с использованием шрифта Брайля; для незрячих и слабовидящих избирателей в кабинах для тайного голосования прокручивался аудиоролик по порядке голосования.
В Молдове при проведении 30 октября 2016 года президентских выборов создавались условия для участия в голосовании избирателей-инвалидов: обеспечивался доступ в помещения для голосования, избирательная документация изготавливалась с использованием шрифта Брайля, информационно-разъяснительные материалы учитывали особенности их восприятия избирателями-инвалидами.
Избирательные участки располагались, как правило, на первых этажах зданий; входы в них имели пандусы или поручни.
Кабины для тайного голосования были снабжены лупами.
Избирательные бюллетени незрячие избиратели могли «прочитать» и отметить самостоятельно.
Центральная избирательная комиссия Молдовы совместно с общественными организациями инвалидов проводила информационно-разъяснительную работу среди инвалидов на государственном (молдавском) и русском языках.
Вместе с тем некоторые общественные организации инвалидов заявили, что принятие указанных мер было недостаточно для комфортного участия инвалидов в голосовании.
При проведении указанных выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что на 65% избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования, на 27% пандусы и поручни не способствовали беспрепятственному доступу избирателей-инвалидов в помещения для голосования.
В Монако в 2006 году в законодательство были внесены изменения, предоставившие избирателям-инвалидам права принимать участие в голосовании по доверенности.
Избиратель должен заполнить специальную форму о передаче своего голоса другому избирателю, самостоятельно им определенному, и направить ее в муниципалитет.
В указанном заявлении избиратель должен указать фактическую причину такой передачи своего голоса.
В Нидерландах в законодательстве закреплено положение о том, что в голосовании могут принимать участие и недееспособные граждане.
Однако, в отличие от других избирателей-инвалидов, такие избиратели не могут воспользоваться помощью других избирателей при заполнении избирательного бюллетеня.
В целом законодатели пока не прислушались к рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ в части создания условий для участия в голосовании избирателей-инвалидов.
Избирательные органы страны в преддверии к проведению 15 марта 2017 года парламентских выборов своими решения создавали некоторые условия для такого участия.
Так, в каждом муниципалитете не менее 25% избирательных участков должно было быть оборудовано для доступа избирателей-инвалидов.
На практике многие муниципалитеты превысили этот минимум.
Избиратели-инвалиды, кроме недееспособных (умственно отсталых) избирателей, могли получать помощь от любого лица по их выбору в процессе голосования.
На практике, в ряде муниципалитетов исходили из того, что помощь избирателю-инвалиду в заполнении избирательного бюллетеня может быть оказана только членами участковой избирательной комиссии.
В Норвегии при подготовке к проведению 11 сентября 2017 года парламентских выборов Директорат по выборам Министерства по вопросам местного управлении распределял, в частности, гранты между органами местного самоуправления для проведения информационно-разъяснительной работы среди избирателей-инвалидов.
В соответствии с правительственными решениями для избирателей-инвалидов в каждом муниципалитете должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования избирательных участков.
В Польше, как известно, в 2007 году Конституционный трибунал Польши в одном из своих решений указал на необходимость уточнения конституционных и законодательных положений в части реализации избирательных прав граждан, в том числе инвалидов, устранения общего запрета на участие в голосовании недееспособных лиц.
В конечном счете, в 2015 году были подготовлены соответствующие законодательные изменения, в частности, отмены общего запрета и введении ограничения избирательных прав для умственно отсталых лиц только по решению суда.
Законодательство предусматривает голосование, в частности, как по открепительному удостоверению, так по доверенности и по почте.
В указанных видах голосования вправе принять все избиратели (за исключением по доверенности).
По доверенности могут проголосовать избиратели-инвалиды, а также лица преклонного возраста (старше 75 лет).
Уведомление о предоставление возможности принять участие в голосовании может быть подано как в письменном, так и в электронном виде.
При проведении 25 октября 2015 года парламентских выборов на территории страны было зарегистрировано 30629150 избирателей, при этом 10020 избирателей уведомили о голосовании по доверенности.
Для слабовидящих избирателей избирательная документация изготавливалась с использованием шрифта Брайля.
В целом 10756 избирательных участков (из27859) были оборудованы для доступа избирателей-инвалидов.
При голосовании по почте для слабовидящих избирателей предоставляются специальные таблички Брайля для заполнения избирательного бюллетеня.
В соответствии с законодательством о выборах если лицо обратилось с заявлением о предоставлении возможности проголосовать по почте, а до этого уже выразило свое намерение проголосовать по доверенности, голосование п о почте не предоставляется.
Заявление о голосовании по почте направляется избирателем, находящимся на территории Польши, в соответствующий орган не позднее чем за 15 дней до дня общего голосования.
Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – необходимость интенсификации информационно-разъяснительной деятельности по обучению избирателей-инвалидов и их участию в выборах.
В Португалии в досрочном голосовании вправе принимать участие определенные категории избирателей, в частности, лица с ограниченными физическими возможностями.
Избиратели должны поставить в известность муниципалитет прихода, на территории которого они временно находятся, о своем намерении принять участие в досрочном голосовании.
Муниципалитет прихода, на территории которого временно находится избиратель, уведомляет об этом муниципалитет прихода, на территории которого указанный избиратель зарегистрирован в качестве постоянного резидента, с тем чтобы указанный муниципалитет направил в адрес избирателя (лица с ограниченными физическими возможностями) соответствующий пакет избирательных документов для участия в досрочном голосования.
Заполненные избирательные бюллетени вкладываются избирателем в белый конверт, который, в свою очередь, вкладывается в голубой конверт вместе с избирательными документами, свидетельствующими о правомерности участия избирателя в досрочном голосовании.
Голубой конверт направляется по почте в соответствующий муниципалитет прихода избирателя, который, в свою очередь, переправляет его в соответствующую участковую избирательную комиссию.
В Румынии при проведении 11 декабря 2016 года парламенстких выборов законодательство предусматривало возможность участия в голосовании избирателей-инвалидов и оказание им необходимой помощи при голосовании, в голосовании на дому, а также оборудование помещений избирательных участков для голосования избирателей-инвалидов.
В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что обеспечение надлежащих условий для реализации людьми с ограниченными возможностями своего права голоса соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права. Государства-участники часто включали в свое законодательство возможность надомного голосования для пожилых или больных людей, а также особые механизмы голосования для людей с ограниченными возможностями, включая средства для доступа инвалидов-колясочников на отдельных избирательных участках. В Румынии доступ инвалидов на избирательные участки вызвал обеспокоенность, в том числе в отношении права голоса лиц с нарушениями зрения. БДИПЧ ОБСЕ рекомендовало властям организовывать кампании информирования избирателей с нарушениями зрения об их праве на получение помощи.
В Сан-Марино законодательство о выборах предусматривает создание специального избирательного участка в стационарном государственном медицинском учреждении.
Такой избирательный участок обеспечивает голосование избирателей, находящихся в нем на лечении, а также голосование избирателей на дому и голосование избирателей-инвалидов.
Для участия в голосовании такие избиратели должны подать заявление в Избирательную комиссию Сан-Марино не позднее чем за 15 дней до дня голосования.
Государственные органы предпринимали попытки изменения судебной практики в части вынесения судами решений о признании лица не полностью, а частично недееспособным, что давало возможность лицу, назначенному попечителем, осуществлять от имени подопечного его избирательные права.
При подготовке к проведению 20 ноября 2016 года парламентских выборов в Сан-Марино было 20 граждан, признанных судом полностью недееспособными и, следовательно, не имеющими права голосовать.
В Сербии при проведении 2 апреля 2017 года президентских выборов впервые была создана рабочая группа по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями.
В предвыборной программе только одного из кандидатов на должность Президента Сербии были положения о лицах с ограниченными физическими возможностями (в предвыборной программе Янковича были положения о правах инвалидов-ветеранов войн).
В решениях и инструкциях Избирательной комиссии Сербии в адрес нижестоящих избирательных комиссий содержались положения о порядке оказания помощи избирателям-инвалидам при голосовании в помещении избирательного участка.
Подавляющее большинство избирательных участков не было оборудовано для участия в голосовании избирателей-инвалидов.
В Словакии избиратели, в том числе инвалиды, могут проголосовать также на дому.
При проведении 5 марта 2016 года парламентских выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что не все избирательные участки, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования.
В Словении законодательство о выборах предусматривает голосование избирателей вне помещения для голосования (на дому) для больных избирателей и избирателей с ограниченными физическими возможностями.
Таким избирателям могла оказываться помощь при голосовании.
Вместе с тем имелись некоторые проблемы в обеспечении реализации избирательных прав инвалидов.
Так, в Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что обеспечение надлежащих условий для реализации людьми с ограниченными возможностями своего права голоса соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права. Государства-участники часто включали в свое законодательство возможность надомного голосования для пожилых или больных людей, а также особые механизмы голосования для людей с ограниченными возможностями, включая средства для доступа инвалидов-колясочников на отдельных избирательных участках. В Словении законодательство предусматривает специальные избирательные участки для избирателей с ограниченными возможностями.
Вместе с тем, в Обзоре отмечается, что соблюдение тайны голоса нуждалось в укреплении в Словении, так как были отмечены некоторые проблемы с тайной голосования лиц с ограниченными возможностями, в том числе при голосовании с использованием технических средств подсчета голосов.
БДИПЧ ОБСЕ рекомендовало продолжать повышать степень тайны голосования, в том числе посредством программ просвещения избирателей.
В Таджикистане при проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится положение о том, что органам власти следует рассмотреть вопрос ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.
В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов имелись ограничения участия недееспособных граждан в голосовании.
В Итоговом Отчете БДИПЧ ОБСЕ содержатся следующие положения: «Все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме объявленных недееспособными судом или отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления. Это всеобъемлющее конституционное положение создает непропорциональное ограничение, которое противоречит обязательствам ОБСЕ, другим международным обязательствам и стандартам в отношении демократических выборов. Кроме того, ограничение права голоса лиц с особенностями психического и умственного развития противоречит Конвенции о правах инвалидов 2006 года.»
В Узбекистане при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов согласно постановлению ЦИК Узбекистана № 773, все избирательные участки должны быть оборудованы пандусами, чтобы обеспечить доступ избирателей в инвалидных колясках.
Кроме того, на избирательных участках должны иметься отдельные кабины для голосования, приспособленные для нужд таких избирателей.
По информации ЦИК Узбекистана, в стране более 39000 слепых избирателей или избирателей с ограниченным зрением.
Избиратели, которые в день выборов находились за пределами своих избирательных участков, могли проголосовать досрочно, в период с 24 ноября по 2 декабря.
Для этого им было необходимо подать письменное заявление с указанием причины отсутствия. Документального подтверждения факта отсутствия не требуется.
В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится положение о том, что органам власти следует рассмотреть вопрос ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.
В качестве позитивного шага в Итоговом отчете отмечалось, что ЦИК приняла постановление, учитывающее потребности людей с ограниченными возможностями и направленное на создание условий для их самостоятельного участия в голосовании.
Кроме того, впервые ЦИК распорядилась напечатать часть бюллетеней шрифтом Брайля.
Хотя данная инициатива достойна похвалы, отличие таких бюллетеней от обычных вызывает озабоченность в отношении тайны голосования.
Аналогично, бюллетени для досрочного голосования представляют собой еще одну возможность скомпрометировать тайну голосования.
На Украине при проведении 26 октября 2014 года парламентских выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что на более чем половине избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были легкодоступны для избирателей с ограниченными возможностями, а планировка более четверти участков не отвечала потребностям избирателей с ограниченными возможностями (53 и 27 % соответственно).
В Финляндии на практике создаются условия для участия в голосовании избирателей-инвалидов.
При этом в преддверии проведения 19 апреля 2015 года парламентских выборов Финляндия пока еще не ратифицировала соответствующую Конвенцию.
Правительство образовало соответствующую рабочую группу с участием представителей организаций инвалидов с целью подготовки к ее ратификации.
При проведении парламентских выборов изготавливались информационно-разъяснительные материалы, учитывающие особенности участия в выборах избирателей-инвалидов.
Информационно-разъяснительная работа проводилась под руководством Министерства юстиции Финляндии.
Во Франции избирательные участки, как правило, оборудованы для участия в голосовании избирателей-инвалидов.
Однако при проведении 10 июня 2012 года парламентских выборов для незрячих избирателей-инвалидов не были созданы дополнительные условия, обеспечивающие тайну голосования.
Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – создание условий для голосования незрячих избирателей-инвалидов, обеспечивающих тайну голосования.
В ФРГ в соответствии с законодательством, в частности, лица, помещенные по решению суда в психиатрические медицинские учреждения в связи с совершением ими правонарушений, лица с ограниченными физическими возможностями, находящиеся под опекой, не имеют права принимать участие в голосовании.
При подготовке к проведению 24 сентября 2017 года выборов депутатов Бундестага таких лиц в ФРГ, включая осужденных за совершение тяжких преступлений, было около 83000 человек.
При подготовке к проведению указанных выборов в адрес Руководителя выборов (по состоянию на середину июля месяца) поступило 60 жалоб на решения нижестоящих избирательных органов, в том числе две жалобы в части обеспечения реализации избирательных прав инвалидов (умственно отсталых избирателей).
В Хорватии при проведении 8 ноября 2015 года парламентских выборов избиратель Избирательная комиссия Хорватии приняла девять постановлений, относящихся к организации голосования соответствующих категорий избирателей, в том числе тех, кто по состоянию здоровья, возрасту, нахождения в социальных учреждениях (домах для престарелых и инвалидов), не может лично прибыть в помещение для голосования избирательного участка.
Было образовано 148 специальных избирательных участков, часть из которых предназначалась для проведения голосования избирателей, находившихся в социальных учреждениях.
В Черногории при проведении 14 октября 2012 года досрочных парламентских выборов в них принимала участие политическая партия «Партия пенсионеров и трудовых инвалидов».
При проведении 16 октября 2016 года парламентских выборов Миссия БДИПЧ ОБСЕ отметила, что почти половина избирательных участков, которые посетили международные наблюдатели, не была оборудована таким образом, чтобы обеспечить доступ избирателей-инвалидов в помещения для голосовании.
В Чехии при проведении 11-12 января 2013 года президентских выборов Миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ отметила, что на подавляющем большинстве избирательных участков, которые посетили наблюдатели, не были созданы условия для доступа избирателей-инвалидов в помещения для голосования (имелись только ступеньки при входе в помещения для голосования избирательных участков; не было пандусов или лифтов, что затрудняло участие в голосовании инвалидов и лиц пожилого возраста).
Законодательство предусматривало возможность голосования избирателей на дому.
Избиратель мог в день проведения общего голосования подать лично либо через родственников или соседей заявление (или позвонить по телефону) о предоставлении такой возможности.
Два члена участковой избирательной комиссии организуют голосование избирателя на дому.
При подготовке к проведению в 2017 и 2018 годах президентских и парламентских выборов проведение информационно-разъяснительной работы среди избирателей, в том числе инвалидов, о выборах и кандидатах проводит Министерство внутренних дел Чехии совместно с другими министерствами и ведомствами.
Все избиратели могут принять участие в голосование, в том числе предварительно получив открепительное удостоверение.
Избиратель может проголосовать на любом избирательном участке, предъявив открепительное удостоверение.
В Швейцарии при проведении 18 октября 2015 года парламентских выборов в кантонах, использующих женевскую модель организации избирательного процесса, избиратели-инвалиды принимают участие в Интернет-голосовании с 28 сентября до 12:00 17 сентября, в кантонах, использующих невшательскую модель организации избирательного процесса, избиратели голосуют с 21 сентября по 17 сентября, при этом возможность Интернет-голосования для избирателей-инвалидов будет предоставлена им только в будущем.
В Эстонии с 2005 года все избиратели могут принять участие в выборах по сети Интернет.
При проведении 1 марта 2015 года в Интернет-голосовании приняло участие 176329 избирателей, или 30,5% избирателей от общего числа зарегистрированных избирателей.
2. Американский континент
В последние годы в ряде государств Американского континента приняты меры по созданию дополнительных условий для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями.
Так, Канаде созданы условия для участия в голосовании лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе посредством организации голосования с помощью переносных ящиков для голосования, т.е. голосование на дому.
В преддверии проведения 19 октября 2015 года парламентских выборов Комиссия по проведению выборов приняла ряд мер по обеспечению участия избирателей-инвалидов в голосовании.
Комиссия разработала с участием общественных организаций инвалидов перечень из 35 критериев, которым должен соответствовать избирательный участков для участия избирателей-инвалидов в голосовании.
На этой основе были проинвентаризированы около 28000 избирательных участков, помещения которых потенциально могли быть использованы при проведении парламентских выборов.
Указанная информация была доведена до всеобщего сведения, что позволило заинтересованным избирателям-инвалидам принять решение о формате своего участия в голосовании на парламентских выборах.
В Перу в помощь избирателям инвалидам выдаются трафареты для заполнения избирательного бюллетеня.
При этом устройство данного трафарета таково, что в него для заполнения можно вставить избирательный бюллетень только лицевой его стороной и это может сделать сам избиратель без посторонней помощи.
В Суринаме среди рекомендаций миссии международных наблюдателей Организации американских государств (ОАГ) содержались рекомендации о разработке избирательными органами единообразной процедуры оказания содействия избирателям с ограниченными возможностями, включая избирателей пожилого возраста.
В США в 1984 году был принят Закон об оказании содействия престарелым и инвалидам при проведении выборов, в 1990 году – Закон о лицах с ограниченными физическими возможностями, которые содействовали по обеспечению доступа избирателей-инвалидов к участию в голосовании.
К числу минимальных федеральных избирательных стандартов относится регулирование и обеспечение избирательных прав, порядок регистрации избирателей, а также – в соответствии с федеральным законом от 2002 года «Help America Vote Act (HAVA) – «Помоги Америке проголосовать» (или Закон о содействии выборам) – создание, в частности, условий для голосования инвалидов.
Кроме того, федеральный закон о регистрации избирателей от 1993 года содержит требование к руководству штатов обеспечить упрощенную регистрацию избирателей в центрах для инвалидов.
Все штаты предусматривают возможность голосования по почте для избирателей, которые в день голосования будут находиться за пределами своего избирательного округа (избирательного участка).
В штате Вашингтон, например, из 39 графств избиратели 37 графств голосуют по почте, вместе с тем, в каждом графстве должен быть образован, как минимум, один избирательный участок для голосования инвалидов.
При этом, промежуточные выборы в Конгресс США 7 ноября 2006 года стали первыми, на которых было предусмотрено оказания особых электоральных услуг избирателям-инвалидам.
В 33 штатах можно досрочно проголосовать по почте без предоставления каких-либо объяснений о причинах использования этой формы голосования, еще в 17 штатах и в федеральном округе Колумбия избиратели могут голосовать по почте только в случае указания причины, по которой он не может быть на избирательном участке в день выборов.
В тех юрисдикциях, где голосование осуществляется исключительно по почте, Закон о содействии выборам (HAVA) требует наличия обычных избирательных участков для инвалидов.
Кроме того, требования казанного Закона о предоставлении избирателям-инвалидам на каждом избирательном участке соответствующего оборудования привело к широкому внедрению электронных машин для голосования.
Закон от 2002 года предусматривает обязательное наличие в КЭГ бумажного носителя с результатами индивидуального голосования избирателей, при этом, однако, не устанавливается запрета на возможность ознакомления с учетной записью самих избирателей.
В целом технические средства голосования и подсчета должны обеспечивать, в частности, изготовление и использование избирательной документации, прежде всего электронных избирательных бюллетеней, на различных языках, которыми пользуются избиратели соответствующей территории, возможность голосования инвалидам.
В 2005 году Комиссия по содействию выборам опубликовала рекомендации по вопросам использования различных процедур голосования с применением технических средств, а в 2007 года ввела обязательную сертификацию указанных технических средств.
Вместе с тем, в 2008 году ни одна электронная система голосования не проходила процедуру сертификации федеральными органами.
При проведении 8 ноября 2016 года президентских выборов один из кандидатов (Дональд Трамп) постоянно использовал уничижительные и даже оскорбительные формы обращения к избирателям-инвалидам.
При проведении указанных выборов для избирателей-инвалидов был затруднен (в организационном отношении) процесс регистрации в качестве избирателя; среди зарегистрированных избирателей доля зарегистрированных избирателей-инвалидов по-прежнему остается низкой и неадекватной их общей численности.
Так, некоторые штаты приняли законодательство, в соответствии с которыми лицо для регистрации в качестве избирателя должен представить соответствующий документ, удостоверяющий его личность, имеющий фотографию.
Некоторые избиратели-инвалиды являются неграмотными или малограмотными, безработными или не имеющими достаточных средств для выполнения платных регистрационных процедур.
В штатах Колорадо и Вашингтон было образовано только несколько избирательных участков для голосования избирателей-инвалидов.
В штате Орегон сотрудники избирательных органов организовывали голосование избирателей-инвалидов на дому.
На общих избирательных участках избирателям-инвалидам оказывалось содействие в голосовании с использованием технических средств подсчета голосов.
В целом избирательные участки, как отмечается в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, были доступны для избирателей-инвалидов, так же как и новые технические средства подсчета голосов.
3. Азиатско-Тихоокеанский регион
В последние годы в ряде государств Азиатско-Тихоокеанского региона приняты меры по созданию дополнительных условий для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в части оборудования помещений или обеспечения условий для голосования указанной категории избирателей.
В Австралии электронное голосование (с выделенными избирательными пунктами) проводится с 2001 года.
При проведении голосования применялись стандартные персональные компьютеры в качестве так называемых терминалов (пунктов) для голосования; на каждом избирательном участке было установлено до 10 персональных компьютеров с мониторами размером 17 дюймов, а также несколько персональных компьютеров с мониторами размером 21 дюйм для избирателей с ограниченными физическими возможностями (для слепых и слабовидящих избирателей помещения для голосования были оборудованы специальными электронными кабинами, в которых избиратель мог прослушать аудиозапись инструкции, записанной на 12 языках, в том числе на языках коренных жителей Австралии, и проголосовать самостоятельно без посторонней помощи).
В Восточном Тиморе в рамках процедуры получения избирателем избирательного бюллетеня в помещении для голосования в соответствии с законодательными новациями, внесенными в 2011 году, лица с ограниченными физическими возможностями, больные, престарелые, беременные женщины и избиратели с детьми голосуют вне очереди.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, который обязан сохранить тайну голосования избирателя.
В Китае если избиратель по причине инвалидности не в состоянии заполнить избирательный бюллетень, он может уполномочить другое лицо, пользующееся доверием избирателя, заполнить избирательный бюллетень вместо него.
В Малайзии несмотря на то что в законодательстве о выборах отсутствуют специальные положения, касающиеся лиц с ограниченными физическими возможностями, а также пожилых, слепых или слабовидящих граждан, данную категорию избирателей могут сопровождать (что и делается на практике) члены семьи для оказания помощи им в процессе голосования.
На Маршалловых Островах Закон о выборах депутатов Парламента от 31 декабря 1980 года предусматривает, в частности, организацию голосования по почте избирателей, которые в связи с ограниченными физическими возможностями не в состоянии лично в день голосования явиться в помещение для голосования соответствующего избирательного участка, в том числе и для тех избирателей, которые в день голосования будут находиться за пределами своего избирательного участка (статьи 154–166).
В Монголии при проведении 26 июня 2013 года выборов Президента Монголии законодательно были созданы условия для участия в голосовании инвалидов, в том числе тех, кто передвигается при помощи технических средств; избирательная документация, в том числе избирательные бюллетени, была изготовлена для чтения и заполнения с помощью метода Брайля (ранее до 90% инвалидов не принимали участие в парламентских и президентских выборах).
В помещении для голосования размещалось не менее двух кабин для тайного голосования для инвалидов.
В Науру в соответствии с законодательством о выборах избиратели-инвалиды доставляются к помещению для голосования родными и близкими избирателя.
В соответствии с законодательством о выборах председатель избирательного участка вправе оказывать помощь при голосовании избирателям с ограниченными физическими возможностями, в частности слепым избирателям.
При этом в случае если избиратель по причине инвалидности не может войти в помещение для голосования председатель участковой избирательной комиссий выносит список избирателей, несмываемые чернила, которыми маркирует палец руки избирателя, выдает ему избирательный бюллетень, который избиратель заполняет, находясь в непосредственной близости от помещения для голосования избирательного участка, и затем передает его председателю комиссии, который, в свою очередь, опускает избирательный бюллетень в стационарный ящик для голосования.
В Непале в избирательный бюллетень соответствующего избирательного округа включен порядковый номер и сведения о кандидате (политической партии), эмблема политической партии, справа от строки с указанными сведениями размещается растянутый овал-кнопка со стрелкой-указателем на перечисленные сведения (слева от овала-кнопки), нажатием на которую избиратель фиксирует свое волеизъявление; справа от овала-кнопки с целью оказания содействия самостоятельному участию в голосовании лицам с ограниченными физическими возможностями нанесен текст шрифтом Брайля).
После завершения голосования избирателя и принятия избирательным бюллетенем-трафаретом его волеизъявления в верхней части избирательного бюллетеня-трафарета загорается индикатор, показывающий готовность избирательного бюллетеня-трафарета к голосованию следующего избирателя.
Избирательный бюллетень-трафарет содержит 15 строк; если по соответствующему избирательному округу зарегистрировано более указанного числа кандидатов, наименований политических партий, политических коалиций, изготавливается избирательный бюллетень-трафарет (другая его часть) для другой порции участников выборов. Таким образом, для голосования в кабине для тайного голосования может располагаться несколько избирательных бюллетеней-трафаретов (частей единого избирательного бюллетеня-трафарета).
При проведении в 2009 году дополнительных выборов в двух избирательных округах (№ 1 и № 7) избирательный бюллетень-трафарет состоял из двух частей, в одном избирательном округе (№ 5) – из трех частей, в двух избирательных округах (№ 2 и № 4) – из одной части.
В Новой Зеландии Избирательная комиссия на протяжении последних лет тесным образом взаимодействует с общественными организациями инвалидов с целью создания комфортных условий для регистрации в качестве избирателей и участии в голосовании избирателей-инвалидов.
Разработана и утверждена Стратегия 2020 по созданию условий для регистрации в качестве избирателей, доступа и участия в голосовании избирателей-инвалидов.
В преддверии парламентских выборов 2014 года Комиссия проводила следующую работу:
- подготовка и доведение до избирателей-инвалидов соответствующей электоральной информации в удобном для них формате: в частности, шрифт Брайля, увеличенный размер текста, аудиоформат;
- сопровождающий сурдоперевод;
- наборы аудиовизуальной и иной электоральной информации для различных групп избирателей-инвалидов.
Комиссия предоставляла незрячим или слабовидящим избирателям-инвалидам телефонные услуги по зачитыванию текстов соответствующих электоральных материалов.
Комиссия регулярно проводит опросы общественного мнения среди избирателей-инвалидов, в том числе в преддверии парламентских выборов.
Законодательством Новой Зеландии предусмотрено досрочное голосование избирателей, а также своеобразная форма голосования по почте (в случае, если избиратель не может лично прибыть в помещение для голосования избирательного участка).
На Соломоновых Островах при проведении 4 августа 2010 года парламентских выборов по итогам международного наблюдения за парламентскими выборами Миссия международных наблюдателей от Форума тихоокеанских островов выработала ряд рекомендаций, в частности, создание условий для голосования в помещениях для голосования избирательных участков для избирателей с ограниченными физическими возможностями.
На Фиджи для лиц с ограниченными физическими возможностями; досрочное голосование производится посредством голосования по почте.
Участковыми избирательными органами создаются рабочие группы для организации голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями.
На Филиппинах для обеспечения участия в голосовании лиц с ограниченными возможностями были изготовлены специальные информационные плакаты.
Избирателю, нуждающемуся в помощи при проведении голосования (по состоянию здоровья или возраста, неграмотному), участковый избирательный орган может определить такое лицо; помощь избирателю с ограниченными физическими возможностями вправе также оказывать его родственники.
4. Ближневосточный регион
В последние годы в ряде государств Ближневосточного региона приняты меры по созданию дополнительных условий для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в части образования специальных избирательных участков для голосования инвалидов, а также оборудования помещений или обеспечения условий для голосования указанной категории избирателей (например, Израиль, Иран, Катар, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты).
1. В законодательстве ряда государств закрепляются требования к специализированным (для лиц с ограниченными физическими возможностями) избирательным участкам и доступности помещений для голосования избирательных участков для таких избирателей (Израиль, Иордания, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина).
При решении вопросов об образовании избирательных участков законодатель исходит из необходимости создания максимальных удобств для участия избирателей в голосовании. Это проявляется в создании не только стандартных (стационарных), но и специальных избирательных участков, в том числе в местах временного пребывания избирателей, для лиц с ограниченными физическими возможностями, а также за пределами территории государства и, кроме того, – в установлении максимальной численности избирателей на избирательном участке.
В Израиле законодательно предусматривается возможность образования специальных избирательных участков для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями.
Прошедшие в 2009 году парламентские выборы выявили, что такими «инвалидными» избирательными участками пользовались вполне здоровые избиратели, в частности студенты, которые не хотели тратить свое время и деньги на поездку домой – в тот избирательный участок, на территории которого они были зарегистрированы в качестве избирателя.
В преддверии парламентских выборов 22 января 2013 года Центральная избирательная комиссия Израиля инициировала законодательную поправку, предусматривающую уголовное наказание для тех, кто неправомерно выдает себя за инвалида, т.е. за лицо с ограниченными физическими возможностями.
В новых условиях – в соответствии с законодательными поправками – избиратель, явившийся на «инвалидный» избирательный участок, обязан предъявить справку и письменное заявление о неспособности к самостоятельному физическому передвижению (если это не очевидно).
В Иордании при проведении досрочных парламентских выборов были образованы специальные центры голосования для избирателей – инвалидов по зрению и слуху.
В Ливане в соответствии с законодательством о выборах все избирательные участки должны быть оборудованы для доступа избирателей с ограниченными физическими возможностями.
В Объединенных Арабских Эмиратах при проведении 24 сентября 2011 года выборщиками выборов 20 членов Федерального национального совета было образовано 13 избирательных центров, которые были оборудованы с целью обеспечения беспрепятственного доступа выборщикам-инвалидам для голосования; выделенные для выборщиков-инвалидов кабины для тайного – электронного или бумажного – голосования были приспособлены для нахождения в них выборщика, являвшегося инвалидом-колясочником.
Так, в помещении одного из центров для голосования в эмирате Дубай было размещено 80 кабин для тайного голосования, в том числе две кабины – для голосования выборщиков-инвалидов.
В Палестине на территории Западного берега реки Иордан ЦИК Палестины впервые оборудовала 11 участковых избирательных центров для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов по зрению).
Такие центры размещались в местах наибольшего нахождения указанной категории избирателей.
Избиратели-инвалиды могли самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, при этом сохранилась предусмотренная законодательством возможность оказания им ближайшими родственниками необходимой помощи при заполнении избирательного бюллетеня.
В других участковых избирательных центрах помещения для голосования располагались, как правило, на первых этажах зданий с целью облегчения участия избирателей-инвалидов в голосовании.
2. В электоральной практике некоторых государств региона (например, Катар, Объединенные Арабские Эмираты) на разных стадиях избирательного процесса (в частности, предвыборная агитация и информационные материалы) определенное внимание уделяется лицам с ограниченными физическими возможностями (инвалидам).
Так, в Катаре при проведении 13 мая 2015 года очередных выборов 29 депутатов Центрального муниципального совета по инициативе специализированной общественной организации – Социального и культурного центра инвалидов по зрению предвыборные программы кандидатов в депутаты (по их желанию) могли быть изготовлены с использованием шрифта Брайля. Некоторые кандидаты заказали изготовление своих предвыборных программ с использованием шрифта Брайля для распространения среди избирателей – инвалидов по зрению.
В Иордании при проведении 20 сентября 2016 года досрочных парламентских выборов 130 депутатов Палаты депутатов по пропорциональной избирательной системе Избирательная комиссия Иордании изготовила для избирателей с ограниченными физическими возможностями информационно-разъяснительный ролик о порядке оказания им помощи при голосовании на парламентских выборах.
3. В рамках создания технологических (функциональных) условий для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями в ряде государств предпринимаются определенные шаги в этом направлении.
В Объединенных Арабских Эмиратах при проведении 24 сентября 2011 года выборщиками выборов 20 членов Федерального национального совета было образовано 13 избирательных центров и при них созданы группы из представителей технических специалистов, обеспечивающих работу электронной системы голосования, а также волонтеров (около 1000 человек, в том числе 200 – в эмирате Дубай), оказывающих выборщикам, в том числе выборщикам-инвалидам, необходимую помощь в голосовании.
Помещения центров для голосования выборщиков были оборудованы с целью обеспечения беспрепятственного доступа выборщикам-инвалидам; выделенные выборщикам-инвалидам кабины для тайного голосования – электронного либо с использованием бумажного бюллетеня – были приспособлены для нахождения в них выборщика, являвшегося инвалидом-колясочником.
Так, в эмирате Дубай, как и в других эмиратах, в каждом центре для голосования выборщиков, оснащенном 80 кабинами для тайного голосования, две кабины были предназначены для голосования выборщиков-инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников.
На указанных выборах при центрах для голосования выборщиков были созданы группы представителей технических специалистов, обеспечивающих работу электронной системы голосования, а также волонтеров (около 1000 человек, в том числе 200 – в эмирате Дубай), оказывающих выборщикам, в том числе выборщикам-инвалидам, в случае необходимости помощь в голосовании.
Перед проведением указанных выборов был заблаговременно разработан Календарный план мероприятий по подготовке и проведению указанных выборов, подбору и обучению персонала центров для голосования, волонтеров, оказывающих необходимую помощь выборщикам при проведении голосования, в том числе выборщикам-инвалидам.
При центрах для голосования выборщиков были созданы группы из представителей технических специалистов, обеспечивающих работу электронной системы голосования, а также волонтеров (около 1000 человек, в том числе 200 – в эмирате Дубай), оказывающих выборщикам, в том числе выборщикам-инвалидам, в случае необходимости помощь в голосовании.
В Катаре впервые при проведении 13 мая 2015 года выборов 29 депутатов Центрального муниципального совета использовался институт волонтеров для оказания избирателям необходимой помощи, особенно избирателям с ограниченными физическими возможностями, а также престарелым избирателям, которые не могли лично войти в помещение для голосования избирательного участка.
В этих случаях волонтеры в сопровождении полицейского подходили к избирателю, который находился перед входом в помещение для голосования избирательного участка: получали у него карточку для голосования; от его имени проверяли наличие сведений о нем в списке избирателей; получали у члена участкового избирательного комитета избирательный бюллетень; уточняли у избирателя имя кандидата, за которого он хотел бы проголосовать; заполняли избирательный бюллетень; осуществляли за избирателя последующие необходимые избирательные действия.
В Иране каких-либо особых процедур для участия в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями законодательством о выборах не предусмотрено.
Вместе с тем в рамках законодательства о правах инвалидов указанным лицам должно оказываться необходимое содействие в процессе голосования.
Так, по просьбе избирателей-инвалидов им может оказываться помощь при голосовании как членами их семьи, так и иными лицами по их выбору.
При этом члены участковой избирательной комиссии, представители государственных органов либо политических партий не могут оказывать избирателям-инвалидам какое бы то ни было содействие при выражении ими своего волеизъявления.
5. Африканский континент
В последние годы в ряде государств Африканского континента были приняты меры по созданию дополнительных условий для участия в выборах, в том числе в голосовании избирателей с ограниченными физическими возможностями.
В Гане при проведении 7 декабря 2016 года президентских выборов свои кандидатуры выдвинули 16 человек, Избирательной комиссией Ганы было зарегистрировано семь кандидатов на должность Президента Ганы.
При этом Айвор Гринстрит стал первым инвалидом, зарегистрированным кандидатом на должность Президента Ганы.
Одновременно с кандидатами на должность Президента Ганы были зарегистрированы кандидаты на должность Вице-президента Ганы (шесть пар кандидатов).
В помощь избирателям инвалидам выдаются трафареты для заполнения избирательного бюллетеня.
В Либерии в 2004 году в помощь избирателям инвалидам выдавались разработанные Избирательной комиссией Либерии совместно с общественными организациями инвалидов и рядом международных организаций трафареты для заполнения избирательного бюллетеня.
При этом устройство данного трафарета было таково, что в него для заполнения можно вставить избирательный бюллетень только лицевой его стороной и это может сделать сам избиратель без посторонней помощи.
Такие трафареты в ряде случаев лучше, чем избирательные бюллетени, изготовленные с использованием шрифта Брайля, так как не все избиратели могут пользоваться таким шрифтом.
В Марокко в соответствии с положениями Органического закона
№ 27-2011 лицу с ограниченными физическими возможностями может быть оказана помощь другим избирателем, о чем должно быть указано в протоколе участкового избирательного органа.
При этом избиратель не может оказывать необходимую помощь при голосовании более чем одному лицу с ограниченными физическими возможностями.
Членам участкового избирательного органа законодательно запрещено оказывать при голосовании какую-либо помощь лицу с ограниченными физическими возможностями.
В Сьерра-Леоне в помощь избирателям инвалидам выдаются трафареты для заполнения избирательного бюллетеня.
В Южно-Африканской Республике в последние годы Избирательная комиссия ЮАР совместно с общественными организациями инвалидов, в частности Национальным советом общества слепых, предприняла ряд мер по созданию условий для участия избирателей-инвалидов в голосовании.
Так, был разработан единый трафарет для избирателей-инвалидов, в том числе с различными нервно-психоматическими заболеваниями, а также престарелых избирателей с тем чтобы они могли самостоятельно (без помощи других лиц) заполнить избирательный бюллетень.
При проведении 22 апреля 2009 года парламентских выборов 21 апреля началось досрочное голосование, в котором вправе принимать участие инвалиды, беременные женщины, а также полицейские и военные, которые несут службу в день основного голосования – 22 апреля.
В некоторых государствах Африканского континента законодательно предусмотрены депутатские квоты для обеспечения представительства инвалидов либо некоторые исключения из перечня критериев для избрания в выборный орган.
Так, в Кении 4 марта 2013 года были проведены первые с 1996 года выборы членов двухпалатного парламента (Национальной ассамблеи и Сената).
При этом из 350 членов Национальной ассамблеи 337 человек избираются на всеобщих прямых выборах, а 13 наделяются полномочиями в ином порядке:
- 12 (из 13) мандатов членов Национальной ассамблеи распределяются на пропорциональной основе – парламентской квоте (с учетом количества депутатских мандатов, полученных на прошлых выборах в Национальную ассамблею) между парламентскими политическим партиями с целью обеспечения представительства соответствующих социальных групп, в частности, молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, рабочих; еще один мандат выделяется Председателю Национальной ассамблеи, который становится парламентарием по занимаемой должности.
Для регистрации кандидатов в депутаты Национальной ассамблеи – нижней палаты парламента молодые кандидаты, женщины и лица с ограниченными физическими возможностями вносят избирательный залог в размере 10000 кенийских шиллингов, иные кандидаты – 20000 кенийских шиллингов. Избирательный залог не возвращается;
- 47 (из 67) членов Сената избираются на всеобщих прямых выборах, а 20 наделяется полномочиями в ином порядке.
Так, 16 (из 20) мандатов распределяются на пропорциональной основе – парламентской квоте (с учетом количества депутатских мандатов, полученных на прошлых выборах в Сенат) между парламентскими политическим партиями, два мандата (один – для мужчины и другой – для женщины) в возрасте от 18 до 34 лет, два мандата для лиц с ограниченными физическими возможностями (один – для мужчины и другой – для женщины), дополнительный (68-й) мандат может выделяться
Председателю Сената, который становится парламентарием в силу занимаемой должности.
В Лесото предусмотрено, что депутатом Национального собрания – нижней палаты парламента может быть избрано лицо, которое должно:
- быть в возрасте 21 года и старше;
- быть гражданином Лесото;
- говорить и, если не является лицом с ограниченными физическими возможностями, читать и писать на государственных языках Лесото (на английском языке и языке сесото) в такой степени, чтобы свободно принимать участие в осуществлении парламентских процедур.
Таким образом, для лиц с ограниченными физическими возможностями данный критерий полностью не применятся.
6. Некоторые международные документы
1. Декларация о правах инвалидов (провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года)
2. Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года.
3. Резолюция 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» (13 декабря
2006 года)
4. Резолюция ПАСЕ 1642 (2009) «Доступ к правам для инвалидов и их полноценное активное участие в жизни общества» (Страсбург, 26 января 2009 года)
5. Рекомендация ПАСЕ 1854 (2009) «Доступ к правам для инвалидов и их полноценное активное участие в жизни общества» (Страсбург, 26 января 2009 года)
6. Руководство по наблюдению за использованием новых технологий (*) (Варшава, 2013 год).
Так, в Руководстве отмечается, в частности, что обеспечение надлежащих условий для реализации людьми с ограниченными возможностями своего права голоса соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, предусмотренного параграфом 7.3 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года, а также обязательствам по обеспечению эффективного предоставления избирательных прав лицам с ограниченными возможностями, как это предусмотрено статьей 29 Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 года. Государства-участники часто включали в свое законодательство возможность надомного (мобильного) голосования для пожилых или больных людей, а также особые механизмы голосования для людей с ограниченными возможностями, включая средства для доступа инвалидных кресел на отдельных избирательных участках в Австрии и возможность голосовать по почта для инвалидов в Польше. Конкретные правовые минимальные стандарты для избирателей с ограниченными возможностями приняты в Соединенных Штатах Америки, где оборудование каждого избирательного участка должно было обеспечить доступ избирателей с ограниченными возможностями, а также избирателей, говорящих на языке меньшинства. В Словении законодательство предусматривает специальные избирательные участки для избирателей с ограниченными возможностями. Кроме того, специальные меры с целью облегчения голосования людей с проблемами со зрением были приняты в Австрии, Финляндии, Кыргызстане, Латвии, Нидерландах, Польше, Испании и Соединенных Штатах Америки, как правило, путем использования накладок со шрифтом Брайля.
С другой стороны, большое количество избирательных участков не являлись, по наблюдениям, легко доступными для людей с ограниченными возможностями в Армении, Азербайджане, Беларуси и России. Доступ инвалидов на избирательные участки также вызвал обеспокоенность в Румынии, Испании, Швейцарии и Турции. Подобные проблемы наблюдались также в отношении права голоса лиц с нарушениями зрения во Франции и Румынии. В Румынии властям было рекомендовано организовывать кампании информирования избирателей с нарушениями зрения об их праве на получение помощи. Кроме того, в Беларуси, России 2012, и Турции были рекомендованы дальнейшие действия по улучшению доступа для избирателей с ограниченными возможностями.
7. Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (Новая редакция от 16 мая 2011 года)
Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук
* Опубликовано Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Ul. Miodowa 10 00 -251 Warsaw Poland http://www.osce.org/odihr © БДИПЧ ОБСЕ, 2013. Все права защищены. Содержание настоящей публикации может бесплатно копироваться и использоваться в образовательных и других некоммерческих целях при условии, что каждое такое воспроизведение будет сопровождаться указанием БДИПЧ ОБСЕ в качестве источника.